Научная статья на тему 'Виды управления движениями классического танца'

Виды управления движениями классического танца Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
360
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОИЗВОЛЬНЫЕ И НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / РЕФЛЕКСЫ / СВОЙСТВА ДВИЖЕНИЙ И ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соковикова Наталия Викторовна

В статье описываются виды управления движениями классического танца. Понимание проблемы управления движениями позволяет педагогу понять принципы двигательной деятельности, её влияние не только на сами двигательные процессы, но и на процессы психо-физического развития ребенка. В зависимости от вида и принципа управляемости двигательная деятельность влияет не только на двигательно проявленные навыки, но и формируют потенциально двигательные образы. Такой подход позволит педагогам понимать потенциальную направленность развития, прослеживать уровни восприятия движения, следы которого в силу различного вида управляемости уходят в подсознание и в зависимости от различных психических ситуаций проявляются благодаря сохранённым следам или правильным эталонам. Это значит, что иногда совершенно не обязательно изнурять детей чрезмерными стереотипными нагрузками, которые упрощают принцип интеллектуальной деятельности, а гораздо полезнее, дать детям больший объём материала для развития интеллекта, памяти, двигательной «эрудиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды управления движениями классического танца»

Н.В. Соковикова

ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ КЛАССИЧЕСКОГО

ТАНЦА

В статье описываются виды управления движениями классического танца. Понимание проблемы управления движениями позволяет педагогу понять принципы двигательной деятельности, её влияние не только на сами двигательные процессы, но и на процессы психофизического развития ребенка. В зависимости от вида и принципа управляемости двигательная деятельность влияет не только на двига-тельно проявленные навыки, но и формируют потенциально двигательные образы. Такой подход позволит педагогам понимать потенциальную направленность развития, прослеживать уровни восприятия движения, следы которого в силу различного вида управляемости уходят в подсознание и в зависимости от различных психических ситуаций проявляются благодаря сохранённым следам или правильным эталонам. Это значит, что иногда совершенно не обязательно изнурять детей чрезмерными стереотипными нагрузками, которые упрощают принцип интеллектуальной деятельности, а гораздо полезнее, дать детям больший объём материала для развития интеллекта, памяти, двигательной «эрудиции».

Ключевые слова: виды управления, произвольные и непроизвольные движения, рефлексы, свойства движений и виды движений.

Виды управления движениями классического танца в отечественной теории хореографии не разработаны, поэтому в исследовании данной проблемы мы будем опираться на труды И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Д.Д. Донского, А.В. Запорожца, А.Ц. Пуни, которые занимались проблемой развития произвольных движений.

«Движения, особенно так называемые произвольные, - писал С.Л. Рубинштейн, - обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому, свойства движений по большей части могут быть понятны, лишь исходя из этих действий»1.

Движения в танце являются языком, который служит для выражения эмоционального состояния музыки и эстетических свойств, характера и манеры данного танца.

Движения всегда детерминированы, независимо от того, имеем ли мы дело с деятельностью, называемой в психологии непроизвольной, или с произвольной деятельностью, которая осуществляется на основе безусловных и условных рефлексов. Если движения тела, как непроизвольные, так и произвольные, есть результат мышечной деятельности организма, которая регулируется нервной системой, то и движения классического танца, которые по своей внешней форме являются произвольными, а по сути в основе своей регулируются как безусловными, так и условными рефлексами, состоят из непроизвольных и произвольных движений.

Разберём виды управления движениями и их проявление в классическом танце. Распределим движения классического танца на две основных, но неравных группы по принципу рефлекторного воздействия: непроизвольные и произвольные. Граница между произвольными и непроизвольными движениями не совпадает с границей между сознательными и бессознательными движениями. H.A. Бернштейн2 считает, что движения, связанные с кортикальными системами ведущего уровня всегда произвольны; в уровне фонового автоматизма процент непроизвольных движений изменяется, в зависимости от «пускового механизма».

Непроизвольные движения. В основе непроизвольных движений лежат безусловные рефлексы, которые являются постоянными и прочными. Среди непроизвольных рефлексов одни являются элементарными и простыми, с их помощью осуществляются повороты и наклоны головы, повороты корпуса, подъёмы рук, суставные разгибания и сгибания, приводимые в действие мышечными сокращениями и расслаблениями. Другие рефлексы являются сложными, которые влекут за собой деятельность всего организма. «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», -писал И.М. Сеченов3.

Владение классическим танцем требует сознательного контроля над всем двигательным аппаратом, а также сенсорного контроля над ощущениями, чувствами, которые соответствуют музыкальному образу и литературно-драматургической первооснове хореографического произведения.

