Научная статья на тему 'Виды правового режима информации в сфере уголовного судопроизводства Украины'

Виды правового режима информации в сфере уголовного судопроизводства Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ / ОХРАНЯЕМАЯ ЗАКОНОМ ТАЙНА / ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слипченко В. И.

Предлагаемая статья является комплексным исследованием существующих видов правового режима информации в уголовном процессе Украины. Исследуя указанную проблематику, автор делает вывод о том, что правовой режим информации в сфере уголовного производства является динамической категорией, а термину «информация» присуща функциональная дифференциация. На этом основании делается вывод о том, что вид правового режима информации в сфере уголовного судопроизводства на практике может влиять на процессуальный порядок доступа и ознакомления с материалами уголовного производства; особенности проведения отдельных видов следственных (розыскных) и процессуальных действий; порядок использования полученных сведений в процессе доказывания и т.д. То есть одни и те же материалы уголовного производства могут иметь несколько правовых режимов одновременно, что должно учитываться как стороной обвинения, так и защиты при их использовании или получении доступа к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды правового режима информации в сфере уголовного судопроизводства Украины»

В.И. Слипченко,

кандидат юридических наук, доцент (Днепропетровский государственный университет внутренних дел)

ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА УКРАИНЫ

Предлагаемая статья является комплексным исследованием существующих видов правового режима информации в уголовном процессе Украины. Исследуя указанную проблематику, автор делает вывод о том, что правовой режим информации в сфере уголовного производства является динамической категорией, а термину «информация» присуща функциональная дифференциация. На этом основании делается вывод о том, что вид правового режима информации в сфере уголовного судопроизводства на практике может влиять на процессуальный порядок доступа и ознакомления с материалами уголовного производства; особенности проведения отдельных видов следственных (розыскных) и процессуальных действий; порядок использования полученных сведений в процессе доказывания и т.д. То есть одни и те же материалы уголовного производства могут иметь несколько правовых режимов одновременно, что должно учитываться как стороной обвинения, так и защиты при их использовании или получении доступа к ним.

Ключевые слова: уголовный процесс, информация, правовой режим информации, информация с ограниченным доступом, охраняемая законом тайна, информация для служебного пользования, конфиденциальная информация.

В 2012 году в сферу уголовного процесса Украины были введены новые положения и институты. К таким новациям УПК Украины следует отнести необходимость ведения Единого реестра досудебных расследований (как единой общегосударственной электронной базы данных совершенных и расследуемых преступлений), возможность проведения негласных следственных (розыскных) действий (как процессуального способа негласного сбора доказательств и проверки следственных версий), видоизменение системы мер обеспечения процессуального принуждения, расширение сферы судебного контроля и прокурорского надзора в форме процессуального руководства за досудебным расследованием. Также следует отметить распространение действия принципа состязательности сторон на досудебный этап уголовного производства, что повлекло существенное расширение прав стороны защиты на сбор доказательств. Вышеуказанное свидетельствует о необходимости комплексного исследо-

вания существующих видов правового режима информации в сфере уголовного процесса (например, государственной тайны, тайны досудебного расследования, информации для служебного пользования и т.д.).

Правовой режим информации и особенности функционирования ее отдельных видов в сфере уголовного процесса уже становились объектом научных исследований в трудах И.В. Бондаря [1], В.Я. Ва-силюка [2], В.П. Гончара [3], А.М. Гузя [4], И.В. Кончаковой [5], В В. Короля [6], В.В. Кухаря [7], В.В. Макаренко [8], З.В. Макаровой [9], П.Н. Панченко [10], И.Л. Петрухина [11], Н.А. Погорецкого [12], Д.М. Прокофьевой [13], В С. Сидака [14], И.В. Смольковой [15], А.А. Фатьянова [16], О.Г. Яновской [17] и др. Однако следует констатировать, что единого монографического исследования, посвященного видам правового режима информации в сфере уголовного судопроизводства, нет как на территории Украины, так и в Российской Федерации, а указанные иссле-

дования носят лишь фрагментарный, а не комплексный характер.

Целью статьи является комплексное исследование возможных видов правового режима информации в уголовном судопроизводстве Украины.

Исходя из пределов и предмета нашего исследования, целесообразно решить следующие задачи: во-первых, определить виды правового режима информации в сфере уголовного судопроизводства, во-вторых, выяснить влияние правового режима информации на особенности процессуальной формы, в-третьих, установить влияние правового режима информации на порядок доступа сторон к материалам уголовного производства.

