Научная статья на тему 'Виктимное поведение личности в социокультурных процессах техногенной цивилизации'

Виктимное поведение личности в социокультурных процессах техногенной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виктимное поведение / виктимология / духовность / социокультурные процессы / социология права / віктимна поведінка / віктимологія / духовність / соціокультурні процеси / соціологія права

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безукладова Л. В.

В статье рассматривается специфика виктимологии как отдельной отрасли знания о девиантных формах поведения личности в обществе с одной стороны, и её способностях к возрождению духовности – с другой. Анализируются особенности проявления виктимности в контексте социокультурных процессов современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Віктимна поведінка особистості в соціокультурних процесах техногенної цивілізації

У статті розглядається специфіка віктимології як окремої галузі знання про девіантни форми поведінки особистості в суспільстві з одного боку, та її здатність до відродження духовності з іншого. Аналізуються особливості прояву віктимності в контексті соціокультурних процесів сучасної цивілізації.

Текст научной работы на тему «Виктимное поведение личности в социокультурных процессах техногенной цивилизации»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том24 (63). 2011. №2. С. 181-188.

УДК 316.3:[130.2+34]

ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССАХ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Безукладоеа Л. В.

В статье рассматривается специфика еиктимологии как отдельной отрасли знания о девиантных формах поведения личности в обществе с одной стороны, и её способностях к возрождению духовности - с другой. Анализируются особенности проявления виктимности в контексте социокультурных процессов современной цивилизации.

Ключевые слова: виктимное поведение, виктимология, духовность, социокультурные процессы, социология права.

Цель предлагаемой статьи - раскрытие сущности виктимного поведения личности в социокультурных процессах техногенной цивилизации.

Объектом выступают социокультурные особенности техногенного цивилизационного развития, а предметом - специфика виктимного (отклоняющегося от норм безопасности) поведения индивида в современном обществе.

Актуальность. Глубокие изменения в социальной структуре современного общества переходного периода обнажают проблему девиантного поведения, способствуют акцентированию исследовательского внимания на его ключевых характеристиках и формах, а также роли и месте этого феномена в динамике социокультурных процессов техногенной цивилизации.

В рамках виктимологии как самостоятельной дисциплины, сложившейся на базе социологии права, изучающей одну из форм девиантного поведения личности -виктимное поведение, анализируются проблемы соотношения различных факторов социального и индивидуального порядка и образа жизни, влияющих на роль жертвы в генезисе преступления.

Новизна. Исследованием виктимного поведения личности занимаются многие социологи, политологи и философы, однако проблема рассмотрения этого феномена с точки зрения диалектики социальных трансформаций и происходящего в современную эпоху процесса возрождения духовности остаётся не до конца изученной. Предлагаемая статья является первым шагом на пути восполнения данного «пробела» в исследовательской практике.

Следует, прежде всего, отметить, что под духовностью мы понимаем такую ключевую в истории культурную универсалию, которая остается неким инвариантом цивилизационного развития в качестве доминирующего вектора ценностных ориентаций отдельного индивида, той или иной общности людей или

локальной цивилизации в целом, основанного на категориях добра, разума, гармонии и справедливости, взятых в их органическом единстве. При этом необходимо иметь в виду, что в каждую историческую эпоху духовность, как феномен культуры, всегда выступает в той или иной конкретно-исторической форме. Задача поэтому заключается в том, чтобы посредством философской рефлексии выявить, в какой именно исторически возможной форме духовность способна стать ядром формирующейся ныне социокультурной парадигмы, и способна ли она выступить неким регулятором поведения личности в обществе.

С давних времен философы обсуждали вопрос об ответственности человека не только за свои действия, но и мысли. Индивид, живя в обществе, с одной стороны, подчиняется культуре, обычаям, традициям, всё более и более социализируется, а с другой - будучи личностью, зачастую теряет свой подлинный человеческий облик.

Французский философ Люсьен Сэв утверждает, что личность - есть живая система общественных отношений, которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают в качестве последнего. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире [7, с. 191]. Развитие личности предполагает совершенствование психических и духовных качеств, основных сфер (эмоциональной, волевой, мотивационной) человека.

