Научная статья на тему 'Вьетнамско-китайское сотрудничество в рамках инициативы Китая «Один пояс, один путь»'

Вьетнамско-китайское сотрудничество в рамках инициативы Китая «Один пояс, один путь» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Вьетнам / Китай / национальный интерес / сотрудничество / инициатива «Один пояс / один путь» / «Два коридора – один пояс» / Vietnam / China / national interest / “One Belt One Road” initiative / “Two Corridors / One Belt”

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Динь Нгуен Мань Куанг

В статье рассматриваются особенности подхода Вьетнама к сотрудничеству с Китаем в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Цель исследования – всесторонне и предметно оценить вьетнамско-китайское сотрудничество в рамках инициативы «Один поясодин путь», уточнить достижения, ограничения и предложить разумные решения для Вьетнама. В статье применяются основные принципы и методы исследования международных отношений, такие как историзм, научность и достоверность; компаративистский метод, необходимый для сопоставления стратегий СРВ и КНР в сфере развития сотрудничества; критический анализ документов, используемый для анализа подходов двух стран к развитию двухсторонних отношений в рамках этой инициативы. Практическая значимость статьи: выработка рекомендаций для Вьетнама в планировании и реализации политики содействия взаимовыгодному сотрудничеству с Китаем в рамках инициативы Один поясодин путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vietnamese-Chinese cooperation within the framework of China’s “One Belt, One Road” initiative

The article examines the specifics of Vietnam’s approach to cooperation with China within the framework of the “One Belt, One Road” initiative. The purpose of the study is to comprehensively and objectively assess the Vietnamese–Chinese cooperation within the framework of the “One Belt– One Road” initiative, clarify achievements, limitations and propose reasonable solutions for Vietnam. The article applies the basic principles and methods of international relations research, such as historicism, scholarship and reliability; a comparative method necessary to compare the strategies of the SRV and the PRC in the field of cooperation development; a critical analysis of documents used to analyze the approaches of the two countries to the development of bilateral relations within the framework of this initiative. Practical significance of the article: development of recommendations for Vietnam in planning and implementing a policy to promote mutually beneficial cooperation with China within the framework of the “One Belt– One Road” initiative.

Текст научной работы на тему «Вьетнамско-китайское сотрудничество в рамках инициативы Китая «Один пояс, один путь»»

Динь Нгуен Мань Куанг

Магистрант кафедры теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Вьетнамско-китайское сотрудничество в рамках инициативы Китая «Один пояс, один путь»

«Один пояс, один путь» - глобальная инициатива и стратегия Китая

Идея инициативы «Один пояс, один путь» была впервые выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином во время его визита в Казахстан в 2013 году с целью «закрыть экономические связи, кооперативный рост и открыть расширяющееся развитие в Евразийском регионе, также вместе построить экономический пояс вдоль Шелкового пути»1.

Инициатива «Один пояс, один путь» имеет широкое геостратегическое значение и фактически включает в себя несколько взаимосвязанных инициатив2, одним из которых является «Экономический пояс Шелкового пути» (Silk Road on Land) с целью создания соединяющего Азию - Европу моста и развития экономических коридоров между Китаем и Монголией и Россией, Центральной Азией и Юго-Восточной Азией. «Шелковый путь» на суше начинается от города Сиань, проходит через 10 других китайских городов, а затем соединяется с экономическими и торговыми центрами на евразийских континентах, такими как Алматы (Казахстан), Бишкек (Кыргызстан), Самарканда (Узбекистан), Душанбе. (Таджикистан), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция), Москва (Россия), Дуйсбург (Германия), Роттердам (Нидерланды), а также соединяется с точкой «Морского Шелкового пути» в Венеции (Италия).

Следующей инициативой является «Морской шелковый путь XXI века», назначением которого является создание экономических коридоров через Индийский океан, соединяющих Китай с Южной Азией, Ближним Востоком, Африкой и Средиземноморьем.

1 Lê Vtnh Trtídng. Chính sách mói cùa Tap Can Binh và "Mot vành dai - Mot con düöng" (Новая политика Си Цзиньпина и «Один пояс, один путь») // Журнал Исследование и Развитие. 2017. №3.

