Научная статья на тему 'VIII съезд российских востоковедов в Казани'

VIII съезд российских востоковедов в Казани Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитриев С., Захаров А., Орлова К., Цветкова Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VIII съезд российских востоковедов в Казани»

С. Дмитриев, А. Захаров,

К. Орлова, Н. Цветкова,

востоковеды

VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ

ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ

Проводимые раз в два года съезды российских востоковедов объединяют ведущих исследователей Азии и Африки из России и стран СНГ. Тема нынешнего съезда, состоявшегося в Казани 25-28_сентября 2012 г., - «Многофакторный анализ истории, культуры и религий Востока». Его организаторами стали Институт востоковедения РАН, Казанский (Приволжский) Федеральный университет (КФУ), Институт востоковедения и международных отношений КФУ (ИВ МО КФУ), Научный совет по востоковедению РАН, Общество востоковедов России, Отделение историко-филологических наук РАН и Правительство Республики Татарстан. В работе форума участвовало свыше 250 ученых из различных институтов РАН, университетов и институтов России и стран СНГ. Съезд проведен при поддержке гранта РГНФ № 12-01-14034г.

Съезд открыл президент Общества востоковедов России, директор Института востоковедения РАН, член-корреспондент РАН В.В. Наумкин. Прозвучали приветствия Президента Республики Татарстан Р.Н. Миниханова, премьер-министра Республики Татарстан И.Ш. Халикова, ректора КФУ И.Р. Гафурова. Посол по особым поручениям МИД РФ, специальный представитель МИД РФ по взаимодействию с Альянсом цивилизаций К.В. Шувалов зачитал приветствие от имени министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова. В адрес съезда поступили приветствия: председателя Государственной думы РФ С.Е. Нарышкина; Совета Федерации Федерального собрания РФ за подписью заместителя председателя И.М.-С. Умаханова; академика РАН Е.М. Примакова; Академии наук РФ за подписью вице-президента РАН А.Д. Некипелова; Отделения историко-филологических наук РАН за подписью академика-секретаря РАН академика А.П. Деревянко; председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина. В.В. Наумкин озвучил решение Ученого совета Института востоковедения РАН о награждении золотой медалью Игнатия Крач-ковского государственного советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева «за выдающиеся заслуги в развитии и поддержке отечественного востоковедения». Медаль и почетную грамоту на

144

русском и татарском языках В.В. Наумкин передал премьер-министру Татарстана И.Ш. Халикову.

С приветственным словом выступили президент Академии наук Республики Татарстан A.M. Мазгаров, директор Института мировой литературы РАН академик РАН А.Б. Куделин, директор Института Африки РАН академик РАН A.M. Васильев, заместитель председателя Дагестанского научного центра РАН М.С. Гад-жиев, директор Института восточных рукописей РАН И.Ф. Попова, советник Посольства Китайской Народной Республики в России Чжао Гочэн, директор Института востоковедения Академии наук Казахстана М.Х. Абусеитова, директор Центра ориентальных исследований Вильнюсского университета А. Бейнориус, заместитель главного редактора журнала «Восток (Oriens)» А. О.Захаров.

На открытии В.В. Наумкин выступил с докладом «Состояние и перспективы российского востоковедения». Отметив традиционно высокий уровень отечественных востоковедческих исследований, докладчик подчеркнул, что необходимо достичь баланса между различными научными направлениями, привлечь новые кадры и обеспечить полноценный доступ к источникам и информации, в том числе в цифровой форме, для проведения конкурентоспособных исследований. Достижению этих целей препятствует ограниченность имеющихся ресурсов. В ряде направлений потеряна присущая отечественной школе востоковедов высокая квалификация, утрачены связи с зарубежными школами. Положительной тенденцией последних лет можно считать возрастание интереса к Востоку в других центрах наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

В.В. Наумкин подчеркнул, что вопреки очевидному падению интереса к обобщениям и общим теориям, включая формационный и цивилизационный подходы, необходимо выработать целостное понятие о Востоке. Это особенно важно в свете публикации множества непрофессиональных работ, написанных дилетантами, а подчас невеждами, которые способствуют фальсификации представлений о предмете востоковедческих исследований. Необходимо мобилизовать ресурсы для поддержки востоковедных исследований и объединить усилия Центра и регионов в формировании целостного и достоверного образа Востока.

В.В. Наумкин выделил некоторые достижения возглавляемого им института, в частности подготовку шеститомной энциклопедии «Духовная культура Китая» под редакцией М.Л. Титарен-

145

ко, А.И. Кобзева и А.Е. Лукьянова; перевод «Исторических записок» Сымя Цяня на русский язык Р.В. и А.Р. Вяткиными; работу Советско-йеменской (с 1983) и Российско-йеменской (с 1991) комплексных экспедиций Института востоковедения РАН под руководством П.А. Грязневича, М.Б. Пиотровского, А.В. Седова (в настоящее время); исследования социоестественной истории; издание монографии «Жизнь пророка Мухаммада» Т.К. Ибрагима и Н.В. Ефремовой (2010); изучение феномена «арабской весны» 2011 г.

