Научная статья на тему 'Википедия сквозь призму информационного энвайронментализма'

Википедия сквозь призму информационного энвайронментализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное загрязнение / информационный энвайронментализм / Википедия. / informational pollution / informational environmentalism / Wikipedia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалин Е. А.

Проводится анализ деятельности онлайн-волонтеров интернетэнциклопедии «Википедия» с точки зрения протекции знаний от фронтальной диффузии информационного мусора, перегружающего киберпространство. Констатируется, что массовое сплочение общественных сил в интересах экологизации знаний посредством Википедии принесет максимальную просветительскую пользу всему человечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WIKIPEDIA THROUGH THE PRISM OF INFORMATIONAL ENVIRONMENTALISM

The activity of online volunteers of the Internet encyclopedia Wikipedia is analyzed from the point of view of knowledge protection from frontal diffusion of informational garbage overloading cyberspace. It is stated that the massive rallying of social forces in the interests of greening knowledge through Wikipedia will bring the maximum enlightening benefit to all of humanity.

Текст научной работы на тему «Википедия сквозь призму информационного энвайронментализма»

УДК 159.9

ВИКИПЕДИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИНФОРМАЦИОННОГО ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМА Брызгалин Е.А.

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия E-mail: r0ld@mail.ru

Аннотация. Проводится анализ деятельности онлайн-волонтеров интернет-энциклопедии «Википедия» с точки зрения протекции знаний от фронтальной диффузии информационного мусора, перегружающего киберпространство. Констатируется, что массовое сплочение общественных сил в интересах экологизации знаний посредством Википедии принесет максимальную просветительскую пользу всему человечеству.

Ключевые слова: информационное загрязнение, информационный энвайронмента-лизм, Википедия.

WIKIPEDIA THROUGH THE PRISM OF INFORMATIONAL ENVIRONMENTALISM

Bryzgalin E.A.

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: r0ld@mail.ru

Abstract. The activity of online volunteers of the Internet encyclopedia Wikipedia is analyzed from the point of view of knowledge protection from frontal diffusion of informational garbage overloading cyberspace. It is stated that the massive rallying of social forces in the interests of greening knowledge through Wikipedia will bring the maximum enlightening benefit to all of humanity.

Keywords: informational pollution, informational environmentalism, Wikipedia.

Перманентная гибридизация культуры с сетевыми технологиями оказывает существенное влияние на глубинную реструктуризацию социальной реальности во всеобъемлющем (планетарном) масштабе, значительно расширяя численность членов информационного общества, задействованных в онлайн-деятельности глобального производства, хранения, переработки и потребления информации, главным образом высшей ее формы -знаний.

Так вслед за техногенезом свершившейся цифровой революции (тотальной компьютеризации и интернетизации) произошел ощутимый конвергентный сдвиг в сторону сверхинтенсивного инфогенеза, повлекшего за собой становление информационной эпохи, отдельной проблематикой которой является аспектация информационного взрыва - лавинообразного нарастания (взрывного роста) скорости и объема многообразных структурированных и неструктурированных виртуальных данных (т. н. больших данных). Именно во Всемирной сети как крупнейшей составной части информационной экосистемы (инфосферы) при использовании мультимодальных цифровых орудий активизировалась мощнейшая циркуляция информации.

В этом контексте информационный век стал характеризоваться избыточным информационным загрязнением и шумом, что зачастую приводит к трудностям их фильтрации, информационной перегрузке, проблемам концентрации внимания (отвлечению), снижению производительности от медиамногозадачности, потере времени на поиск необходимых материалов, стрессу, усталости, тревожности, поляризации и радикализации общественных мнений и т. д. При этом психологические исследования показывают, что значительная часть людей не проявляет должного критического анализа (осмысления) практически любой информации, опубликованной в интернете, будь то фальшивой (ложной) либо ошибочной (искаженной), проявляя к ней высокую степень доверия, если она выглядит достаточно правдоподобно; причем субъекты могут не испытывать к дезинформации (постправде/постистине) такого рода абсолютно никакого отторжения, скептицизма и потребности в ее верификации. В связи с этим специалистами подчеркивается острая необходимость в создании педагогиче-

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

ских и психологических программ, которые позволят вырабатывать умения и навыки дифференциации качественных, релевантных знаний от заведомо бессмысленных (бессодержательных) или малозначимых, повышая персональный уровень информационной грамотности (компетентности) [7].

На этой основе в последнее время зарождается актуальное экологическое направление (движение) - информационный энвайронментализм (экологизм), сосредоточенное на защите и развитии полезных знаний, а также минимизации либо нейтрализации токсичной информации и ее негативных (и порой пагубных) последствий в онлайн-среде. Наряду с этим информационные энвайронменталисты (к ним относят себя в том числе средовые психологи) осуществляют попытки проектирования стратегий, стимулирующих динамичную эволюцию «здоровых» знаний среди людей посредством совершенствования и оптимизации сетей их взаимодействия.

