Научная статья на тему 'Викентий Флорентинович Оржешко (1876 – после 1917 гг. )'

Викентий Флорентинович Оржешко (1876 – после 1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Ф. ОРЖЕШКО / АРХИТЕКТУРА ТОМСКА / ТОМСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ / ХХ ВЕК / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / МОДЕРН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боровинских Надежда Петровна

Статья посвящена творчеству талантливого томского архитектора Викентия Флорентиновича Оржешко (1876 – после 1917). По проектам В.Ф. Оржешко в Томске построены многочисленные жилые и общественные здания. Викентий Оржешко являлся ярким последователем стиля модерн. Его проекты отличались творческим осмыслением стилевых направлений и их применения. Архитектор был также известен как преподаватель, художник, активный общественный деятель, один из учредителей Томского общества любителей художеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architect Vikentii Florentinovich Orzheshko (1876 – after 1917)

The article tells about the creative heritage of a talented Tomsk architect Vikentii Florentinovich Orzheshko (1876 – after 1917). Many residential and public buildings in Tomsk were constructed upon Orzheshko’s projects. Vikentii Orzheshko was a strong follower of Art Nouveau. His projects were full of creative ideas about the style’s currents and their application in real construction. Orzheshko was also well known as a tutor, an artist, an active public person, and one of the founders of the Association of Patrons of Arts.

Текст научной работы на тему «Викентий Флорентинович Оржешко (1876 – после 1917 гг. )»

І1.П, Боронинских, г, Томск

Викентий Флорентинович Оржешко {1876 - после 1917 гг.)

Архивные и иные источники хранят отрывочные н неполные спелей іІЯ о ЖИ ЗНИ И творчестве ОДареННОГО томского архитектора Викентия Флорентиновича Оржешко.

Данные об отце Флорентине Феликсовиче Оржешко из формулярного списка: «надворным советник, врач томских тюремных больниц, 54 лет от роду, вероисповедания римско-католического* По окончании курса наук в Императорской С.-Петербургской медико-хирургической академии удостоен степени лекаря в 1861 г., июня 26, Был под судом, не состоя на службе, за имение у себя стихов возмутительног о содержания и бытность в шайке мятеж ни ков и но конформации поенного губернатора г, Гродно лишен всех особенных лично н по состоянию присвоенных нрав и преимуществ и сослан на житье в Томскую губернию». ЕЬ письма Флорентина Феликсовича Оржешко: «в августе 1872 года я был зачислен врачом томских тюремных больниц и заведовал больницами местного тюремного замка, исправительного арестантского отделения и томской пересыльной гюрьмы... затем перешел в больницу духовной семинарии».

-16-

Известно также, что ка имя Томского губернатора Ф.Ф. Оржешко посылал прошение о зачислении ему 1 8-летнсй службы в должности тюремного врача для начисления пенсии, однако в просьбе ему было отказано. Воспользовавшись пребыванием в Томске во время путешествия по Сибири Бш Императорского Величества Алексея Александровича, Оржешко подал августейшей особе прошение, и князь соизволил освободить ею от тех ог раничений но службе, коим он был подвергнут. В 1879 г. по повелению государя императора «бытность под судом» перестала считаться препятствием к получению наград, ссыльный врач удостоился «за выслугу» ордена святого Владимира. Спустя пять лет он получает другую на]раду - орден святош Станислава, Духовное ведомство награждает его «за усердную службу» тысячерублевой премией, а тюремное начальство через 3 года - орденом св, Анны 3-й степени.

В 1872 г. Ф.Ф. Оржешко женат вторым браком на девице Люции Домениковой Поцолуевской (дочери томского городового врача). Он уже имеет двух детей от первого брака - Владислава и Бронислава, во втором браке появляются Доминик, Викентий, родившийся 7 июля 1876 к, и дочь Антонина. Жеиа и дети римско-католического вероисповедания находятся при нем. В городе Томске имеет деревянный дом,

