Научная статья на тему 'Виктимизация в процессе учебной деятельности'

Виктимизация в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВИКТИМИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / IDENTITY OF A JUVENILE / EDUCATIONAL INSTITUTION / VICTIMIZATION OF JUVENILES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Андрей Игоревич

Социализация молодежи в современной российской системе образования нередко носит характер процесса виктимизации. Происходящие социальные процессы, связанные с модернизацией образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, изменениями социально-экономического характера привели к тому, что все более актуальной становится проблема профилактики деформаций учителей и обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victimization during Learning Period

Socialization of youth in the contemporary Russian educational system has got some features of victimization. Current social processes connected with updating of education, general victimization and criminalization of the society and social and economic changes have made the problem of deformation of teachers and learners more urgent.

Текст научной работы на тему «Виктимизация в процессе учебной деятельности»

УДК 343.9 © А. И. Савельев, 2011

Виктимизация в процессе учебной деятельности

А. И. Савельев *

Социализация молодежи в современной российской системе образования нередко носит характер процесса виктимизации. Происходящие социальные процессы, связанные с модернизацией образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, изменениями социально-экономического характера привели к тому, что все более актуальной становится проблема профилактики деформаций учителей и обучаемых.

Ключевые слова: личность несовершеннолетнего, образовательное учреждение, виктимизация подростков.

В юридической литературе довольно часто отмечается влияние образовательного уровня на личность человека, его социализацию и степень виктимизации. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего в исполнении своих социальных функций, зависящих в определенной степени от его успехов в учебной деятельности. По справедливому мнению исследователей, современное образование является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества — сегодня оно оказалось в самом сердце проблем, связанных с развитием личности и различных сообществ 1 . Задача образовательного процесса заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить себя в реализации своих личных планов и интересов. При этом необходимо отметить, что воспитание детей, защита их прав и законных интересов является обязанностью любого общества. Молодежь как социальнодемографическая группа проходит воспитание и формирование в системе господствующих общественных отношений. На уровень развитости подобных отношений огромное воздействие оказывает законодательное регулирование процесса получения образования.

В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы образовательной деятельности 2. Кроме того, отношения в сфере образования регламентируются указами Президента Российской Федерации, большим количеством норма-

тивных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено указанными выше законами и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минз-дравсоцразвития России и др.

Безусловно, большая роль в системе виктимоло-гической профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних должна отводиться образовательным учреждениям. Именно в процессе обучения подростки получают первоначальные навыки общения в коллективе, происходят процесс становления их личности и социализация. Мероприятия викти-мологического характера в отношении несовершеннолетних должны строиться с учетом особенностей развития их психики и возраста. Именно образовательные учреждения имеют наибольшие возможности для виктимологической профилактики с учетом этого условия. Однако виктимологический аспект педагогической профилактики остается в методическом отношении мало разработанным для учебной и воспитательной формы педагогической работы с несовершеннолетними. В отличие от отечественной практики, в Западной Европе и США почти во всех учебных заведениях, от начальной школы до высших учебных заведений, проводятся занятия по прикладной виктимологии, где желающие могут не только прослушать лекции, но и пройти специальный тренинг: освоить приемы самозащиты и выработать навыки оптимального поведения в экстремальных ситуациях 3.

Представляется, что использование зарубежного опыта в реализации этого аспекта виктимологи-ческой профилактики позволило бы в значительной степени повысить эффективность профилактиче-

Постоянный автор нашего журнала.

*

ского воздействия на несовершеннолетних со стороны образовательных учреждений различного уровня как субъектов виктимологической профилактики. В связи с этим можно согласиться с учеными, которые предлагают «разработать и внедрить в воспитательный процесс детских дошкольных учреждений и в образовательный процесс учебных заведений специальные программы по виктимологическому воспитанию детей и подростков» 4.

Анализируя проблему виктимизации несовершеннолетних в процессе учебной деятельности, нельзя обойти вниманием один из аспектов формирования личности подростков, который тесно связан с их сексуальным развитием. Сексуальное созревание, которое происходит в этом возрасте, обостряет интерес подростка к проблеме взаимоотношений полов, интимной (половой) жизни человека. Для подростка, по выражению А. С. Макаренко, характерен «естественный взрыв полового любопытства» 5. Юношеская гиперсексуальность начинает активно проявляться у мальчиков уже в подростковом возрасте, требует особо внимательного отношения к проблеме их полового воспитания. Там, где приобщение к сексуальной жизни происходит в раннем возрасте или в циничных обстоятельствах, возникает реальная возможность деморализации личности юноши или девушки и формирования у них отрицательного, потребительски-развлекательного отношения к лицам противоположного пола, неспособность управлять своими инстинктивными началами и, как следствие этого, неспособность к моногамии, сохранению надежности и верности в браке 6.

