Научная статья на тему 'VIII СЪЕЗД ТРУДОВОЙ ПАРТИИ КОРЕИ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ'

VIII СЪЕЗД ТРУДОВОЙ ПАРТИИ КОРЕИ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / Ким Чен Ын / экономическая политика / Трудовая партия Кореи / импортозамещение / опора на собственные силы / DPRK / Kim Jongun / economic policy / Workers' Party of Korea / importsubstitution / selfreliance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Людмила Владимировна

В северокорейской системе Трудовая партия Кореи (ТПК) играет руководящую роль в определении направлений и мето дов экономического развития страны. Представлен анализ экономи ческой повестки VIII съезда Трудовой партии Кореи, прошедшего в январе 2021 г. На основе изучения официальных северокорейских источников рассмотрены преемственность и инновации в экономи ческом курсе ТПК в условиях международной изоляции, вызванной санкциями и пандемией коронавируса. Вместо невыполненной стра тегии экономического развития на 2016—2020 г. на VIII съезде ТПК, который лидер назвал «съездом борьбы», было объявлено о новом пя тилетнем плане экономического развития страны, главная цель кото рого заключается в продолжительном экономическом росте и значи тельном улучшении жизни народа. Концептуальной основой плана 2021—2025 гг. ожидаемо является опора на собственные силы, а стра тегической целью — удовлетворение спроса за счет собственного производства. При этом предполагается дальнейшая централизация экономической системы под управлением Кабинета министров. Представляется, что одним из острейших вопросов при реализации планов экономического развития КНДР на ближайшую пятилетку неизбежно станет поиск источников инвестиций. А поскольку внеш ние источники недоступны изза международных санкций, руково дству страны придется изыскивать внутренние резервы, определяя приоритетность решения поставленных задач. Судя по материалам VIII съезда, руководство КНДР стремится сделать государство макси мально самодостаточным в экономическом плане, выдвигая это в ранг политической задачи. Подобная постановка вопроса потенци ально сужает возможности для вовлечения Северной Кореи в между народное экономическое сотрудничество, закрепляя изоляционист скую позицию страны на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eighth Congress of the Workers' Party of Korea and Its Economic Agenda

The Workers' Party of Korea (WPK) plays a leading role in determining the direction and methods of North Korea's economic deve lopment. The article examines the economic agenda of the WPK’s Eighth Congress held in January 2021. The author analyzes official North Korean sources to identify the continuity and innovations in the economic course of the WPK amid international isolation caused by sanctions and the co ronavirus pandemic. At the Eighth Congress the WPK’s Chairman Kim Johnun announced a new fiveyear plan for the country's economic de velopment, the main goal of which is a longterm economic growth and significant improvement in the people’s living conditions. The main con cept of the 2021—2025 economic plan is selfreliance, and the strategic goal is to meet the country’s demand through domestic production. Furt her centralization of the economic system under the Cabinet’s control is expected. One of the most pressing issues in the implementation of the DPRK's economic development plan for the next five years is likely to be a search for investment sources. Since foreign capital flows are not avai lable due to international sanctions, the country's leadership will have to find internal reserves, prioritizing the implementation of the announced tasks. Judging by the published reports on the Eighth Congress, the DPRK’s leadership is striving to make the state as economically selfsuffi cient as possible, putting this forward as a political task. Such framing po tentially narrows the possibilities for engaging North Korea in internatio nal economic cooperation, reinforcing the country's isolationist position in the international arena.

Текст научной работы на тему «VIII СЪЕЗД ТРУДОВОЙ ПАРТИИ КОРЕИ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

