УДК 528.42
ВИДЫ ПРОГРАММНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОМАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА
Евгения Павловна Терентьева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студентка, тел. (923)175-60-66, e-mail: [email protected]
Наталья Борисовна Тесля
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Рассмотрены понятие и задачи геомаркетинга. Проведен обзор основных функций программных продуктов для выполнения геомаркетингового анализа - геоинформационных систем и технологий. Выделены четыре группы сервисов, используемых для решения геоинформационных задач.
Ключевые слова: геомаркетинг, геомаркетинговый анализ, инструменты геомаркетинга, ГИС-технологии.
THE TYPES OF SOFTWARE TOOLS USED FOR MARKET ANALYSIS
Evgenia P. Terentieva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (923)175-60-66, e-mail: [email protected]
Natalia B. Teslya
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Associate Professor, Department of Management and Entrepreneurship, phone: (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
The concept and problems of geomarketing are considered. The review of the main functions of software products for geomarketing analysis - geographic information systems and technologies is carried out. Four groups of services used to solve geographic information tasks are allocated.
Key words: geomarketing, geomarketing analysis, geomarketing tools, GIS technologies.
Геомаркетинг, представляя собой одну из форм исследований в области маркетинга, используется в управлении и распределении объектов в пространстве при ведении бизнеса как «инструмент повышения конкурентных преимуществ» современных предприятий [1]. Понятие геомаркетинга включает анализ маркетинговой среды в деталях, с привязкой к геопространственным факторам и объектам географии (транспортные развязки, потоки пешеходов, автомобилей, географическая зона охвата и тому подобное) [2].
Задача геомаркетингового анализа состоит в привязке демографических факторов потребителей к исследуемой территории (районам проживания и оби-
тания), чтобы «провести оценку и прогнозирование пространственного поведения потребителей», получить следующие показатели [3, 4]:
- плотность населения;
- уровень дохода населения;
- зону доступности (автомобильной и пешеходной);
- численность населения (в зависимости от времени суток);
- зону охвата точкой продаж (для торговых предприятий).
Инструментальной основой программных продуктов для проведения геомаркетингового анализа выступают геоинформационные системы и технологии (ГИС-технологии), содержащие «совокупность методов и процедур, позволяющих проводить сбор, обработку и анализ геоаналитической и геомаркетинговой информации». Они представляют собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из программного обеспечения, информационных ресурсов и баз геоданных [1].
При проведении анализа основными являются геоинформационные системы, в которых содержится социально-экономическая информация о компаниях и исследуемых территориях. ГИС-технологии позволяют осуществлять сбор, обработку, анализ, хранение, моделирование и прогнозирование пространственно привязанной информации о рынке и потребителе. Важной функцией ГИС также является непрерывный мониторинг географически «привязанной» информации и ее визуализация на картографической основе [5].
Однако для решения задач геомаркетинга использование универсальных геоинформационных систем и технологий недостаточно, так как список заложенных в них функций ограничен. Эта проблема решается внедрением специальных функций и модификацией базового функционала геоинформационных систем. Так, с помощью программы ArcGIS значительные объемы статистической информации с географическими привязками можно представить в виде цифровой карты. Она имеет широкий инструментарий анализа пространственной информации. При этом для решения геомаркетинговых задач в ArcGIS предусмотрены специализированные модули для анализа пространственно-распределенных сетей и геомаркетинговых исследований.
Инструменты, используемые при проведении геомаркетинга, можно подразделить на четыре основных вида, рассматриваемых ниже.
Первый вид программных продуктов для геомаркетингового и пространственного анализа основан на визуализации объектов электронных карт. Для их создания используются карты районов и городов высокой точности.
Основные функции продуктов этой категории:
- определение расположения торговых точек на карте;
- анализ товаров торговых сетей;
- мониторинг рекламы;
- оптимизация транспортных маршрутов.
С помощью инструментов этого программного обеспечения можно осуществлять привязку объектов к карте (прямое и обратное геокодирование), экс-
порт и импорт объектов, их выборок, разбивку карты на зоны, пространственный анализ.
Например, программное обеспечение MosMap Marker, используемое для пространственного и геомаркетингового анализа, позволяет вести базу данных на карте, импортировать объекты из различных табличных баз с автоматической привязкой к карте [6].
Пользователями такого программного обеспечения, как правило, являются «крупные торговые сети, транспортно-экспедиционные компании, организации с развитой сетью филиалов» [7].
Ко второму виду относятся геоинформационные системы интегративного типа, позволяющие внедрять интерактивные карты и использовать их совместно с базами данных и другими программами. Здесь обычно применяется Object Linking and Embedding (OLE) - технология для управления и обмена информацией между приложениями с помощью связывания и внедрения объектов. При этом данные от исходной программы передаются в другую программу, а результаты обработки возвращаются в исходную [8].