В качестве примера, иллюстрирующего отклонения в сексуальном развитии подростков, следует назвать случай, происшедший в Красноярском крае. 7 февраля 2011 г. ученик седьмого класса напал в туалете общеобразовательного учреждения на малолетнего и совершил в отношении него насильственные действия сексуального характера. При этом одноклассник злоумышленника записывал все происходящее на камеру мобильного телефона 7. По данному факту следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 132 УК РФ — насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста. Учителям, которые «недосмотрели» за учениками, объявили выговор. В этот же период в Сибирском регионе зафиксирован второй случай дерзкого нападения на учащихся школы, т. е. в то время, когда дети находятся под максимально строгим присмотром. Преступник беспрепятственно прошел в школу, поскольку не было охраны. По данным расследования, 28 января 2011 г. девочка вышла во время урока из класса и направилась в туалетную комнату. В коридоре ее увидел злоумышленник, который совершил насильственные

действия сексуального характера и впоследствии скрылся. Лишь на следующий день работники школы стали осуществлять контроль входящих, чтобы предотвратить подобные преступления.

Проблемой, связанной с возможностью виктимизации подростков в процессе учебной деятельности, являются трудности во взаимоотношениях педагогического коллектива и обучаемых. По действующему законодательству, по сравнению со школьниками, учитель ограничен в правах. Почти каждый обучающийся знает, что он имеет право «на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений» 8. Поэтому учителя нередко тратят время урока и стараются убедить, что в процессе проведения учебных занятий не следует отвлекаться на разговоры по мобильному телефону, разговаривать, грубить учителю, прогуливать уроки и т. п. Нередко в ходе воспитательной работы учителя позволяют себе действия, несовместимые с педагогической этикой. Так, в 2010 г. в Хабаровском крае было возбуждено уголовное дело против учителя, который применял насилие в отношении школьников. По сведениям, полученным из прокуратуры края, учитель труда, желая пресечь неоднократные нарушения дисциплины в классе, избил 14 шестиклассников 9. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что данный случай в школе — отнюдь не единственный. В настоящее время учитель уволен с занимаемой должности с формулировкой «за применение методов воспитания, связанных с физическим насилием над личностью обучающихся» (ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации 10). По факту насилия в школе возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Определенный интерес вызывают ситуации, в которых обучаемые по тем или иным причинам становятся потерпевшими в результате различных конфликтов в среде сверстников. Принципиальное значение здесь имеет местонахождение учащегося. Так, если вред здоровью причинен непосредственно на уроке, виноват, вне всякого сомнения, учитель. Как представитель школы он обязан принять меры для того, чтобы не допустить причинение любого (даже незначительного) вреда здоровью учащихся (в том числе в результате драки). Родители, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации 11, должны предъявлять претензии не учителю, а школе. Когда ученик прогуливает занятия и становится жертвой преступления, школа не несет ответственности, поскольку подросток не находился под надзором школы.

Виктимизация несовершеннолетних в процессе учебной деятельности неразрывно связана с та-

ким социальным явлением, как буллинг. Английское слово буллинг (bullying, от bully — хулиган, задира, грубиян) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Это житейское понятие в последние 20 лет стало обозначать международное социально-психологическое и педагогическое явление, за которым стоит совокупность социальных, психологических и педагогических проблем 12. Как правило, буллинг включает четыре основных компонента:

— агрессивное поведение;

— негативное поведение, которое осуществляется регулярно;

— ситуация, когда участники конфликтной ситуации не обладают одинаковой властью;

— умышленная агрессия.

Буллинг — явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48% из них, в том числе 15% их — неоднократно. Сами занимались этим 42%, при этом 20% опрошенных — многократно 13.

Обычно речь идет об отношениях, складывающихся в подростковой среде. Жертвами буллинга становятся замкнутые и застенчивые подростки, с низкой самооценкой, склонные к депрессиям, они чаще своих ровесников думают о самоубийстве, не имеют друзей и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

Вместе с тем существует и другая, численно меньшая, категория жертв буллинга, так называемые про-вокативные жертвы. Часто это дети, испытывающие трудности в учебе или страдающие расстройством внимания и повышенной возбудимостью. Хотя эти дети по природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у одноклассников, учителя их тоже не любят, что делает их легкой добычей и жертвами буллинга и способствует закреплению социально невыгодных психологических черт и стиля поведения 14.

Буллинг часто существует в отношениях между учителями и учащимися. Одни учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие сами подвергаются буллингу со стороны учащихся. Психологически эти процессы тесно взаимосвязаны. В средствах массовой информации, сети «Интернет» иногда освещают подобные случаи. Так, большой резонанс общественности вызвал случай с избиением 73-летнего Заслуженного учителя физкультуры в Иркутске, которого на протяжении трех месяцев избивали девятиклассники. На видео, размещенном в сети «Интернет», запечатлено, как несколько подростков избивают в спортза-

ле пожилую учительницу физкультуры: они бьют ее ногами, таскают по полу.