О рождении Викентия: «Выпись из Метрической книги Томской Римско-католической перкви о рождении и крещении дворянина Ви-кенти я - Петра Флоре! 1ти нова-Дион из иева Оржешко* (Лист 237, № 43,)Тыеяча восемьсот семьдесят шестого года июля двадцать пятого дня в гор. Томске окрещен младенец именем Викентий-Г1етр местным куратом Захаревичем с совершением всех обрядов таинства. Дворянин Гродненской губерний Кобрьшсшго уезда Флорентина Диони-зия и Люции урожденной Поцолуевской Оржешко в зак.(онной) су пр. (угой) сын, родившийся седьмого июля того же года в гор, Томске, Восприемниками были: Никита Емильянович Бокёрман - томский врач с дворянкою Эмилиего Мацкосвскою, девицею. О верности сей подписи с подлинною Метрическою книгою подписью с приложением церковной печати свидетельствую мая 1 дня 1878 года. Томск. Томский курят Иустин Захарович».

Отетд Викентия Флорентин Оржешко умер в 1905 г и погребен на польском кладбище Томска.

Начальное образование Викентий Оржешко получил в Томском Алексее веком реальном училище, которое пользовалось заслуженным признанием. Занятия в нем вели высокопрофессиональные педагоги, с 1877 г, преподавал Павел Кошаров. закончивший Санкт-Петербургскую Академию художеств, поэтому нет ничего удивительного втом, что рисование вскоре стало для Викентия любимым предметом. Способности к рисованию были вовремя замечены, и его отдали учиться в художественную школу, открытую в городе художницей Августой Капустиной. Следует заметить, что Августа Степановна была не только хорошей художницей, но и весьма образованным человеком. Она сразу оценила талант мальчика и посоветовала отцу отдать Викентия учиться в Академию художест в в Петербурге после получения им среднего образования.

Одновременно Викентий посещает студию Александра Маш -выпускника Мюнхенской Академии художеств. «Ученики Александра Эдуардовича Мако восприняли от учителя его увлечение л юлами с натуры, А от увлечения натурой так легко перейти к мечте о неопределенной, но заманчивой жизни художника!» Однако заманчивой жизни художника не получилось, поскольку окончившие реальное училище могли продолжить свое образование только по техническим специальностям. Окончательный выбор сделан в пользу строительства и архитектур ел .

Разрешение на допуск к вступительным экзаменам было получено, экзамены сданы и в 1895 г. молодой Викентий поступает в Академию художеств по архитектурному отделению (в то время высшее художественное училище при Академии) и занимается в мастерской у знаменитою профессора Л.11. Бенуа, Буквально в следующем 1896 г. В. Оржешко делает запрос в Министерство внутренних дел Томского губернатора о подтверждении его благонадежности, как сын опального медика. На запрос последовал ответ: «В Совет Императорской Академии художеств в С.-Петербург. Окончивший курс наук в Томском Алексееве ком реальном училище дворянин Викентий Флоре н-тинович Оржешко обратился ко мне с ходатайством о выдаче свидетельства о его политической благонадежности, для представления такового при поступлении в Императорскую Академию художеств. Вследствие сего имею честь уведомить Совет Императорской Академии художеств, что поименованный Оржешко, как оказалось по со-18-

бранным сведениям, поведения и образа жизни хорошего, под судом и следствием не состоял и не состоит, и дел политического характера

о нем не производилось. Губернатор Генерал-майор (подпись), Старший чиновник особых поручений (подпись)».

В личном деле худ ожни ка-архитектора Оржешко имеется копия спи -ска «учеников высшего художественного училища Академии художеств, которые на основании постановления Особого Совещания министров подлежат одиночному арсеїу сроком на гри дня каждый: 1) Дубовской Валентин Евгеньевич* 2) Зварыкин Александр Владимирович, 3) Оржешко Викентий Флорентинович, 4) Тоидзе Моисей Иванович. Начальник отделения полковник (подпись) неразборчиво». Причину возникновения этого списка мы не знаем. Можно было бы вообще о нем не говорить, но в нем 'оказался и будущий Советский живописец, Народный художник СССР, профессор Тбилисской АХ МЛ Ї. Тоидзе, автор таких живописных работ, как «Счастливая жизнь» (1934 г), «Песня Победы» (1948 г.).

