Научная статья на тему 'Виги Рокингема в 1760-1782 гг.'

Виги Рокингема в 1760-1782 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидоренко Л. В.

Данная статья посвящена эволюции одной из парламентских групп Великобритании, известной как вига Рокингема, или рокингемиты. В работе подробно исследуются возникновение и идеология рокингемигов, их уникальность в контексте политического развития страны, а также личность и деятель­ность главы группы маркиза Рокингема как в парламентской оппозиции, так и в двух министерствах. Автор рассказывает о взаимодействии рокингемитов с другими политическими силами, об отношении к ним короля Георга Ш и судьбе вигов Рокингема после неожиданной смерти маркиза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rockingham Whigs in 1760-1782

This article deals with the evolution of one of the parliamentary groups in Great Britain, known as Rockingham Whigs or the rockinghamites. Major objects of research are the formation and the ideol­ogy of the rockinghamites, their unique position in the political development of the state, and also per­sonality and activity of the group's leader—the Marquis of Rockingham — in parliamentary opposition and in two ministries. The author describes the interaction of the rockinghamites with other political forces, their relations with the king George П1 and their development after marquis' sudden death.

Текст научной работы на тему «Виги Рокингема в 1760-1782 гг.»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2 2007 Вып. 4

Л. В. Сидоренко

ВИГИ РОКИНГЕМА В 1760-1782 гг.

В политической истории Великобритании XVIII век считается эпохой фракций. К восшествию на трон Георга III в 1760 г. ярлыки «виги» и «тори» во многом потеряли старый смысл, хотя и продолжали использоваться. Монопольное положение в парламенте занимали виги, но ситуация была неопределенной из-за их разделения на фракции, основанные на т. н. связях. Связи не были аналогами современных фракций, а являлись условными парламентскими группами, определяемыми родством и дружбой. Членство в них менялось и не зависело от получения или потери должности, а политический курс определялся лидерами. При этом деление палаты общин на связи было нестрогим1. Но даже в этот период в стране смоша сформироваться парламентская группа, известная как виги Рокингема, поставившая своей целью борьбу за конституционные принципы и возрождение истинно в иге кой партии, Данная статья посвящена эволюции рокингемитов в составе министерств и оппозиции от их зарождения в начале правления Георга III до смерти маркиза Рокингема в 1782 г.

Толчком, побудившим политиков задуматься о партийной принадлежности, стали отставки Уильяма Питта и герцога Ньюкастла, Последний с 1762 г. начал действовать вместе с Рокингемом, герцогами Графтоном и Портлендом в составе вигской оппозиции против новых министров Георга III—королевского фаворита Бьюта и Грен-вилля. Эта оппозиция 1762-1765 гг. была группой политиков, связанных тем, что они стали жертвами нового правления, и за приверженность старым принципам ее члены окрестили министров тори, хотя те были их старыми коллегами2. Сами тори распались, присоединившись к фракциям или став независимыми сельскими джентельменами. Георг III, тори в душе, не правил по-торийски: он не ослабил власть парламента и не разрушил систему коррупции, установленную вигами и дававшую им большинство в парламенте, а только приспособил эти методы для замены вигов своими людьми3. Важным фактором ослабления старых вигов стала смерть в 1764 г. их опытных лидеров—лордов Хардвика, Леджа и Девоншира. Именно в это переломное время группа Рокингема, основанная Ньюкастлом на семейных и электоральных связях, стала считать себя истинными вигами. Но окончательно оформиться они смогли только после первого министерства маркиза4.

Чарльз Уотсон Уэнтворт, второй маркиз Рокингем, родился 13 мая 1730 г. в богатой аристократической семье. Образование он получил в Вестминстерской школе и Кэмбридже. В 1745 г. он стал главой полка добровольцев, сформированном его отцом против якобитов; тогда зародилась его дружба с герцогом Камберлендом. Политическая карьера маркиза началась в 1751 г. с получения им места в палате лордов и должности джентельмена королевских покоев Георга II. Маркиз ничем не отличился, но в 1762 г. стал жертвой «резни невинных пелхэмитов» (отставки сторонников Ньюкастла), потеряв все региональные посты, что во многом привело его в оппозицию5.

