удк 37.09 doi: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-468-472
Виды воспитания
в системе частного образования Великобритании А. С. Данилова
Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск
Введение. Осмысление британской системы частного воспитания в контексте исторического развития подходов к воспитанию в Великобритании в современных социокультурных условиях развития британского общества позволит не только представить картину воспитания в частных школах Великобритании целостно, но также предложить основания для развития отечественной теории воспитания. Цель: выявить и охарактеризовать виды воспитания в частных школах Великобритании. Материалы и методы: историко-педагогический метод, анализ и обобщение изучаемых материалов, актуализации, отбора, систематизации и обобщения исторических фактов и оригинальных источников. Источниковедческая база исследования представлена четырьмя группами: документы по вопросам образования; документы правительственных комиссий по образованию; отчеты Королевской инспекции; материалы периодической печати; издания, содержащие лингвострановедческие и культурологические сведения; научно-педагогические труды, отражающие развитие педагогической теории и практики в Великобритании. Результаты исследования, обсуждения. Выявление видов воспитания в системе частного образования Великобритании и интегрирующей характеристики системы воспитания - «the spirit of the school» («дух школы»). Анализ и описание концепта «дух школы» как аутентичного явления воспитательной работы в частной школе Великобритании может способствовать обогащению содержания таких используемых в российской теории воспитания понятий, как «климат», «среда», «атмосфера», «уклад школьной жизни», «организационная культура школы» и других. Заключение. В исследовании выявлены четыре типа воспитания в частных школах Великобритании (гражданское, спортивное, эстетическое, морально-нравственное/духовное), объединенные интегрирующим аутентичным феноменом «the spirit of the school» («дух школы»).
Ключевые слова: воспитание, виды воспитания, «дух школы», частная школа, школа-пансион.
Types of education in the system of public education of Great Britain
A. S. Danilova
Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk
Introduction. Comprehension of the British system of public education in the context of the historical development of approaches to education in the UK in the current sociocultural conditions of the development of British society will not only provide a holistic picture of education in public schools in the UK, but also offer grounds for the development of the domestic theory of education. Purpose: identify and characterize types of education in public schools of the UK. Materials and methods: historical and pedagogical method, analysis and generalization of the materials studied, actualization, selection, systematization and generalization of historical facts and original sources. The source base of the study is represented by four groups: educational documents, documents of government education commissions, reports of the Royal Inspectorate; periodicals; publications containing linguistic and cultural information; scientific and pedagogical works reflecting the development of pedagogical theory and practice in the UK. Results, discussion. Identification of types of upbringing in the UK system of public education and the integrating characteristics of the upbringing system - "the spirit of the school". An analysis and description of the concept of "the spirit of the school" as an authentic phenomenon of educational work in a public school of the UK can help enrich the content of such concepts as "climate", "enviro n-ment", "atmosphere", "lifestyle", "organizational school culture" and others. Conclusion. The study identified four types of education in public schools in the UK (civic, athletic, aesthetic, moral/spiritual), united by the integrating authentic phenomenon of "the spirit of the school".
Keywords: education; types of education; "the spirit of the school"; public school; boarding school.
© Данилова А. С., 2019
В последние годы подходы к воспитанию -одна из самых обсуждаемых тем в России. Подходы к воспитанию вызывают бурные дискуссии в отечественной научной среде. В мировой педагогике существует много разных систем воспитания. К одной из старейших и устоявшихся следует отнести систему воспитания в частных школах Великобритании.
Осмысление британской системы частного воспитания Великобритании в современных социокультурных условиях развития британского общества позволит не только представить картину воспитания в частных школах Великобритании целостно, но также предложить основания для введения нового для отечественной педагогической действительности термина «the spirit of the school» («дух школы»).
В Великобритании на протяжении нескольких веков складывалась уникальная и самобытная система частного школьного воспитания. На наш взгляд, главным в английском воспитании является формирование и укрепление характера, привычки владеть собой (selfgovernment), отличающей «всякого истинного джентльмена» [2, с. 145]. В связи с этим британские частные школы в большей степени воспитательные, нежели образовательные учреждения.