В.В. Наумкин подробно остановился на анализе отечественными востоковедами феномена «арабской весны». Он привел высказывание Д. Моисеи о том, что XXI в. может стать веком идентичности. Среди причин событий в арабских странах он выделил отсутствие гражданских свобод и «социальных лифтов», коррупцию. У некоторых востоковедов есть и мнение о важной роли внешнего фактора, вплоть до «теории заговора». Однако при внимательном взгляде события в арабских странах не кажутся неожиданными, можно вспомнить «хлебные бунты» в ряде арабских стран. В мобилизации масс важную роль играли традиционные средства - мечети, телевидение, особенно «Аль-Джазира», мобильная телефония и лишь в последнюю очередь - Интернет и социальные сети. В.В. Наумкин отметил, что сегодня можно говорить о появлении нового панарабизма с новыми особенностями. Как президент Общества востоковедов России в 2010-2012 гг., В.В. Наумкин кратко охарактеризовал его деятельность и официальный статус некоммерческого партнерства востоковедных учреждений страны. Он предложил считать Съезд востоковедов, собирающийся раз в два года, общим собранием общества. Совет координаторов общества будет формироваться из глав востоковедных учреждений, входящих в его состав. Предложения были приняты общим голосованием.

Пленарное заседание 25 сентября открылось выступлением директора Института Африки РАН академика РАН A.M. Васильева «Роль востоковедения в контексте "афроазиатизации" мира». Термин "афроазиатизация" был предложен академиком РАН А.Б. Давидсоном для обозначения культурного и экономического воздействия стран Азии и Африки на развитие человечества. Наряду с «азиатскими тиграми» сегодня можно говорить и об «африканских львах». В перспективе восемь-девять африканских стран будут иметь более многочисленное население, чем Россия. По словам A.M. Васильева, вымирание европеоидной расы наряду со

146

старением в перспективе населения Китая создаст через 20-40 лет вакуум рабочей силы, заполнить который смогут жители Африки; именно они в будущем станут основными производителями материальных и духовных благ.

М.Х. Абусеитова (Казахстан) выступила с докладом «Востоковедные исследования в области истории, культуры и религии в Казахстане». P.M. Валеев (Казань) в докладе «Изучение истории российского востоковедения: итоги и перспективы (Х1Х - начало XXI в.)» отметил недостаточную изученность социального контекста жизни отечественных востоковедов, истории востоковедческой мысли, подчеркнул важность истории политических идей для реконструкции жизни и творчества ученых и потребность в изучении истории востоковедных центров постсоветского пространства.

Директор ИСАА МГУ М.С. Мейер в докладе «Османофильст-во в истории и современности» познакомил с историей восприятия Османской империи внутри нее, в Турции и в Европе. Он подчеркнул, что опыт Османской империи нередко встречал положительную оценку. Им, в частности, вдохновлялся великий утопист Т. Кампанелла. Положительной стороной этого опыта было встроенное в систему существование «социальных лифтов», что весьма важно для современного мира.

Директор Института восточных рукописей РАН И.Ф. Попова в докладе «Классическое востоковедение на современном этапе» рассказала о сохранении традиций классического востоковедения - изучения письменных источников, текстологии Востока, в частности тангутских, уйгурских рукописей и документов дуньхуанского фонда - в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день в коллекцию института входит 115 тыс. документов на 65 языках.

Е.И. Зеленев (Санкт-Петербург) в докладе «Борьба за влияние в протоглобальном мире» подчеркнул что экономика и политика современного мира втягиваются в состояние управляемого хаоса, он привел сведения о том, что среди 100 ведущих экономик мира можно назвать 49 ТНК и 51 страну, чьи интересы противоположны. ТНК стараются расшатать межгосударственные границы, государства борются за их сохранение. На сегодняшний день все государства в той или ивой форме поступились суверенитетом, передав часть функций межгосударственным организациям. Наступает эра господства коммуникаций. Хаосу может противостоять традиционная социальная структура и особенно традиционная культура. Докладчик предложил понятие «хронокультура» для обозначения господства времени в культуре при «снятии» ро-

147

ли пространства; именно такой тип культуры господствовал при изменении общественного строя в Ираке. Сегодня модель трех миров выглядит иначе, чем в середине XX в.: первый мир образуют США, Китай и Европейский союз; их господство признали страны третьего мира, тогда как второй мир: Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Россия и некоторые другие страны находятся в состоянии выбора. Для сохранения самостоятельности необходимо, согласно Е.И. Зеленеву, развивать горизонтальные связи между государствами в противовес уже существующим вертикальным.

А. В. Малашенко (Москва) в докладе «Конфликт цивилизаций: миф или реальность» подчеркнул, что за словами о диалоге культур и за призывами к межкультурному диалогу скрывается его отсутствие - необходимо признать наличие конфликтов, «фехтование» цивилизаций, о котором говорил В.В. Наумкин. Широко известная и сильно критикуемая монография С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» отражает тот факт, что в современном мире конфликты есть и что его развитие идет не так, как того многим хотелось бы. Докладчик выделил два процесса: политизацию религии и религиозацию политики, которые существуют и будут существовать, по его мнению, вечно. А.В. Малашенко полагает, что конфликтность порождается в том числе состязанием религий друг с другом. «Арабская весна» - еще один кирпичик в стену между мирами, и единство мира ислама осознано на высшем уровне: президентами России и США В.В. Путиным и Б. Обамой.