В учебной программе начального обучения классическому танцу движения в основе своей механические, но, несмотря на то, что они не несут драматургической нагрузки, их музыкально-образная структура сохраняется. Ведь не случайно разделы урока носят названия: adajio, allegro, piccicato.

Непроизвольные по механике, но эстетически изменённые по форме движения классического танца требуют дополнительной корректировки с помощью условных рефлексов и осуществлённые по типу «динамических стереотипов» доводятся до автоматизма. Тогда сгибание ног в суставах приобретает характер приседания (plié), перенос центра тяжести со всей стопы на полупальцы, или подъёмы на пальцы (relevé), или простые прыжки (sautés simples), исполняемые различными приёмами, доводятся до техничных antrechats. Формы безусловных рефлексов недостаточны для тонкого приспособления организма. Тонкое приспособление организма осуществляется путём доведённых до автоматизма условных рефлексов, которые и управляют произвольной деятельностью.

К таким движениям можно отнести следующие: plié (сгибания) - приседания в выворотных позициях классического танца; relevé (перенос тяжести тела) - подъёмы на полупальцы или пальцы во всех позициях классического танца; passé (проведение ноги) - элемент шага в классическом танце, который часто употребляется в статике (при статичной опорной ноге); sauté simple (простые прыжки), исполняемые различными приёмами; шаги, бег, то есть те механические движения или та деятельность, которая является органичной и управляется безусловными рефлексами.

Произвольные движения. В основе произвольных движений лежат условные рефлексы, которые делают возможным

дифференцированную двигательную деятельность, неорганичную по механике, но сконструированную по её законам. Например, по закону равновесия: attitude (поза) - фиксирование положений тела по законам равновесия с различными формами координации рук и поднятой назад присогнутой в коленном суставе ногой в положениях en face и épaulement по законам построения положений effacée и croisée в классическом танце; cou de pied -положение с прижатой ногой на уровне шейки ноги; arabesques -фиксирование положений тела по законам равновесия, с различными формами координации рук и поднятой или отведённой на полу назад ногой с разогнутым коленным суставом (вытянутой в колене ногой) в положениях en face и épaulement по законам построения данной позы в классическом танце (имеется четыре формы).

Условные рефлексы имеют свои центры в коре больших полушарий головного мозга, где образуются временные связи, при помощи которых осуществляется анализ отдельных позиций, рождаются импульсы. И.П. Павлов подчёркивал, что условные рефлексы непостоянны4. Но практика показывает, что условные рефлексы, формируемые при музыкальной поддержке с неизменным и постоянным ритмом, образуют более прочные связи, и к этому явлению необходимо относится более внимательно, так как оно может содержать в себе как положительный, так и отрицательный эффект. В большей степени это относится к отработке толчкового plié, так как в законченном виде оно чаще всего исполняется в темпе allegro или более быстрых темпах и, являясь вспомогательным движением, на одну восьмую или шестнадцатую долю в 2/4, 3/4 и 6/8 музыкальных размеров. Постоянное исполнение в учебном процессе demi-plié в одном темпо-ритме развивает эластичность связок, укрепляет силу подвздошно-бедерных мышц, но не способствует развитию толчковых свойств plié, в основе которых лежит контракция и скорость сократительных реакций, а также амортизационных свойств plié, которое осуществляется после приёма тяжести тела стопами и обеспечивает устойчивость после прыжка.

Импульсы, корригирующие направление, амплитуду и скорость движения исполнителя, готовность к вращению или прыжку, а также его эмоциональное состояние, художественную форму и профессиональную техническую грамотность, зарождаются в двигательном аппарате во время репетиций. Так, получив информацию из центра возбуждения внешних рецепторов (слух), сигналы передаются по специальным путям через задние корешки спинномозговых нервов в спинной мозг и ствол, в определённую зону коры головного мозга, где осуществляется анализ информации, и обратно - двигательным органам по двигательным путям.

Рефлексы отличаются следующими особенностями:

- они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе (на уроках классического танца - команда педагога «и», соответствующая темпу музыкального сопровождения, в концертном исполнении - звуки музыкального вступления);

- они всегда заканчиваются определённой реакцией организма на соответствующее раздражение. На уроках классического танца это команда педагога, например «сошли». В сценическом исполнении это финальные ноты музыкального сопровождения;

- различные реакции организма, как положительные, так и отрицательные всегда связаны с изменением тонуса.

Изменения тонуса нервной, а также мышечной системы, возникающие при определённых условиях, создают те исходные, функциональные состояния, на фоне которых разворачиваются физические процессы, составляющие непосредственную основу поведения, внешней деятельности организма. Невнимательное отношение педагога к состоянию тонуса учащихся в младших классах не способствует гармоничному развитию психического здоровья учащихся, а именно тормозит развитие внимания и памяти, что снижает степень обучаемости.

