Научная статья на тему 'Вьетнамский военный костюм в эпоху Ле (1428-1789)'

Вьетнамский военный костюм в эпоху Ле (1428-1789) Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
160
28
Поделиться
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КОСТЮМА / ВЬЕТНАМ / ЭПОХА ЛЕ / ДИНАСТИЯ ЛЕ / ВОЕННЫЙ КОСТЮМ / ВЬЕТНАМСКИЙ ВОЕННЫЙ КОСТЮМ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Ветюков В. А.

Статья посвящена такой малоисследованной теме, как история вьетнамского военного костюма. Опираясь на источник «Записи о военном деле», созданный известным вьетнамским ученым-конфуцианцем Фан Хюи Чу (1782-1840), а также на иллюстративные источники из художественного фонда СПбФИВРАН, автор описывает головные уборы и одежду, использовавшиеся солдатами эпохи Ле (1428-1789).The article is dedicated to such a poor-investigated theme as the history of Vietnamese military dress. The author makes a description of hats and military dress, used by soldiers of Le period (1428-1789) basing on «The notes about warfare», created by well-known Vietnamese Confucian scientist Phan Hui Chu (1782-1840), and on the illustrative sources from the collection of St.Petersburg branch of the Institute of Oriental Studies of RAS.

Текст научной работы на тему «Вьетнамский военный костюм в эпоху Ле (1428-1789)»

В. А. Ветюков

ВЬЕТНАМСКИЙ ВОЕННЫЙ КОСТЮМ В ЭПОХУ ЛЕ (1428-1789)

Работа представлена сектором Дальнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук.

Научные руководители - кандидат исторических наук С. А. Школяр, кандидат филологических наук Е. Ю. Кнорозова

Статья посвящена такой малоисследованной теме, как история вьетнамского военного костюма. Опираясь на источник «Записи о военном деле», созданный известным вьетнамским ученым-конфуцианцем Фан Хюи Чу (1782-1840), а также на иллюстративные источники из художественного фонда СПбФИВРАН, автор описывает головные уборы и одежду, использовавшиеся солдатами эпохи Ле (1428-1789).

The article is dedicated to such a poor-investigated theme as the history of Vietnamese military dress. The author makes a description of hats and military dress, used by soldiers of Le period (14281789) basing on «The notes about warfare», created by well-known Vietnamese Confucian scientist Phan Hui Chu (1782-1840), and on the illustrative sources from the collection of St.Petersburg branch of the Institute of Oriental Studies of RAS.

История традиционного военного дела, и, в частности, военного костюма на Дальнем Востоке, в странах, относящихся к ареалу распространения китайской культуры (в первую очередь, в самом Китае и в Японии),

уже достаточно давно вызывает большой интерес в нашей стране и за рубежом. В России за последние два десятка лет появилось много монографий, научных и научно-популярных статей по данной проблеме.

8 0

Вьетнам же - эта весьма влиятельная страна Индокитайского полуострова, как кажется, был совсем обойден вниманием ученых, интересующихся историей дальневосточной военной традиции. Как в самом Вьетнаме, так и за его пределами, пока нет серьезных исследователей, посвятивших свою деятельность этой проблеме. Данное обстоятельство тем более обидно, что история Вьетнама буквально перенасыщена военными событиями.

В настоящей статье сделана попытка реконструкции вьетнамского военного костюма эпохи Ле (1428-1789). Эта эпоха в истории страны была временем интенсивного развития военного дела. Династия Ле взошла на трон в ходе антикитайской освободительной войны (1407-1428). Основатель династии Ле Тхай-то и его ближайшие потомки провели многочисленные мероприятия по укреплению вооруженных сил, результатом которых стали успешные войны с государством Чампа во второй половине ХУ-го столетия. Столкновения между феодальными кланами в ХУ1-ХУ11 вв. сопровождались постепенным внедрением в военное дело европейских новшеств. Завершающий этап правления династии Ле характеризуется многочисленными кресть -янскими волнениями и бунтами, вылившимися в полномасштабную народную войну, в ходе которой власть в свои руки взял Нгуен Хюэ - предводитель повстанческой армии Тэйшонов (1789 г.). Под его предводительством вьетнамцы в том же году успешно отбили попытку китайского вторжения на север страны.

В этот период окончательно оформились многие элементы военной традиции Вьетнама - военная идеология, боевые искусства, комплекс вооружения и, в том числе, традиционный военный костюм. К концу XVIII в. он приобрел свой «канонический» облик, в каковом виде и сохранялся до колонизации страны французами столетие спустя.