Геоинформационные системы интегративного типа предназначены для определения оптимальных маршрутов с учетом правил дорожного движения или оптимального порядка проезда через заданные пункты, а также для получения информации о взаимном расположении объектов и т. п.
Эти системы используются компаниями-разработчиками программного обеспечения, а также крупными компаниями, в которых работают штатные программисты. Пользователи имеют возможность добавлять на карту объекты, получать сведения об объектах и их местоположении, слоях и классификаторах, сведениях между объектами. Большинство геоинформационных систем позволяют встраивать карты в сайты с помощью специального сервиса.
Примером может служить программное обеспечение MosMap-Integrator, которое может быть интегрировано в другие компьютерные приложения для обслуживания картографических технологий. Пользователь может управлять электронной интерактивной картой, получать сведения о расположении различных объектов и связанную с ними информацию [6].
Программы третьего вида предназначены для создания и редактирования картографических данных, с возможностью создания собственных слоев с объектами. Слои представляют собой таблицу, в каждой строке которой находится информация (наименование объекта, адрес, площадь, пространственные данные и другое) об одном объекте на карте [9].
Программные инструменты такого вида позволяют:
- просматривать картографические слои (границы кварталов, здания, мосты, станции метро, насаждения и водные объекты и т. д.) и создавать новые с собственными настройками параметров отображения;
- измерять расстояния;
- определять кратчайший маршрут с учетом правил дорожного движения и просматривать его в виде списка улиц [7].
Например, MosMap Editor служит для создания карт города, редактирования векторных карт, содержит функции создания слоев с картографическими объектами и информацией.
Специалистам, занимающимся созданием карт, планированием объектов инфраструктуры и анализом картографической информации, рассматриваемые ГИС служат основным инструментом для работы.
В целом пользователями программных инструментов трех рассмотренных категорий с использованием ГИС-технологий являются известные компании: Сбербанк, «Шатура», «Дикси», «Ресо-Гарантия», «Nestle», «Unilever», «AVON» и другие [6].
И, наконец, картографические online сервисы - это программное обеспечение для публикации карт, схем и тому подобного в сети Интернет, с использованием технологии Flash. Онлайновые картографические сервисы включают в себя практически те же функции, что и типовые ГИС-приложения:
- просмотр электронных карт в различных масштабах;
- произвольное перемещение на карте;
- наложение слоев;
- поиски объектов;
- задание стиля карты;
- измерение расстояний по карте;
- вывод динамической информации.
Основные пользователи картографических online сервисов - предприятия и организации, которые с целью показать местоположение своей компании размещают на своих сайтах интерактивные flash-карты [7].
Примером бесплатной географической информационной системы с открытым кодом, предназначенной для создания, визуализации, редактирования, анализа и публикаций геопространственной информации, служит QGIS [9].
Таким образом, обзор видов геоинформационных систем, представленных на современном рынке, показал, что их функциональные возможности направлены, в первую очередь, на решение задач, связанных с пространственным анализом данных об объектах, полученных при маркетинговых исследованиях. Для возможности сбора, хранения, представления первичных данных и их передачи конечному потребителю услуг необходимо использовать дополнительные программные продукты или расширять стандартный функционал ГИС с помощью специализированных модулей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кочетова Е. А., Мороз О. Н. Геомаркетинг как источник повышения прибыльности и конкурентоспособности // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Магистерская научная сессия «Первые шаги в науке» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 9-12.
2. Андрианов В., Леонов А. Геомаркетинг: на стыке маркетинга и географии // Маркетинг. Менеджмент. - 2010. - № 7-8. - С. 21-36.
3. Майоров А. А. Геомаркетинговые исследования // Образовательные ресурсы и технологии. - 2014. - № 5 (8). - С. 43-48.
4. Соловьева Ю. Ю. Использование методов стратегического анализа и прогноза в геомаркетинге // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социогуманитарном дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 77-80.
5. Угаров А. С. Методы выбора местоположения торговой точки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 6.
6. MOSMAP. ГИС-программы для создания карт: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mosmap.ru/software/sozdanie_gis_karty/.
7. Дупленко А. Г., Левина Е. К. Развитие интернет-технологий в геомаркетинге // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 437-439.
8. Новая лаборатория автоматизации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://automationl ab.ru/index.php/ny.
9. Бесплатные геоинформационные решения QGIS и NextGIS [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://habrahabr.ru/post/321710/.
10. DWG.RU [Электронный ресурс] .- Режим доступа : https://dwg.ru/soft/as162.
© Е. П. Терентьева, Н. Б. Тесля, 2018