Основные корковые процессы - возбуждение и торможение -играют первенствующую роль при выполнении и разучивании

движений. Возбуждения, зарождающиеся в двигательном аппарате, влияющие на безусловный раздражитель и долгое время совпадающие с устойчивым условным раздражителем, создают временные связи. Эти временные связи, образующиеся и исчезающие по определённым законам, играют решительную роль в адаптационных реакциях поведения. Произвольные движения человека - это и есть условно-рефлекторные реакции, которые развиваются на основе временных связей между двигательными и экстероцептивными анализаторами коры головного мозга. Управление произвольными движениями обеспечивается первыми сигналами центральной нервной системы, которые приводят двигательный аппарат в соответствие с текущими потребностями организма.

Сущность овладения каждым новым движением, равно как и выполнение, состоит в возникновении новых и использовании имеющихся временных связей или «следов» в коре полушарий головного мозга, которые представляются как образцы, требующие специальной ориентации и усвоения.

Существует ряд непроизвольных рефлексов, обслуживающих конкретные функции, например: постуральный рефлекс, который регулирует нормальное состояние человека. В классическом танце исполняется огромное количество движений, в обслуживании которых задействованы различные группы мышц. Мышечные группы-антагонисты обладают различной силой мышечного тонуса. Та часть мускулатуры тела, которая несёт функцию поддержания равновесия тела и противостоит силам земного тяготения, обладает более сильным тонусом, который называется постуральным, он характеризует тонические сокращения постоянного характера и регулирует нормальное положение человека.

«Мышечным тонусом называется постоянное напряжение скелетных мышц, которое обеспечивает либо состояние покоя отдельных сегментов тела, либо их свободу, дающую возможность выполнять быстрые двигательные сокращения»5. Напряжение и натяжение скелетных мышц спины позволяет включать

в работу мышцы спины и шеи непроизвольно, таким образом форсируя работу по формированию условных рефлексов, ответственных за готовность мышц для выполнения более сложных движений. В классическом танце это пируэты, большие и воздушные туры, большие прыжки, требующие «поставленной» спины и поясницы.

Разберём два вида движений: динамические и статические.

К статическим движениям относятся движения, в которых мышечная деятельность направлена на осуществление работы, позволяющей выполнять опорную функцию тела, обеспечивать и сохранять равновесие в различных положениях, связана с сокращением мышц или группы мышц, направлена на фиксацию суставов для удержания опоры или позы в «закрытой» кинематической цепи. К таким видам относятся движения и позы, исполняемые на одной опорной или двух опорных ногах с фиксированными суставами нижних конечностей и бёдер, а также положения рук с закреплёнными суставами, находящимися в «закрытой» кинематической цепи.

Эти движения осуществляются посредством статических или стато-кинетических безусловных рефлексов. Но, когда этим движениям придается каноническая форма классического танца, тогда они поддерживаются миотоническим условным рефлексом. Это все виды произвольных движений: battements (вытягиваний), ronds de jambe (кругов ногой), pirouétes (вращений), tourlents (медленных поворотов), flics (мазков), grands et petites jettés (больших и малых бросков), relevé (подъёмов), développé (разворачивании) - исполняемые на двух ногах или на одной ноге, когда вторая находится в различных положениях в воздухе с фиксированными руками, находящимися в различных позициях.

В таком положении части тела, находясь в различных позах, восстанавливают положение равновесия автоматически, с помощью рефлексов равновесия, которые называются «компенсаторными». Действие компенсаторных рефлексов невозможно без поддержки миотонического рефлекса. Миотонический рефлекс ответствен за мышечную деятельность. Рефлекторные

механизмы, изменяющие тонус при растяжении мышц, которое происходит под влиянием силы тяжести сегментов тела, называются «миотоническими» (по концепции Шерингтона термин «тонус» имеет строго определённое значение именно посту-рального тонуса, а миотонический рефлекс растяжения составляет основу постурального тонуса).

К динамическим движениям относятся движения, в которых работа мышц позволяет выполнять двигательную функцию тела, при этом костная система используется в качестве рычагов для приложения и передачи сил, а также обеспечивает суставную свободу в «открытой» кинематической цепи. На динамическую деятельность и динамические движения оказывают влияние кинетические и кинестетические рефлексы. Это все виды pas (шагов), plié (сгибаний), tendu (вытягиваний), jettes (бросков) и других движений: battu (битый), couru (бегающий), fondu (тающий), tendu (тянущий), soutenu (неослабный), suivi (следующий), tombé (падающий), frappé (ударяющий), dégagé (непринуждённый), coupe (режущий), developpé (разворачивающий), glissé (скользящий), failli (проходящий), balansé (качающий), lié (связанный), pirouetes, tours en l'air, flics, grand sottes et jettes, sissonne, soubressaut, port de bras.