Значение личности по мере цивилизационного прогресса постоянно возрастает во всех сферах жизни - в системе экономических, производственных, социальных, научно-технических, организационно-управленческих и других отношений, в развитии культуры. В сущности, речь идет о двустороннем процессе: личность должна заботиться о благе общества, а общество - о предоставлении личности всех возможностей ее развития. Это означает взаимную ответственность общества и личности. Человек может рассчитывать на прогресс общества, а тем более -цивилизации, лишь сознательно организуя свою деятельность в широком социальном масштабе.

Современный этап общественного развития выдвинул на одно из первых мест идею увеличения эффективности человеческого фактора, связанную с повышением его активной роли в жизни общества. Однако для реализации этого, то есть для утверждения действительно активной роли человека в общественной жизни, не обойтись без дальнейшего совершенствования всей системы общественно-политического устройства государства, его правовой основы и так далее.

Прогресс во имя человека и с помощью человека - что это значит? Прежде всего, понять человека, войти в мир его интересов, потребностей, ожиданий, постичь мотивацию его действий. Словом, увидеть в нем личность. Ведь общество -это конкретные люди, у них конкретные интересы, свои радости и драмы, свои представления о жизни, ее действительных и мнимых ценностях. Человек - вот действительное общественное богатство; существующие противоречия должны разрешаться их гармоническим слиянием, при котором в личности воплощается все богатство общественных целей и интересов, а развитие общества направлено на более полное удовлетворение реальных разумных потребностей людей.

Рассмотрим виктимное поведение личности в социокультурных процессах и проанализируем общетеоретическое содержание основного понятия виктимологии -виктимности. Изучение свойств субъекта, объекта, среды приводит к выводу, что понятие виктимности следует рассматривать как свойство отклоняющейся от норм безопасности активности личности, что ведет к повышенной уязвимости, доступности и привлекательности жертвы социально опасного проявления. Указанное соционормативное понимание виктимности зиждется на определении безопасного поведения, на презюмировании существования «виктимологической» нормы.

Но каким образом можно определить, что такое норма безопасного поведения? Для ответа на этот вопрос логически правильно было бы определить состояние социальной безопасности и свойственные ему нормативные регуляторы и через них - охарактеризовать виктимные отклонения от подобного рода норм. Безопасность, как состояние, либо качество защищенности от реальных или потенциальных угроз, страха, неуверенности, депривации и иных лишений играет важную роль в современной концепции миропонимания [6, с. 18].

Виктимология сегодня - это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в пограничном состоянии (жертвы преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцы, социальные организации и пр.), и мерах помощи таким жертвам.

Виктимность является специальным предметом в целях выяснения основного вопроса виктимологии, в силу каких причин и при наличии каких условий некоторые лица становятся жертвами преступлений, в то время как других эта опасность минует.

В работах виктимологов виктимность в наиболее обобщенном виде характеризуется как системное универсальное свойство организованной материи становиться жертвой преступления в определенных конкретно исторических условиях [8, с. 112].

Виктимность можно рассматривать как:

— индивидуальная (описывающая потенциальную возможность лица стать или становиться жертвой преступления);

— видовая (характеризующая жертв определенных групп преступлений);

— групповая (определяющаяся ролевыми, социальными, демографическими, биофизическими качествами и характеристиками жертв преступлений);

— массовая (как наличие реальной или потенциальной возможности для определенной социальной группы становиться жертвой преступлений или злоупотребления властью) [2, с. 74];

Рассмотрим понятие индивидуальной виктимности. Индивидуальная виктимность понимается как отклонение от норм безопасного поведения личности, детерминируется также антагонизмом между уровнями признания (социальный аспект), возможностей (психический аспект) и притязаний (моральный аспект).

Таким образом, теоретически весьма привлекательной выглядит высказанная В.П. Коноваловым идея о том, что понятие виктимности как свойства отклоняющейся от норм безопасности активности личности, приводящего к повышенной уязвимости, доступности и привлекательности жертвы социально

опасного проявления, зиждется на определении безопасного поведения, на определении «виктимологической» нормы [5, с. 172].

Подводя итоги сказанному, отметим, что одно лишь поведение в процессе совершения преступления не может служить классификационным критерием определения видов и характеристик виктимности. Личность человека - сложное образование, не сводимое исключительно к единовременным проявлениям социальной активности. В основе подобных классификаций должна лежать деятельность личности, ее социальные роли, психический и энергетический потенциал.