DOI: 10.48647ZICCA.2022.93.90.035

Л.В. Захарова

VIII СЪЕЗД ТРУДОВОЙ ПАРТИИ КОРЕИ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Аннотация. В северокорейской системе Трудовая партия Кореи (ТПК) играет руководящую роль в определении направлений и методов экономического развития страны. Представлен анализ экономической повестки VIII съезда Трудовой партии Кореи, прошедшего в январе 2021 г. На основе изучения официальных северокорейских источников рассмотрены преемственность и инновации в экономическом курсе ТПК в условиях международной изоляции, вызванной санкциями и пандемией коронавируса. Вместо невыполненной стратегии экономического развития на 2016—2020 г. на VIII съезде ТПК, который лидер назвал «съездом борьбы», было объявлено о новом пятилетнем плане экономического развития страны, главная цель которого заключается в продолжительном экономическом росте и значительном улучшении жизни народа. Концептуальной основой плана 2021—2025 гг. ожидаемо является опора на собственные силы, а стратегической целью — удовлетворение спроса за счет собственного производства. При этом предполагается дальнейшая централизация экономической системы под управлением Кабинета министров. Представляется, что одним из острейших вопросов при реализации планов экономического развития КНДР на ближайшую пятилетку неизбежно станет поиск источников инвестиций. А поскольку внешние источники недоступны из-за международных санкций, руководству страны придется изыскивать внутренние резервы, определяя приоритетность решения поставленных задач. Судя по материалам VIII съезда, руководство КНДР стремится сделать государство макси-

104

Экономика

мально самодостаточным в экономическом плане, выдвигая это в ранг политической задачи. Подобная постановка вопроса потенциально сужает возможности для вовлечения Северной Кореи в международное экономическое сотрудничество, закрепляя изоляционистскую позицию страны на международной арене.

Ключевые слова: КНДР, Ким Чен Ын, экономическая политика, Трудовая партия Кореи, импортозамещение, опора на собственные силы.

Автор: Захарова Людмила Владимировна, к.э.н., ученый секретарь ИКСА РАН, в.н.с. Центра корейских исследований, Институт Китая и современной Азии РАН. ORCID: 0000-0001-6164-3518. E-mail: ludmila_hph@rambler.ru

Zakharova L.V.

Eighth Congress of the Workers' Party of Korea and Its Economic Agenda

Abstract. The Workers' Party of Korea (WPK) plays a leading role in determining the direction and methods of North Korea's economic development. The article examines the economic agenda of the WPK's Eighth Congress held in January 2021. The author analyzes official North Korean sources to identify the continuity and innovations in the economic course of the WPK amid international isolation caused by sanctions and the co-ronavirus pandemic. At the Eighth Congress the WPK's Chairman Kim John-un announced a new five-year plan for the country's economic development, the main goal of which is a long-term economic growth and significant improvement in the people's living conditions. The main concept of the 2021—2025 economic plan is self-reliance, and the strategic goal is to meet the country's demand through domestic production. Further centralization of the economic system under the Cabinet's control is expected. One of the most pressing issues in the implementation of the DPRK's economic development plan for the next five years is likely to be a search for investment sources. Since foreign capital flows are not available due to international sanctions, the country's leadership will have to find internal reserves, prioritizing the implementation of the announced tasks. Judging by the published reports on the Eighth Congress, the DPRK's leadership is striving to make the state as economically self-sufficient as possible, putting this forward as a political task. Such framing potentially narrows the possibilities for engaging North Korea in international economic cooperation, reinforcing the country's isolationist position in the international arena.

Keywords: DPRK, Kim Jong-un, economic policy, Workers' Party of Korea, import-substitution, self-reliance.

Экономика

105

Author: Liudmila V. ZAKHAROVA, Ph.D. (Economics), Academic Secretary, Leading Researcher, Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0001-6164-3518 (e-mail: ludmila_hph@rambler.ru).

В северокорейской системе Трудовая партия Кореи играет руководящую роль в определении направлений и методов экономического развития страны. Например, в декабре 2019 г. на 5-м пленуме ЦК ТПК 7-го созыва лидер партии Ким Чен Ын подчеркивал, что работа Кабинета министров КНДР есть дело ЦК партии, а выполнение решений ЦК партии есть дело Кабинета министров [Report on 5th Plenary Meeting of 7th C.C., WPK]. В подобной конфигурации изучение экономической повестки основных форумов ТПК играет важную роль для понимания тенденций и проблем развития экономики КНДР. Партийные съезды до недавнего времени были скорее редким для Северной Кореи явлением. VII съезд ТПК прошел в 2016 г., через 36 лет после проведения VI съезда в 1980 г. Таким образом, в период правления Ким Чен Ира (1994—2011 гг.) партийные съезды не собирались вовсе. Его сын Ким Чен Ын решил, однако, возобновить традицию проведения крупных партийных мероприятий, причем сделать их регулярными — раз в 5 лет.