В настоящее время воспитание духовно-нравственных, социальных и культурных ценностей у подрастающего поколения является важной задачей образовательного процесса Великобритании [5, c. 90]. В западной педагогике существует единство в подходе к определению категории «воспитание», выражаемое в выделении его основных аспектов: интеллектуального, нравственного, трудового, физического, эстетического, морального, экономического, полового. С учетом этой позиции, опираясь на результаты проведенного нами анализа документов по вопросам образования, отчетов Королевской инспекции, материалов периодической печати, изданий, содержащих культурологические сведения, научно-педагогических трудов, отражающих развитие педагогической теории и практики в Великобритании, мы выделили четыре основных вида воспитания, присущи частным школам Великобритании: религиозное, гражданское, спортивное и эстетическое.
Религиозное воспитание («religious studies») -наиболее традиционный вид воспитания для системы частного образования государства. Согласно
Акту о школьных стандартах 1998 г. и Акту об образовании 1996 г., все школьные программы должны содержать религиозный компонент [4, с. 182].
Религиозное воспитание в частных школах включает в себя религиозное образование и духовно-нравственное развитие личности воспи-танника1. Под духовным развитием воспитанника подразумевают рост самосознания, личных уникальных возможностей, тогда как нравственное развитие учащихся связано с приобретением ими понятий о морально-этических ценностях [6, с. 10-11].
Религиозное воспитание не является единственной составляющей воспитательной работы в частных школах Великобритании. Не менее важным представляется рассмотрение гражданского воспитания.
В 2002 году Парламент Великобритании принял решение об обязательном воспитании гражданственности в средних школах [3, с. 73]. Гражданское, патриотическое воспитание рассматриваются как формирование чувства долга для служения интересам общества [1, с. 242]. В результате гражданское воспитание («social studies») относительно частных школ Великобритании представляет собой целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности (гражданской культуры) [9; 10]. Факт придания официального статуса гражданскому воспитанию отражает растущую озабоченность британцев отношением молодых людей к гражданскому обществу [8, с. 129].
Целям формирования личностной зрелости воспитанников, развития коллективных отношений призвано служить спортивное воспитание («physical education/training»). Под системой спортивного воспитания подразумевают совокупность социальных и педагогических подсистем, функционирование которых основано на общих закономерностях и направлено на достижение цели физического (спортивного) воспитания [7, с. 120]. Главные цели спортивного воспитания в Великобритании часто менялись с учетом требований времени. Сейчас целью большинства современных британских школ, в соответствии с National Curriculum, является усвоение студентами наряду со знаниями, умениями и навыками
1 GOV.UK. The national curriculum 2019. URL: https:// www.gov.uk/national-curriculum (дата обращения: 22.09.2019).
стремления к здоровому образу жизни сейчас и в будущей взрослой жизни.
Эстетическое воспитание («aesthetical education») в частных школах-пансионах Великобритании не столько выражается в специальных академических предметах. Главным является эстетическая среда самой школы, ее живописная территория, а также продуманная школьная форма. Последняя является практически важнейшим атрибутом жизни в частных школах. Это не только определенный дресс-код, но и отличительный символ данного закрытого школьного сообщества, один из компонентов такого чисто британского явления, как «the spirit of the school» («дух школы»), позволяющий «посвященным» (то есть бывшим выпускникам, учителям или самим учащимся данной школы) с первого взгляда определить статус студента, его принадлежность к школьному факультету или какому-либо школьному сообществу.
В ходе нашего исследования мы выделили следующие виды воспитания в частных школах Великобритании - религиозное, гражданское, спортивное и эстетическое, - и приходим к следующим выводам:
1. Исторически сложилось, что религиозному воспитанию в школах Великобритании всегда уделялось наибольшее внимание. Подобная ситуация сохраняется несмотря на тот факт, что школы Великобритании становятся все более интернациональными и мультирелигиозными. Не насаждая какое-то одно вероисповедание, большинство британских частных школ, тем не менее, имеют на своей территории часовню именно англиканской церкви, посещение служб в которой всячески приветствуется со стороны администрации школы.
2. Гражданское воспитание в частных школах Великобритании проходит под лозунгом «Воспитание Патриота» - будь то патриот своей страны или, что, возможно, важнее, патриот своей школы. Воспитанию последнего качества способствуют веками проверенные традиции школы, весь внутренний уклад.
3. Спортивное воспитание в частных школах Великобритании включает в себя не только и не столько физическое развитие ученика, сколько способствует воспитанию борцовских качеств воспитанника, сплачивает учеников различных факультетов, развивает здоровую конкуренцию между «houses» (структурными объединениями преподавателей и студентов).