В деле Викентия Оржешко имеется также свидетельство № 2965, выданное канцелярией Императорской Академий художеств 8 октября 1902 г,: «Свидетельство, Дано сие из Императорской АХ бывшему ученику Высшего художественного училища Викентию Оржешко в том, что он постановлением Совета Академии от 4 мая 1902 г. удостоен звания худ ожни ка-архитектора с правом на чин X класса и с правом производить постройки, в чем Канцелярия Императорской АХ свидетельствует с приложением Печати. Свидетельство сие выдано Оржешко взамен диплома па присужденное звание, каковой диплом будет выдан по подписании АВГУСТЕЙШИМ Президентом Академии, Императорской Академии художеств секретарь (подпись). За делопроизводителя (подпись)».

Томский краевед Игорь Лозовский так писал о В. Оржешко: «... юноша с успехом окончил не только АХ, но прошел открытый при ней курс по архитектуре. После этого, уже дипломированным специалистом, он возвратился в Томск и поступил преподавателем рисования и архитектуры на только что открытый в Томском технологическом институте инженерно-строительный факультет (или, как тогда называли факультеты в технических вузах, па отделение)». Таким образом, с 1902 г. началась самостоятельная деятельность Викентия Оржешко, единственно ['О из всей плеяды томских зодчих уроженца Томска (рис. 1),

І Іервоіі его крупной постройкой, выполненном по собственному проекту, была часовня-па мятник на могиле старца Федора Кузьмича при Алексееве ком монастыре (1904 г, восстановлена в 2001 г.). В 1904 г он составляет проект «деревянного костела во имя Св. Николая її селе Бароковском Томском губернии», который, по-видимому, не был построен. В проекте видны традиции архитектуры готики, особенно в решении фасадов.

Следующим объектом {1906-1908 гг.) было с гроительство здания каменной трехэтажной типографии «Сибирского товарищества печатного дела» на углу Дворянской улицы и Ямского переулка. В Томске, городе богатом различного рода постройками, происходит «формирование образа делового дома». Эти первые и весьма разнообразные по назначению и стилистике здания дают представление о профессиональном уровне молодого архитектора и признании его как специалиста*

Будучи преподавателем Томского технологического института, в 1907 г вместе с А.Д. Кряч ков ым молодой архитектор был командирован за границу в Германию, Францию. Италию. Поездка была пе особенно длительной, однако впечатляющей и профессионально полезной. Архитекторы не только осмотрели известные памятники архитектуры, но и познакомились с современными проектами и постройками.

В эти годы, опять-так и вместе с Кряч ковы м, с которым, видимо, установились особенно дружеские отношения, Оржсшко принимает участие в нескольких престижных архитектурных конкурсах. Следует заметить, что участие они принимали не только в конкурсах, объявленных в городах Сибири, но в Ярославле, Санкт-Петербурге и т.д. Уже в 1908 г. за совместный проект петербургского воеиио-иеториче-ского музея в Петербурге авторы получают 4-ю премию и 500 рублей. В этом же году они разрабатывают проект Ярославского городского театра, где пояучаюг 3-ю премию.

Вместе с Кряч ков ым Оржешко проектирует в Томске макушин-скин Дом науки (2-я премия). Высшую награду завоевывает на конкурсе фасадов здания Управления Омской железной дороги (2-я премия Кряч ко в, 1912 г). Следующий проект, выполненный в 1912 г., торговый корпус в Омске. Все это можно считан, хорошем практикой для молодого архитектора.

Поразительно, насколько разнообразный характер носила его деятельность в этот период. Наряду с преподаванием в Политехническом институте Викентий Флорентйнович выполняет заказы на проектирование всевозможных городских объектов. Так, в 3 911 г., исполняя обязанности городского архитектора, он составляет проект ка постройку в городском саду павильона с террасой, эскизный проект Му хинобу горского училища им. Л Ж Толстого (позже проект до-работам Л,С. Князевым, строительства 191 1-і 913 гг)- Годом позжс„ вместе с 'ГЛ. Фи шел см, Оржёшко приступает к строительству богадельни на Солдатской улице (Красноармейская, 11% Это была пристройка на 40 кроватей к существующей женской богадельне имени Калинина и Шушляева, По переулку Трифонова (бывший Татарский) строит здание кондитерской фабрики «Бронислав» (до 1914 г.), впоследствии здание «Профинтерна», с 1990-х гг. — магазин «Гулливер» (снесен в 2004 г.),

В июле 1913 г. подписывает протокол о рассмотрении проекта па постройку каменной ограды и навеса на каменных столбах при домовой церкви Архиерейского дома. Достраивает Дом Общества физического развития (горбольница №1) проект архитектора Б.Ф. Татарчука.