VIII съезд ТПК прошел в Пхеньяне в январе 2021 г. На нем были подведены итоги развития КНДР за предшествовавшие 5 лет и утверждены задачи на будущее. В начале съезда председатель ТПК Ким Чен Ын выступил с Отчетным докладом ЦК партии, длившимся 9 часов. Северокорейские СМИ назвали этот доклад «великой практической программой», в которой были выделены как проблемы, так и задачи на пути дальнейшего продвижения вперед дела социализма корейского образца [On Report Made by Supreme Leader Kim Jong Un at Eighth Congress of WPK]. В открытой печати оказалась лишь часть выступления Ким Чен Ына, которая тем не менее дает представление об основных задачах экономической политики КНДР на современном этапе.

По традиции Отчетный доклад был начал с освещения достижений предыдущего отчетного периода (с момента проведения VII съезда ТПК в 2016 г.). Ким Чен Ын подчеркнул, что стратегия опоры на собственные силы стала «политической линией», которой необходимо постоянно придерживаться в социалистическом строительстве. И хотя не все стратегические цели в сфере экономического строительства был достигнуты, была создана «ценная основа, позволяющая в будущем продолжать экономическое развитие собственными сила-

106

Экономика

ми». В области управления экономикой были приняты меры по усилению единого руководства и стратегического управления со стороны государства. Северокорейский лидер также обозначил основные успехи по отраслям народного хозяйства. В частности, в 2016—2020 гг. особое значение в КНДР придавалось строительству как «важному политическому делу», благодаря чему существенно обновился облик страны. Несмотря на продолжавшиеся стихийные бедствия и дефицит материалов, в области сельского хозяйства опора на «научное ведение земледелия» позволила собрать беспрецедентный урожай зерна. В металлургической и химической промышленности — «двух опорах самостоятельной экономики» — был сделан рывок для осуществления чучхезации и самостоятельности. Был достигнут ряд успехов в технической подготовке и закладке фундамента для «поднятия» областей электропромышленности, угольной промышленности, машиностроительной промышленности и железнодорожного транспорта, для развития области информационной связи. В легкой промышленности были реконструированы главные заводы и предприятия, что обеспечило потенциал для значительного повышения качества и увеличения производства товаров народного потребления, а в области морского промысла был заложен фундамент для систематического увеличения производства [On Report Made by Supreme Leader Kim Jong Un at Eighth Congress of WPK].

Второй («За радикальное продвижение вперед строительства социализма») из четырех ключевых разделов Отчетного доклада был посвящен экономической сфере. Председатель ТПК признал, что поставленные в целях достижения экономического роста задачи были значительно не довыполнены в отчетный период. Среди объективных причин северокорейский лидер выделил последствия международных санкций, стихийные бедствия и «мировой кризис в области здравоохранения» (пандемию коронавируса, в условиях которой КНДР плотно закрыла свои границы, чтобы минимизировать контакты с внешним миром). В результате государственные капиталовложения в поднятие ведущих отраслей экономики не были осуществлены, а заметный прогресс в улучшении жизни населения не был достигнут.

Среди субъективных факторов ЦК партии выявил проблемы с точностью планирования в рамках стратегии экономического развития на 2016—2020 гг., а также пришел к выводу о том, что «наука и техника на практике не играли роли локомотива экономического дела страны, а работа по упорядочению и дополнительному усовершенствованию нерациональной системы и режима экономического дела не продвинулась вперед, как следует» [On Report Made by Supreme Leader

Экономика

107

Kim Jong Un at Eighth Congress of WPK]. Переводя на обычный язык, это может означать, что установленные на 2016—2020 гг. экономические показатели оказались завышены и поэтому не были достигнуты, задача перехода на отечественное сырье путем технологических инноваций не была решена в полной мере, как не удалось и рационально отладить планово-рыночный механизм функционирования современной северокорейской экономики.