Изучение вьетнамского военного костюма до настоящего времени активно не проводилось. Одной из причин этого, по-

видимому, является недостаточно большой круг источников по данной проблеме. В основном это изобразительные источники, а также немногочисленные музейные экспонаты, относящиеся ко времени правления династии Нгуен (1802-1945). Что же касается предшествующего периода, то сведения по нему приходится признать просто скудными. Достоверно известно, что в период зависимости от Китая (111 г. до н.э. -938 г. н.э.) вьеты заимствовали китайский костюм и модифицировали его. Естественно, что последний сильно варьировался, в зависимости от социальной принадлежности и благосостояния своего владельца. Одежда среднего по достатку горожанина или крестьянина включала штаны, легкую рубаху с, как правило, широкими рукавами, головной убор в виде тюрбана из обернутой несколько раз вокруг головы матерчатой ленты1. От солнца защищала известная на весь мир вьетнамская коническая шляпа из пальмовых листьев, называющаяся нон. Она, впрочем, могла изготовляться из других материалов (например тростника). На ногах носились легкие плетёные сандалии или «тапки» китайского образца. Крестьяне и бедные горожане часто ходили босиком. Дорогие шелковые халаты, замысловатые головные уборы и удобные сапожки могли себе позволить лишь состоятельные люди, занимавшие административные посты. Военный костюм являлся модификацией гражданской одежды. В частях регулярной армии некоторые его детали были регламентированы. Более или менее подробное описание таких элементов военного костюма дает нам сочинение, озаглавленное «Записи о военном деле», принадлежащее авторству Фан Хюи Чу.

Фан Хюи Чу (1782-1840) - прославленный вьетнамский ученый-энциклопедист. Его главный труд - «Лить чиеу хиен чыонг лоай чи» («Классифицированные записи по истории прошлых династий»)2 создавался на протяжении десяти лет - с 1809 по 1819 годы. Он состоит из десяти тематических разделов, в которых рассматриваются в своем развитии разные стороны деятель-

ности правителей Вьетнама с X по ХУШ-й века. Одним из разделов являются «Бинь че чи» («Записи о военном деле»), которые вполне можно рассматривать как самостоятельное сочинение.

«Записи о военном деле» состоят из трех томов, разбитых на тематические главы (общее число глав - семь). Структура каждой главы одинакова. В хронологическом порядке излагается все, что было сделано в той сфере, которой посвящена глава, при каждом правителе страны. Сначала указывается название династии, затем следует тронное имя государя, его девиз правления, дается номер года под данным девизом и сообщается, какое событие произошло в это время, какие указы были изданы. Объясняется, что побудило государя издать тот или иной указ, часто приводится текст документа. Время от времени даются комментарии на события, высказанные летописцами прошлого. В конце каждой главы дается авторский комментарий вышеизложенной информации.

Четвертая глава «Записей о военном деле», посвященная вопросам оснащения вьетнамских вооруженных сил, открывается разделом об униформе. Интересно, что речь здесь идет исключительно о головных уборах. Об одежде не упоминается ни разу. Видимо, в те времена, о которых идет речь, головной убор был основным «форменным» элементом в костюме солдата.

Как сообщает Фан Хюи Чу, в начале правления династии Динь (938-979) ее основатель Динь Бо Линь постановил, что солдаты десяти дао3 должны все носить «плоский четырёхугольный головной убор» - му ты фыонг бинь динь4. Четырехугольная, расширяющаяся книзу, плоская сверху шапка изготовлялась из кожи. Интересно, каково происхождение головного убора столь странной формы. Известно, что отороченная внизу мехом шапка с плоским квадратным верхом была национальным головным убором многих кочевых тюркских народов. Может быть, Динь Бо Линь видел подобные шапки у кочевников, служивших в рядах китайской ар-

мии, и решил позаимствовать их оригинальную форму. С определенностью на вопрос о происхождении этого предмета ответить трудно. Фан Хюи Чу добавляет, что углы шапки «сшивались друг с другом». Видимо, они сильно выступали вперед, их загибали наверх и соединяли.

