Научная статья на тему 'ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ'

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительский авторитет / воспитание детей / непослушание / типы авторитета / цели воспитания / parental authority / raising children / disobedience / types of authority / goals of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиниева, С.А.

Данная статья рассматривает различные виды родительского авторитета и их воспитательные последствия. Основы воспитания детей заложены в возрасте, когда логические рассуждения и предъявление общественных норм становятся неосуществимыми. Родительский авторитет становится неотъемлемым элементом успешного воспитания. Суть авторитета заключается в его восприятии как безусловного достоинства старшего, видимого простым детским взглядом. Особое внимание уделяется роли отца и матери как авторитетных фигур в глазах ребенка. Статья рассматривает распространенный вопрос о том, как поступать с непослушным ребенком, объясняя, что отсутствие авторитета родителей может быть причиной этого явления. В отличие от распространенного мнения, что авторитет является врожденным талантом, статья утверждает, что он может быть организован в каждой семье. Статья рассматривает ошибочное убеждение родителей, считающих, что подавление является эффективным видом авторитета. Она также обсуждает опасный "авторитет расстояния", при котором родители убеждены, что сохранение дистанции способствует послушанию. Другие формы вредного авторитета, такие как "авторитет чванства" и "авторитет педантизма", также подвергаются анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF PARENTAL AUTHORITY AND THEIR EDUCATIONAL IMPORTANCE

This article examines different types of parental authority and their educational consequences. The foundations of raising children are laid at an age when logical reasoning and the presentation of social norms become impossible. Parental authority becomes an integral element of successful parenting. The essence of authority lies in its perception as the unconditional dignity of an elder, visible to a simple child’s gaze. Particular attention is paid to the role of father and mother as authority figures in the eyes of the child. The article addresses the common question of how to deal with a disobedient child, explaining that a lack of parental authority may be the cause of this phenomenon. Contrary to the popular belief that authority is an innate talent, the article argues that it can be organized in every family. The article examines the misconception of parents who believe that suppression is an effective form of authority. She also discusses the dangerous “authority of distance,” in which parents are convinced that maintaining distance promotes obedience. Other forms of harmful authority, such as "the authority of swagger" and "the authority of pedantry", are also analyzed.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

Чиниева С.А.

К.п.н., доцент,

Декан факультета классической восточной филологии Международной

исламской академии Узбекистана

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает различные виды родительского авторитета и их воспитательные последствия. Основы воспитания детей заложены в возрасте, когда логические рассуждения и предъявление общественных норм становятся неосуществимыми. Родительский авторитет становится неотъемлемым элементом успешного воспитания. Суть авторитета заключается в его восприятии как безусловного достоинства старшего, видимого простым детским взглядом.

Особое внимание уделяется роли отца и матери как авторитетных фигур в глазах ребенка. Статья рассматривает распространенный вопрос о том, как поступать с непослушным ребенком, объясняя, что отсутствие авторитета родителей может быть причиной этого явления. В отличие от распространенного мнения, что авторитет является врожденным талантом, статья утверждает, что он может быть организован в каждой семье.

Статья рассматривает ошибочное убеждение родителей, считающих, что подавление является эффективным видом авторитета. Она также обсуждает опасный "авторитет расстояния", при котором родители убеждены, что сохранение дистанции способствует послушанию. Другие формы вредного авторитета, такие как "авторитет чванства" и "авторитет педантизма", также подвергаются анализу.

Ключевые слова: родительский авторитет, воспитание детей, непослушание, типы авторитета, цели воспитания

ВВЕДЕНИЕ:

Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Наконец, самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет.

Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть.

Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью.

Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели и нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живется спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые дети.

Есть много сортов такого ложного авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий.

Методология: Исследование начинается с рассмотрения роли отца и матери в формировании авторитетных фигур для детей. Особое внимание уделяется проблеме непослушания детей и связанной с этой потерей авторитета родителей.

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказание, то это и есть авторитет подавления.

Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни, мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей и в последнее время, к счастью, вымирает.

Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые серьезно убеждены в следующем: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства.

Особенно любили этот вид! в некоторых старых интеллигентских семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой-нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка, как первосвященник.

Развлекается отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передает через мать. Бывают и такие матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа семьей.