Вместо невыполненной стратегии экономического развития на 2016—2020 г. на VIII съезде ТПК, который лидер назвал «съездом борьбы», было объявлено о новом пятилетнем плане экономического развития страны, главная цель которого заключается «в продолжительном экономическом росте и значительном улучшении жизни народа» [On Report Made by Supreme Leader Kim Jong Un at Eighth Congress ofWPK]. Концептуальной основой плана 2021—2025 гг. ожидаемо является опора на собственные силы, а стратегической целью — удовлетворение спроса за счет собственного производства. При этом предполагается дальнейшая централизация экономической системы под управлением Кабинета министров. Основными задачами новой пятилетки стали:

• сосредоточить инвестиции на металлургической и химической промышленности;

• обеспечить ритмичность производства во всех отраслях;

• укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства;

• обеспечить легкую промышленность достаточным количеством сырья и материалов для увеличения производства товаров народного потребления.

В своем выступлении Ким Чен Ын озвучил и конкретные приоритеты и задачи по ключевым отраслям. В металлургии и химической промышленности — ожидаемый фокус на продолжении перестройки производственных процессов на основе отечественного сырья (чучхе-железо и одноуглеродная химическая промышленность). Для увеличения выработки электроэнергии планируется осуществление государственных инвестиций в строительство приливных ГЭС, а также работа по созданию ядерной энергетики. В угольной и добывающей промышленности — геологоразведка и увеличение выработки. Машиностроение, некогда «сердцевина» северокорейского промышленного комплекса, призвано производить различные «современные и эффективные» машины для различных нужд экономики. Перед легкой промышленностью приоритетом объявлено импортоза-мещение, а также переработка сырья и материалов. Продолжается курс на крупномасштабное строительство, включая строительство

108

Экономика

жилых домов. В период выполнения плана 2021—2025 гг. ставится цель построить 50 000 квартир в Пхеньяне, чтобы полностью решить жилищный вопрос в столице, а также развернуть строительство нужных народу объектов в каждом районе страны [On Report Made by Supreme Leader Kim Jong Un at Eighth Congress ofWPK].

Для решения продовольственной проблемы перед сельским хозяйством ставится задача увеличения производства, а ирригация и механизация вновь выдвигаются в качестве важных стратегических задач в аграрном секторе. Для достижения самообеспеченности по зерновым правительство КНДР ранее ставило цель по сбору урожая в 7 млн т, однако достичь ее пока не удается как из-за ежегодных природных катаклизмов (наводнения и засухи), так и из-за нехватки сельскохозяйственных материалов и низкого уровня механизации. В 2020 г. производство зерновых в КНДР составило лишь 5,52 млн т, а в 2019 г., по северокорейским данным, был собран рекордный урожай (крупнейший за последние 10 лет) — 6,65 млн т [Democratic People's Republic of Korea Voluntary National Review...]. В докладе на VIII съезде ТПК Ким Чен Ын отдельно коснулся политических вопросов по повышению производительного энтузиазма сельскохозяйственных тружеников и усилению государственной поддержки деревни, а в заключительной речи на съезде поставил цель — в ближайшие 2—3 года выполнить ежегодный государственный план обязательной заготовки на уровне 2019 г.

Главной задачей во внешнеэкономической деятельности было объявлено «дополнительное усовершенствование и укрепление фундамента и потенциала самостоятельной экономики». В 2016 г. задачи были совсем другие — улучшать внешнеторговую структуру в направлении повышения удельного веса экспортной продукции, торговли технологиями и услугами, а также организовывать совместное производство для внедрения передовых технологий и стимулирования экономического развития.

Среди знаковых отличий экономической повестки VIII съезда ТПК от VII съезда ТПК можно отметить следующие пункты.

Во-первых, сокращение количества приоритетных сфер. Ключевым звеном и объектом приложения инвестиций провозглашены лишь металлургическая и химическая промышленность (с присущим упором на чучхейский характер производства), что свидетельствуют о серьезной ограниченности государственных ресурсов. В то же время продукция металлургической и химической промышленности используется в других отраслях, и импортозамещающую перестройку всей экономики логично начать с этих базовых секторов. КНДР обла-

Экономика

109

дает значительными запасами разнообразных минеральных ресурсов, необходимых для функционирования металлургической и химической промышленности на отечественном сырье. Сложно осуществимой представляется задача заменить нефть, запасов которой (как и природного газа) в стране нет.