Анализируя аппарат произвольных движений, А.А. Ухтомский6 обращает внимание на его сложность. Эта сложность создаётся благодаря чрезвычайной подвижности кинематических цепей человеческого тела, которая исчисляется десятками степеней свободы. Множественность степеней свободы приводит к тому, что неизбежные погрешности суммируются и исполняемое движение неизбежно отклоняется от задачи. В танце это выражается в том, что при повторе одного и того же движения ученик, начинающий осваивать основы классического танца, а иногда и взрослый актёр, не всегда могут повторить его со стопроцентной точностью. Преодоление избыточных степеней свободы и превращение их в управляемую систему называется координацией. К такому же выводу приходит Н.А. Бернштейн: «Усложнение двигательных задач приводит к накоплению всё

больших масс качественно новых координационных проблем. Возникновение в филогенезе очередной новой мозговой надстройки знаменует собой биологический отклик на новое качество или класс двигательных задач»7.

При помощи условных рефлексов, человек может приучить себя к самым сложным движениям в пространстве и во времени. Таких примеров виртуозного владения собственным двигательным аппаратом очень много в исполнительской и танцевальной практике.

Таким образом, анализируя виды управления движений классического танца, мы приходим к выводу, что он основывается на системе произвольных движений и требует кропотливой работы по формированию условно-рефлекторных связей для управления более сложными формами неорганичного движения, нежели народный танец.

Обучая детей классическому танцу, необходимо помнить, что движения могут оказывать на организм ребёнка как позитивные, так и негативные воздействия. Поэтому необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть эти виды движения.

Позитивные и негативные виды движения и их характеристики. Теория нервизма И.П. Павлова8 различает позитивные и негативные движения. Это виды движений, влияющие на обеспечение жизнедеятельности организма или угрожающие жизненному процессу. По внешней форме эти движения выражают экспрессию или повышенную эмоциональность. В балете позитивные движения характеризуются движениями en dehors, а депрессия или закрытость в балете выражаются через движения en dedans, чему соответствуют положения croisseé (перекрещенные) и effasseé (открытые). Этим движениям созвучны мажорная или соответственно минорная тональность в музыке - таким образом, они могут служить яркими образными характеристиками для раскрытия драматургии балета. Так, например, А.Л. Волынский пишет: «В одном случае, при attitude на effasseé, перед нами пластический образ, овеянный лёгким ветерком. Все вместе безболезненно, безбурно,

приятно и открыто. В другом случае психологическое впечатление от attitude тяжело и тревожно. В attitude на croissee уже имеются раскалённые темпераментом волевые точки, и, несмотря на колеблющийся, разорванный рисунок фигуры, всё вместе отбрасывает от себя и излучает в пространство струю огненной поэзии. Тут дело именно в психологическом мотиве. По этому мотиву и проводится разграничительная черта, отделяющая сценическое croissee от сценического effassee»9.

На физическом уровне непонимание их позитивной и негативной сущности и противоречие мотиву может повлечь за собой травматизм, как выраженный, так и скрытый. Следует заострять внимание на формообразующей деятельности этих видов движений, то есть конкретно тех, которые позволяют в самое ближайшее время получить ожидаемые результаты и которые проявляются во внешней форме. В данном случае исследовательская задача произвольных движений заключается в том, чтобы выявить их психологические особенности, выяснить их истинную природу и происхождение. «Никакое движение не может быть названо специфически духовным. Дух действует изнутри, пронизывая движение и выражаясь им. Орудием духа является апперцепция. Ничего нельзя сделать в классическом танце без апперцепции, и при том весь он, достигнув определённой высоты, становится духовным во всех своих частях»10.

Также для нас небезынтересны современные исследования, на основании которых можно предположить, что положительная или отрицательная энергетика связана со свойствами темперамента. Одним из наиболее важных свойств сильного темперамента является сокращаемость мышц. Мышцы состоят из быстрых и медленных волокон. Человек рождается с определённым набором и с определённым соотношением быстрых и медленных мышечных волокон. И это соотношение остаётся на всю жизнь. Изменить его невозможно никакими занятиями и тренировками. Быстрые волокна обладают большой силой, но работают не экономично. На полную мощность они могут работать всего несколько минут (гротеск, инженю, в спорте - спринтер).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.