Ф.А. Асадуллин (Москва) в докладе «Формирование российской государственности в контексте исторических связей Казани и Москвы» подчеркнул, что за последние пять столетий на территории России сложился христианско-мусульманский и тюрко-славянский симбиоз, а мир Востока сегодня - это часть нашего общего бытия.

Заместитель директора Института восточных рукописей РАН С.М. Прозоров (Санкт-Петербург) в докладе «Современное состояние отечественного исламоведения» рассказал о международном проекте «Ислам на территории бывшей Российской империи».

Заместитель директора Института востоковедения РАН В.Я. Белокреницкий (Москва) в докладе «Многофакторный анализ геополитического пространства к югу от современной России (по южным границам Кавказа и Центральной Азии)» рассказал о деятельности Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН. Он подробно остановился на

148

проблемах многофакторного анализа развития изучаемого региона. Хотя и произошло сближение западной и восточных цивилизаций с точки зрения материальных успехов, образа жизни, в регионе усиливается влияние внутренних факторов, прежде всего исламской идеологии, демографии и экологии. Поражает воображение динамика демографического роста; в условиях колоссального прироста населения обостряется проблема ресурсов, прежде всего - пресной воды. В.Я. Белокреницкий охарактеризовал специфику современной ситуации в Иране и Пакистане. В Иране от международных санкций страдает простое население. Однако давление извне может служить и фактором консолидации общества. Иран дает уникальное сочетание авторитаризма и демократии, теократии и республиканизма. Применительно к Пакистану можно говорить о полувеке экономической и политической стагнации, об отставании от Индии. Эколого-демографические проблемы в Пакистане могут привести к кризису, усилив роль Пакистана как центрального узла исламского радикализма.

Проректор Казанского (Приволжского) Федерального университета, директор Института востоковедения и международных отношений КФУ Л.Н. Латыпов в докладе «Экзистенциальная значимость осознанной веры в исламе» подчеркнул, что вера в исламе при джадидском («новом») подходе - ясно осознанное разумом качественное состояние человека, а истинная вера заключается в осознании своего подлинного места в жизни.

Дальнейшая работа съезда проходила 26-27 сентября в секциях «Востоковедческое образование», «История и археология», «Культуры и религии народов Востока», «Языкознание», «Политология», «Этнология и филология», «Культуры и религии народов Татарстана», «Экономические отношения».

Секцию «История и археология» открывал доклад Н.Н. Кра-дина (Владивосток) «Итоги российско-монгольских исследований городов империи Ляо». В ходе работ последних лет были составлены археологические карты долин рек Керулен и Тола, раскопаны городища Чинтолгой-балгас, Эмгэнтийн-хэрэм и Хэрмэн-дэнж, судя по всему представлявшие собой крепости, защищавшие северозападные границы киданьской империи Ляо (907-1125). Находки, несомненно, интересны, поскольку ранее считалось, что строительство (столичных) городов в степях практиковалось только уйгурами и монголами. Было найдено большое количество данных о проживании в городах или их окрестностях бохайцев. Это полностью совпадает с сообщениями письменных источников о

149

переселении в этот район нескольких сотен бохайских семей для продовольственного обеспечения киданьских гарнизонов. Сообщение Ю.С. Худякова (Новосибирск) было посвящено опыту, накопленному коллективом кафедры археологии и этнографии Новосибирского университета в области подготовки специалистов по археологии Центральной Азии, а также международному сотрудничеству, в рамках которого прошли обучение и защитили диссертации десятки ученых из Монголии, Казахстана, Киргизии. Т.И. Юсупова (Санкт-Петербург) выступила с докладом «Некоторые особенности историографии русско-монгольского научного сотрудничества».

В докладе Э.А. Тумахани (Улан-Удэ) «Средневековые письменные источники по межкультурным связям монголов» было высказано предположение о том, что письменный монгольский язык сложился гораздо раньше Х11-Х111 вв., на что указывают лингвистические исследования основных письменных памятников эпохи Монгольской империи. Открытым остается вопрос о том, когда в действительности монголы освоили письмо, возможно, это также произошло несколько раньше, чем принято считать. С.В. Дмитриев (Москва) в докладе «Легендарная история уйгуров в "Стеле о заслугах идук-кутов Гаочанванов". Некоторые размышления» изложил интересную версию чудесного рождения первого уйгурского правителя из нароста на дереве, высеченную на двуязычной стеле, датируемой 1334 г. По всей видимости, эта легенда была разработана уйгурами уже в Турфане, куда они бежали после падения Уйгурского каганата в середине IX в., возможно, воспринята от тюрок-басмылов, живших в Турфане до того. Также не исключено, что она оказала влияние на так называемое Ойратское ханство (Союз четырех ойратов), которое в первой половине XV в. во главе с чоросскими тайшами успешно боролось за господство в степях: зафиксированная в ойратском фольклоре легенда о рождении первопредка чоросов очень близка к рассмотренной. Возможно, это говорит о том, что ойраты создавали свое первое государство под некоторым влиянием турфанских уйгуров.