2 Johnson C.K., (2016), «President Xi Jinping»s Belt and Road Initiative: A Practical Assessment of the Chinese Comununist Party»s Roadmap for China's Global Resurgence", CS1S Report, March, p.28.

л5

«Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века» направлены на создание ряда инфраструктурных проектов, включая нефтепроводы, автомобильные, железные дороги и морские порты, а также содействие промышленным инвестициям. Целью Китая является развитие систем железных и автомобильных дорог и морских портов, что позволит создать «пояс», соединяющий Китай с ключевыми экономическими центрами Восточной Азии, Западной Азии, Южной Азии и Азии, Европы, Африки и Америки; создание возможностей для соединения Китая с точки зрения инфраструктуры и торговли с другими экономиками (на которые приходится около 40% ВВП и 60% мирового населения).

Третьим столпом инициативы «Один пояс, один путь» является «Цифровой шелковый путь», о котором впервые было объявлено на Форуме инициативы «Один пояс, один путь» в мае 2017 года, в котором предлагалось проложить подводный оптоволоконный кабель, обеспечивающий кратчайшее подключение к Интернету стран Азии, Европы и Африки, а также обеспечение «передовой инфраструктурой информационных технологий для стран-участниц «Один пояс - один путь», включая широкополосные сети, центры электронной коммерции и «умные города».

По сути, инициатива «Один пояс - один путь» является стратегией открытия внешней политики Китая в новую эпоху. «Один пояс, один путь» перешла от «глобального консенсуса» к «глобальным действиям», и первой вехой стал первый саммит по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс, один путь» в мае 2017 года. К концу 2019 года Китай подписал 199 документов о сотрудничестве со 150 странами и 30 международными организациями3.

Основы формирования вьетнамско-китайского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

Отношения между Вьетнамом и Китаем развиваются в духе формулы «четырех добродетелей»: «добрые соседи, хорошие друзья, хорошие товарищи, хорошие партнеры» и девиза «Дружественные соседи, всестороннее сотрудничество и стабильность в будущее»4. В ходе реализации инициативы «Один пояс - один путь» Китай определил Вьетнам как важного партнера. Две страны достигли ряда консенсусов и соглашений о сотрудничестве, подписав Меморандум о взаимопо-

3 «Один пояс, один путь»// ТАСС. 17.10.2023. // URL: https://tass.ru/infograph-ics/8674 (Дата обращения: 30.10.2023).

4 Колотов В.Н. Между Пекином и Вашингтоном: основные политические и экономические параметры вьетнамско-китайских отношений на современном этапе // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 2. С. 47-56.

нимании по содействию связности между структурой «Два коридора, один пояс» и «Один пояс - один путь» (ноябрь 2017 г.) и создав правовую основу для сотрудничества в рамках этой инициативы.

Вьетнам и Китай обязуются сотрудничать в 5 областях, включая: политическую связь, инвестиционное сотрудничество и инфраструктурную связь, торговые связи, финансовые связи и человеческие связи.

После поездки бывшего премьер-министра Нгуен Суан Фука в Китай для участия в форуме высокого уровня международного сотрудничества «Один пояс, один путь» в апреле 2019 года и официального визита в Китай бывшего председателя Национальной ассамблеи Вьетнама Нгуен Тхи Ким Нгана в июле 2019 года политика сотрудничества Вьетнама в рамках «Одного пояса, одного пути» становится все более конкретной.

Выгоды Вьетнама в случае реализации инициативы очевидны: страна находится в географическом охвате китайской инициативы "Один пояс, один путь» и испытывает острую потребность в инвестициях в развитие ее инфраструктуры. Многие вьетнамские и зарубежные эксперты полагают, что благодаря инициативе «Один пояс, один путь», Вьетнам сможет получить финансовые вливания для развития инфраструктуры и транспорта, увеличения сервисного потенциала и экономического развития. В то же время, Вьетнам воспользуется этой возможностью для расширения торговых и инвестиционных обменов и связей со странами Юго-Восточной Азии. Присоединение к инициативе «Один пояс - один путь» может также расширить туристический потенциал Вьетнама и Китая. Однако, как считают российские специалисты Е.А. Канаев и М.А. Терских, преимущества и проблемы, с которыми Вьетнам может столкнуться после участия в инициативе «Один пояс, один путь», все еще требуют тщательного рассмотрения5.