Уже давно было замечено, что поведение преступника и его жертвы коррелируются, дополняя друг друга. Можно сказать, что они играют в одну игру в согласии с установленными в самом начале из взаимодействия правилами, и в данном случае не важно, осознается или нет сторонами конфликта знание правил и готовность им следовать. Девиантное поведение одного человека (группы лиц) создает объективные предпосылки для вхождения «в игру» новых лиц [4, с. 21].

Значимые проявления личности в различных сферах жизнедеятельности еще не характеризуют личность как целостность. Рациональная жертва-провокатор вполне может стать рецидивной жертвой в результате импульсивных реакций страха, вызванных агрессивным воздействием. Универсальным критерием таксономии жертв преступлений являются психологические свойства и качества личности.

В силу этого в зависимости от характеристики мотивации ведущей виктимной активности представляется возможным выделить следующие виды жертв преступлений:

1. Импульсивная жертва, характеризующаяся преобладающим бессознательным чувством страха, подавленностью реакций и рационального мышления на нападения правонарушителя.

2. Жертва с утилитарно-ситуативной активностью. Добровольные потерпевшие. Рецидивные, «застревающие» жертвы, в силу своей деятельности, статуса, неосмотрительности в ситуациях, требующих благоразумия, попадают в криминальные ситуации.

3. Установочная жертва. Агрессивная жертва, «ходячая бомба», вызывающим поведением провоцирует преступника на ответные действия.

4. Рациональная жертва. Жертва-провокатор, сама создает ситуацию совершения преступления и сама попадает в эту ловушку

5. Жертва с ретретистской активностью. Пассивный провокатор, который своим внешним видом, образом жизни, повышенной тревожностью и доступностью подталкивает преступников к совершению правонарушений.

Развитие моделей поведения жертв в указанном направлении открывает, на наш взгляд, определенные перспективы исследований взаимодействия преступника и его жертвы и познания новых закономерностей виктимизации населения.

Разве нет необходимости знать, как говорится, в «лицо» человека или коллектив, ставших потерпевшими от преступления? Почему, в силу каких обстоятельств, именно его (их) выбрали на роль жертвы? Нет ли их «вины» в этом? Слово «вина» не случайно поставлено в кавычки, потому что нельзя трактовать это понятие в прямом смысле. Речь идет о вине, скорее, в этическом, моральном плане, когда состояние и поведение потерпевшего оценивается с позиции норм морали.

Необходимость отслеживания виктимологической информации при виктимном поведении личности определяется рядом обстоятельств:

— во-первых, преступлению нередко предшествуют события, происшедшие задолго до самого преступления, но имеющие прямое отношение к мотивам и целям поведения преступника, эти события нередко связаны с личностью и поведением жертвы преступления.

— во-вторых, восстановление картины преступления, нередко искажаемой преступником, если жертвы нет в живых, может быть достигнуто за счет изучения личности и поведения данной жертвы;

— в-третьих, оценить объективность информации, полученной от потерпевших, можно только тогда, когда хорошо известно, что они собой представляют в плане индивидуальных способностей восприятия и воспроизведения информации и субъективного отношения к истине, желания или нежелания способствовать ее установлению;

— в-четвертых, исследование и учет личностных и поведенческих характеристик жертв преступлений, поведение которых провоцировало или иным образом способствовало совершению преступлений.

Личностные качества жертвы преступного посягательства также накладывают свой отпечаток на особенности организации раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, как отмечает в своей работе Возгрин И.А., посвященной принципам методики расследования [3, с. 66].

Интерес к проблеме общечеловеческих ценностей как основных регуляторов социальной активности в наши дни вполне закономерен. Люди устали от неизвестности, от агрессивной внешней среды, от страха за свою жизнь и благосостояние, от явно или скрыто проявляемых и, нужно сказать, идеологически обоснованных тенденций к агрессивной глобализации техногенной цивилизации.

Антигуманизм и жестокость любой бюрократической системы, принижая значимость личности, способствуют дегуманизации общественного сознания, формированию виктимного поведения, снижению значимости человеческой личности как самоценности.