М.С. Гаджиев (Махачкала) в докладе «Даг-бары - Великая кавказская стена Сасанидской эпохи» обобщил итоги археологического изучения фортификационной системы Горной стены (тюрк.-перс.: Даг-бары) - составной части Дербентского оборонительного комплекса, возведенного в конце 560 - начале 570-х годов Сасанидами для защиты северных рубежей империи и перекрытия Дербентского коридора - единственного удобного пути

150

пересечения Кавказского хребта. Помимо знаменитой цитадели Дербента в состав оборонительных вооружений входят 42 км стен, усиленных 61 фортом. Горная стена использовалась по назначению до XIII в. Р.У. Каримова (Алматы) выступила с сообщением «Из истории древних и средневековых городов Восточного Туркестана».

A. О. Захаров (Москва) в докладе «Ранняя царская эпиграфика Юго-Восточной Азии У-УШ вв.» на основании типов текстов ранних санскритских надписей региона: поэтического, прозаического и смешанного, а также применения разных поэтических размеров в разных районах ЮВА, предположил, что индийская поэтика заимствовалась из разных источников. В.Р. Атнашее (Санкт-Петербург) в докладе «Государство Чампа как перекресток цивилизаций» рассказал об истории проникновения индуизма, буддизма и ислама на территорию Центрального Вьетнама.

Ю.А. Аверьянов (Москва) в докладе «Средневековые письменные источники по мировоззрению алевитов Турции» подчеркнул специфику произведений алевитской традиции, принадлежащей шиитским сообществам «кызылбашей», или «алевитов», в турецкой литературе. К.Г. Муратшина (Екатеринбург) в докладе «О некоторых особенностях китайской трактовки истории взаимоотношений с Россией» привлекла внимание к расхождениям между российской и китайской официальными версиями ряда исторических событий. А. В. Антошин (Екатеринбург) в докладе «Формирование и развитие представлений о странах Ближнего и Среднего Востока у населения Южного Урала в середине 1940 -начале 1950-х годов. (По материалам Центра документации новейшей истории Оренбургской области)» исследовал пути распространения сведений о событиях на Ближнем и Среднем Востоке через местную прессу, программы курсов и отчеты партийных лекторов.

B.М. Красин (Калуга) показал «Перспективы привлечения документов органов власти Российской империи, посвященных ссылке с Кавказа, в изучении тарикатов накшбандийя, кадирийя и шазилийя». К.Т. Аксонов (Казань) в докладе «Первая Балканская война 1912-1913 гг. и волгоуральские татары (к столетию начала Первой Балканской войны)» реконструировал восприятие и формы участия татар в прелюдии Первой мировой войны. Л.А. Черешнева (Липецк) в докладе «К 70-летию "Августовской революции" 1942 г. в Индии: новые документы и дискуссионные проблемы» пришла к выводу о том, что это было массовое антибританское

151

движение под лозунгом «Оставьте Индию!», сочетавшее ненасильственные и вооруженные методы борьбы против колониального режима. И.Ю. Морозова (Берлин) в докладе «Перестройка в Советской Средней Азии и Социалистической Монголии: формирование нового неравенства через споры внутри элиты» описала перестроечные процессы как смену властных (высказывавшихся политической элитой) дискурсов через деконструкцию старых речевых оборотов. А. А. Кириченко (Москва) в докладе «Коминтерн и концепция Великой Восточной Азии как ведущие идейные течения в политике СССР и Японии до Второй мировой войны» напомнил основные вехи внешней политики Японии в первой половине XX в.

Первое заседание секции «Культуры и религии народов Востока» открыл доклад Тауфика Ибрагима (Москва) «Перспективы реформаторства в исламе». Т. Ибрагим заявил, что для реформации ислама необходима десакрализация священных текстов. Священный текст допускает различные интерпретации, реформаторство - это одна из его интерпретаций.

Г.Г. Зайнуллин (Казань) в докладе "Ислам в Корее" рассказал об истории возникновения и развития ислама в Южной Корее, где в настоящее время имеется свыше 20 мечетей, четыре исламских центра и около 50 молельных домов. После 1917 г. некоторое число татар эмигрировало в Корею. Сейчас в Республике Корея существует татарская национальная община. Есть Корейская ассоциация исламских общин, в Сеуле открыты мечеть, медресе, мусульманское кладбище. Коран был переведен на корейский язык. С 1950-х годов возникла новая тенденция - появились корейцы, которые принимают ислам.

Д.В. Фролов (Москва) в докладе «Корановедение: перспективы исследования» подчеркнул, что Россия стала поликонфессиональной страной (какой и была ранее). Ислам для России всегда был «домашним», евроцентризм всегда был более мягким, чем на Западе. Развивается отечественное корановедение, причем в этом процессе участвуют как ученые-мусульмане, так и ученые-немусульмане, между которыми ведется диалог. Главное состоит в том, что полемика должна быть конструктивной. Возросло значение исламоведения в востоковедческом образовании.