Во-вторых, намного скромнее стали цели в области внешнеэкономических связей. При этом выдвинута задача считать импортоза-мещение, переработку сырья и материалов «жизненной артерией». Это отражает объективные условия внешней среды для КНДР. Если до 2020 г. внешнеэкономические связи являлись одним из факторов развития северокорейской экономики, то после закрытия границы в начале 2020 г. прекратился въездной туризм, ставший одним из источников иностранной валюты в условиях санкций, а объем внешней торговли страны сократился до уровня начала XXI века.

В-третьих, подчеркивается необходимость восстановить главную роль и контролирующую способность государства в деятельности торгового обслуживания, а также ресторанного и бытового сервиса, сферах, где довольно распространен частный капитал. Выстраивается курс на восстановление и укрепление системы управления экономикой под единым контролем государства и повышение роли Госплана. В то же время руководство КНДР подчеркивает важность использования экономических рычагов, не отказываясь от достижений прошлого периода, когда автономия предприятий была существенно расширена.

В целом, на основании анализа материалов VIII съезда ТПК, опубликованных в открытой печати, можно было сделать выводы о продолжении прежнего курса руководства КНДР на укрепление самостоятельности северокорейской экономики и использование современных технологий для импортозамещения и оптимизации производства, а также о некотором изменении курса в отношении внешних связей и использования рыночных механизмов. Как отмечает известный специалист по северокорейской экономике Р. Франк, материалы съезда фиксируют тенденцию к усилению централизованного государственного управления экономикой (перспективы рыночных реформ не просматриваются) и снижению значения внешних связей в планах экономического развития КНДР [Frank, 2021a].

На 2-м пленарном заседании ЦК ТПК в феврале 2021 г. Ким Чен Ын уделил особое внимание правильному планированию для достижения поставленных на VIII съезде экономических целей, раскритиковав Кабинет министров за завышение показателей для одних отраслей и занижение целевых установок для других. Генераль-

110

Экономика

ный секретарь ТПК подчеркнул, что халатность органов хозяйственного руководства и перекладывание ими ответственности на низшие звенья могли бы привести к постепенному исчезновению контрольной власти государства и к «подталкиванию государственных предприятий к незаконному зарабатыванию денег». В связи с этим северокорейский лидер подчеркнул важность «централизованного и единого контроля за продукцией всех отраслей народного хозяйства и предприятий» со стороны Кабинета министров и Госплана [Let Us Adorn First Year's Advance for Implementing Decisions Made at Party Congress...]. Вкупе с вновь прозвучавшим призывом бороться с антисоциалистическими и несоциалистическими явлениями проглядывался настрой руководства КНДР усилить государственный контроль за экономикой.

При этом за прошедшие 10 лет пребывания молодого лидера у власти в КНДР было официально расширено использование рыночных механизмов в экономике, а часть из них была инкорпорирована в систему государственного планирования [Yang, 2021, p. 23]. И хотя полноценная реформа экономической системы не была проведена, рыночная активность хозяйствующих субъектов («экономическая активность вне плана») была институционализирована и служила достижению главных целей экономического развития страны. В связи с этим одним из направлений реализации пятилетнего плана неизбежно станет организационная работа по постановке возросшей самостоятельности предприятий под более жесткий государственный контроль.

В материалах съезда, опубликованных в открытой печати, не были указаны конкретные желаемые показатели темпов роста экономики. При этом в официальном «Добровольном национальном обзоре КНДР по реализации Повестки 2030», представленном Пхеньяном в ООН в июне 2021 г., указано, что целевым показателем экономического роста для Северной Кореи является ежегодное увеличение ВВП на душу населения более чем на 5 % [Democratic People's Republic of Korea Voluntary National Review...]. Для КНДР это довольно амбициозная цель, учитывая текущие внутренние и внешние условия. На сессии Верховного народного собрания КНДР, прошедшей 17 января 2021 г., вскоре после VIII съезда ТПК, был утвержден план государственного бюджета страны на год [Report Made on Fulfillment of State Budget for Last Year and on State Budget for This Year]. Рекордно низкий ожидаемый прирост доходов госбюджета на 2021 г. — 0,9 % — являлся явным свидетельством признания руководством страны сложных экономических условий [Frank, 2021b]. В предшествовавшее десяти-

Экономика

111

летие темпы роста доходов госбюджета составляли от 3 до 8 % в год [Lee, 2021, p. 60].