Вьетнамо-китайское сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс - один путь»

В августе 2022 года на 14-м заседании китайско-вьетнамского Руководящего комитета по установлению двустороннего сотрудничества в г. Гуанси (КНР) обе стороны договорились укреплять стратегии развития и ускорять сотрудничество в рамках плана «Два коридора и один экономический круг». В июле 2023 года во время визита премьер-министра СРВ Фам Минь Чиня в Китай стороны достигли консенсуса по развитию стратегического взаимодействия и сотрудничества

5 Канаев Е.А., Терских М.А. Перспективы вьетнамо-китайских отношений и «Шелковый путь» в Юго-Восточной Азии // Вьетнамские исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 5-15.

в рамках иниицативы "Один пояс, один путь»: укрепить автомобильное и железнодорожное сообщение в приграничных районах, построить мультимодальную, высокоэффективную и долговечную логистическую систему6.

В сфере инфраструктуры обе стороны пока не реализовали крупных проектов, тем не менее, ряд проектов трансграничного транспортного сообщения был реализован: проведено технико-экономическое обоснование строительства железной дороги с шириной колеи 1435м «Лаокай - Ханой - Хайфон»; реализовано строительство моста Бак Луан в Монг Кай; проведена подготовка к строительству автомобильного моста в Лаокае; подписан пилотный документ о сотрудничестве по строительству цифровых пограничных ворот между двумя населенными пунктами Лангшон и Куангтай.

Хотя капитальные ресурсы Вьетнама по-прежнему ограничены, Вьетнам имеет возможность воспользоваться преимуществами сотрудничества с Китаем в проектах по обновлению и модернизации железных и автомобильных дорог, морских портов и судоходства. В сфере финансового сотрудничества Вьетнам может воспользоваться льготными кредитами финансовых институтов, «контролируемых» Китаем, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций(АБИИ). Финансово-банковское сотрудничество с Китаем предполагает подписание двусторонних соглашений об обмене валют, открытие филиалов банков в двух странах и т.д.7. Вьетнам также сможет воспользоваться капиталом китайских инвестиционных фондов и капиталом китайских банков. По состоянию на август 2023 года китайские инвесторы имеют около 4000 проектов во Вьетнаме с общим уставным капиталом в 26 млрд долл. США, занимая 6-е место из 143 стран и территорий, инвестирующих во Вьетнам. За первые 8 месяцев этого года Китай стал вторым по величине инвестором во Вьетнаме с общим новым зарегистрированным капиталом почти 2,7 млрд долл. США8.

6 Ngoc Anh. "ftù tüóng de nghi Trung Qu6c phбi hop hai hành lang, mot vành dai kinh te. (Нгок Ань. Премьер-министр предложил Китаю координировать два коридора, один экономический пояс.) // Газета «Молодость». 25 октября 2023 г. // URL: https://tuoitre.vn/thu-tuong-de-nghi-trung-quoc-phoi-hop-hai-hanh-lang-mot-vanh-dai-kinh-te-20231125205651505.htm (Дата обращения: 30.10.2023)

7 Nguyên Quoc Trtídng. Hop tác kinh te Vinh Bac Bo mà rong trong Ь61 cành Trung Qu6c dây manh sáng kien "Mot vành dai, mot con düöng" và mot s6 van de dat ra dбi vói Viet Nam (Экономическое сотрудничество в Тонкинском заливе расширяется в контексте продвижения Китаем инициативы «Один пояс, один путь» и ряда проблем, стоящих перед Вьетнамом) // Материалы научной конференции «Вьетнамско-китайские отношения: современное состояние и поднятые вопросы». Национальная политическая академика им. Хошимина. Ханой. Политическое обсужление. 2016.

8 Петровский В. Китайско-вьетнамские отношения: новый шаг за Пеки-

По оценкам вьетнамских экспертов, Вьетнам по-прежнему весьма осторожен с кредитами, связанными с инициативой «Один пояс, один путь», поскольку существует множество проблем, таких как «долговые ловушки», «экономическая неэффективность» и экологические проблемы. Кроме того, китайские кредиты Вьетнаму менее льготны, процентные ставки в них значительно выше, чем в других источниках кредита. Так, Вьетнам получал льготные кредиты Японии по каналах официальной помощи в целях развития (ОПР) и надеется на продолжение этой практики, тем более, что Япония заявила о продолжении оказания помощи Вьетнаму по линии ОПР9.