В.В. Иванов (Казань) в докладе «"Татаризация" миссионерской деятельности новых религиозных движений неопротестантского типа в Урало-Поволжье» рассказал об активизации деятельности в регионе Свидетелей Иеговы и других протестантских сект,

152

которые ведут миссионерскую деятельность на татарском и башкирском языках.

Ф.Ш. Нуриева (Казань) в докладе «Исламские источники в памятнике XIV в. "Нэпжел-Фэрадис"» отметила, что в анализируемом ею источнике отражены все стороны духовной культуры татар и что он показывает распространение ислама в Поволжье. Средневековому источнику был посвящен и доклад P.P. Эльсаб-рутпи (Казань) «Арабская рукопись "Жемчужины диковин и чудес"». Тема доклада Х.Ю. Миннегулова (Казань) - «Античная литература и ее элементы в тюрко-татарской словесности». Многие произведения древнегреческой литературы дошли до нас в переводах с арабского. Татары приняли ислам в VII-VIII вв. и были хорошо знакомы с арабо-персидской литературой. Ф.Ш. Сибагат-пов (Уфа) в докладе «Жанр сира в творчестве Р. Фахретдинова» рассказал об этом виде народного романа - жизнеописания в башкирской литературе.

Наряду со средневековыми рукописями предметом обсуждения стали и новейшие средства коммуникаций. Е. И. Гришаева (Екатеринбург) сделала доклад «Позиционирование исламских ценностей в Рунете» на основе анализа трех сайтов (islamtoday.ru; islam.ru; islamio.ru). Она отметила, что важное место на этих сайтах занимают вопросы отношений в семье, взаимоотношений родителей и детей, проблемы образования.

Э.С. Львова (Москва) в докладе «Традиционные верования африканских народов сегодня» выделила три периода: полное господство традиционных верований; приход в Африку мировых религий - христианства и ислама; современный период. Христианство было принято в Эфиопии в IV в., в Конго - в XV в.; ислам пришел в Африку в VII в. Сегодня 30% населения Тропической Африки исповедуют ислам. Современный период характеризуется в Африке сочетанием ислама и христианства с традиционными верованиями (например, культом плодородия), религиозным синкретизмом. В целом Африка дает пример религиозной толерантности.

Ряд докладов был посвящен проблемам современных литератур стран Востока. М.Н. Суворов (Санкт-Петербург) в докладе «Проблемы и перспективы изучения в России современной арабской литературы» отметил глубокий спад в изучении современной арабской литературы в России, указав на острую нехватку специалистов - арабистов-литературоведов. В 1990-х годах молодые арабисты не шли в науку, арабской литературой занимается незначи-

153

тельное число энтузиастов. Публикуется мало переводов арабских литературных произведений на русский язык. Между тем в арабской литературе в условиях глобализации проявляются новые черты: прежде всего это снятие табу, что видно у таких авторов, как Аль-Асвани, Зейдан. Д.Р. Хайрутдинов (Казань) в докладе «Научная фантастика в современной арабской литературе» отметил, что арабской культуре присущи фатализм, нежелание заглядывать в будущее. Фантастических произведений немного, преобладают исторические и любовные романы. На Арабском Востоке фантастика менее популярна, чем в Южной Корее, Японии, Китае, так как ее можно заподозрить в атеизме. Однако в Средние века арабские авторы были известны своими сказочно-фантастическими произведениями и снискали ими себе большое признание в Западной Европе. Сегодня в Египте, в Марокко появляются новые произведения в жанре научной фантастики.

A.M. Нигматуллина (Казань) выступила с докладом «Творчество женщин-писательниц в современном литературном процессе Турции», в котором проанализировала роман «Улица Спокойствия», а также другие романы современных турецких писательниц. Гендерной проблематике было посвящено и выступление Е.Ф. Суховой (Нижний Новгород) «Прогрессивная роль первых арабских женских журналов в изменении положения женщин Арабского Востока. (Этапы развития женской журналистики на Арабском Востоке)». Она разделила историю развития этих журналов на несколько периодов, охарактеризовала особенности каждого из них. Первый женский журнал возник в Александрии, его редактором была Салима Саркиса.

На съезде неоднократно говорилось (например, P.M. Валее-вым на первом пленарном заседании) о том, что важным аспектом востоковедных исследований является история отечественного востоковедения и востоковедов. Н.Г. Романова (Москва) рассказала об итогах осуществления научного проекта ИВ РАН «Память и война. Воспоминания востоковедов о Второй мировой войне». Участниками проекта был проведен опрос востоковедов - участников войны, тружеников тыла, детей войны, блокадников.

В выступлениях на секции большое внимание было уделено проблемам модернизации стран Востока, влиянию на них глобализации. О столкновении западных ценностей и традиционных ценностей арабского общества речь шла в докладе А.И. Яковлева (Москва) «Развитие культуры в модернизированном обществе Востока: опыт Саудовской Аравии на рубеже XX-XXI вв.». Он

154

отметил сложность и неоднозначность процессов, происходящих в саудовском обществе. Образование становится в нем ценностью, повышающей социальный статус.