Как указывается в ряде источников, в 1912 г. архитектор выстроил собственный особняк один из красивейших памятников томского деревянного зодчества (Белинского, 23). К сожалению, в настоящее время дом находится в плачевном состоянии.

Это далеко не полный перечень построек по проектам Викентия Флорентиновича. Используя различные источники, мы составили список объектов, который насчитывает свыше 17 адресов.

Украшением и гордостью города является дом, построенный по проекту Оржешко на ул. Красноармейской (Солдатской), 68, «Дом с драконами» (памятник федерального значения* постановление СМ РСФСР № 624 от 4.12.74 г.) (рис. 2). Дата строительства в различных источниках указывается разная, но явно, что этот проект создан вскоре после поездки архитекторов за границу, так как начиная с проектирования и постройки этого дома, зодчий активно использует в своей деятельности характерные качества модерна. Первое из них - особое отношение к материалу, подчеркивание его эстетической сущности. Аккуратный сруб здания завершается выступающими и расширяю-

-21-

ти мис я книзу выпусками бревен, связанных «в обпо». Контур здания усложнен в во; юм угловой башни, заканчивающейся острым шатром. Темные бревенчатые стены довольно скупо, в лучших і раднциях модерна. украшены резными деревянными деталями голубоватого оттенка.

Второе отличие стиля модерн кардинально изменилось от ношение к резному декору, вместо пышной резной орнаментики, характерной для томской архитектуры конца XIX в., резные -элементы присутствуют лишь там, где они отвечают конструктивной лої икс сі роения. Однако совсем от изобразительных черг декора Оржешко не отказывается, вводя в архитекіуру стилизованные изображения, В приводимом примере это головы фантастических животных. Семь стилизованных годов шгадоч-ного животного украшают крышу и козырек над входом. По две головы глядя і на север, заїки и юц на вослок обращена седьмая голова и свернутый крючком хвосп с раздвоенным жалом на конце, В литературе существуют различные представления о характере акротерин, некоторые находя і сходство с лошадиными головами; в ряде источников проводится параллель с украшением церкви святого Андрея в Боріунде (Норвегия). Храм этот дошел до наших дней почти без изменений с конца XII в„ декор храма разительно похож на декор дома но ул. Красноармейской, те же драконы с раскрытыми пастями, В начале прошлого веки увлечение архитектурой скандинавских стран было весьма значительным, считалось, что нас роднят климатические условия, этот факі также может послужит ь объяснением того, что дом Викент ия Флорентигювича имеет такое необычное для Томска украшение.

Незначительным временным интервалом разделены постройка «дома с драконами» и строительство дома на ул. Кузнецова (Черепичная), 17 (памятник архитектуры регионального значения, решение облиспо.ткома № 51 от ] 7.02.1978 г). В реализации этого проекта автор творчески подходит к наследию архитекторов конца XIX в., когда зодчие возводили многообъемные сооружения: особняки на ул. Тверской, Красноармейской, пер. Плеханова,

Дом по адресу Кузнечная, і 7 отличает сложная живописная композиция с угловой башней, нависающей над главным входом п мансардным этажом с шатровой крышей. В начале XX в. здесь находилась музыкальная школа выпускницы Петербургской консерватории Камилы Томашинской.

На этой же ул. Кузнецова (Черепичная), 30 по проекту Оржеш-ко построен еще один двухэтажный особняк, с характерным^ особенностями стиля модерн. Поражает цельность объема, на котором крупные проемы удивительно со масштабны размерам фасада. Это же качество присуще и декоративному решению карниза. Решением Облисполкома от 1 7.02.1978 г. № 5 I дом поставлен на учет как памятник архитектуры регионального значения.