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого гражданина есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они — самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа - начальник, мой папа — писатель, мой папа — командир, мой папа — знаменитость. В этой атмосфере

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт — все это дает им основание для чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их — это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твердый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то, хотя бы завтра была и хорошая погода, все же считается, что гулять нельзя.

Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Папа наказал ребенка, потом обнаружилось, что ребенок не так виноват, как казалось, сначала, папа ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждой движении ребенка он видит нарушение порядка и законности и пристает к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к небе, постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зуденье и болтливость проходят почти бесследно в их сознании...

Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки. Признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?»

Результаты: Статья анализирует различные виды родительского авторитета, включая "авторитет подавления", "авторитет расстояния", "авторитет чванства" и "авторитет педантизма". Каждый из этих видов оценивается с точки зрения их воспитательного влияния на детей. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребенок... Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циническим расчетом.

Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета.

В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей.

Обсуждение: Авторы высказывают мнение о вредных последствиях некоторых форм авторитета и рассматривают необходимость ориентации на настоящие цели воспитания, а не простого достижения послушания. Папа или мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир. Они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Авторитет дружбы. Довольно часто еще и дети не родились, а между родителями уже есть договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это конечно хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа — самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться, куплю тебе лошадку; будешь слушаться, пойдем в цирк. Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование, но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть, и родительский

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.

Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважения дело.

Заслуги родителей в глазах детей должны быть, прежде всего, заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешностью. Очень важно, если эти заслуги дети видят не изолированно, а на фоне достижений нашей страны. Не чванство, а хорошая гордость должна быть у детей, но в то же время необходимо, чтобы дети гордились не только своим отцом или матерью, чтобы отец или мать в их представлении выступали как участники этого большого ряда деятелей.

При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинстве. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем несравнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца и матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива. Если вам удастся воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода, — значит, вы воспитали его правильно. Но родители должны выступать не только как деятели ограниченного фронта своего коллектива. Наша жизнь есть жизнь социалистического общества. Перед своими детьми и отец и мать должны выступать как участники этой жизни.

События международной жизни, достижения литературы - все должно отражаться в мыслях отца и в его чувствах в его стремлениях. Только такие родители, живущие полной Жизнью,

- граждане нашей страны будут иметь у детей настоящий авторитет. При этом не думайте, пожалуйста, что такой жизнью вы должны жить «нарочно», чтобы дети видели, чтобы поразить их вашими качествами. Это порочная установка. Вы должны искренно, на самом деле жить такой жизнью, вы не должны стараться особо демонстрировать ее перед детьми. Будьте спокойны, они сами все увидят, что нужно.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Но вы не только гражданин. Вы еще и отец. родительское ваше дело вы должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни вашего авторитета. И прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок.

Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Статья подчеркивает важность организации здорового и эффективного родительского авторитета для достижения полноценного воспитания детей. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать. Все это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить к себе товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей.

Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. И если у вас будет такое знание и такое внимание, это не пройдет незамеченным для ваших детей. Дети любят такое знание и уважают родителей за это. Авторитет знания необходимо ведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это — самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок видел ваши настороженность, внимание и доверие к его силам. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нем, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):

1. Khasanova, D. (2023). ENHANCING ENGLISH LANGUAGE TEACHING FOR ISLAMIC STUDIES STUDENTS: A FOCUS ON CURRICULUM DESIGN. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(12), 190-195.

2. Mirkhaydarovna, J. S., Irkinovna, D. N., Abdimuminovna, C. S., Shamsievna, I. P., & Kholmamatovna, B. L. (2023). Intensive Methods of Improving Linguistic Competence in the Russian Language of Students of Non-Linguistic Higher Education Institutions in Uzbekistan. Journal of Survey in Fisheries Sciences, 10(2S), 3518-3528.

3. Xasanova, D. (2020). THE ROLE OF TEST MAKING IN LEARNING PROCESS. The Light of Islam, 2020(3), 166-174

4. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитание: Книга для родителей- Москва. Педагогика, 1987

5. М.Г. Воинова, Г.П. Ахрарова. Педагогика. ТГЮИ, 2011- Ташкент

6. Сатретдинова, А. Х., & Пенская, З. П. (2021). Проблемы онлайн-обучения русскому языку как иностранному. In Педагогическая наука и образование в диалоге со временем (pp. 54-56).

7. Чиниева, С. А. (2020). Эффективные игровые технологии группового обучения. Наука и образование сегодня, (3 (50)), 62-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.