Между усилиями по обеспечению целостности физической среды и стремлению к гигиеничности виртуального пространства проводится тесная аналогия - они эквивалентно нацелены на сохранность общего достояния - как природного, так и информационного. Исходя из этого, фигурирует мнение, что забота о цифровом общественном достоянии играет ведущую роль, т. к. обеспечивает «критическое сырье» для процветания творчества и инноваций

[4].

Одним из самых успешных примеров сотрудничества в области консервации и трансфера знаний является совместная онлайн-деятельность волонтеров свободной интернет-энциклопедии «Википедия» (википедистов). За 19 лет своего существования «Википедия» без преувеличения укоренилась на лидирующей позиции по улучшению информационной экосистемы в силу непрерывного вклада сотен тысяч редакторов со всего мира, которые безвозмездно формируют, исправляют (перефразируют) и дополняют энциклопедические статьи на более чем трехстах языках, придерживаясь строгих правил (стандартов) их компоновки (в частности, к ним относятся: ясность, полнота, нейтральность, актуальность, цитируе-мость надежных источников; корректное соблюдение орфографии, синтаксиса, однородности типографики и макета, загрузки иллюстраций (т. е. обрамление/рефрейминг); соблюдение авторских прав на тексты, изображения и т. д. Кроме этого википедисты вовлекаются друг с другом в сложные партисипативные практики (процедуры) рефлексивного дискур-са/метапрагматических переговоров (обсуждений) о приемлемости того или иного интегрированного в онлайн-энциклопедию материала, чтобы с каждый разом улучшать его состояние (процесс т. н. «текстуальной иммунизации») [1].

Благодаря такому энергозатратному просоциальному поведению добровольцев Вики-педия превратилась в самый посещаемый за всю историю справочный репозиторий, в котором содержание гарантированно наполнено в основном актуальными и проверенными фактами. Для читателей Википедия интересна прежде всего в качестве активной обучающей среды, где можно быстро и удобно получать доступно изложенный, обобщенный круг знаний по нужному вопросу, экстрагированный авторами путем преломления через себя (переработки) энтропийной (разрозненной и рассеянной повсюду) информации.

Допустимо сказать, что Википедия превратилась в своего рода устойчивое «убежище» для наиболее ценных знаний, а ее авторы в современных «двигателей» просвещения. Вследствие этого высказываются предложения о разработке экологических подходов к пониманию успеха Википедии, адаптируя к ней устоявшиеся теории, касающиеся изучения биологических популяций и их структур на трех различных уровнях: сообщества, взаимозависимые группы (подгруппы), которые их составляют, и отдельные индивиды, вносящие вклад в общее дело [8].

Продуктивное онлайн-поведение википедистов рассматривается исследователями контрастно, например, как форма «текстового курирования» или т. н. инструментальное редактирование, отчасти напоминающее концепцию «инструментальной актуализации» в традиционных СМИ, когда журналисты отбрасывают те сведения, которые не соответствуют их

собственным интересам, и размещают только то, что кажется им наиболее предпочтительным.

Однако более глубокий анализ показал, подобная деятельность построена на т. н. совместном одноранговом производстве (СОП) [3] - процессе кооперативного создания культурных артефактов путем синергии (мобилизации) когнитивных способностей, а также ресурсного распределения личностей, самоорганизующихся в открытые неиерархические, децентрализованные онлайн-сообщества. Так соучастники википедического сообщества, выбирая над какими элементами статей им стоит трудиться, разделяют таким образом совокупность работы на парциальные (частные) задачи (т. н. распределенное поведение) и сплоченными силами доводят публикации до сравнительно высокого качества.

На улучшение качества контента преимущественно влияют недавние действия вики-педистов по его приращению и редактированию, усиливая межличностную синхронность, которая образует взаимодетерминирующий цикл: когда контент правят одни индивиды, то его начинают редактировать и другие. По этой причине деятельность в Википедии метафорично описывается как «пульсирующая», означая, что активность авторов не равномерна или хаотична (случайна), а является коллективно сосредоточенной. Впрочем, групповая координация может иметь и свои пределы: если количество соучастников по правкам одной статьи выходит за т. н. «порог перегруженности» (это около 150 параллельных редакторов, что сходно с «числом Данбара»), то качество проявляет тенденцию к внезапному снижению, что может быть вызвано блокировкой механизмов солидарности [2].

