виды защиты прав и свобод ребенка в российской федерации
Ключевые слова: конституционное право, защита прав и свобод, несовершеннолетние, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Аннотация: В статье рассматривается институт прав и свобод несовершеннолетних граждан, анализируются юрисдицкионные и не юрисдикционные виды защиты из прав, раскрывается значение института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Key words: constitutional law, protection of the rights and freedoms, minors, plenipotentiary on the rights of the child by the President of the Russian Federation.
Summary: In the article considered the institution of rights and freedoms of minors, analyzed jurisdictional and unjurisdictional kinds of protections their rights, disclosed the value
of the institution ofplenipotentiary on the rights of the child by the President of the Russian Federation.
Признание и обеспечение прав ребенка, гарантий их реализации и защиты имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Справедливо отмечает Н.С. Колесова: «Защита прав и свобод ребенка в Российской Федерации - обязанность государства. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав детей».1 Защита прав и свобод ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. В литературе выделяют две основные формы защиты прав ребенка - юрисдикционную и
* Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин СевероЗападного филиала Российской Академии Правосудия.
1 Колесова Н. С. Особенности современного социально-демографического состояния России // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 106 - 115; Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 154 -238; О социально-демографических процессах в России и прогнозах ее развития // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 1. М., 1996. С. 82 - 95.
неюрисдикционную.2
Юрисдикционная форма защиты это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод (суд, прокуратура, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, органы ЗАГСа и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный), а также, смешанный, т. е. административно-судебный порядок защиты нарушенных прав ребенка. Последний предполагает, что прежде чем предъявить иск в суд, заявитель (истец) или его представитель должен обратиться с жалобой в государственный орган (досудебный порядок разрешения спора).
Судебная защита прав ребенка - наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Право на судебную защиту закреплено в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, оно неотчуждаемо. Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на суды. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»3 судебную систему России составляют федеральные суды, конституционные суды и мировые судьи субъектов РФ.
В числе судебных средств защиты прав ребенка важную роль играет Конституционный Суд РФ, который, будучи частью федеральной судебной системы, вместе с тем занимает в ней особое положение. Его компетенция установлена ст. 125 Конституции РФ. По существу, Конституционный Суд является высшим органом судебной власти по вопросам конституционного права, в сфере судебной защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на территории Российской Федерации. Активность Суда по вопросам защиты прав ребенка обусловлена во многом закреплением в Конституции РФ конституционной концепции о защите прав и свобод человека, в том числе ребенка.
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации проявляется прежде всего в толковании Конституции РФ по проверке соответствия правовых норм отраслевого законодательства (семейного,
2 Завидов Б. Д., Гусев О. Б. Защита гражданских прав по законодательству России // Арбитражный и гражданский процесс. 2000. № 1.
3 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее: СЗ). 1997. 1997 г. № 1 ст. 1.
жилищного) Конституции РФ. Как отмечает М. А. Митюков, «решения Конституционного Суда - это конституционные нормы в динамике. Их нормативный характер, непосредственное действие, обязательность и юридическая сила, позволяющая интерпретировать конституционные нормы и дисквалифицировать акты федерального и регионального законодательства, а также косвенным образом давать оценку правоприменительной практике, придают этим решениям высокий авторитет».4 Анализ практики Конституционного Суда свидетельствует также о значительном влиянии принятых им решений на формирование новой политики, направленной на защиту прав и свобод ребенка, оптимизацию правоприменительной практики в данной области. Таким примером может являться постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой».5
В указанном постановлении предметом рассмотрения стал являлся п. 4 ст. 292 ГК Российской Федерации в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи его собственника данного, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы. По итогам рассмотрения Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать п. 4 ст. 292 ГК не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем регулирование направлено на обеспечение гарантий прав несовершеннолетних.
2. Признать п. 4 ст. 292 ГК не соответствующим, ее ст.ст. 38 (ч. 2), 40 (ч. 1), 46 (ч. 1) и 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ в той мере, в какой их регуляторное воздействие - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - при разрешении конкретных дел, связанных с отчуждением жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, не позволяет обеспечивать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту прав следующих их категорий. Это - те,кто формально не отнесен к находящимся под опекой или попечительством
4 Митюков М. А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ // Журнал российского права. 2001. № 6. С. 15 - 25.
5 Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой» // СЗ. 2010. № 25. Ст. 3246.
или к оставшимся (по данным органа опеки и попечительства на момент совершения сделки) без родительского попечения, но либо фактически лишен его на момент совершения сделки по отчуждению жилого помещения, либо считается находящимся на попечении родителей, при том, однако, что такая сделка, вопреки установленным законом обязанностям родителей, нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.
Однако, у судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г. А. Гаджиева по этому делу было особое мнение.6 Конституционной обязанности государства по защите прав детей, полагает он, коррелирует конституционное право детей. И тут обнаруживается что именно необходимостью защиты конституционного права несовершеннолетних обусловлено создание таких органов государства, как органы опеки и попечительства, уполномоченные по правам ребенка и т. д. Основным пунктом несогласия Г. А. Гаджиева с мотивировочной частью постановления Конституционного Суда стала разная оценка двух институтов конституционного права
- института государственной защиты конституционных прав и права на судебную защиту (т. е. защиту по инициативе самого человека с помощью суда). С точки зрения большинства судей, вопрос о том, нарушен или не нарушен баланс прав и законных интересов родителей - собственников жилого помещения и их несовершеннолетних детей при наличии спора о праве, должен решать суд.