Более подробные сведения Фан Хюи Чу приводит по эпохе Ле (1428-1789). Он пишет, что в период Хонг Дык (1459-1497) был введен регламент форменных головных уборов, согласно которому солдаты гвардейских частей носили «шляпы водяного призрака» - нон тхюи ма и шляпы, покрытые красным лаком нон со до. И те, и другие, судя по всему, имели коническую форму, так как называются словом нон5. Первую разновидность шляп плели из водяного тростника гай ныок, и они, видимо, мало отличались от обычных крестьянских шляп. Вторые, вероятно, изготовлялись из кожи и по верху покрывались красным лаком.

Весьма ярко выглядела введенная государем Тыонг Зык-де в правление Хонг Тху-ан (1509-1510) новая модель головного убора для гвардейцев. Это была красная шапка с украшением в виде крыльев феникса, сделанных из листового золота6.

В начале эпохи Чунг Хынг (1533-1789) солдаты частей тхи хау, охранявших военного правителя чуа из клана Чинь7, носили тростниковые шляпы, которые мастерили сами. Когда шляпы изнашивались, солдаты получали новый тростник от Управы армейской службы8. Головной убор сол-дат провинциальных войск нгоай бинь9 делался из кожи буйвола и покрывался красным лаком10. Правители провинциальных округов чан и администрация столичных рынков несли государственную повинность по заготовке буйволиной кожи, необходимой для производства солдатских шляп. Видимо, речь здесь идет о предметах того же фасона, что и упомянутые выше кожа -ные конические уборы нон со до, использовавшиеся в правление Хонг Дык. Размерами они были меньше тростниковых и представляли собой не только форменный головной убор, но и вариант легкого шелма.

Интересно, что сделанные из кожи и покрытые лаком небольшие конические шляпы существовали в Японии ХУ1-Х1Х вв., где их носили простые пехотинцы асигару. Исследователи японского вооружения склонны именовать их шлемами11 .

Мы можем сделать вывод, что в XV-XVIII вв. мундира как такового во вьетнамских войсках ещё не существовало. Воин облачался в обычный светский костюм и доспехи, если они были в наличии. Из сочинения Фан Хюи Чу мы с достоверностью можем заключить, что власти регламентировали лишь головной убор военнослужа-щих. Причем, изначально это касалось только гвардейских подразделений, квартировавших в столичном округе. В XVI-

XVII столетиях унификации подверглись и головные уборы солдат провинциальных войск. Тем не менее, остается вопрос о том, регламентировались ли другие элементы воинского костюма.

В пользу того, что во Вьетнаме XV-

XVIII вв. существовало некое подобие форменной одежды для служащих привилегированных подразделений, говорят данные, относящиеся к периоду Нгуен (1802-1945), который, особенно на начальном этапе, был тесно связан традициями с предыдущей эпохой. Согласно сведениям французских авторов, в XIX в. вьетнамские гвардейцы носили яркие шёлковые рубахи с длинными рукавами («туники», по выражению Л. Безасьера), цвет которых регламентировался соответственно родам войск (у артиллеристов - красный, у конников -жёлтый с синей каймой, у «флотского экипажа» - красный с узорами и широкой синей каймой )12.

Что касается периода Ле, то следует упомянуть, что в последней, седьмой главе «Записей о военном деле» Фан Хюи Чу, описывая парады и торжественные церемонии с участием воинских частей, проходившие в конце XVII - первой половине XVIII в., сообщает, что солдаты привилегированных столичных войск куан чонг все были одеты в шапки из рами13 и светло-голубую одежду из тонкого шелка, специаль-

но выдавашуюся для подобных мероприятий14. Таким образом, мы можем заключить, что на завершающем этапе правления династии Ле - в эпоху Чунг Хынг (15331789) для столичных войск существовала регламентированная парадная униформа.

Наглядно представить, как выглядело торжественное одеяние вьетнамских гвар -дейцев рубежа XVIII-XIX веков, мы можем из любопытного изобразительного источника, хранящегося в собрании Художественного фонда Рукописного отдела СПбФИВРАН. Это альбом акварелей, на которых изображена посольская процессия, прибывшая из Вьетнама ко двору китайского императора. На внутренней стороне обложки находится приклеенный за верхний край листок бумаги с надписью от руки на испанском языке. Из надписи следует, что данный альбом создан неким Мануэлем Паломино - профессором живописи Королевской академии Сан Фернандо. Листок подписан первым апреля 1804 года.