В целом, не смотря на огромный размах проекта, авторы Википедии справляются со стабилизацией (нормализацией) качества статей, оперативно выявляя и удаляя из них подавляющее большинство неточных, тематически несвязанных и вредоносных данных. Чтобы расширить бдительность и облегчить свою трудоемкую работу технически подкованные ви-кипедисты иногда используют автоматизированные инструменты (боты/алгоритмические акторы), которые, встраиваясь в социальные контексты, начинают «обладать» антропоморфными свойствами т. к. им делегируют справляться с рутинными, утомительными, обширными «человеческими» задачами. Тем самым обеспечение качества в Википедии, выступающей в ипостаси социотехнической системы, интерпретируют как распределенный когнитивный процесс, когда человек и «полезные» компьютерные программы приходят совместно к ценным решениям [6].

Хотя Википедия сегодня сталкивается с естественными ограничениями роста, достигнув своего пика (уже сейчас в общей сложности написано свыше 50 млн. статей), активность авторов по-прежнему прогрессирует со временем. Однако накопившийся богатый опыт основного «ядра» вики-сообщества постепенно усложняет не только былую читабельность интернет-энциклопедии (порой до чрезмерно научного стиля), но и ее организационное устройство.

Все это ощутимо сказывается на неспешном снижении посещаемости ресурса. Также примерно с 2009 года в Википедии фиксируется уменьшение числа новых соавторов. Предполагается, что википедические эстетика, принципы работы и нормы стали излишне запутаны для новичков, что препятствует естественному (инстинктивному) пониманию функционирования Википедии. Многих начинающих пользователей отталкивает, что некоторые на первый взгляд простые операции изначально требуют мастерства и специальных знаний, для понимания которых необходимо погружаться в нагроможденные инструкции и документацию; причем интерфейс и навигация, по-видимому, не являются (особенно для читателей) определяющими факторами для отказа от использования вики-платформы, скорее всего, потому что они не претерпевают кардинальных изменений при изначальной юзабельности (комфортности в применении).

Тем не менее для ученых всевозрастающая сложность Википедии начинает казаться более чем привлекательной. Они утверждают, что настал тот момент, чтобы не просто признать качество Википедии, но и систематически продвигать ее использование и развитие в научных кругах. Наблюдается парадокс, от которого, по их мнению, необходимо кардиналь-

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

но избавляться: Википедия является самым читаемым хранилищем знаний на Земле, но до сих пор трудно понять, почему цитирование конкретно википедических статей кажется для научного сообщества чем-то табуированным (запретным) и по какой собственно причине ее так часто не рассматривали как стоящую академического внимания.

Не исключено, что важнейшей подоплекой такой ненависти к Википедии могло стать то, что она неожиданно бросила вызов существующей институциональной иерархии в распространении знаний, оказавшись в этом плане намного результативнее, чем сама наука. Ранее лишь сциентифическая когорта была легитимирована в экспансии подлинных знаний, но теперь ей в каком-то смысле приходится вступать в конкуренцию с «продуктом анонимных любителей», имеющему гораздо более широкую аудиторию, чем все научные источники вместе взятые. Сегодня же самими учеными делается вывод о том, что поскольку миллионы людей до сих пор не имеют доступа к свободному знанию, то коллаборативное развитие Ви-кипедии, как общего блага человечества, является моральной обязанностью для всех нас, не взирая на социальный статус [5].

Список литературы

1. Брызгалин Е.А., Войскунский А.Е., Козловский С.А. Психологический анализ практического опыта разработки онлайн-энциклопедии Википедия // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 17-39. DOI: http://dx.doi.Org/10.17223/17267080/73/2.

2. Auray N., Poudat C., Pons P. Democratizing scientific vulgarization. The balance between cooperation and conflict in French Wikipedia // Observatorio (OBS*). 2007. Т. 1. №. 3. DOI: https://doi.org/10.15847/obs0BS132007152.

3. Benkler Y., Nissenbaum H. Commons-based peer production and virtue // Journal of political philosophy. 2006. Т. 14. №. 4. С. 394-419. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9760.2006.00235.x.

4. Cunningham R. Information environmentalism: a governance framework for intellectual property rights. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar Publishing, 2014. - 320 с.

5. Jemielniak D. Wikipedia: Why is the common knowledge resource still neglected by academics? // GigaScience. 2019. Т. 8. №. 12. С. giz139. DOI: 10.1093/gigascience/giz139.

6. Müller-Birn C. Algorithmic Governance der Wikipedia // Maschinen der Kommunikation. Wiesbaden: Springer Vieweg, 2020. С. 215-239. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-27852-6_12.

7. Pilgrim J. et al. Critical Thinking Is Critical: Octopuses, Online Sources, and Reliability Reasoning // The Reading Teacher. 2019. Т. 73. №. 1. С. 85-93.

8. TeBlunthuis N. Ecology of Online Organizations // International Symposium on Open Collaboration, 2019. С. 10-15. DOI: https://doi. Org/10.475/123_4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.