Г. А. Гаджиев же считает, что, исходя из конституционной обязанности по государственной защите основных прав детей и принципа профессионализма, эту задачу лучше решат органы опеки и попечительства. Конституционный Суд Российской Федерации отдал предпочтение субъективному праву ребенка на судебную защиту. Да, мотивирует свое мнение судья, его проще обеспечить. Государственная обязанность по защите требует активных нормотворческих усилий и финансовых расходов со стороны государства. Но надо иметь в виду, что от наличия у несовершеннолетнего права на жилую площадь порой зависит вся его жизнь, конституционное право на развитие. Лишение ребенка права пользования жилой площадью часто становиться лишением его единственного шанса на достойную жизнь. Именно потому необходимо было отдать предпочтение государственной обязанности по защите основных прав детей. Законодатель обязан учитывать социальную действительность, опираясь на
6 Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 13-П ...
социологические исследования, в том числе на информацию о количестве неблагополучных семей в стране. Конституционная обязанность государства по государственной защите основных прав детей может динамично изменяться, поскольку правовые меры защиты должны соответствовать изменяющимся обстоятельствам общественной жизни. Необходимо учитывать, в частности, то обстоятельство, отмеченное в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 г., что в различных интернатных учреждениях России проживает около 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.'
Кроме судебной защиты прав и свобод ребенка в Российской Федерации существуют иные институты несудебной защиты прав и свобод ребенка, которые призваны дополнить существующие механизмы судебной защиты. Несудебная защита прав ребенка - это закрепленная законодательством деятельность по обеспечению защиты прав и свобод ребенка без участия судебных органов, в первую очередь органами исполнительной власти. Система несудебных государственных институтов, призванных защищать права ребенка в Российской Федерации представлена следующим образом:
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Этот институт - один из важнейших государственных правозащитных институтов по защите прав и свобод ребенка. Он появился недавно. В соответствии с указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»8 была утверждена соответствующая должность. Кроме того, органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации;
- Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ.9 Согласно ч. 2 ст. 80 Консти-
7 Гаджиев Г. А. Мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации // Постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 13-П.
8 Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ. 2009. № 36. Ст. 4312.
9 Положение о Совете по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ (электронный ресурс) // http: // state.kremlin.ru/ council/18/ statute.
туции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. При вступлении в должность Президент приносит присягу, в которой клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина. Для реализации своих полномочий Президент учреждает различные органы, среди них - Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. Он является консультативным органом и содействует реализации главой государства его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента РФ о положении дел в этой области. Основными задачами Совета являются: содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод личности; координации деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в области обеспечения и защиты;
- Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан.10 Оно рассматривает устные и письменные обращения граждан, адресованные Президенту РФ и его Администрации. Управление либо самостоятельно рассматривает обращения, либо направляет их для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента РФ, в Аппарат Правительства РФ, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации. В исключительных случаях жалобы рассматриваются непосредственно аппаратом высшего должностного лица;
- Министерство здравоохранения и социального развития РФ11, федеральные службы и агентства, находящиеся в их ведении, а также их территориальные органы. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, социального развития, включая вопросы организации медицинской профилактики и помощи, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей и т. д. Оно
10 Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. N 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» // СЗ. 2010. № 8. Ст. 838.
11 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // СЗ. 2004. № 28. Ст. 2898.
осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и свобод ребенка, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения в компетентные органы. Такие действия называют самозащитой прав. Согласно Конституции РФ в нашей стране на добровольной основе создаются общественные объединения - неправительственные правозащитные организации, которых насчитывается более 124 тыс.12 По мнению Е. В. Нелюбиной «отдельные действия (или бездействие) государства могут являться источником нарушения прав и интересов граждан. Общественные же объединения нацелены на защиту этих прав и интересов. Тем самым определенная конфликтность является, видимо, составной частью структуры взаимоотношений государственных органов и общественных объединений. Со своей стороны демократическое государство должно обладать эффективными механизмами разрешения подобных конфликтов путем взаимодействия с общественными объединениями».13
Неправительственные правозащитные организации являются важным структурным элементом гражданского общества. Их предназначение состоит в обеспечении всеми участниками социально-экономической, общественно-политической и духовно-культурной жизни общества, в том числе и самим государством - гражданского контроля за соблюдением прав человека.14 Вместе с тем, представляется, что можно выделить еще одну, промежуточную, форму защиты прав - когда обращение в государственные органы осуществляется не с целью непосредственного восстановления этим органом процесса защиты, в результате которого другие органы вос-
12 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. // Российская газета. 2009. № 4892.
13 Нелюбина Е. В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 5. С. 98 - 102.
14 Там же.
становят нарушенное право. Это, например, обращение в прокуратуру с тем, чтобы прокурор вынес представление на незаконное или необоснованное решение суда (ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»15). Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»16 прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Для выполнения данной функции органы прокуратуры наделены широкими полномочиями по осуществлению надзора за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и т. д. Прокурор наделен полномочиями обратиться в суд с заявлением в защиту прав ребенка (охрану здоровья, материнства и детства, медицинскую помощь, на жилище в государственных и муниципальных фондах и др.) на основании обращения к нему граждан.
15 Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.
16 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1.