Так, Будда в Бенаресской проповеди повествовал о четырех благородных истинах, изменивших мировоззрение значительной части населения земного шара: «Всякое существование есть страдание. Мир полон страдания. В нем существуют болезни и смерти, разлука с теми, кто нам дорог, душевные муки. Страдание имеет причину, которая заложена в самом человеке. Ум человека жаждет наслаждений, славы, власти, богатства. Не имея чего-то, он страдает, завидуя тому, кто владеет большим. Получив, все равно не может успокоиться, поскольку не хочет довольствоваться тем, что имеет, и всегда хочет большего. Страдание можно прекратить, для чего нужно освободиться от привязанности к жизни. Освободиться от привязанности к жизни не значит умереть. Смысл в том, чтобы радоваться тому, что имеешь, не зависеть от этого обладания, не быть к нему привязанным и отпускать с миром то, что уходит... Существует путь, ведущий к избавлению от страданий. Это благородный срединный восьмеричный путь, состоящий из праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведной медитации, праведного созерцания».

Указанные принципы праведной жизни, повторяясь в том или ином воплощении в большинстве мировых религий, указывают путь нейтрализации бессознательного стремления людей к самоуничтожению, к агрессии и насилию. Нет нужды говорить о том, что развитие цивилизации, культуры, формирование гармоничных социальных отношений волей-неволей способствует нейтрализации деструктивных социальных тенденций в техногенной цивилизации.

Конкретные лица могут быть как бы предназначены стать жертвой преступления в силу, во - первых, своих психологических и поведенческих особенностей и, во - вторых, ролевой специфики и групповой принадлежности.

Виктимное поведение личности, то есть предрасположенность стать жертвой предполагает наличие таких личностных черт, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении - склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам. К этой же группе нужно отнести и тех, кто еще и ведет определенный образ жизни, вращаясь среди тех, кто представляет для них опасность. Это бродяги, проститутки, наркоманы, алкоголики, профессиональные преступники. Весьма распространенными взаимоотношениями между убийцей и его жертвой являются длительные и интенсивные личные, часто интимные отношения. Такие отношения как один из мотивообразующих факторов бытовых убийств и причинения вреда здоровью развиваются, как правило, постепенно, превращаясь в конфликтное, а затем и в агрессивное поведение. Среди форм виктимного поведения, предшествующего убийствам, следует особо выделить провокацию, т. е. действия потерпевшего в виде угроз насилия, оскорбления, часто при совместной выпивке.

В социокультурных процессах можно наблюдать следующие формы провокации. Активная форма провокации - это обычно действия потерпевшего, создающие большую опасность для его жизни, в силу своего социального положения, свойств характера или недостаточной физической силы, не посмеет ответить. Так нередко случается в армии и местах лишения свободы. При совершении бытовых преступлений часто имеет место ошибочная оценка возможной реакции члена семьи, ставшего объектом провокации. Потерпевшие, как правило, убеждены в том, что семейные традиции или страх удержат провоцируемого от применения насилия.

Пассивная форма провокаци встречается реже, чем активная, и связана с невыполнением потерпевшим обязанностей, вытекающих из общественных, товарищеских, семейных и иных отношений. Провокации в той и другой форме чаще всего имеют длительный характер и протекают в рамках конфликтных ситуаций. Долговременное неприятное воздействие на психику человека «аккумулирует» в нем ненависть и, в конечном итоге, может привести к тому, что какой-нибудь мелкий инцидент порождает бурную реакцию. Постоянное провокационное поведение жертвы часто предшествует убийству ближайших членов семьи.

Несознательная провокация, когда будущий потерпевший не отдает себе отчета в том, что его неосторожный поступок может вызвать такую реакцию, которая приведет к опасным последствиям.

Однако, ни в коем случае не следует считать провокацией, например, справедливые замечания граждан хулиганам и дебоширам, которые из-за

отрицательных ориентации и навыков или черт характера могут расценивать такое замечание как оскорбление и повод для мести.

Другой формой виктимного поведения потерпевшего является его неосторожность. Виктимологическая профилактика - одно из наиболее важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия реализуются, образно говоря, не со стороны преступника, а со стороны жертвы. Это деятельность правоохранительных органов, общественных организаций, социальных институтов по выявлению и устранению обстоятельств, формирующих «виновное» поведение жертвы, установление людей, составляющих группу криминального риска, и применение к ним профилактических мер [1, с. 92]. Виктимологическая профилактика может осуществляться как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп, так и конкретных лиц. Обязательно нужно иметь в виду нравственный вред, поскольку преступление всегда посягает на нравственные устои общества. Нравственный вред наиболее масштабен. К нему тесно примыкает ущерб, наносимый культурным, религиозным, национальным ценностям, политике государства и его отдельным субъектам. Не все преступления посягают на нравственность и не все, конечно, имеют психотравмирующий, эмоциональный эффект.