Особняк на уд. Гагарина (Дворянская), 42 жилой дом А,Ф. Громова, 1908 г. (памятник архитектуры федерального Значения, решение облисполкома № 51 от 17,02.1978 г.) (рис, 3). Сохранившаяся постройка архитектора выдержана в стиле модерн. Объем и о-пространственную композицию здания отличает свободное асимметричное решение. Основным акцентом является угловая башня, крытая шлемовидным куполом со шпилем, подчеркивающая ось главного входа стройным окном-эркером над ним. Характерные для Стиля модерн большие окна с причудливо напряженной линией и лаконичным орнаментом наличников, кронштейнов, фриза па необшитом бревенчатом срубе. В то же время к оформлении здания наблюдается тенденция смешения стиля модерн с древнерусскими архитектурными формами (і и лемо видны й купол, башня главного входа).

Из сохранившихся построек, автором которых считается Виксн-пш Флореш иновнч Оржешко, упомянем следующие:

Быв ший доход н ы й дом, р ас п о л ож е н н ы й н а у і. і у улиц Б ел инс ко го л Карташова. Здание имеет компактный, лаконичный и простой объем, что можно рассматривать как творческое использование зодчим опыта предшествующего периода,

Одноэтажный жилой дом по адресу ул. Вершинина (Торговая), 19 {памятник архитектуры федерального значения, указ Президента РФ ,4^ 1 76 от 20.02,1995 г.). Дом прежде всего интересен общим композиционным решением и декоративными деталями. Глухой кирпичным цоколь с каменной лестницей-крыльцом входа, рубленые стены с высокой ассиметричной кровлей и двумя фро нто нами-ризалитам и. Интересна глухая плоскостная резьба стилизованного растительного орнамента, ;і также рисунок прорезных свесов и решетки фронтона.

Угловой жилой дом по ул. Красноармейская (Солдатская), 100, Ясная, четкая угловая композиция продиктована градостроительной ситуацией. Главной вертикалью дома является высокий шатер со

-23-

шпилем* Он носит чисто декоративный характер, по с композиционной точки зрения является доминирующим элементом, подчеркивающим пересечение улиц, и одновременно характерным архитектурным ориентиром, необходимым городскому жителю.

Интересен дом на Красноармейской (Солдатской), 79. Блестящий пример разработки гак называемого «сибирского стиля» в архитектурном убранстве. Направление активно изучалось и использовалось томскими художниками и архитекторами в начале прошлого века. Известны работы художника Михаила Щеглова, который рисовал эскизы почтовых открыток с местными орнаментальными мотивами, делал эскизы мебели и т.д, В данном случае геометрический орнамент украшает надоконные доски наличников. Арабесковые ажурные заполнения тимпанов и накладные кар тип между резными кронштейнами напоминают нам о градициях Востока. В противоположность деревянной іастройке второй половины ХІХ в. с его богатым и разнообразным декором, архитекторы модерна, и Оржешко в их числе, решительно отказываются от пышного убранства- Декор или совершенно огсуіс і иуег, или используется минимально в виде накладок плоской резьбы. Этим качеством отличаются все перечисленные выше постройки.

Подводя итоги, следует сказать, что 12 лет своей творческой жизни Оржешко посвятил Томску как архитектор и преподаватель Технологического института по рисованию, архитектуре и проекционному черчению. Викентий Флорентипові 14 занимал одно время должность архитектора при Томской Духовной консистории и как епархиальный архитектор проектировал и осуществлял надзор за строительством в Томской губернии множества православных храмов. Вероятно, что архитектор участвовал в строительстве логической часовни Св. Атония, которая была в 1911 г, построена на польском кладбище (не сохранена).

Довольно представительно выглядит список общесі венных организации и комитетов, членом которых был Викентий Флорентинович. Продолжительное время он состоял Общественным деятелем п гласным Томской городской Думы, активным членом городской польской колонии, лидерами которой в течение долгих лет были его родители.

Имя Викентия Оржешко значится в числе участников Комитета по благоустройству Томска. До своего отъезда из Томска состоял членом Комитета по заведованию Томским областным музеем Императора Александра ЇІ.