Как нам удалось установить в ходе исследования содержащихся в альбоме изображений и иероглифических надписей, документ является иллюстративным «репортажем» о прибытии в Пекин посольства, отправленного За Лонгом (1802-1819) - государем Вьетнама, родоначальником династии Нгуен, ко двору маньчжурского императора Цзяцина (1795-1820) в конце 1802 года. Возглавлял миссию глава военного приказа Вьетнама Ле Куанг Динь15. Цель посольства состояла в том, чтобы поднести повелителю Поднебесной дары и получить у него документ и специальную печать, которые подтверждали полномочия нового вьетнамского монарха. Отправление таких посольств в Китай было традицией и практиковалось с XI в.

Среди изображенных в альбоме участников посольства есть вьетнамские гвардейцы-охранники. Они одеты в белые головные повязки-тюрбаны, просторные рубахи и оплечья разных цветов с ярким кантом и белые штаны. Обуви у них нет. Рубахи и оплечья расшиты золотыми узорами. Основной цвет рубах - голубой и зеленый,

реже - розовый. Это перекликается с текстом Фан Хюи Чу, который пишет об одеяниях из светло-голубого шелка. У нескольких военных на головах можно разглядеть небольшие белые конические шляпы тра-

диционной формы, украшенные султаном в виде красной кисти (рис. 1, 2).

Подобные костюмы можно увидеть и на изображениях во французской литературе по Вьетнаму Х1Х-ХХ вв., на народных луб-

Рис. 1. Вьетнамские гвардейцы в белых Рис. 2. Вьетнамские гвардейцы в конических

повязках-тюрбанах головных уборах с красными кистями

Фрагменты изображений из альбома «Визит посольства из Вьетнама ко двору китайского имепратора» из собрания Художественного фонда СПбФИВРАН (инвентарный номер Х-15):

ках и даже на участниках современных фольклорных ансамблей из города Хюэ (столица страны в правление династии Нгу-ен). Именно такой покрой мы можем признать традиционным для национального вьетнамского военного костюма.

Таким образом, из суммы имеющихся у нас данных мы можем сделать вывод, что военное одеяние в правление династии Ле было достаточно разнообразным. Строгой регламентации подлежал головной убор военнослужащего. Как правило, он имел

форму конической шляпы и делался из тростника либо кожи (в последнем случае он покрывался красным лаком). Под шляпой голова была обвязана матерчатой лентой-тюрбаном. Что касается форменной одежды, то для нее регламент существовал, скорее всего, лишь для торжественных случаев, причем только в подразделениях привилегированных столичных войск. Роль униформы играли легкие (как правило, шелковые) рубахи зеленого либо голубого цвета, снабженные цветными оплечьями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Huard P., Durand M. Connaissance du Vietnam. Paris; Hanoi,1954. P. 179 - 183.

2 На русский язык это название также переводится как «Последовательное описание прошлых династий» (см.: Новая история Вьетнама. М., 1980. С. 601), «Классифицированное описание уста-

новлений прошлых династий» (см.: Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной историко-философской науке СРВ. М., 1989. С. 95).

3 Дао - военные округа, на которые делилась вся территория страны. Т. е. речь идет обо всех солдатах вооруженных сил Вьетнама того времени.

4 Фан Хюи Чу. Лить чиеу хиен чыонг лоай чи (Классифицированные записи по истории прошлых династий). T. 4. Ханой, 1961 (на вьетнамском языке). С. 24.

5 Там же. С. 24.

6 Там же. С. 24-25.

7 В эпоху Чунг Хынг страна была фактически разделена между враждующими феодальными кланами. Клан Чинь, взявший под покровительство правящую династию Ле, сохранившую за собой лишь формальную власть над страной, утвердился на севере Вьетнама. Глава клана имел титул чуа - военного правителя. Югом правили чуа из семейства Нгуен.

8 Фан Хюи Чу. Указ. соч. С 25.

9 Провинциальные войска - в дальневосточной военной системе подразделения, квартировавшие гарнизонами по всей стране, вне столичного округа.

10 Фан Хюи Чу. Указ. соч. С 25.

11 Носов К. С. Вооружение самураев. СПб., 2001. С. 78-79.

12 Bezacier Louis. L'art et les constructions militaires annamites // Conférence faite au Musée Louis-Finot, a Hanoi, le 3e Février 1941, sous les auspices de la Société des Amis de l'Ecole Française d'Extreme -Orient. Без места, без даты. P. 334.

13 Рами - «китайская крапива», из которой изготавливается особой прочности волокно.

14 Фан Хюи Чу. Указ. соч. С. 35.

15 Мурашева Г. Ф. Вьетнамо-китайские отношения XVII-XIX вв. М., 1973. С. 112.