НАУКИ О ЗЕМЛЕ
УДК 502.3
ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГОРОДАХ И ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ИХ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Зассеева Луиза Алановна Олисаев Сергей Владимирович
ФГБОУВО Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный Технологический Университет) " г. Владикавказ
TYPES OF ATMOSPHERIC AIR POLLUTION IN CITIES AND WAYS TO MINIMIZE THEIR NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT
Zasseeva Luiza Olisaev Sergey
FSBEO HE North-Caucasian institute of mining and metallurge (State Technological University), Vladikavkaz
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах, а также виды загрязнения атмосферного воздуха и пути минимизации их негативного воздействия.
ABSTRACT
The article deals with the problem of air pollution in cities, as well as types of air pollution and ways to minimize their negative impact.
Ключевые слова: атмосферный воздух, загрязнение атмосферы, природоохранные мероприятия, выбросы вредных веществ.
Keywords: atmospheric air, atmospheric pollution, environmental protection measures, emissions of harmful substances.
Проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах является очень многогранной. Она затрагивает и проблему заболеваемости населения, и проблему негативного влияния на флору и фауну, и в общем проблему ухудшения экологической ситуации в городах.
Данная проблема является одной из важных в городах. Это связано с тем, что усиливающееся загрязнение воздуха негативно сказывается не только на животных и растениях, но и на человеке.
Источники загрязнения атмосферы могут быть естественными и искусственными.
Естественными источниками загрязнения атмосферы служат извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури, процессы выветривания, разложение органических веществ.
К искусственным (антропогенным) источникам загрязнения атмосферы относятся промышленные и теплоэнергетические предприятия, транспорт, системы отопления жилищ, сельское хозяйство, бытовые отходы.
Естественные источники загрязнения
атмосферы представляют собой такие грозные явления природы, как извержения вулканов и пыльные бури. Обычно они имеют катастрофический характер. При извержении вулканов в атмосферу выбрасывается огромное количество газов, паров воды, твердых частиц, пепла и пыли. После прекращения извержения общий баланс газов в атмосфере постепенно восстанавливается.
При извержении вулканов происходит тепловое загрязнение атмосферы, так как в воздух выбрасываются сильно нагретые вещества. Температура их, в том числе паров и газов, такова, что они сжигают все на своем пути.
Существенно загрязняют атмосферу крупные лесные пожары. Чаще всего они возникают в засушливые годы. В России наиболее опасны пожары в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале, в Республике Коми.
Пыльные бури возникают в связи с переносом сильным ветром поднятых с земной поверхности частиц почвы. Сильные ветры - смерчи и ураганы - поднимают в воздух и крупные обломки пород, но долго в воздухе они не держаться. При сильных пыльных бурях в атмосферный воздух поднимается до 50 млн. т пыли. Причинами пыльных бурь являются засуха, суховеи, провоцируют их интенсивная распашка, выпас скота, уничтожение лесов и кустарников. Наиболее часто возникают пыльные бури в степных, полупустынных и пустынных районах.
Катастрофические явления, связанные с извержением вулканов, лесными пожарами и пыльными бурями, приводят к возникновению светозащитного экрана вокруг Земли, который несколько изменяет тепловой баланс планеты. В целом эти явления имеют заметный, но локальный эффект в отношении загрязнения атмосферы. Совсем незначительный, местных характер носит загрязнение атмосферного воздуха, связанное с
выветриванием и разложением органических веществ.
Искусственные источники
загрязнения наиболее опасны для атмосферы. Они способствуют поступлению в атмосферный воздух инородных, не свойственных естественным условиям газов и веществ. По агрегатному состоянию все загрязняющие вещества антропогенного происхождения подразделяются на твердые, жидкие и газообразные, причем последние составляют около 90% от общей массы выбрасываемых в атмосферу искусственных загрязняющих веществ.
Длительное время в качестве основных загрязнителей атмосферы в крупных городах рассматривали промышленные предприятия, которые являлись источниками поступления в окружающую среду сернистого газа, окислов азота, сажи, пыли и ряда других веществ. Автомобильному транспорту как источнику загрязнения не уделялось должного внимания, хотя известно, что выхлопные газы автомобилей содержат около 200 вредных компонентов. В среднем, один автомобиль за год выбрасывает около 200 кг окиси углерода, 60 кг окислов азота, 40 кг углеводородов, 3 кг металлической и резиновой пыли. Тем не менее, снижение выбросов, достигаемое за счет совершенствования автомобилей и установки на них различного вида очистных устройств, перекрывается увеличением числа автомашин.
