Научная статья на тему 'Виды проституции в современном российском обществе'

Виды проституции в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52773
2883
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТИТУЦИЯ / СТРАТИФИКАЦИЯ / ВИДЫ ПРОСТИТУЦИИ / СЕКС-УСЛУГИ / СЕКСУАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / PROSTITUTION / STRATIFICATION / SEX SERVICES / SEX INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романенко Вероника Валерьевна

В статье анализируется положение женщин, вовлеченных в проституцию, в иерархической структуре современного российского общества. С этой целью рассмотрены исторические истоки проституции и ее дефиниции, некоторые теории стратификации и стратификационные признаки различных групп женщин, вовлеченных в проституцию. Полученные данные свидетельствуют о том, что проститутки не являются однородной социальной группой и значительно дифференцируются по образованию, доходам, статусу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of prostitution in modern Russian society

The author analyzes position of women involved in prostitution in the hierarchical structure of modern Russian society. Definition and history of prostitution, stratification theories and different groups of women involved in the trade are considered. It is concluded that prostitutes are not a homogeneous social group and show considerable differentiation in their education, income and social status.

Текст научной работы на тему «Виды проституции в современном российском обществе»

В. В. Романенко

ВИДЫ ПРОСТИТУЦИИ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Феномен проституции существовал в различные периоды развития общества, преобразовываясь в соответствии с социальными изменениями. В настоящее время активно обсуждается вопрос о легализации проституции в России: многие специалисты полагают, что данную деятельность необходимо приравнять к профессиональной занятости и обеспечить «жриц любви» доступом ко всем видам социальной защиты (по примеру некоторых зарубежных стран). Противники данного подхода настаивают на том, что легализация будет способствовать увеличению вовлекаемых в проституцию женщин, никак не отразится на возможности контроля инфекций, передающихся половым путем, расширит свободу действий для организаторов секс-бизнеса и преступных группировок и окончательно подорвет нравственные устои в стране.

Так или иначе, но в современном российском обществе пока не сформирована эффективная система социального контроля феномена проституции, в то время как усугубляются проблемы социальной незащищенности занимающихся проституцией женщин, их подверженности тяжелым социально значимым заболеваниям, алкоголизму, наркомании и насилию, которые сопровождают занятие проституцией.

Современные исследования Я. Гилинского, В. Афанасьева, И. Голосенко, А. Дьяченко, С. Голода, В. Савина и проч. достаточно полно раскрывают суть феномена проституции как формы девиантного поведения. Распростанение ВИЧ/СПИДа также способствовало проведению исследований среди женщин, вовлеченных в проституцию. Коммерческие секс-работницы являлись одной из основных «групп риска» в отношении этого заболевания, что стало причиной реализации значительного числа профилактических проектов среди женщин, занимающихся проституцией, многие из которых включали исследования, направленные на оценку риска распространения ВИЧ-инфекции в данной целевой группе [3]. Вместе с тем существует потребность исследования места женщин, вовлеченных в проституцию, в стратификационной структуре современного российского общества.

В данной статье представлены результаты осмысления социальной сущности феномена проституции, уточняются стратификационные признаки женщин, занимающихся ею, и предпринята попытка определить место данных женщин в стратификационной системе современного общества.

Термин «проституция» происходит от лат. ргс^а^еге — выставлять вперед, выставлять на продажу. Он вошел в обиход в конце XVIII в., хотя сам феномен проституции зародился гораздо раньше. В 594 г. до н. э. в античных Афинах произошла институционализация проституции: государственным указом были организованы порнейоны — прототипы публичных домов, в которых содержались и оказывали сексуальные услуги вначале только азиатские рабыни, а позднее и гречанки из маргинальных слоев общества. Таким образом, изначально проституция не являлась, как это принято говорить, «древнейшей профессией», поскольку в основе ее лежало насилие или нужда.