Представляется, что одним из острейших вопросов при реализации планов экономического развития КНДР на ближайшую пятилетку неизбежно станет поиск источников инвестиций. А поскольку внешние источники недоступны из-за международных санкций, руководству страны придется изыскивать внутренние резервы, определяя приоритетность решения поставленных задач. Судя по материалам VIII съезда, руководство КНДР стремится сделать государство максимально самодостаточным в экономическом плане, выдвигая это в ранг политической задачи. Подобная постановка вопроса потенциально сужает возможности для вовлечения Северной Кореи в международное экономическое сотрудничество, закрепляя изоляционистскую позицию страны на международной арене.

Библиографический список

Democratic People's Republic of Korea Voluntary National Review On the Implementation of the 2030 Agenda. June 2021 // UN Department of Economic and Social Affairs. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/282482 021_VNR_Report_DPRK.pdf (дата обращения: 08.08.2021).

Frank, Rudiger. Key Results of the Eighth Party Congress in North Korea (Part 1 of 2) // 38 North. 15.01.2021. URL: https://www.38north.org/2021/01/key-results-of-th e-eighth-party-congress-in-north-korea-part-1-of-2/ (дата обращения: 08.02.2022).

Frank, Rudiger. SPA Session: Lowest Official Growth Rate in Decades // 38 North. 22.01.2021. URL: https://www.38north.org/2021/01/spa-session-lowest-official-grow th-rate-in-decades/ (дата обращения: 08.08.2021).

Lee, Jongkyu. North Korea's Fiscal Shock: What are the Economic Implications? // 2020/2021 the DPRK Economic Outlook. Ed. by Suk Lee. Korea Development Institute. P. 56—79.

Let Us Adorn First Year's Advance for Implementing Decisions Made at Party Congress with Proud Innovation and Progress Report on 2nd Plenary Meeting of 8th Central Committee of WPK // KCNA. 12.02.2022.

On Report Made by Supreme Leader Kim Jong Un at Eighth Congress of WPK // KCNA. 09.01.2021.

Report Made on Fulfillment of State Budget for Last Year and on State Budget for This Year // Rodong Sinmun. 18.01.2021.

Report on 5th Plenary Meeting of 7th C.C., WPK // KCNA. 01.01.2020.

Yang, Moon-Soo. The Economic Reform of North Korea in the Kim Jong Un Era: Status & Evaluation. Korea Development Institute. Working Paper. June 2021. 23 p.

112

Экономика

References

Democratic People's Republic of Korea Voluntary National Review On the Implementation of the 2030 Agenda (2021). UN Department of Economic and Social Affairs. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/282482021_ VNR_Report_DPRK.pdf (accessed: 8 August, 2021).

Frank, Rudiger (2021a). Key Results of the Eighth Party Congress in North Korea (Part 1 of 2) // 38 North. 15.01.2021. URL: https://www.38north.org/2021/01/key-results-of-the-eighth-party-congress-in-north-korea-part-1-of-2/ (accessed: August 8, 2021).

Frank, Rudiger (2021b). SPA Session: Lowest Official Growth Rate in Decades // 38 North. 22.01.2021. URL: https://www.38north.org/2021/01/spa-session-lowest-official-growth-rate-in-decades/ (accessed: August 8, 2021).

Lee, Jongkyu (2021). North Korea's Fiscal Shock: What are the Economic Implications? 2020/2021 the DPRK Economic Outlook, ed. by Suk Lee, Korea Development Institute: 56—79.

Let Us Adorn First Year's Advance for Implementing Decisions Made at Party Congress with Proud Innovation and Progress Report on 2nd Plenary Meeting of 8th Central Committee of WPK // KCNA. 12.02.2022.

On Report Made by Supreme Leader Kim Jong Un at Eighth Congress of WPK // KCNA. 09.01.2021.

Report Made on Fulfillment of State Budget for Last Year and on State Budget for This Year //Rodong Sinmun. 18.01.2021.

Report on 5th Plenary Meeting of 7th C.C., WPK // KCNA. 01.01.2020.

Yang, Moon-Soo (2021). The Economic Reform of North Korea in the Kim Jong Un Era: Status & Evaluation, Korea Development Institute, Working Paper. 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.