Довольно часто потерпевшие несовершеннолетние, подвергшиеся буллингу, скрывали факты насилия, совершенные в отношении них, не желали привлечь к ответственности обидчиков. Основными мотивами такого поведения являются: боязнь расправы со стороны сверстников за «предательство», слабость характера, чувство ложного товарищества, неверие в возможность помощи. Лишь незначительное число потерпевших заявляют о случаях насилия в отношении себя, преступных посягательствах в отношении сверстников.

С учетом изложенного можно считать, что бул-линг в определенных ситуациях является начальной стадией процесса виктимизации, поскольку часто остается вне поля зрения, формируя, с одной стороны, у подростков и взрослых, его применяющих, чувство безнаказанности, вседозволенности, а также нетерпимое отношение к интересам и чувствам окружающих, с другой — затрудняет сопротивление ему со стороны отдельно взятого индивида, способствуя криминализации атмосферы социальной среды.

В связи с актуальностью складывающейся ситуации МВД России в целях ранней профилактики преступлений среди подростков при поддержке органов исполнительной власти в некоторых субъектах Российской Федерации введены должности школьных инспекторов по делам несовершеннолетних. Эти сотрудники непосредственно осуществляют профилактическую работу среди школьников в учебных заведениях, разъясняют правовые и социальные аспекты преступности родительскому активу. Инспекторам предстоит работать совместно с завучами по воспитательной работе и социальными педагогами. Они прошли обучение по специальной программе, в которую входит курс детской и подростковой психологии.

Необходимо отметить, что в целях снижения преступности в отношении несовершеннолетних сотрудники органов внутренних дел поступают на постоянную работу в школы. Школьные инспекторы раскрывают возникшие в школах подростковые банды, защищают от школьной «дедовщины» младших учеников. Они также предотвращают преступления, которые могут совершить сами подростки. Инспектор может предметно объяснить ученику, какую юридическую ответственность понесет он за проступок, на который его подстрекают, при необходимости поговорит с его родителями. При этом инспекторы защищают и тех, кто становится жертвами краж и буллинга. Известно, что школьники редко жалуются, когда их обижают сверстники, так как боятся прослыть доносчиками. Для того и необходим

инспектор, применяющий методики, позволяющие защитить от насилия и не представить ученика перед сверстниками в невыгодном свете.

В заключение отметим, что все субъекты викти-мологической профилактики в сфере образования должны быть объединены общими целями, информационными и правовыми связями. Кроме того, создание скоординированной системы субъектов профилактики преступлений против несовершеннолетних требует определения оптимального числа работающих в этой сфере субъектов, ответственных за защиту несовершеннолетних от преступных посягательств и имеющих четкую структуру и принципы взаимодействия.

1 См., напр.: Чинков В. Р., Пискунов М. С. Проблемы и перспективы развития образовательных систем европейских стран // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 3. С. 24.

2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Рос. газета. 2009. 21 янв. ; Об образовании : закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 : в ред. от 2 февраля 2011 г. № 2-ФЗ // Там же. 1996. 23 янв. ; О высшем и послевузовском профессиональном образовании : закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ : в ред. от 2 февраля 2011 г. № 2-ФЗ // Там же. 29 авг. ; и др.

3 Криминология : учебник для вузов / под ред. проф. В. Д. Малкова. М., 2006. С. 147.

4 Иванова А. А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 19 ; Нагаев В. В. Виктимология: психолого-правовые аспекты : учебное пособие. Сыктывкар, 2004. С. 5.

5 Макаренко А. С. Книга для родителей // Собр. соч. : в 4-х т. М., 1987. Т. 4. С. 254.

6 Юридическая психология : учебник. М., 2007. С. 51.

7 URL: http://www.newsru.com/crime/17feb2011/rape12yb-schwckrasn.html (дата обращения: 18.01.2011).

8 Об образовании : закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ст. 50). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Новая политика // Интернет-журнал. URL: http://www. novopol.ru/-selskiy-uchitel-izbil-uchenikov-text93254.html (дата обращения: 20.02.2011).

10 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г. : в ред. от 29 декабря 2010 г. № 437-Ф3 // Рос. газета. 2001. 31 дек.

11 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 1995 г. : в ред. от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ // Там же. 1996. 6 февр.

12 Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15.

13 Сексология. Персональный сайт И. С. Кона. URL: http:// sexology.narod.ru/info178.html (дата обращения: 21.02.2011).

14 Дан Ольвеус. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.