© В. В. Романенко, 2010

С развитием общества происходила и трансформация половой морали, изменялись дефиниции проституции, отношение к ней, система ее социального контроля. В XVIII— XIX вв. под определение проституции попадали практически любые внебрачные сексуальные отношения, возмездные или безвозмездные, при этом речь шла исключительно о женщинах. Р. Вардлоу определял проституцию как «всякие недозволенные сношения между полами». Он не признавал различия между развратом и проституцией и называл публичной женщиной «всякую, которая за деньги, или безвозмездно, добровольно жертвует своей добродетелью» [1, с. 17-18]. В течение XIX в. стал преобладать взгляд на проституцию как возмездную услугу. Позже в определении проституции появляется компонент самоидентификации и рода занятости. Согласно Д. Д. Ахшарумову, проституткой «может считаться только женщина, живущая в доме терпимости и сама себя таковою объявившая» [2, с. 66-67].

В XIX в. также происходит разделение понятия разврата от проституции. Согласно А. Х. Сабинину, под проституцией понимается любая половая связь, не основанная на любви и преданности, если при этом между сексуальными партнерами существует договоренность о денежной плате; в ином случае такие отношения необходимо классифицировать как разврат [10].

В советскую эпоху термин «проституция» трактовался чаще всего как социальное зло, присущее классовому обществу, а женщины, вовлеченные в нее, являлись жертвами данного строя, вынужденными «добывать себе пропитание продажей своего тела для удовлетворения половых потребностей людей, предающихся разврату, разложившихся, а также несознательных элементов классового общества» [8, с. 744].

Сегодня проституцию можно определить как форму внебрачных сексуальных отношений, которые основываются на экономической выгоде одной из сторон, при отсутствии в большинстве случаев у этой стороны «личной симпатии, влечения» [5, с. 116].

В литературе отмечаются такие признаки проституции, как неопределенное множество партнеров; систематичность сексуальных контактов; заранее согласованное вознаграждение в виде денег или иных ценностей; доступность лица, занимающегося проституцией, каждому желающему удовлетворить сексуальную потребность за плату. Эти признаки отграничивают проституцию от брака по расчету или «покровительства», когда женщина ради выгоды вступает в половую связь, но делает это только с одним мужчиной, от внебрачных сексуальных связей, основанных на личных симпатиях и влечениях, а также от промискуитета — безличных, отчуждённых, но бескорыстных сексуальных контактов.

Социально-экономические и политические изменения, имевшие место в конце XX в. в России и протекающие и по сей день, способствовали созданию условий для либерализации половой морали. В условиях рыночной экономики проституция все чаще воспринимается обществом как форма занятости, возникают такие понятия, как «секс-бизнес», «коммерческий секс», «секс-работницы», «работницы коммерческого секса», которые активно используются как на обыденном уровне, так и в научных кругах. По мнению многих специалистов, подобный термин не дискриминирует женщин, оказывающих секс-услуги за деньги, в отличие от термина «проститутка». Однако этот термин и не отображает специфики деятельности женщины. Работницей сексуальной сферы может называть себя и женщина, исполняющая стриптиз-танцы, и женщина — организатор секс-бизнеса. Поэтому в данной статье наиболее часто используется термин «женщина, занимающаяся проституцией» или «женщина, вовлеченная в проституцию».

Основываясь на многомерном подходе к стратификации, предложенном Вебером [4], можно говорить о том, что место человека в обществе определяется различными факторами, ведущими из которых будут являться его экономическое положение, объем власти и престиж, которому соответствует определенный социальный и профессиональный статус.