Н.Н. Цветкова (Москва) выступила с докладом «Страны Востока и глобализация: многофакторный анализ». Глобализация как объективный процесс усиления взаимозависимости национальных экономик охватывает не только экономические, но и политические, социальные процессы, затрагивает культуру принимающих обществ, причем культуру, понимаемую как сущностное начало цивилизации. Реальная включенность страны в глобализацию может быть оценена на основе ряда параметров (балансовая стоимость ПИИ, в том числе на душу населения, по отношению к ВВП; объем экспорта, доля в мировом экспорте; показатели миграционных потоков). Глобализация и идущая информационно-коммуникационная революция усиливают стремление к утверждению национальной, этноконфессиональной идентичности, стремление отмежеваться от социокультурной модели, направленной на унификацию мира по западному образцу.

Одно из заседаний секции «Культуры и религии стран Востока» было полностью посвящено проблемам Восточной Азии, российского Дальнего Востока. В докладе Патрика Франке (Германия) «Суннитско-шиитский конфликт и борьба за плюрализм в исламе» речь шла об истории борьбы разных течений в исламе и усилиях сторонников плюрализма в этой религии. Несмотря на то что исламу нередко удавалось найти пути решения конфликтов, новые вызовы возникают довольно часто; современность не исключение. Однако стремление к примирению и компромиссу, кажется, также не ослабевает. Л.Б. Бадмаева (Улан-Удэ) в докладе «Шаманистическая терминология бурят по летописным источникам» рассмотрела ряд малоизвестных бурятских летописных памятников, проанализировала их структуру и лексику, обратив особое внимание на описание шаманистских обрядов, шаманскую лексику. Е.Н. Дувакин (Москва) в докладе «Сибирско-монгольские связи в области шаманской мифологии» представил результаты своего исследования по выявлению связей между мифологическими сюжетами легенд о шаманах у народов Сибири и Монголии. Им обработано около 600 текстов 34 устных традиций (прежде всего народов Сибири), выделено 120 мотивов. Замечено, что сказания тюрко-монгольских народов региона очень схожи, хотя ближайшими соседями многих из них (например, якутов) являются народы других языковых семей. Многие бурятские сказания на

155

буддийские сюжеты на поверку оказываются происходящими из легенд о шаманах. В будущем планируется добавить в базу данных исследования материал из Монголии и Северной Америки.

В тематике секции было представлено музыковедение. В докладах уделялось внимание социокультурным функциям традиционной музыки.

Л.Д. Дашиева (Улан-Удэ) в докладе «Семантика обрядовых протяжных песен монгольских народов» подчеркнула важность изучения музыкального наследия монгольских народов и посетовала, что музыковедческая тематика обычно выпадает из поля зрения востоковедов. Она также рассмотрела ряд легенд о происхождении монгольских протяжных песен. По ее мнению, многие их особенности могут быть объяснены степным ландшафтом, большую роль играет и подражание звукам природы. В.Ю. Сузукей (Кызыл) говорила о музыкальном наследии кочевых народов.

К.В. Орлова (Москва) в докладе «Монгольские рукописные собрания в Улан-Баторе» выявила особенности собраний рукописей и ксилографов из монгольских коллекций. Г.Т. Телебаев (Ал-маты) в докладе «Ислам в современном Казахстане» охарактеризовал современное состояние ислама в республике на основании данных социологического опроса 2010 г. В докладе Ж.Д. Дор-жиевой (Улан-Удэ) шла речь о воспитании Чингисхана и его положительной роли в истории монгольского народа и человечества в целом. По мнению докладчика, принципы формирования личности, известные по описаниям воспитания Чингисхана, содержащимся в «Сокровенном сказании монголов», могут использоваться и сейчас, поскольку позволяют научить человека жить в ладу с природой и окружающими.

На секции «Востоковедческое образование» Г.К. Прозорова (Москва) выступила с докладом «Развитие востоковедения в Дипломатической академии МИД России». Она отметила, что Академия - открытое учебное заведение, которое занимается подготовкой и переподготовкой дипломатических кадров и международников. Востоковедная подготовка определяется характером современного мирового развития. Г. К. Прозорова рассказала об одной из старейших кафедр восточных языков, где разработана методика интенсивного обучения восточным языкам, и о научном подразделении Академии - Институте актуальных международных проблем, в котором активно развиваются азиатское, ближневосточное и средневосточное направления исследований и все

156

большее внимание уделяется проблематике евразийского пространства.

А.А. Хаматова (Владивосток) выступила с докладом «О подготовке востоковедов в Дальневосточном федеральном университете в новых условиях». В условиях глобализации и интернационализации образования расширились возможности для стажировок студентов в стране изучаемого языка, что повышает качество языковой подготовки. Вместе с тем после введения ЕГЭ в школах наблюдается падение общекулътурного уровня и уровня владения родным языком, что затрудняет подготовку переводчиков. А.А. Хаматова предложила поставить вопрос о возврате к выплатам надбавок и предоставлению дополнительных льгот преподавателям-востоковедам, как это было в 1960-х годах, с тем чтобы привлекать к преподаванию молодые кадры.