Согласно ч.1 ст.20 Закона Украины «Об информации», вся информация в Украине по порядку доступа делится на открытую и с ограниченным доступом [18]. Последняя, согласно ч.1 ст.21 указанного Закона и ст.6 Закона Украины «О доступе к публичной информации», [19] может быть классифицирована на конфиденциальную, секретную и служебную информацию. Эти обстоятельства предусматривают определенные нормативные требования, специальный порядок доступа, хранения, а также использования информации и в сфере уголовного судопроизводства.

Под информацией в украинском законодательстве понимаются любые сведения и/ или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отражены в электронном виде (ст.1 Закона Украины «Об информации»). [18] Сфера уголовного производства по своей сути является информационно-поисковым видом деятельности, направленным на быстрое, полное и непредвзятое установление обстоятельств имевшего места события (самого факта преступления или подготовки к нему); сбор, фиксацию и исследование всевозможной доказательственной информации с целью проверки следственных версий и ранее собранных доказательств и т.д.

Результаты системного анализа положений УПК Украины указали на то, что термин «информация» в его тексте используется в

различных аспектах и употребляется 118 раз. Например, информация, полученная в результате вмешательства в личное общение; информация о частной жизни лица; право на получение устной и письменной информации о результатах судебного разбирательства; предоставление физическим и юридическим лицам информации о состоянии рассмотрения материалов уголовного производства; документом является специально созданный с целью сохранения информации материальный объект и т.д. Указанное свидетельствует о многогранности и функциональной дифференциации термина «информация» в сфере уголовного процесса. Данные обстоятельства требуют его самостоятельного, комплексного исследования, которое выходит за границы предмета нашего исследования. В связи с этим мы сосредоточим свое внимание только на видах правового режима информации в уголовном процессе путем системного анализа законодательства Украины. Данный анализ также необходимо провести с целью поиска дополнительных механизмов правового регулирования указанного института.

Изучение положений Конституции Украины указало на то, что Основной Закон государства: гарантирует тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (ст.31); предусматривает гласность судебного процесса (ст.129); признает существование государственной и иной охраняемой законом тайны (ч.3 ст.32); запрещает распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом (ч.3 ст.32), и др. Указанные положения получили свою дальнейшую регламентацию в отраслевом законодательстве и ведомственных нормативных правовых актах.

УПК Украины в ст.7 к основам уголовного производства отнес тайну общения, невмешательство в личную жизнь, гласность и открытость судебного производства как основополагающие начала, влияющие на его содержание и форму. В связи с этим мы можем говорить об одновременном существовании разных правовых режимов информации в сфере уголовного судопро-

изводства. Например, информация может относиться к:

- государственной тайне - факты и методы проведения негласных следственных (розыскных) действий согласно ч.1 ст.246 УПК Украины; материалы, собранные оперативными подразделениями в соответствии с требованиями Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» [20] согласно абз. 2 ч.2 ст.99 УПК Украины; применение мер безопасности к участникам уголовного производства как на досудебных, так и судебных стадиях на основании Законов Украины «Об обеспечении безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве» [21] и «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов»; [22]

- тайне досудебного расследования - на усмотрение следователя, в зависимости от вида совершенного преступления, обстоятельств события и сложившейся следственной ситуации (ст.222 УПК Украины);

- врачебной, банковской, коммерческой тайне и тайне нотариальных действий, телефонных переговоров и почтовых сообщений (п.7 и п.8 ст.7, ст.14, ч.2 ст.65 и ст.162 УПК Украины);

- тайне совещания судей при постановлении приговора (ст.367 УПК Украины) и необходимости обеспечения проведения закрытого судебного заседания или всего судебного слушания (ч.2 ст.27 УПК Украины);

- другому виду информации с ограниченным доступом, находящейся в собственности средств массовой информации, конфиденциальной информации, информации, находящейся у операторов и провайдеров телекоммуникации, а также персональным данным (ст.162 УПК Украины);

- информации для служебного пользования - информация, составляющая сведения криминалистических учетов, а также особенности их функционирования; методики проведения научно-исследовательских и технических работ (мероприятий), которые способствуют раскрытию преступления; персональные данные лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, содержащихся под стражей; порядок осу-

ществления оперативной закупки и контролируемой поставки предметов, товаров и веществ; тактика и организация розыска преступников и другие сведения, которые, согласно «Перечню сведений, составляющих служебную информацию в системе Министерства внутренних дел Украины», утверждённому приказом МВД Украины № 423 от 14.04.2012 года [23], отнесены к такому виду информации.

Результаты изложенного выше анализа позволяют нам сделать вывод о том, что одна и та же информация может составлять сведения, содержащие государственную или другую охраняемую законом тайну, по содержанию полученных данных относиться к информации для служебного использования и одновременно принадлежать к тайне досудебного расследования. То есть иметь в определенных случаях три разных правовых режима одновременно, а именно: режим секретной информации, информации для служебного пользования и конфиденциальной информации.