Некоторые проекты, в которых Вьетнам сотрудничает с Китаем, оставили много негативных последствий, таких как чрезмерная капитализация и медленный прогресс, например: проект железной дороги «Катлинь-Ха Донг» и проект завода по производству удобрений в провинции Ниньбинь. В ближайшее время, возможно, Вьетнам прибегнет к помощи государственно-частного инвестирования, чтобы минимизировать политическое влияние Китая и потенциальные опасения по поводу национальной безопасности и суверенитета, особенно в контексте все более жестких шагов Китая по утверждению своих так называемых «притязаний на суверенитет» в Восточном море.

Рекомендации по развитию сотрудничества между двумя сторонами

Для того, чтобы инициатива «Один пояс, один путь» продолжала оставаться «катализатором регионального сотрудничества и развития» в ближайшее время, министр планирования и инвестиций Нгуен Чи Зунг предложил ряд рекомендаций10, таких как: странам необходимо укреплять политические связи, активно обмениваться информацией и делиться опытом развития11. Страны региона работают вместе над ускорением развития и соединения транспортных сетей, особенно железнодорожной сети. В то же время содействовать упрощению процедур торговли, открывать двери для товаров и сельскохозяйственной продукции стран для входа на рынки друг друга...

Для развития связей в целях развития между Вьетнамом и Китаем

ном? // Международная жизнь. // URL: https://interaffairs.ru/news/show/42718 (Дата обращения: 02.2023).

9 Терских М.А. «Один пояс, один путь»: взгляд из Вьетнама // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2019. № 2. С. 166-171.

10 Чапмэн Н. XIII съезд КПВ об успехах многосторонней внешней политики Вьетнама: вызовы и возможности // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2021. № 3. С. 6-26.

11 Vy Vy. Viet Nam tham gia Hoi nghi thüong dinh Vänh dai vä Con düöng(Вьи Вьи. Вьетнам участвует в саммите «Один пояс, один путь») // Vneconomy. 14.09.2023 // URL: https://vneconomy.vn/viet-nam-tham-gia-hoi-nghi-thuong-dinh-vanh-dai-va-con-duong.htm (Дата обращения: 30.10.2023)

в целом и соединения структуры Два коридора, один пояс» с инициативой «Один пояс -- один путь», в частности, Вьетнаму необходимо12:

Во-первых, необходимо изучить и скорректировать механизмы и политику для содействия взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, при этом, увеличивая участие частного сектора в развитии инфраструктуры и коммерческих областях, торговле, туризме.

Во-вторых, необходимо содействовать развитию инфраструктуры, соединяющей Вьетнам с Китаем, особенно в приграничных районах. Также необходимо уделить внимание продвижению стратегических проектов по соединению инфраструктуры; привлечь иностранные инвестиции, в том числе инвестиции китайских предприятий для строительства логистических центров, распределительных центров, складов, развития транспортной и торговой инфраструктуры в приграничных районах. Важно создать механизм сотрудничества вьетнамских морских портов с Китаем, особенно морских портов в районе Тонкинского залива, с помощью которого Вьетнам мог бы обмениваться и использовать китайскую квалификацию в области управления морскими портами и морских услуг, построения и соединения автомобильного сообщения с морскими портами.

В-третьих, с точки зрения финансов: свести к минимуму китайские кредитные проекты, которые наносят экономический и экологический ущерб Вьетнаму, путем ужесточения правового регулирования; создать базовую структуру условий получения и использования китайских кредитов для вьетнамских проектов, таких как условия кредита, использование подрядчиков, уровень инфляции цен и т. д., чтобы обеспечить жизнеспособность проектов, рентабельность, компенсацию затрат и способность погасить долг.