Ряд докладов был посвящен проблемам подготовки специалистов определенного профиля: индологов, арабистов, китаистов. О проблемах подготовки индологов речь шла в докладе И.П. Глушковой (Москва) «Утрата индийской регионалистики как исследовательского направления и проект-группа "Под небом Южной Азии"». В то время как в 1950-1970-х годах имел место настоящий бум подготовки специалистов со знанием различных языков Индостана, после перестройки такая подготовка прекратилась. Сохранить исчезающее направление - изучение региона стран Южной Азии - призвана проект-группа «Под небом Южной Азии», созданная в рамках Центра индийских исследований ИВ РАН. Проблемам индологических исследований было посвящено и выступление Т.Н. Шаумян (Москва) «Индология: вчера, сегодня - и завтра?».

О проблемах изучения Китая говорил А. И. Кобзев (Москва). Он подчеркнул, что востоковедение исторически сложилось как комплексная научная дисциплина, поскольку объект его изучения отличается взаимозависимостью форм культуры, принципиально большей чем на Западе. Никакое серьезное явление культуры Китая не поддается пониманию без знания китайского языка, иероглифики. Китайцы - носители самой древней из живых цивилизаций, которая обладает наиболее длительным и подробным самоописанием. Китаеведение первоначально складывалось как соединение филологии с историей; позднее к этому добавилась экономика (политэкономия). Лишь недавно, с колоссальным запозданием, в подготовку китаистов была включена философия, которая для Китая имеет ключевое значение.

157

В докладах на секции проблемы подготовки востоковедов рассматривались на конкретных примерах ряда высших учебных заведений (КФУ, РГГУ, РУДН, Алтайского государственного университета, Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета) и регионов (Башкортостана, Дагестана, Татарстана, Дальнего Востока). Большое внимание было уделено проблемам тюркологии, творчеству выдающихся тюркологов - Н.Ф. Катанова (открытие выставки, посвященной его творчеству, состоялось 28 сентября) и В. В. Радлова.

Б.М. Ягудин (Казань) на примере Центра евразийских и международных исследований Казанского университета рассказал об «Опыте научно-исследовательских центров по изучению проблем Евразии». Роли и месту востоковедения в отечественной науке и образовании посвятил свое выступление «Историческое образование и востоковедение в России: исторический опыт и современные проблемы» В.Г. Дацышен (Красноярск). О востоковедных проектах, которые ведутся учеными Башкортостана, говорилось в совместном докладе И.Г. Галяутдинова, А.В. Псянчина, Ю.В. Псянчина, Ф.Г. Хисамитдиновой (все - Уфа) «Востоковедение в Республике Башкортостан в 2010-2012 гг.: итоги и перспективы». А.В. Старцев (Барнаул) прочел доклад «Подготовка востоковедов в Алтайском государственном университете». Доклад М.Б. Рукоделъниковой (Москва) «К 20-летию востоковедения в РГТУ. Итоги и перспективы» был посвящен кафедре восточных языков, которая за 20-летний период своего существования подготовила специалистов, востребованных не только в России, но и за рубежом.

На секции «Политология» о Евразии в историческом контексте говорил О.В. Лушников (Пермь) в докладе «Трансформация "Монголосферы" и постимперские процессы в Евразии».

В.В. Грайворонский (Москва) в докладе «Государственная политика Монголии в области поддержки монголоведения в мире» отметил, что в Монголии невысокий ВВП на душу населения, но она выделяет средства на поддержку исследований по монголоведению. В Улан-Баторе проводятся международные летние школы монголоведов. Создана Международная ассоциация монголоведов. В России действует Российское общество монголоведов во главе с Б.В. Базаровым. Число студентов, изучающих монгольский язык, в России сокращается. Но появляются новые центры по монголоведению в Туве, Кызыле.

158

Е.А. Фомичёва (Москва) выступила с докладом «Политическое развитие Таиланда в конце XX - начале XXI в.». Политическая система Таиланда представляет собой сочетание Востока и Запада. Важнейшие полюсы влияния - партии, армия, королевская власть. Баланс между разными группами поддерживается через два механизма - выборы и перевороты. В XX в. в Таиланде произошло 19 переворотов. Правительства менялись, но у власти оставалась та же политическая элита. В 1980-х годах появилась новая элита - «новые таиландцы», сформировавшаяся вследствие экономического роста в провинциях. Она умело применяет технологии мобилизации масс с помощью СМИ, Интернета, а также простые лозунги: «Долой власть!», «За честные выборы». Для общей идентификации сторонников той или иной силы используются разноцветные рубашки - красные, желтые и черные. Такая ситуация может привести страну к «управляемому (ли?) хаосу», смене элит, дестабилизации. Часть мировых элит стремится к десуверенизации государств. С замечанием по поводу концепции «управляемого хаоса» выступил А. Б. Подцероб (Москва). Он отметил, что опыт стран Ближнего и Среднего Востока показывает, что хаос перестает быть управляемым. США в своей политике на Ближнем Востоке просчитывают свои действия на шаг, на полтора, но не больше.

С докладом «Ислам и власть в Индонезии в период реформ (1998-2012)» выступил А.Ю. Другов (Москва), отметивший, что Индонезия представляет собой полиэтническое, поликонфессиональное государство. Наложение этноконфессиональных проблем на социальные создает критическую массу. Ни одной из конфессий официально не отдается приоритета, но ислам оказался идейным оформлением национализма. Глобализация многими индонезийцами воспринимается как усиление воздействия Запада. Исламские ценности противопоставляются западным. Однако идея создания всемирного халифата не встречает поддержки у индонезийских мусульман. Все население страны может консолидироваться в случае угрозы распада национальной государственности.