Отправной точкой в изучении современного подхода к стратификации российского общества могут стать исследования Т. И. Заславской и М. Н. Римашевской. Согласно теории, выдвинутой академиком РАН Т. И. Заславской, российское общество состоит из четырех социальных слоев (верхнего, среднего, базового, нижнего) и «социального дна» [6, с. 9-11], которое она выделяет отдельно. Последнее характеризуется изолированностью от социальных институтов традиционного общества и одновременно — включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. По мнению Заславской, представителями «социального дна» являются преступники (воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов и проч.), полупреступные элементы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д. [6]. Несколько иную модель стратификации российского общества предлагает социолог М. Н. Римашевская, выделяя в качестве низших страт «криминальные элементы», характеризующиеся высокой антисоциальной активностью, и «социальное дно», куда наравне с нищими относит группу уличных проституток [9].

По двум этим классификациям видно, что место женщины, занимающейся проституцией, современными исследователями определяется внизу стратификационной иерархии российского общества.

Но реалии современной российской действительности демонстрируют «размытость» границ, очерчивающих отдельные классы. Образуются группы людей, существующие на стыке двух страт, очевидно также влияние процессов интеграции в экономике на условия труда и доходы, которые «сближаются» у представителей различных социальных групп. Рассматривая российское общество, не всегда можно свести стратификационные признаки к принадлежности к какому-то конкретному классу. И не всегда сумма одномерных стратификационных срезов по доходам, по уровню образования, по профессиям сводима в единую матрицу. Эту мысль иллюстрируют, например, низкие доходы научных работников, учителей, имеющих качественное образование, или причисление к элите людей, имеющих капитал «неизвестного» происхождения.

Насколько возможно в сложившихся условиях однозначно определить место женщин, вовлеченных в проституцию, в иерархической структуре российского общества как представительниц «социального дна», и для всех ли женщин, оказывающих секс-услуги, действительно характерен низкий социальный статус, лучше всего рассмотреть подробно, обратившись к изучению групп женщин, вовлеченных в проституцию.

В последние годы наблюдается расширение видов проституции, увеличение количества людей, оказывающих сексуальные услуги за плату. Среди женщин выделяются различные группы секс-работниц, каждая их которых ориентирована на «своего» потребителя. «Рыночным путем, основываясь на необходимости удовлетворения мужской сексуальной потребности, наличия группы “публичных” женщин, а также конкуренции, формируется цена на сексуальные услуги» [12, с. 230].

На основании исследовательских данных в России можно выделить следующие группы женщин, занимающихся проституцией:

1. Женщины, оказывающие эскорт-услуги, — сопровождающие на определенных мероприятиях или для развлечения преуспевающих клиентов. В данном случае, как правило, предполагается не только сексуальное обслуживание, но и общение. Как правило,

это молодые привлекательные девушки, часто с высшим образованием, иногда - бывшие или несостоявшиеся модели, артистки. В большинстве своем они свободно владеют одним или несколькими иностранными языками. «Оплата труда» достаточно высока.

2. Женщины, оказывающие сексуальные услуги в гостиницах и отелях. Проституцией в гостинице занимаются в основном женщины в возрасте от 20 до 35 лет. Они следят за своей внешностью и выглядят ухоженными. Образовательный уровень этих женщин достаточно высок, каждая третья имеет высшее или незаконченное высшее образование, многие знают иностранные языки. Постоянными клиентами часто являются иностранцы, доход девушек достаточно высок [7]. Среди других групп женщин здесь наблюдается наибольшая доля разведенных и даже замужних женщин, у многих есть дети. Один из показателей их профессионализма — заинтересованность в использовании презервативов, посещении врачей.

3. Женщины, оказывающие сексуальные услуги через «агентства». Чаще всего интимные услуги предоставляются по выезде на квартиру клиента или в какое-либо заведение (например, в сауну). Они широко рекламируются в газетах и Интернете. Почасовая оплата колеблется в зависимости от класса агентства и может быть как достаточно высокой, так и относительно умеренной.