Выводы. Многие социологи, философы и психологи на вопрос «Чего больше всего не хватает современной молодёжи, где ключ к устранению многих нравственных и социальных проблем?» ответят одним словом - духовности. Отвечая на этот вопрос, добавим, что истоком подобных проблем является виктимное поведение личности, сама бессознательная ориентация индивида на отклонение от норм безопасности. Статистика по правонарушениям за 2010 год в Украине показывает, что общее количество преступлений выросло на 10 процентов. В то же время, преступления, связанные с насилием сократились на 15 процентов. Рост преступности увеличился за счет краж.

Существование человека в сфере духовности подчинено совершенно другой логике, другим целям и ценностям. Добро, истина, красота, свобода, творчество, труд, справедливость - фундаментальные категории конституирования духовности. Духовность, как традиция, как культурный контингент, возникает не вдруг. Она всегда существовала в контексте тех или иных социокультурных процессов, имела длительную и противоречивую историю своего становления, складываясь в определенную систему.

Философия обладает многовековым опытом размышления над проблемой духовности. Какова роль духовности в преодолении виктимного поведения? На этот вопрос ещё предстоит ответить, используя достижения тысячелетней мыслительной культуры. Каково соотношение философии, социологии и правовых наук с виктимологией? Уже сегодня можно с уверенностью заявить, что у них общая методология. Так как виктимологические исследования представляют собой некую разновидность социальных исследований, то вполне целесообразным является применение в её рамках методов социологии права. Методология любого исследования, как и собственно виктимологического, зависит от предмета и объекта исследования. Виктимология как отдельная отрасль знания об обществе в целом и виктимном поведении личности - в частности, практически не связана со вторжением в сферу личных прав и свобод индивида. В изучении девиантных форм

поведения она особое внимание уделяет природному началу - естественному человеческому инстинкту самосохранения, присущему людям, стремлению к самозащите.

Список литературы

1. Васильев B.JL Юридическая психология / Васильев B.JL - М.: Юридическая литература, 1991., - 137 с.

2. Варчук Т.В. Вишневецкий К.В. Викгимология / Варчук Т.В. - М.: Юнити-Дана, 2008., - 192 с.

3. Возгрин И.А. Принципы методики расследования отдельных видов преступлений / Возгрин И.А. - Л., 1977. -74 с.

4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Гилинский Я.И. // Социологические исследования - 1991. - № 4. - 95 с.

5. Коновалов В.П. Виктимность и ее профилактика. Виктимологические проблемы борьбы с преступностью / Коновалов В.П. - Иркутск, 1992. - 212 с.

6. Костенко О.М. Проблемы криминологической безопасности // Костенко О.М./ Правова держава. - 1999. - Вип.Ю. - 115 с.

7. Лазарев Ф.В. Славянское древо: книга судеб / Лазарев Ф.В. - Симферополь: СОНАТ, 2003. -248 стр.

8. Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений / Ривман Д.В. — Л., 1975. - 127 стр.

Безукладова Л.В. В1ктимна поведшка oco6iictoctí в соцюкультурних процесах техногенно!" цивШзацй // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету ím. В. I. Вернадського. Сер1я: Фшософ1я. Культуролопя. Полшшопя. Соцюлопя. - 2011. - Т. 24 (63). - № 2. - С. 181188.

У статп розглядаегься специфпса в1кгимологп як окремо! галуз1 знания про дев1антни форми повед1нки особистосп в сустльств1 з одного боку, та II здатшсть до вщродження духовносп - з ¿ншого. Анатзуються особливосп прояву bíkthmhoctí в контекста соцюкультурних процеав сучасно! цивш1защ1.

IGik)40bí слова: вжтимна повед1нка, вжтимолог1я, духовшсть, сощокультурш процеси, сощолог1я права.

Bezukladova L.V. Provocative behavior in personality socio-cultural processes of technological civilization // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. -2011. - Vol.24 (63). -№2. -P. 181-188. The article deals with specifics of victimology as a distinct branch of knowledge about the deviant forms of behavior of the individual in society on the one hand, and its capacity to the revival of spirituality - on the other. The features of manifestations of victimization in the context of the socio-cultural processes of modern civilization.

Key words: provocative behavior, victimology, spirituality, socio-cultural processes, sociology of law.

Статья поступила в редакцию 10.11.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.