Заключение

Вьетнамско-китайские отношения преодолели в истории взлеты и падения, в настоящее время представляют собой всеобъемлющее стратегическое партнерство, имеют широкие каналы сотрудничества во всех областях и достигли больших результатов сотрудничества. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» постепенно формировалось и развивалось вьетнамско-китайское сотрудничество, которое имеет целый ряд благоприятных условий, среди которых: сходство политических режимов, культуры, географическая близость и т.д., что

12 Nguyên Quoc Trtídng. Ket n6i phát trien Viet Nam - Trung Qu6c và trien khai sáng kien "Vành dai và con düöng"// Vien Chien lüoc Phát trien (Bô Ke hoach và Dâu tü). (Нгуен Куок Чыонг. Соединение развития Вьетнама и Китая и реализация инициативы «Один пояс, один путь» // Институт стратегии развития (Министерство планирования и инвес-тиций)).23.8.2023 // URL: http://dsi.mpi.gov.vn/33/1246.html (Дата обращения: 30.10.2023).

является важной основой для реализации данного сотрудничества.

Однако вьетнамско-китайское сотрудничество в рамках ОПОП продолжает сталкиваться с серьезными проблемами, связанными с территориальным спором в Восточном море, отсутствием доверия и последствиями инвестиций в проекты китайских предприятий во Вьетнаме в предыдущие периоды.

Таким образом, Вьетнам сталкивается со многими возможностями и проблемами в качестве страны-члена, участвующей в инициативе «Один пояс, один путь», поскольку эта инициатива является частью тенденции региональной и международной интеграции, но за ней скрывается демонстрация «мягкой силы» Китая, направленная на то, чтобы побудить страны повернуться в сторону Китая.

Реализация инициативы «Один пояс, один путь» может быть по-настоящему успешной только тогда, когда Китай «мирно поднимется», его экономика станет необъемлемой частью мировой экономики и Китая будет согласовывать свои национальные интересы с интересами других стран региона и международного сообщества. Страны региона ожидают, что Китай, будучи большой страной с самым большим населением в мире и второй по величине экономикой, будет вести себя ответственно, уважать международное право, реализо-вывать принципы «мира» и «выигрыш-выигрыш», не только Китай выигрывает и «поднимается».

Библиографический список

1. Johnson C.K. "President Xi Jinping"s Belt and Road Initiative: A Practical Assessment of the Chinese Comununist Party's Roadmap for China's Global Resurgence". CS1S Report, 2016. P. 28.

2. Le Vính Trüong. Chính sách mói cüa Tap Can Binh vä "Mot vänh dai - Mot con düöng" (Новая политика Си Цзиньпина и «Один пояс, один путь») // Журнал Иследование и Развитие. 2017. № 3.

3. Nguyen Quoc Trüöng. Hop tác kinh te Vinh Bac Bo mö rong trong boi canh Trung Quoc däy manh sáng kien "Mot vänh dai, mot con düöng" vä mot so van de dat ra doi vói Viet Nam (Экономическое сотрудничество в Тонкинском заливе расширяется в контексте продвижения Китаем инициативы «Один пояс, один путь» и ряда проблем, стоящих перед Вьетнамом) // Материалы научной конференции «Вьетнамско-китайские отношения: современное состояние и поднятые вопросы». Национальная политическая академика им. Хошимина. Ханой. Политическое обсужление. 2016.

4. Vy Vy. Viet Nam tham gia Hoi nghi thüong dinh Vänh dai vä Con düöng (Вьи Вьи. Вьетнам участвует в саммите «Один пояс, один путь»)// Vneconomy. 14.09.2023. // URL: https://vneconomy.vn/viet-nam-tham-gia-hoi-nghi-thuong-dinh-vanh-dai-va-con-duong. htm (Дата обращения: 30.10.2023)

5. Nguyen Quoc Trüöng. Ket noi phát trien Viet Nam - Trung Quoc vä trien khai sáng kien "Vänh dai vä con düöng. (Нгуен Куок Чыонг. Соединение развития Вьетнама и Китая и реализация инициативы «Один пояс, один путь») // Институт стратегии развития. 23.8.2023. // URL: http://dsi.mpi.gov.vn/33/1246.html (Дата обращения: 30.10.2023).

6. Терских М.А. «Один пояс, один путь»: взгляд из Вьетнама // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2019. № 2. С. 166-171.

7. Канаев Е.А., Терских М.А. Перспективы вьетнамо-китайских отношений и «Шелковый путь» в Юго-Восточной Азии // Вьетнамские исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 5-15.

8. Колотов В.Н. Между Пекином и Вашингтоном: основные политические и экономические параметры вьетнамско-китайских отношений на современном этапе // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 2. С. 47-56.