4. Женщины, занимающиеся проституцией в саунах, банях, массажных кабинетах, клубах и т. д., как правило, официально могут выполнять функции массажисток или танцовщиц, то есть иметь вполне пристойную «профессию», однако при желании клиента или давлении со стороны организаторов секс-бизнеса такие девушки вступают в половую связь за деньги, часть из которых, безусловно, отдается хозяевам заведений. Как правило, девушки достаточно молоды, учатся в вузах и техникумах. Основная масса их не замужем.

5. Женщины, занимающиеся «квартирной»» (или притонной) проституцией. Девушки, работающие на квартире, часто приезжие, однако этим видом проституции занимаются и жительницы Петербурга. Возраст вовлеченных девушек различен. Помимо оказания сексуальных услуг некоторые девушки учатся, другие — работают. Притоны часто имеют собственную сеть клиентов, практикуется использование рекламы в газетах, специальных журналах, Интернете. Оплата колеблется в зависимости от оказываемых услуг. Определенный процент от «заработанного» девушки всегда отдают организатору. В борделях наиболее «низкого класса» услуги могут оказывать женщины, зависимые от алкоголя или наркотиков, нигде не работающие, а иногда и проживающие прямо в них.

6. Женщины, занимающиеся проституцией на трассах. Данный вид проституции плохо изучен из-за локализации вовлеченных женщин. Девушки могут быть сосредоточены на окраинах города или за его пределами. Скорее всего, в большинстве случаев девушки работают самостоятельно, но есть и группы женщин, которых контролирует сутенер. Проституцией на трасе занимаются девушки из окрестностей. Клиентами, как правило, являются водители, перевозящие груз на дальние расстояния. Плата за такие услуги невелика относительно вышеобозначенных групп женщин.

7. Женщины, вовлеченные в уличную проституцию, чаще всего «работают» самостоятельно (без сутенера). По результатам исследования, значительная часть женщин имеет низкий и средний уровень образования: неполное среднее, среднее специальное, среднее общее [11], относительно мал процент женщин, имеющих законченное или незаконченное высшее образование. Средний возраст уличных проституток в Санкт-Петербурге— 25 лет [11]. Среди женщин, «работающих» на улице, большинство не замужем, у некоторых из них есть дети. Подавляющее большинство женщин, помимо

оказания сексуальных услуг, ничем не занимаются. Характерной чертой для женщин, вовлеченных в проституцию на улицах Санкт-Петербурга, является опыт инъекционного употребления наркотиков (в 90% случаев) [11]. Практически все женщины в течение жизни испытывали насилие.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что женщины, занимающиеся проституцией, не являются однородной социальной группой. Выделяются группы женщин, занимающихся «элитной» проституцией (экорт-услуги, гостиничная проституция, «дорогие» агентства), женщины, занимающиеся менее оплачиваемыми видами проституции (в недорогих отелях, через недорогие агентства, в саунах, банях, в борделях), и женщины, занимающиеся наиболее доступными и наименее оплачиваемыми видами проституции (на улицах, на трассах, в дешевых притонах). Риски для психологического и физического здоровья женщин при занятиях разными видами проституции выражены не в равной степени, образование и доход девушек из разных секторов секс-бизнеса также весьма различны. Это явление коррелирует с современными теориями, демонстрирующими «размытость» границ между социальными стратами и смещение приоритетов от стандартной связи между положением человека в обществе и его образованием, профессией, доходом.

Думается, что нельзя вести речь о том, что изначально проституция была, как это принято говорить, «древнейшей профессией», поскольку в основе ее лежало насилие или нужда. В настоящее время в научной среде не принято определение проституции как профессиональной деятельности, однако в обиход уже плотно вошли выражения «секс-работа», «работница коммерческого секса», что иллюстрирует стремление не только избежать этикитирования вовлеченных в проституцию женщин, но и придать проституции характер «рабочей специализации».