4. Эстетическое воспитание также не столько выражается в таких дисциплинах, как музыка, искусствоведение и подобных. Главным является эстетическая среда самой школы, ее живописная территория, а также продуманная школьная форма.
5. Самым главным, на наш взгляд, является не какой-то один из рассматриваемых видов воспитания. В центре воспитательной среды каждой частной школы Великобритании находится такое аутентичное британское понятие, как «the spirit of the school» («дух школы»), - присутствующий в каждом преподаваемом предмете, в каждом воспитательном мероприятии, в окружающих студента объектах, здании, школьной форме, преподавателях свод понятий, правил, традиций администрации школы, ее персонала и учеников, известный каждому члену данной образовательно-воспитательной системы и принимаемый ими как отражение своеобразия, индивидуальности данного образовательного учреждения, и воспринимаемый ими как предмет гордости.
Литература
1. Агапова Г.В. Исторические аспекты патриотического воспитания и особенности развития патриотизма в зарубежных странах // Вестник ТГУ. 2008. № 1(57). С. 242. URL: https://cyberleninka.ru/article/nistoricheskie-aspekty-patrioticheskogo-vospitaniya-i-osobennosti-razvitiya-patriotizma-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 18.09.2019).
2. Архипова Л. Public schools как колыбель британской элиты // Власть. 2013. № 9. С. 145. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/public-schools-kak-kolybel-britanskoy-elity (дата обращения: 22.09.2019).
3. Джуринский А.Н. Практика гражданского воспитания в общеобразовательной школе за рубежом // СПЖ. 2017. № 2. C. 73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-grazhdanskogo-vospitaniya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-za-rubezhom (дата обращения: 23.09.2019).
4. Писенко К.А. Уроки религии в государственной школе - норма светского правового государства: европейский опыт правового регулирования школьного религиозного образования // Вестник РУДН. 2009. № 5. С. 182. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/uroki-religii-v-gosudarstvennoy-shkole-norma-svetskogo-pravovogo-gosudarstva-evropeyskiy-opyt-pravovogo-regulirovaniya-shkolnogo (дата обращения: 21.09.2019).
5. Подкатнова И.В. Развитие ценностного воспитания на идеях христианского гуманизма в Англии (XV-XVI вв.) // Крымский научный вестник. 2015. № 3. С. 90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsennostnogo-vospitaniya-na-ideyah-hristianskogo-gumanizma-v-anglii-xv-xvi-vv (дата обращения: 21.09.2019).
6. Склярова Т.В. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Серия Педагогика. 2016. № 4 (43). С. 10-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/ntsennosti-v-sovremennom-shkolnom-obrazovanii-opyt-velikobritanii (дата обращения: 22.09.2019).
7. Уваров Е.А. Содержание программ физического воспитания в школах Европы и России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т.22, вып. 5 (169). С. 120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-programm-fizicheskogo-vospitaniya-v-shkolah-evropy-i-rossii (дата обращения: 18.09.2019).
8. Фахретдинова А.П., Абакумова О.А. Различные подходы к гражданскому образованию в Великобритании // Вестник ТГПУ. 2017. № 4 (181). С. 129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razlichnye-podhody-k-grazhdanskomu-obrazovaniyu-v-velikobritanii (дата обращения: 20.09.2019).
9. Шархунова О.А. Гражданское воспитание как составная часть нравственного воспитания в школах Англии // Университетские чтения 2006. Симпозиум 2. Сек. № 5, 6. М. : 2006. С. 45-54.
10. Mackrell J. What you shouldn't tell your children about school // The Guardian. 3 July 2018. URL: https://www.theguardian.com/ uk/culture/what-you-schouldnt-tell-your-children-about-school (дата обращения: 19.09.2019).
References
1. Agapova G.V. Istoricheskie aspekty patrioticheskogo vospitaniya i osobennosti razvitiya patriotizma v zarubezhnykh stranakh [Historical aspects of patriotic education and features of the development of patriotism in foreign countries]. Vestnik TGU = TGU Herald, 2008, no. 1 (57), pp. 242. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-patrioticheskogo-vospitaniya-i-osobennosti-razvitiya-patriotizma-v-zarubezhnyh-stranah (accessed 18.09.2019). (In Russ.).
