Научная статья на тему 'Виды программных инструментов для проведения геомаркетингового анализа'

Виды программных инструментов для проведения геомаркетингового анализа Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
282
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМАРКЕТИНГ / ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ИНСТРУМЕНТЫ ГЕОМАРКЕТИНГА / ГИС-ТЕХНОЛОГИИ / GEOMARKETING / GEOMARKETING ANALYSIS / GEOMARKETING TOOLS / GIS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Терентьева Евгения Павловна, Тесля Наталья Борисовна

Рассмотрены понятие и задачи геомаркетинга. Проведен обзор основных функций программных продуктов для выполнения геомаркетингового анализа геоинформационных систем и технологий. Выделены четыре группы сервисов, используемых для решения геоинформационных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF SOFTWARE TOOLS USED FOR MARKET ANALYSIS

The concept and problems of geomarketing are considered. The review of the main functions of software products for geomarketing analysis geographic information systems and technologies is carried out. Four groups of services used to solve geographic information tasks are allocated.

Текст научной работы на тему «Виды программных инструментов для проведения геомаркетингового анализа»

УДК 528.42

ВИДЫ ПРОГРАММНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОМАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА

Евгения Павловна Терентьева

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студентка, тел. (923)175-60-66, e-mail: [email protected]

Наталья Борисовна Тесля

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

Рассмотрены понятие и задачи геомаркетинга. Проведен обзор основных функций программных продуктов для выполнения геомаркетингового анализа - геоинформационных систем и технологий. Выделены четыре группы сервисов, используемых для решения геоинформационных задач.

Ключевые слова: геомаркетинг, геомаркетинговый анализ, инструменты геомаркетинга, ГИС-технологии.

THE TYPES OF SOFTWARE TOOLS USED FOR MARKET ANALYSIS

Evgenia P. Terentieva

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (923)175-60-66, e-mail: [email protected]

Natalia B. Teslya

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Associate Professor, Department of Management and Entrepreneurship, phone: (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

The concept and problems of geomarketing are considered. The review of the main functions of software products for geomarketing analysis - geographic information systems and technologies is carried out. Four groups of services used to solve geographic information tasks are allocated.

Key words: geomarketing, geomarketing analysis, geomarketing tools, GIS technologies.

Геомаркетинг, представляя собой одну из форм исследований в области маркетинга, используется в управлении и распределении объектов в пространстве при ведении бизнеса как «инструмент повышения конкурентных преимуществ» современных предприятий [1]. Понятие геомаркетинга включает анализ маркетинговой среды в деталях, с привязкой к геопространственным факторам и объектам географии (транспортные развязки, потоки пешеходов, автомобилей, географическая зона охвата и тому подобное) [2].

Задача геомаркетингового анализа состоит в привязке демографических факторов потребителей к исследуемой территории (районам проживания и оби-

тания), чтобы «провести оценку и прогнозирование пространственного поведения потребителей», получить следующие показатели [3, 4]:

- плотность населения;

- уровень дохода населения;

- зону доступности (автомобильной и пешеходной);

- численность населения (в зависимости от времени суток);

- зону охвата точкой продаж (для торговых предприятий).

Инструментальной основой программных продуктов для проведения геомаркетингового анализа выступают геоинформационные системы и технологии (ГИС-технологии), содержащие «совокупность методов и процедур, позволяющих проводить сбор, обработку и анализ геоаналитической и геомаркетинговой информации». Они представляют собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из программного обеспечения, информационных ресурсов и баз геоданных [1].

При проведении анализа основными являются геоинформационные системы, в которых содержится социально-экономическая информация о компаниях и исследуемых территориях. ГИС-технологии позволяют осуществлять сбор, обработку, анализ, хранение, моделирование и прогнозирование пространственно привязанной информации о рынке и потребителе. Важной функцией ГИС также является непрерывный мониторинг географически «привязанной» информации и ее визуализация на картографической основе [5].

Однако для решения задач геомаркетинга использование универсальных геоинформационных систем и технологий недостаточно, так как список заложенных в них функций ограничен. Эта проблема решается внедрением специальных функций и модификацией базового функционала геоинформационных систем. Так, с помощью программы ArcGIS значительные объемы статистической информации с географическими привязками можно представить в виде цифровой карты. Она имеет широкий инструментарий анализа пространственной информации. При этом для решения геомаркетинговых задач в ArcGIS предусмотрены специализированные модули для анализа пространственно-распределенных сетей и геомаркетинговых исследований.

Инструменты, используемые при проведении геомаркетинга, можно подразделить на четыре основных вида, рассматриваемых ниже.

Первый вид программных продуктов для геомаркетингового и пространственного анализа основан на визуализации объектов электронных карт. Для их создания используются карты районов и городов высокой точности.

Основные функции продуктов этой категории:

- определение расположения торговых точек на карте;

- анализ товаров торговых сетей;

- мониторинг рекламы;

- оптимизация транспортных маршрутов.

С помощью инструментов этого программного обеспечения можно осуществлять привязку объектов к карте (прямое и обратное геокодирование), экс-

порт и импорт объектов, их выборок, разбивку карты на зоны, пространственный анализ.