В городах загрязнение воздуха в основном обуславливается наличием оксидов азота, углерода и серы, а также углеводородов за счет значительно возросшего количества автомобильного транспорта. Так, в г. Москве доля вредных веществ, выделяющихся с автомобильными выхлопами, составляет до 90% всего валового выброса в атмосферу.
Автомобильный транспорт загрязняет атмосферу отработанными газами, испарениями из бензобаков и карбюраторов. Все это приводит к дополнительному поступлению в атмосферу вредных веществ, которые при высоких температурах и поступлении солнечной радиации летом могут способствовать возникновению фотохимического смога.
Так, например, лондонский смог 1952 г. унес 4000 человеческих жизней. В Нью-Йорке от смога в том же году погибли 240 человек, в 1963 г. - 170 человек, в 1966 г. - 200 человек. В Японии в 1971 г. около 30 тыс. человек прошли курс лечения в связи с отравлением выхлопными газами.
Загрязнение воздуха на улицах и магистралях городов в связи с ростом автотранспорта представляет большую экологическую опасность, так как выброс газов происходит у поверхности земли (асфальта) и их рассеивание осуществляется намного слабее, чем выбросы предприятий через высокие трубы.
Недостаточное озеленение городских территорий, нерациональная застройка, развитие транспортной сети и другие факторы создают
повышенный шумовой фон города. Борьба с шумом в городах является острой гигиенической проблемой современности, вызванной
усиливающимися темпами урбанизации.
Проблема борьбы с атмосферным загрязнением сложна и требует много сил и средств. Однако современный уровень научно -технического прогресса позволяет уменьшить образование опасных веществ и разработать меры, предупреждающие загрязнение ими.
Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются:
• грамотное применение экономических санкций, которые предусматривают кратное повышение выплат при превышении предельно допустимых выбросов или несанкционированных выбросах;
• строгий контроль выбросов вредных веществ с использованием государственных и общественных экспертиз;
• обоснованное регулярное финансирование природоохранных мероприятий.
Кроме общих мероприятий существуют и специфические, проводимые в зависимости от вида источника загрязнения.
1. Энергетическая промышленность. Важнейшими способами снижения выбросов являются энергосбережение всеми предприятиями, перевод ТЭЦ на газ, повышение роли безотходных источников энергии (ветровые ЭС, солнечные, приливные и т. п.). Особую роль для предприятий энергетики играет очистка выбросов как от взвешенных твердых частиц, так и от газообразных веществ разного класса опасности.
2. Промышленные предприятия. Основные мероприятия направлены на снижение всех видов отходов за счет совершенствования технологий, замену токсичных исходных продуктов не токсичными, переход на замкнутые технологические циклы, повышение степени очистки выбросов. Немаловажным мероприятием является оптимальное размещение предприятия и соблюдение норм санитарно-защитных зон.
3. Автотранспорт. Один из основных путей снижения вредного воздействия состоит в отказе от использования этилированного бензина, что исключит выбросы соединений свинца и снизит долю непредельных углеводородов. Это возможно при переводе автомобилей на газ или неэтилированный бензин (токсичность выбросов при этом снижается почти в 20 раз). Дальнейшие мероприятия связаны с углублением полноты сгорания бензина посредством автоматического управления процессом и разработки специальных систем и регулировок, что положительно отразится и на расходе бензина. Перспективным кажется решение вопроса по замене карбюраторных двигателей дизельными, дающими менее токсичные выбросы, и перевод общественного транспорта на электрическую тягу.
Значительную роль в работе по снижению количества вредных выбросов промышленно-энергетическими комплексами и автотранспортом
играют архитектурно-планировочные
мероприятия. Они предполагают специальные развязки и объезды, улучшение качества дорог, сокращение участков ненужного торможения. Эти мероприятия позволят увеличить среднюю скорость движения транспорта с 20 до 60 км/ч, а общее количество выбросов при этом снизится в среднем в 2 раза. Для снижения уровня загазованности практикуется вынос дорог с интенсивным (транзитным) движением за пределы жилых и рекреационных зон, а также высадка зеленых насаждений вдоль автодорог.
Литература
1. Как улучшить экологическую ситуацию в мегаполисе? // Экологический вестник России. -2007. - №10. - С. 37-39.
2. Сотникова М. В. Анализ и прогнозирование выбросов загрязняющих веществ от автотранспортного комплекса / М. В. Сотникова, В. С. Демьянова, Р. А. Дечрыкин, А. Ш. Конеева // экология и промышленность России. - июль, 2008.
- С. 29
3. Родионов А. И. Охрана окружающей среды: процессы и аппараты защиты атмосферы: учебник / А. И. Родионов, В. Н. Клушин, В. Г. Систер. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
— 218 с
4. Сазонов Э. В. Экология городской среды:учеб. пособие / Э. В. Сазонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 275 с