Е.М. Астафьева (Москва) в докладе «Механизмы регулирования межконфессиональных и межнациональных отношений. Мировые тенденции и опыт Сингапура» отметила, что Сингапур достиг немалых успехов в регулировании межконфессиональных отношений. Все граждане обязаны проявлять терпимость и сдержанность, религия должна быть отделена от политики. О.В. Си-

159

венцева (Пермь) выступила с докладом «Имплантация политических институтов в Китае».

Большое внимание на секции было уделено событиям «арабской весны». Б.В. Долгов (Москва) в докладе «"Арабская весна" в Северной Африке: причины и перспективы» подчеркнул, что в Тунисе и Египте главными причинами антиправительственных выступлений стали внутренние факторы - социально-экономический кризис, коррупция и непотизм правящей верхушки, отсутствие реальных демократических свобод, в Ливии же решающую роль сыграл внешний фактор - военная поддержка оппозиционных сил извне. Главными предварительными итогами «арабских революций» является усиление роли ислама и приход к власти движений «политического ислама» практически во всех странах, затронутых «арабской весной». Ее перспективы во многом зависят от того, насколько успешно новые режимы сумеют решить или хотя бы ослабить острые социально-экономические проблемы, против которых был направлен протестный потенциал арабских революций. Событиям в арабских странах были посвящены и доклады А.Б. Подцероба (Москва) «Арабская весна. Роль исламистов» и Э.Э. Имамкулиевой (Москва) «Осмысление причин и последствий "арабской весны" в исторической перспективе».

На секции «Экономические отношения» был заслушан обстоятельный доклад И.Р. Томберга (Москва) и И.Ю. Авдакова (Москва) о деятельности Центра энергетических и транспортных исследований ИВ РАН. Основным направлением работы Центра является изучение экономических, технологических, коммерческих аспектов формирующегося азиатского энергетического рынка, а также транспортного сектора экономик стран Азии и Дальнего Востока России. Р.И. Беккин (Казань) рассказал о преподавании исламской экономики как учебной дисциплины в Институте востоковедения и международных отношений Казанского университета, о значении этой дисциплины в подготовке кадров различных профилей. Г.И. Смирнова (Москва) в докладе «Проблемы социально-экономического развития Республики Судан и Республики Южный Судан» рассмотрела весьма непростую социально-экономическую ситуацию, которая сложилась после разделения Судана на два государства, возникшие проблемы и перспективы их решения. Особенно остро стоят вопросы с распределением доходов от экспорта нефти, с транспортировкой нефти, с развитием инфраструктуры, вопрос о разделе реки Нил. Г.Л. Гукасян (Москва) сделал доклад «Стратегия экономической модернизации в

160

арабских нефтеэкспортирующих странах Персидского залива (на примере Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта)». Наиболее сложными аспектами данной проблематики являются следующие: как сделать экономику этих стран более открытой и вместе с тем укрепить местные хозяйственные структуры, как расширить рыночную сферу и сохранить государственный контроль над ней и «социальный договор» между населением и властью в условиях снижения доли госсектора в экономике и возможного уменьшения ассигнований нефтяной ренты на социальные цели.

В ходе работы съезда были подписаны соглашения о сотрудничестве между Институтом востоковедения РАН и Казанским (Приволжским) Федеральным университетом, между Институтом Африки РАН и КФУ, между Институтом восточных рукописей РАН и КФУ, между Институтом востоковедения и международных отношений КФУ и Институтом Юнуса Эмре (Турция). На пленарном заседании вице-президент Общества востоковедов А.А. Столяров (Москва) сделал доклад «Создание электронной библиотеки "Научное наследие России"» (адрес e-heritage.ru). Вице-президент Общества востоковедов России К.В. Бабаев (Москва) рассказал о перспективах работы Общества. Оно имеет сайт, на котором будут размещаться материалы конференций. Общество намерено ввести подписку на электронную рассылку новостей российского востоковедения, издавать бюллетени, поддерживать создание новых подразделений и дочерних обществ, вести просветительскую, образовательную и культурную деятельность. Для финансирования планируется привлекать спонсоров, ввести институт корпоративного членства. Руководители научных центров должны входить в правление Общества. Большое внимание будет уделяться международному сотрудничеству, связям с ИКАНАС, с научными центрами за рубежом. На пленарном заседании выступил также директор Института Юнуса Эмре Али Фуад Валь-хан (Турция), рассказавший о сотрудничестве Турции с зарубежными специалистами-тюркологами. На заключительном пленарном заседании по предложению В.В. Наумкина президентом Общества российских востоковедов на 2012-2014 гг. был избран директор Института востоковедения и международных отношений КФУ, проректор КФУ Л.Н. Латыпов.

Следующий, IX съезд российских востоковедов состоится в 2014 г.

«Восток (Опвт)», М., 2013 г., № 1, с. 144-152.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.