К лету 1765 г. личная неприязнь к Гренвиллю вынудила короля попросить герцога Камберленда сформировать новую администрацию под знаменем Питта, но ве-

© J1. В. Сидоренко, 2007

ликий коммонер отказался служить без Темпла. Тогда герцог решил доверить министерство своему другу лорду Рокингему, что было вынужденной мерой. Как справедливо отметил Горацио Уолпол, в кабинете были собраны «...молодые и неопытные люди, неизвестные нации, и почитаемые ни за что, кроме их ранга и состояния...»6. Ни Рокингем, ни госсекретари Графтон и Конвей не имели министерского опыта, а неспокойная ситуация в стране требовала сильного политика. Сам маркиз не обладал большой энергией и талантом, но был честным и не лишенным здравого смысла. Он хотел забыть ссоры и подчиниться королю без риска для администрации. Но проблема была в том, что администрация состояла не из единомышленников Рокингема7. Графтон и Конвей считали, что кабинет не выстоит без Питга, и согласились служить только при условии попыток его рекрутирования. Рокингем пытался привлечь Пигга, но тот ставил условия, означавшие конец самостоятельности рокингемигов. Самоустранение Пигга стало важным фактором слабости правительства.

Сам кабинет был детищем герцога Камберленда, который фактически стал его главой и председателем. Ситуация, когда член королевской семьи был вынужден действовать как премьер-министр, была уникальной, но выбора не было: у герцога было мало времени на консолидацию позиции министров в парламенте8. Его смерть в октябре сильно ослабила правительство. Хотя министрам, опасавшимся, что король их не поддержит, Георг III обещал доверие, их беспокойство за свою судьбу в парламенте росло: Рокингем имел большое влияние в палате лордов, но в нижней, из-за нерешительности Конвэя, администрации не хватало лидера. Как министр маркиз лишь дважды выступал в парламенте: обладая твердым контролем над кабинетом, он был плохим оратором, чем сильно ослабил свои позиции9. Возникли проблемы у Рокингема и с друзьями короля. Показательно письмо Хардвика к брату: «Министерство сильно встревожено и опасается сильного разделения в нашей палате, если поднимется любой вопрос»10.

Главным делом кабинета стала отмена акта о гербовом сборе. Сперва Георг III желал лишь изменения акта, но под давлением маркиза согласился на отмену. Возникли трудности и в парламенте. В итоге безусловной отмены не получилось: парламент настоял на принятии декларативного акта, признающего его верховенство над колониями. На этом силы министерства иссякли, и в 1766 г. его слабость стала очевидной. Чувствуя это, Рокингем просил в январе Георга III помочь включить Питга в правительство, но король не захотел быть посредником. В апреле уже Графтон поставил вопрос о приглашении Питта в правительство, но ответа не получил и в мае ушел в отставку. Это, а также неумение маркиза договориться с друзьями короля предопределило падение кабинета, для чего потребовался толчок в виде неспособности Рокингема провести через парламент раздел содержания покойного Камберленда между братьями монарха. В результате Георг III не только отказал маркизу в помощи, но и обратился к Нортингтону, который ускорил кризис, проинформировав коллег о своем намерении уйти в отставку11. Вечером 6 июля король отправил поручение Пипу сформировать новую администрацию.

Сперва было неясно, уйдет ли маркиз в оппозицию, но вскоре это произошло. Для эффективного противодействия министерству требовались усилия всех недовольных, Как писал Бёрк: «Я вижу, что единство групп оппозиции (я имею в виду гренвил-лигов, бедфордитов и нас)—дело неясной сложности, а без... единства наша оппозиция может быть уважаемой, но никогда не будет эффективной»12. Но переговоры потенциальных союзников были напряженными из-за амбиций Рокингема, Бедфорда и Грен-вилля. Последний не хотел формирования правительства, в котором политика диктовалась бы Рокингемом, и полностью разочаровался в маркизе как вероятном союзнике13.

В этих условиях король лишь однажды, в июле 1767 г., сделал попытку привлечь оппозиционеров в администрацию для ее усиления. В беседе с Конвеем монарх попросил совета и тот предложил Рокингема, отметив, что для себя маркиз желал казначейства14. Но король не хотел видеть Рокингема главой кабинета, и тот продолжил действовать в старом составе. В следующие два года ситуация не менялась, но 1770 г. принес важные изменения. Новым премьером стал лорд Норт, которому удалось подавить оппозицию Рокингема, а смерть Гренвилля еще больше ослабила противников правительства. Другим важным событием стало появление памфлета Бёрка «Мысли о причине настоящего неустройства», ставшего программой рокингемигов. По Бёрку, после вступления на трон Георга III власть в стране захватила тайная клика, сформировавшая двойной кабинет с «декорационными» и реальными министрами под управлением фаворитов короля, прежде всего Бьюта. Клике мешали партии, поэтому она свела их на нет, одновременно разрушив действенную систему кабинета Питга-Ньюкастла. Для борьбы с этим злом Бёрк предложил возродить сильную партию, основанную на вигских идеях, и провести реформы по ограничению влияния короны на парламент. Понятно, что такой партией должны быть рокингемиты15.