Заслуживает отдельного внимания деятельность Викентия Опорем гиновнча в Томском обществе любителей художеств ( ГОЛХ). В слое время ему пришлось постигать азы рисования и частных студиях томских художнике и. поэтому ему были близки и понятны задачи молодого объединения по организации профессионального художе-с 11 ієн ного образования. С1 1910 г он включился в решение вопросов устройства передвижных Егыставок, открытия первой художествен* но-п ромы пшенной школы. В мм же і оды при его непосредственном участи начали работу вечерние рисовальные классы. Надо сказать, что решением организационных вопросов мс исчерпывается учаеіие Оржешко в ТОЛХ, он экспонирует свои работы на выставках общества; так, достоверно известно о пока зе акварельных работ в 1911 г. и одного карандашного рису нка в 1913 г.

Строительный комитет по постройке здания дегскои больницы ІШ средства купчихи Михайловом был последним общественным учреждением. и ко горам работал Оржешко в Томске. В состав Комитета он входил с января 1913 г. Выполняя общее ] венное поручение* Викентий Флорентинович, будучи в Москве, детально изучил деятельность дет* ских больниц Сол д атен ко во и и Морозовой, о чем и сделал доклад на заседании Комитета к сентябре 1913 г: Известно, что в марте 1914 г. В. Оржешко вошел в состав Комитета на следующие четыре года. Формированию таких активных творческих и общественных взглядов Впкеніня Флорентнновича, н;і наш взгляд, способствовало и то, что «практически все собравшиеся в Томске художники, так или иначе, становились воспитателями молодежи. Они явились, строго говоря, создателями гой культурной среды, в которой могло начать развивав ься искусство»*

О последних і одах его жизни сведений, к сожалению, не сохранилось, известно лишь, что в 1914 г. он уехал в Могилев незадолго ло начала войны, В последнее время появились данные о том, что Викентии Флорентннович Оржешко был расстрелян большевиками, возможно, сказалось его дворянское происхождение, тогда попятным с гано ни гея незначительное количество архивных источников.

Творческое наел ел не архитектора уникально и требует гща т ель-ного исследования, тем более что есть сведения о том, что остались неосуществленными проекты, например Государственного банка п Биржи груда.

Риь 3. Дом А,Ф. Громова^ п Томск, ул. Гагарина, 42

Рис. I. Викентий

Флорентинови ч Оржешко

. ... . -N .

Рис* 2. «Дом с дракона&в»,

J ■ Гомок, ул. Красноармейская, 68

Литература

1. ГЛТО.Ф. 233. Оп. 2. Д. 3797. Л. 172-173.

2. ГЛТО. Ф №3. Оп. 2. Д. 2972.

3. ГАТО. Ф №3. Оп. 41. Я 41, 1388. Л, 192, 192 об.

4. Муратовг II,Д. Изобразительное искусство Томска / П.Д, Муратов. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1974. - С. 22.

5. Лозовский, И. Т. Дом Польски, 1998, —№ 6.

6. Затесов, ВТ. Оржешко. Галерея портретов томских зодчих, ТЫ Экспресс, 14.08 Л 992.

7. Герасимов, А. П. Томское общество любителей художеств и архитекторы города / А.П. Герасимов // Художественная жизнь Сибири начала XX в. К 90-легию Томского общества любителей художеств: материалы региональной научно-практической конференции. - Товдск: Изд-во Томск, ун-та, 2000.

8« Томское общество любителей художеств. Каталог картин, скульптуры и произведений прикладного искусства 26 декабря 1910 г. - 6 января 1911 г (Ж№ 213-216).

9. Томское общество любителей художеств, V периодическая выставки картин. 26 декабря 1912 г - 7 января 1913 г.

10. Зачесов, В.Г. Архитекторы Томска {XIX - начало XX века)/ В.Г. За-лееов. Томск: Изд-во Томск, юс. архит-строит. ун-та, 2004. - С. 121.

11. Тюрина, ИЛ. Как Томск стал художественной столп цей Сибири / И.П. Тюрина // Томский политехник. -2004. — № 10. - С. 108-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.