ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И АССОРТИМЕНТНОГО
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
А.С. Бутузова, магистрант
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10359
Аннотация. В статье рассматриваются виды стратегий дифференцированного и ассортиментного ценообразования. Были схематично представлены основные виды стратегий дифференцированного ценообразования. В рамках исследования изучены стратегии «ценового лидерства», «ценовых линий», «комплект», «набор», «выше номинала», «имидж» в целях определения возможностей их применения компаниями для выпускаемых товаров в целях получения экономических выгод, увеличения суммы получаемой прибыли от осуществления деятельности.
Ключевые слова: ценовая стратегия, стратегия дифференцированного ценообразования, стратегия ассортиментного ценообразования, цена, покупатели, рынок.
В настоящее время ценовая стратегия представляет собой набор методов, применяемых в практике, и правил, обеспечивающих целесообразное установление рыночных цен на конкретные виды товаров, выпускаемые предприятием.
Стратегия дифференцированного ценообразования заключается в предложении покупателям продукции, к которой применяются все возможные виды сезонных
скидок, скидки за количество покупаемой продукции, скидки для постоянных покупателей, а также в предложении различных товаров и их модификаций потребителям, на которые установлены разные виды цены.
На рисунке 1 были представлены стратегии, относящиеся к стратегиям дифференцированного ценообразования [1].
Рисунок 1. Классификация стратегий дифференцированного ценообразования
В основе стратегии единых цен находится установление одинаковой цены на товар компании для всех покупателей в целях укрепления доверия к продукции данной компании. Данная ценовая
стратегия применяется редко из - за наличия географических, временных и товарных ограничений.
Стратегия гибкого ценообразования заключается в возможности изменения
компанией уровня цены на продукцию в ходе осуществления переговоров, торгов с покупателями. Данная ценовая стратегия используется чаще всего при заключении договоров по купле - продаже индивидуальных товаров, произведенных на заказ [2].
В основе стратегии стандартных цен находится продажа продукции по неизменным ценам в течении длительного периода времени. Данная ценовая стратегия может применяться в случае массовых продаж товаров.
Стратегия меняющихся цен
заключается в зависимости цен от состояния рынка, величины спроса покупателей, издержек, возникших в процессе производства, объема продаж компании, которая устанавливает разные уровни цен на разных сегментах рынка.
В основе стратегии ценовой дискриминации находится установление цены на продукцию в определенном сегменте рынка в зависимости от особенностей поведения потребителей, социального статуса покупателя, места и времени продажи товаров, а также от специфики продукции. Данная ценовая стратегия может использоваться в отношении некомпетентных,
неориентирующихся на рыночную ситуацию покупателей.
Стратегия случайной скидки заключается в применении случайной скидки, основывающейся на затратах покупателей на поиск. Данная стратегия эффективна в случае наличия потребителей, не обладающих
информацией о ценах товара, и для этих покупателей скидки должны иметь случайный (редкий) характер.
В основе стратегии периодической скидки находятся различные
потребительские предпочтения.
Применение данной ценовой стратегии является эффективным в случае снижения спроса потребителей во времени, вне сезона.
При производстве широкого ассортимента товаров компанией предусмотрено применение единой ценовой стратегии для всех видов товаров, учитывающей все
возможности компании и позволяющей осуществлять лучшую реализацию товаров на рынке.
К видам стратегии ассортиментного ценообразования относятся [3]:
- стратегия «ценового лидерства»;
- стратегия «ценовых линий»;
- стратегия «комплект»;
- стратегия «набор»;
- стратегия «выше номинала»;
- стратегия «имидж».
В основе стратегии «ценового лидерства» находится реклама и продажа компанией ключевой продукции из своего ассортимента товаров по цене, которая обеспечивает получение прибыли ниже обычного значения.
Стратегия «ценовых линий» заключается в установлении диапазона цен, в котором каждая цена отражает уровень качества товара.
Стратегия «комплект» применяется в случае осуществления необходимой покупки одного товара при покупке другого товара (компьютер и компьютерная «мышь»). Данная ценовая стратегия предполагает установление части цены первого товара, который требует приобретения второго товара, на второй товар, однако при этом цена комплекта не изменяется.
В основе стратегии «набор» находится предложение набора товаров по цене, которая ниже цен отдельных товаров данного набора. Данная ценовая стратегия используется в случае неравномерного спроса на взаимозаменяемые товары.
Стратегия «выше номинала» используется компанией в случае неравномерного спроса на взаимозаменяемые товары и возможности получения дополнительной суммы прибыли из - за увеличения масштабов производства. В данном случае компания должна осуществлять реализацию базовой модели товара и улучшенной модели данного товара.
В основе стратегии «имидж» находится внедрение на рынок «новой» продукции компании, являющейся идентичным вариантом имеющейся продукции, под новым именем и с высокой ценой покупки, «заявляющей» о высоком качестве «новой» продукции. Данная ценовая стратегия
применяется в случае, когда потребители определяют качество продукции на основе цен взаимозаменяемых товаров. Стратегия «имидж» похожа на стратегию «выше номинала». Так, согласно обеим стратегиям, дорогостоящий товар используется в целях покрытия убытков от продажи дешевых товаров. Отличием данных стратегий является то, что изменение модели товара в
Следовательно, выбор стратегии ценообразования представляет собой сложный процесс из-за наличия различных видов стратегий ценообразования, заключающийся в изучении особенностей, присущих данной стратегии, возможности её применения к выпускаемой продукции, приводящей к получению экономической выгоды.
стратегии «имидж» не происходит.
Библиографический список
1. Виды ценовых стратегий (дата обращения: 24.12.2018 года) [Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/preview/5969522/page:9/
2. Войтешенко М.И., Ковалёв А.И. Ценовая стратегия корпораций // Актуальные вопросы развития экономики. — 2015. — С. 157-163.
3. Ценовая стратегия: виды, примеры, этапы (дата обращения: 24.12.2018 года) [Электронный ресурс] URL: https://www.gd.ru/articles/8779-tsenovaya-strategiya
TYPES OF DIFFERENTIATED AND ASSORTMENTAL PRICING STRATEGIES A.S. Butuzova, graduate student
Samara national research university named after academician S. P. Korolev (Russia, Samara)
Abstract. The article discusses the types of strategies for differentiated and assortment pricing. The main types of differential pricing strategies were schematically presented. The strategies of "price leadership", "price lines", "set", "set", "above face value", "image" were studied in order to determine the possibility of their use by companies for the goods produced in order to obtain economic benefits, increase the amount ofprofits from implementation of activities.
Keywords: pricing strategy, differentiated pricing strategy, assortment pricing strategy, price, buyers, market.