Следующее десятилетие стало для них временем активной, но бесплодной борьбы с правительством в качестве ведущей оппозиционной силы. Первой серьезной акцией рокингемитов стало выступление в 1772 г. против принятия акта о браке, который они посчитали неконституционным, но проиграли. Следующий спор разгорелся из-за статуса и доходов Ост-индской компании. Самые бурные дебаты прошли в 1772— 1773 гг., толчком к ним послужили финансовый кризис и желание Норта установить статус компании16. Это вызвало яростное сопротивление рокинге митов, опасавшихся попыток нарушения конституционного баланса в пользу короны путем перераспределения средств и полномочий: «Все мыслящие люди уже должны ясно осознать, что влияние короны и средств коррупции стало очень опасным для конституции..»17. Но компромиссным регулирующим актом Норт лишил Рокингема поддержки многих недовольных в парламенте. Начало войны с колониями рокингемиты встретили спокойно, но с ее расширением и при все более очевидной слабости Норта активность оппозиции усиливалась. Норт же, удерживаемый королем, ограничивался частными перестановками в кабинете. В эти годы Рокингем предпочитал ждать падения Норта, когда власть сама придет в руки, а Чарльз Фокс, примкнувший к рокингемитам и успевший уже побывать в министерстве Норта, возражал ему: «Ты думаешь можешь лучше служить стране продолжая оставаться в бесплодной оппозиции, я думаю невозможно служить ей лучше, чем войдя во власть...»18.

Неудачный ход войны способствовал усилению рокинге митов, ставших к 1780 г. единой группой в 70-80 парламентариев во главе с маркизом как символом, и Фоксом как движущей силой партии. В это время даже установилось нечто похожее на двухпартийную систему19. У Рокингема появился шанс попасть в правительство: перед выборами Норт надеялся на союз с ним, но условия маркиза включали переговоры о мире даже ценой независимости Америки, чистку кабинета и ограничение парламентского влияние исполнительной власти, что было неприемлемо для Георга III20.

В марте 1782 г король принял отставку Норта, но единственным кандидатом в премьеры был нелюбимый им Рокингем. Отказываясь общаться с ним лично, Георг вел переговоры через Шелборна. Несмотря на то, что рокингемиты были сторонниками создания чисто партийного правительства, новая администрация была коалицией Используя Шелборна против Рокингема и создавая впечатление, что госсекретарь, а не глава казначейства пользуется его расположением, Георг вверг вигскую партию в хаос21.

Попытки маркиза говорить с монархом с позиции силы не принесли успеха. Тот факт, что он сумел заставить Георга III заменить почти всех членов администрации Норта, казался многим возмутительным. Этот диктат над королем был настолько радикальным, что ослабил позицию Рокингема22. Наиболее ярко противоречия в министерстве проявились в американском вопросе, чему содействовала неразбериха с полномочиями госсекретарей, впервые разделенных не по департаментам, а на секретарей по внутренним (Шелборн) и иностранным (Фокс) делам: было неясно, кто имел право подписывать мир с бывшими колониями и на каких условиях23. Однако главным достижением Рокингема стала экономическая реформа, предусматривавшая уменьшение влияния короны на местах. Хотя многие виги встретили ее восторженно, реальные результаты были далеки от идеала, причем на этом реформаторство Рокингема окончилось. Когда 7 мая Питт-младший внес проект парламентской реформы, требования которой громко звучали в демократических кругах общества, его поражение было предопределено нейтралитетом, если не враждебностью маркиза24.