Большинство женщин, оказывающих услуги на улицах, не имеют иного дохода, однако они не следят за своим здоровьем, контактируют с клиентом в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, не всегда используют презервативы. Скорее всего, эти женщины относятся к проституции не как к профессии, а как к единственному доступному способу выжить или добыть деньги на наркотики. Очевидно, что девушки, вовлеченные в «элитную» проституцию, действуют более профессионально (мотивированы посещать врача и использовать презервативы), но они контролируются сутенерами.

Сегодня секс-бизнес обладает четкой иерархической структурой, в которой организаторы имеют свои «специализации» и функции, и в этом случае очевидно, что женщина, занимающаяся проституцией, — это не профессиональный работник, а всего лишь инструмент для извлечения прибыли.

В условиях глобализации такие тенденции, как открытие границ, формирование единого информационного пространства, интеграция капиталов, универсализация ценностей, способствуют развитию интернациональной проституции и процветанию таких ее видов, как трафик1 и секс-туризм. Государства с хорошо развитыми экономическими системами (США, страны Европы) формируют спрос на развлекательную индустрию, в том числе и секс-индустрию. Этот спрос удовлетворяется за счет стран с более слабой экономикой, жители которых становятся жертвами проституции. Если смотреть в «глобальном плане», то, безусловно, женщины, пополнившие ряды проституток с помощью

1В данном контексте под трафиком (от англ. human trafficking — торговля людьми) понимается незаконный вывоз женщин за рубеж с целью их сексуальной эксплуатации. В более широком смысле под трафиком понимаются все действия по транспортировке людей внутри страны или за границу с целью помещения людей в унизительные условия или условия эксплуатации.

прямого насилия, обмана или же добровольно, на фоне преуспевающих клиентов и организаторов секс-бизнеса — международных преступных группировок выглядят экономически, физически и морально депривированными, находящимися на дне глобальной социальной структуры, практически бесправными и не имеющими возможности полностью контролировать не только собственные заработки, но даже и местонахождение (если речь идет о траффике).

При сложившихся обстоятельствах легализация проституции в России будет только способствовать увеличению числа женщин, вовлеченных в нее, и усугубит риск распространения ВИЧ/СПИДа и других социально значимых болезней как в данной группе, так и в более широких слоях общества. Необходимо дальнейшее изучение положения женщин, занимающихся проституцией, в структуре российского общества, с учетом гендерного аспекта и процессов глобализации, с целью формирования модели контроля проституции и профилактики сопровождающих ее рисков, адекватной российской действительности.

Литература

1. Wardlou R. Lectures on female prostitution. Glasgow, 1853.

2. Ахшарумов Д. Д. Проституция и ее регламентация: Доклад обществу русских врачей в Риге. Рига, 1889.

3. Бородкина О. И. Модель целевых групп в профилактике ВИЧ/СПИДа // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. 2008. Вып. 16. С. 287-301.

4. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147-156.

5. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие. СПб., 1993.

6. Заславская Т. И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 5-23.

7. Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. 1997. URL: http://www.neuronet.ru/sexology/chapt612b.html (дата обращения — 7.06.2010).

8. Малая советская энциклопедия / под ред. П. М. Керженцева. 2-е изд. Т. 8. М., 1939.

9. Римашевская М. Н. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 33-44.

10. Сабинин А. Х. Проституция. Сифилис и венерические болезни. Половое воздержание. Профилактика проституции: Историко-профилактический этюд. СПб., 1905.

11. Смольская Т. Т., Яковлева А. А., Касумов В. К., Георгица С. И. Дозорный надзор за ВИЧ-инфекцией в группах лиц с рискованным поведением в Российской Федерации, в Республике Азербайджан и в Республике Молдова: Отчет по проекту ВОЗ. Женева, 2004.

С. 20-35. URL: www.euro.who.int/Document/E84675R.pdf (дата обращения — 7.06.2010).

12. Яковлева А. А. Глобализация сексуального насилия: от проституции к транснациональной сексуальной индустрии // Гендерные исследования. Харьков, 2003. № 7-8. С. 226-245.

Статья поступила в редакцию 29 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.