2. Arkhipova L. Public schools kak kolybel' britanskoi elity [Public schools as the cradle of the British elite]. Vlast. Narodnoe obrazovanie. Pedagogika = Power. Education. Pedagogy, 2013, no. 9, p. 145. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/public-schools-kak-kolybel-britanskoy-elity (accessed 22.09.2019). (In Russ.).
3. Dzhurinsky A.N. Praktika grazhdanskogo vospitaniya v obshcheobrazovatel'noi shkole za rubezhom [The practice of civic education in a comprehensive school abroad]. SPZh = Syberian Journal of Psychology, 2017, no. 2, p. 73. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/praktiki-grazhdanskogo-vospitaniya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-za-rubezhom (accessed 23.09.2019). (In Russ.).
4. Pisenko K.A. Uroki religii v gosudarstvennoi shkole - norma svetskogo pravovogo gosudarstva: evropeiskii opyt pravovogo regulirovaniya shkol'nogo religioznogo obrazovaniya [Religious lessons in a public school - the norm of a secular state of law: the European experience of legal regulation of school religious education]. Vestnik RUDN, seriya Yuridicheskie nauki = RUDN Journal of Law, 2009, no. 5, p. 182. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-religii-v-gosudarstvennoy-shkole-norma-svetskogo-pravovogo-gosudarstva-evropeyskiy-opyt-pravovogo-regulirovaniya-shkolnogo (accessed 21.09.2019). (In Russ.).
5. Podkatnova I.V. Razvitie tsennostnogo vospitaniya na ideyakh khristianskogo gumanizma v Anglii (XV-XVI vv.) [Development of values education according to Christian humanistic traditions in England (XV-XVI)]. Krymskii nauchnyi vestnik = The Crimean Scientific Bulletin, 2015, no. 3, p. 90. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nrazvitie-tsennostaogo-vospitaniya-na-ideyah-hristianskogo-gumanizma-v-anglii-xv-xvi-vv (accessed 21.09.2019). (In Russ.).
6. Skliarova T.V. Tsennosti v sovremennom shkol'nom obrazovanii: opyt Velikobritanii [Values in Education: Experience of the UK]. VestnikPSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psihologiya = St. Tikhon's University Review. Series 4: Pedagogy. Psychology, 2016, no. 4 (43), pp. 10-11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-v-sovremennom-shkolnom-obrazovanii-opyt-velikobritanii (accessed 22.09.2019). (In Russ.).
7. Uvarov E.A. Soderzhanie programm fizicheskogo vospitaniya v shkolakh Evropy i Rossii [The content of the physical education programs in schools of Europe and Russia]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, no. 5 (169), p. 120. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-programm-fizicheskogo-vospitaniya-v-shkolah-evropy-i-rossii (accessed 18.09.2019). (In Russ.).
8. Fakhretdinova A.P., Abakumova O.A. Razlichnye podkhody k grazhdanskomu obrazovaniyu v Velikobritanii [Different approaches to civic education in Great Britain]. Vestnik TGPU = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 4 (181), p. 129. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-podhody-k-grazhdanskomu-obrazovaniyu-v-velikobritanii (accessed 20.09.2019). (In Russ.).
9. Sharkhunova O.A. Grazhdanskoe vospitanie kak sostavnaya chast' nravstvennogo vospitaniya v shkolakh Anglii [Civic education as an integral part of moral education in schools in England]. Universitetskie chteniya 2006. Simpozium 2. Sek. № 5,6 = University Readings 2006. Symposium 2. Sec. no. 5, 6. 2006, pp. 45-54. (In Russ.).
10. Mackrell J. What you shouldn't tell your children about school. The Guardian, 3 July 2018, Available at: https:// www.theguardian.com/uk/culture/what-you-schouldnt-tell-your-children-about-school (accessed 19.09.2019). (In Eng.).
Статья поступила в редакцию 25.09.2019 г.; принята к публикации 30.10.2019 г.
Submitted25.09.2019; revised30.10.2019.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Данилова А.С. Виды воспитания в системе частного образования Великобритании // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 468-472. DOI: 10.30914/2072-67832019-13-4-468-472
Об авторе
Данилова Антонина Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики, Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск,
syrena2003@rambler. ru
Citation for an article:
Danilova A.S. Types of education in the system of public education of Great Britain. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 4, pp. 468-472. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4468-472 (In Russ.).
About the author Antonina S. Danilova
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor at the Department of Applied Linguistics, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, [email protected]