Например, программное обеспечение MosMap Marker, используемое для пространственного и геомаркетингового анализа, позволяет вести базу данных на карте, импортировать объекты из различных табличных баз с автоматической привязкой к карте [6].

Пользователями такого программного обеспечения, как правило, являются «крупные торговые сети, транспортно-экспедиционные компании, организации с развитой сетью филиалов» [7].

Ко второму виду относятся геоинформационные системы интегративного типа, позволяющие внедрять интерактивные карты и использовать их совместно с базами данных и другими программами. Здесь обычно применяется Object Linking and Embedding (OLE) - технология для управления и обмена информацией между приложениями с помощью связывания и внедрения объектов. При этом данные от исходной программы передаются в другую программу, а результаты обработки возвращаются в исходную [8].

Геоинформационные системы интегративного типа предназначены для определения оптимальных маршрутов с учетом правил дорожного движения или оптимального порядка проезда через заданные пункты, а также для получения информации о взаимном расположении объектов и т. п.

Эти системы используются компаниями-разработчиками программного обеспечения, а также крупными компаниями, в которых работают штатные программисты. Пользователи имеют возможность добавлять на карту объекты, получать сведения об объектах и их местоположении, слоях и классификаторах, сведениях между объектами. Большинство геоинформационных систем позволяют встраивать карты в сайты с помощью специального сервиса.

Примером может служить программное обеспечение MosMap-Integrator, которое может быть интегрировано в другие компьютерные приложения для обслуживания картографических технологий. Пользователь может управлять электронной интерактивной картой, получать сведения о расположении различных объектов и связанную с ними информацию [6].

Программы третьего вида предназначены для создания и редактирования картографических данных, с возможностью создания собственных слоев с объектами. Слои представляют собой таблицу, в каждой строке которой находится информация (наименование объекта, адрес, площадь, пространственные данные и другое) об одном объекте на карте [9].

Программные инструменты такого вида позволяют:

- просматривать картографические слои (границы кварталов, здания, мосты, станции метро, насаждения и водные объекты и т. д.) и создавать новые с собственными настройками параметров отображения;

- измерять расстояния;

- определять кратчайший маршрут с учетом правил дорожного движения и просматривать его в виде списка улиц [7].

Например, MosMap Editor служит для создания карт города, редактирования векторных карт, содержит функции создания слоев с картографическими объектами и информацией.

Специалистам, занимающимся созданием карт, планированием объектов инфраструктуры и анализом картографической информации, рассматриваемые ГИС служат основным инструментом для работы.

В целом пользователями программных инструментов трех рассмотренных категорий с использованием ГИС-технологий являются известные компании: Сбербанк, «Шатура», «Дикси», «Ресо-Гарантия», «Nestle», «Unilever», «AVON» и другие [6].

И, наконец, картографические online сервисы - это программное обеспечение для публикации карт, схем и тому подобного в сети Интернет, с использованием технологии Flash. Онлайновые картографические сервисы включают в себя практически те же функции, что и типовые ГИС-приложения:

- просмотр электронных карт в различных масштабах;

- произвольное перемещение на карте;

- наложение слоев;

- поиски объектов;

- задание стиля карты;

- измерение расстояний по карте;

- вывод динамической информации.

Основные пользователи картографических online сервисов - предприятия и организации, которые с целью показать местоположение своей компании размещают на своих сайтах интерактивные flash-карты [7].

Примером бесплатной географической информационной системы с открытым кодом, предназначенной для создания, визуализации, редактирования, анализа и публикаций геопространственной информации, служит QGIS [9].

Таким образом, обзор видов геоинформационных систем, представленных на современном рынке, показал, что их функциональные возможности направлены, в первую очередь, на решение задач, связанных с пространственным анализом данных об объектах, полученных при маркетинговых исследованиях. Для возможности сбора, хранения, представления первичных данных и их передачи конечному потребителю услуг необходимо использовать дополнительные программные продукты или расширять стандартный функционал ГИС с помощью специализированных модулей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кочетова Е. А., Мороз О. Н. Геомаркетинг как источник повышения прибыльности и конкурентоспособности // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Магистерская научная сессия «Первые шаги в науке» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 9-12.

2. Андрианов В., Леонов А. Геомаркетинг: на стыке маркетинга и географии // Маркетинг. Менеджмент. - 2010. - № 7-8. - С. 21-36.

3. Майоров А. А. Геомаркетинговые исследования // Образовательные ресурсы и технологии. - 2014. - № 5 (8). - С. 43-48.

4. Соловьева Ю. Ю. Использование методов стратегического анализа и прогноза в геомаркетинге // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социогуманитарном дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 77-80.

5. Угаров А. С. Методы выбора местоположения торговой точки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 6.

6. MOSMAP. ГИС-программы для создания карт: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mosmap.ru/software/sozdanie_gis_karty/.

7. Дупленко А. Г., Левина Е. К. Развитие интернет-технологий в геомаркетинге // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 437-439.

8. Новая лаборатория автоматизации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://automationl ab.ru/index.php/ny.

9. Бесплатные геоинформационные решения QGIS и NextGIS [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://habrahabr.ru/post/321710/.

10. DWG.RU [Электронный ресурс] .- Режим доступа : https://dwg.ru/soft/as162.

© Е. П. Терентьева, Н. Б. Тесля, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.