9. Чапмэн Н. XIII съезд КПВ об успехах многосторонней внешней политики Вьетнама: вызовы и возможности // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2021. № 3. С. 6-26.

10. Ngoc Anh. Thi toeing de nghi Trung Quoc phoi hop hai hanh lang, mot vanh dai kinh te. (Нгок Ань. Премьер-министр предложил Китаю координировать два коридора, один экономический пояс.) // Газета «Молодость». 25 октября 2023 г. // URL: https:// tuoitre.vn/thu-tuong-de-nghi-trung-quoc-phoi-hop-hai-hanh-lang-mot-vanh-dai-kinh-te-20231125205651505.htm (Дата обращения: 30.10.2023)

11. Инициатива Китая «Один пояс, один путь»// ТАСС. 17.10.2023. URL: https://tass.ru/ infographics/8674 (Дата обращения: 30.10.2023)

References

1. Johnson C.K. "President Xi Jinping's Belt and Road Initiative: A Practical Assessment of the Chinese Comununist Party's Roadmap for China's Global Resurgence." CS1S Report, 2016. P. 28.

2. Le Vinh Trtfong. Chinh sach mdi cia Tap Can Binh va "Mot vanh dai - Mot con dtfdng" (Xi Jinping's New Policy and "One Belt, One Road") // Journal of Research and Development. 2017. № 3.

3. Nguyen Quoc Trtfdng. Hop tac kinh te Vinh Bac Bo md rong trong boi canh Trung Quoc day manh sang kien "Mot vanh dai, mot con dtfdng" va mot so van de dat ra doi vdi Viet Nam (Economic cooperation in the Gulf of Tonkin is expanding in the context of China's promotion of the initiative "One Belt, One Road" and a number of problems facing Vietnam) // Proceedings of the scientific conference "Vietnamese-Chinese relations: current state and issues raised." National Political Academician named after. Ho Chi Minh City. Hanoi. Political discussion. 2016.

4. Vy Vy. Viet Nam tham gia Hoi nghi throng dinh Vanh dai va Con dtfdng (Vy Viy. Vietnam participates in the "One Belt, One Road" summit) // Vneconomy. 09/14/2023. // URL: https://vneconomy.vn/viet-nam-tham-gia-hoi-nghi-thuong-dinh-vanh-dai-va-con-duong.htm (10.30.2023)

5. Nguyen Quoc Trtfdng. Ket noi phat trien Viet Nam - Trung Quoc va trien khai sang kien "Vanh dai va con dtfdng. (Nguyen Quoc Truong. Connecting the development of Vietnam and China and the implementation of the "One Belt, One Road" initiative) // Institute of Development Strategy. 23.8.2023. // URL: http://dsi.mpi.gov.vn/33/1246.html (10.30.2023).

6. Terskikh M.A. "One Belt, One Road": a view from Vietnam // Southeast Asia: current problems of development. 2019. № 2. P. 166-171.

7. Kanaev E.A., Terskikh M.A. Prospects for Vietnamese-Chinese relations and the Silk Road in Southeast Asia // Vietnamese Studies. 2020. Vol. 4. № 4. P. 5-15.

8. Kolotov V.N. Between Beijing and Washington: the main political and economic parameters of Vietnamese-Chinese relations at the present stage // Comparative Politics. 2020. Vol. 11. № 2. P. 47-56.

9. Chapman N. XIII Congress of the CPV on the successes of Vietnam's multilateral foreign policy: challenges and opportunities // Vietnamese Studies. Ser. 2. 2021. № 3. P. 6-26.

10. Ngoc Anh. Thi todng de nghi Trung Quoc phoi hop hai hanh lang, mot vanh dai kinh te. (Ngoc Anh. The Prime Minister proposed that China coordinate two corridors, one economic belt.) // Molodost newspaper. October 25, 2023 // URL: https://tuoitre.vn/thu-tuong-de-nghi-trung-quoc-phoi-hop-hai-hanh-lang-mot-vanh-dai-kinh-te-20231125205651505. htm (Date of access: 10/30/2023)

11. China's "One Belt, One Road" initiative // TASS. 10/17/2023. URL: https://tass.ru/info-graphics/8674 (10.30.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.