Успев провести только экономическую реформу, 1 июля Рокингем неожиданно умер. Фокс предложил, чтобы кабинет сам выбрал нового премьер-министра, король это предложение законно отверг, и Фокс подал в отставку. Шелборн стал главой казначейства, а виги Рокингема опять не смогли укрепиться во власти. При этом со смертью маркиза из политического лексикона исчезло само понятие «рокингемигы». Их остатки возглавил Фокс, вынужденный перестроить деятельность группы на борьбу с Питтом-младшим, но это была уже другая партия, а виги Рокингема ушли в историю.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Хронологически деятельность вигов Рокингема делится на три периода: от зарождения группы до окончания первого министерства маркиза, с 1766 г. до памфлета Бёрка, идеологически оформившего партию, и с 1770 г. до смерти маркиза. Несмотря на заявленную партийную исключительность, рокингемигы не сильно отличались от других фракций парламента, боровшихся за власть в рамках старой системы. Идеи маркиза и Бёрка о необходимости создания сплоченной партии и сокращения влияния короны на парламент принадлежит важное место в политической мысли страны, но она не была воплощена в жизнь, за исключением экономической реформы, ставшей пределом возможностей рокингемитов. Рокингем, ставивший перед собой благородную цель отказаться от коррумпированной системы, был посредственным, неэффективным лидером, чьи амбиции мешали делу вигской оппозиции. Торийский кабинет Питта-младшего, завершивший министерскую смуту 1782-1783 гг., показал, что деятельность рокингемитов не оказала существенного влияния на политическую систему страны, хотя и оставила яркий след в истории парламентской борьбы неспокойного двадцатилетия.

1 IvorJ. Party Politics. Cambridge, 1961. Vol. II. The Growth of Parties. P. 38.

2 Keith F. A. History of England: From the Coming of English to 1938. New York; London; Toronto, 1951. P. 701.

3 Birch A. H. Representative and Responsible Government: An Essay on the British Constitution. London, 1964. P. 27-28.

4 IvorJ. Op. cit. P. 46.

5 MarjieB. Charles Watson-Wentworth, 2nd Marquis of Rockingham (1730-82)//http://www.vic-torianweb.org/history/pms/rocky.html 10.01.2007.

6 Walpole H. Memoirs of the Reign of King George the Third. London, 1845. Vol. n. P. 190.

7 Watson S.J. The Reign of George EI: 1760-1815. Oxford, 1960. P. 113.

8 Brown P. D. Wilham Pitt, Earl of Chatham: The Great Commoner. London, 1978. P. 306.

9 LangfordP The First Rockingham Administration 1765-1766. Oxford, 1973. P. 20, 100.

10 The Earl of Hardwicke to the Hon. Charles York, 3 January 1766//Memoirs of the Marquis of Rockingham and His Contemporaries with the Original Letters and Documents / Ed. by George Thomas, earl of Albemarle. London, 1852. Vol. I. P. 262.

11 Sherrard O. A. Lord Chatham and America. London, 1958. P. 210-211.

12 To Charles O'Hara—23 December [1766]//The Correspondence of Edmund Burke/Ed. by Thomas W. Copeland. Cambridge; Chicago, 1958. Vol I. April 1744—June 1768. P. 284.

13 Law son P. George Grenville: A Political Life. Oxford, 1984. P. 249, 252.

14 Walpole H. Op. cit. London, 1845. Vol. Ш. P. 62.

15 См.: Burke E. Thoughts on the Cause of the Present Discontents / Ed. by W. Murison. Cambridge, 1913. P. 1-103.

16 Christie J. R. Wars and Revolutions: Britain, 1760-1815. Cambridge (Mass.), 1982. P. 80-83.

17 The Marquis of Rockingham to Edmund Burke—24, 27,28 October 1772 // The Correspondence of Edmund Buike/Ed. by Lucy S. Sutherland. Cambridge; Chicago, 1960. Vol П. July 1768—June 1774. P. 344.

18 Hon C. J. Fox to the Marquis of Rockingham, 24 January 1779 // Memorials and Correspondence of Charles James Fox/Ed. by J. Russel. London, 1853. Vol. I. P. 207.

19 Smellie К. B. Great Britain since 1688: A Modern History. Ann Arbour, 1962. P. 91.

20 Christie J. R. The Marquis of Rockingham and Lord North's Offer of a Coalition, June-July 1780//English Historical Review. 1954. Vol. LXDC. № 272. P. 388-389.

21 Blake R. 1783-1902 //Coalitions in British Politics/Ed. by David Butler. London, 1978. P. 2-3.

22 Betty K. King and Commons: 1660-1832. London, 1957. P. 128.

23 Соколов А. Б. «Правь, Британия, морями»? Политические дискуссии в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII веке. Ярославль, 1996. С. 291-292.

24 BlackЕ. С. the Association: British Extraparliamentaiy Organization 1769-1793. Cambridge (Mass.), 1963. P. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.