Необходимость исследования видов правового режима информации связана с тем, что данные обстоятельства в свою очередь на практике могут:

- устанавливать дополнительные процессуальные обязанности. Например, лицо, которое привлекается к проведению процессуальных действий в ходе досудебного расследования или судебного рассмотрения дела в качестве потерпевшего, свидетеля, понятого, переводчика, эксперта, специалиста, работника учреждений связи, присяжного и др., по требованию следователя обязано не разглашать ставшие ему известными сведения, касающиеся сути уголовного производства (п.3 ст.57, п.3 ч.2 та ч.3 ст.66, п.4 ч.3 ст.68, п.4 ч.4 ст.69, п.3 ч.5 ст.71, ч.5 ст.262, п.6 ч.2 ст.386 УПК Украины);

- предоставлять отдельным субъектам определенный иммунитет. Например, не могут быть допрошены как свидетели защитники и представители, адвокаты, нотариусы, медицинские работники и священнослужители в связи с выполнением ими своих профессиональных обязанностей (ч.2 ст.65 УПК Украины);

- влиять на порядок проведения и оформления отдельных процессуальных дей-ствий (процессуальную форму). Например, главой 21 УПК Украины предусмотрен особый порядок проведения негласных следственных (розыскных) действий, в главе 40 определены особенности уголовного судопроизводства, которое содержит сведения, составляющие государственную тайну, а ч.2 ст.27 УПК Украины предусматривает основания (поводы) осуществления уголовного производства в закрытом судебном заседании;

- устанавливать особый порядок доступа и получения определенных видов информации. Например, раскрытие банковской или коммерческой тайны, доступа к государственной или врачебной тайне (ст.162 и ст.517 УПК Украины).

Существование указанных обстоятельств должно учитываться как стороной обвинения, так и защиты в связи с тем, что их наличие в материалах уголовного производства может влиять как на допустимость собранных доказательств, так и особенности процессуальной формы.

При сборе доказательств следует учитывать, что существуют и определенные исключения из правил, обеспечивающих правовой режим информации в уголовном процессе. Например, лица, указанные в пунктах 1-5 ч.2 ст.65 УПК Украины, могут быть освобождены от обязанности хранить профессиональную тайну лицом, которое доверило им эти сведения, в четко определенном ним объеме (ч.3 ст.65 УПК Украины). Освобождение оформляется письменно.

УПК Украины 2012 года, также как и УПК Украины 1960 года, предусмотрел процессуальные условия, согласно которым сведения досудебного расследования можно разгласить только с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в котором они признают возможным (ст.222). О существовании указанной обязанности лица должны быть предупреждены письменно следователем или прокурором. Также предусмотрена обязанность следователя (прокурора) по ходатайству стороны защиты, потерпевшего предоставить им материалы досудебного расследования для ознакомления

до его завершения с учетом особенностей, предусмотренных ст.221 УПК Украины. К сожалению, терминология, применённая в содержании ст.221 УПК Украины, а именно: «общедоступный документ», не имеет своего толкования в процессуальном законодательстве. Но системный анализ его положений позволяет сделать вывод о том, что «общедоступным» может являться документ, который не подпадает под регламентацию ст.162 УПК Украины (вещи и документы, которые содержат охраняемую законом тайну), главы 21 УПК Украины и, соответственно, не связаны с проведением негласных следственных (розыскных) действий или применением мер безопасности (п.9 ч.2 ст.65 УПК Украины), главы 40 УПК Украины как сведения, содержащие государственную тайну, или по решению следователя не подлежит разглашению, исходя из тактических особенностей расследования конкретного уголовного производства на основании ст.222 УПК Украины. При таком широком толковании понятия «общедоступный документ», можно констатировать, что при одних обстоятельствах протокол осмотра места происшествия или допроса свидетеля может быть признан «общедоступным документом, а при других нет. Например, совершение преступления в условиях неочевидности, мошенничества или умышленного убийства.

Выводы. Правовой режим информации в сфере уголовного производства может быть как статической, так и динамической категорией, зависящей от обстоятельств расследования уголовного производства. В связи с этим существование различных видов правого режима информации в сфере уголовного судопроизводства влияет на: процессуальный порядок доступа и ознакомления с материалами уголовного производства; особенности проведения отдельных видов следственных (розыскных) и процессуальных действий; использование полученных сведений в процессе доказывания; существование различных видов юридической ответственности за ее разглашение и т.д.

Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что информация в сфере уго-

ловного производства по способу ее получения относится к информации для служебного использования, по своему содержанию - к одному или нескольким видам охраняемых законом тайн, а по форме доступа - к информации открытого или закрытого типа.

Указанная проблематика не является исчерпывающей и требует продолжения на-

учных исследований в таких направлениях, как понятие и сущность правового режима информации в уголовном процессе, виды уголовно-процессуальных гарантий охраняемых законом тайн, особенности правового режима государственной тайны в уголовном процессе и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарь И.В. Тайна по российскому законодательству (проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 «теория и история права и государства; история правовых учений». Н.Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2004. 206 с.

2. Василюк В.Я., Климчук С.О. 1нформацшна безпека держави: курс лекц. К. : КНТ, Видавни-чий дiм «Сюф», 2008. 136 с.

3. Гончар В.П. Мiжнародно-правовi стандарти гласносп судового процесу в прецедентнш практищ Свропейського суду з прав людини // Часопис Академп адвокатури Украши. 2013. №1(18). С. 1-7.

4 Гуз А.М. Iсторiя захисту шформацп в Укрш'ш та провщних крашах свггу: навч. поаб. К. : КНТ, 2007. 260 с.

5.Кончакова И.В. Уголовно-процессуальный институт защиты информации на стадии предварительного расследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность. Воронеж, 2011. 24 с.

6. Король В.В. Засади гласносп та п обмеження в кримшальному судочинста Украши: дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.09 «кримшальний процес та кримшалютика; судова експертиза». Львiв : Львiвський нац. ун-т. iм. 1.Франка, 2002. 205 с.

7. Кухар В.В. Кримшальна вщповщальшсть вшськовослужбовця за розголошення державно! таемнищ: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 20.02.03 «вшськове право; вiйськовi проблеми мiжнародного права». Нац. акад. Прикордон. вшськ Украши iм. Б.Х-мельницького [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.lib.ua-ru.net/inode/8820.html

8. Макаренко В.В. Правове регулювання захисту конфщенцшно! шформацп, що е власшстю держави: становлення, розвиток, проблемы питання // Право Украши. 2006. № 1. С.132-136.

9. Макарова З.В. Гласность уголовного процесса: монография/ под ред. З.З. Зинатуллина. Челябинск : ЧГТУ, 1993. 177с.

10. Панченко П.Н. Институт тайны: правоохранительные аспекты // Государство и право. 1998. № 8. С.124-125.

11. Петрухин И.Л. Личные тайны (Человека и власть): монография. М.: Институт государства и права РАН, 1998. 232 с.

12. Погорецький М.А. Функцюнальне призначення оперативно-розшуково! дiяльностi у кримшальному процесс монография. Х. : Арсю, ЛТД, 2007. 576 с.

13. Прокоф'ева Д.М. Досшдження змюту категорш шформацп з обмеженим доступом вщ-повщно до чинного законодавства Украши: [Електронний ресурс] // Режим доступу: http:// www.bezpeka.com/ru/lib/spec/law/art8_forprint.html.

14. Сщак В.С., Артемов В.Ю. Забезпечення шформацшно! безпеки в крашах НАТО та €С: навч. поаб. К. : КНТ, 2007. 160с.

15. Смолькова И.В. Тайна и уголовно-процессуальный закон: науч. издан. М.: Изд-во Луч, 1997. 99 с.; Смолькова И.В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе: науч. издан. М. : Изд-во Луч, 1999. 335 с.

16. Фатьянов А.А. Проблемы формирования института служебной тайны в отечественном праве // Государство и право.1999. № 4.С.22; Фатьянов А.А. Защита тайны при производстве по уголовным делам // Закон. 1999. №10. С.78-86; Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. №6. С.5-14.

17. Яновская О.Г. Адвокатська таемниця як правова гаранпя адвокатсько! дiяльностi // Право Украни. 1997. № 2. С. 33-37.

18. Про шформащю: Закон Украши вщ 02 жовтня 1992 року № 2657-XII // Офщшний сайт Верховно! Ради Украши [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/2657-12

19. Про доступ до публiчноi шформацп: Закон Украши вщ 13 ачня 2011 року № 2939-VI // Офщшний сайт Верховно! Ради Украши [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/2939-17

20. Про оперативно-розшукову дiяльнiсть: Закон Украши вщ 18 лютого 1992 року № 2135-XII // Офшшний сайт Верховно! Ради Украши [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2135-12/print1383729984583911

21. Об обеспечении безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве: Закон Украины № 3782-XII от 23.12.1993 // Официальный веб-сайт Верховного Совета Украины. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/3782-12

22. О государственной защите работников суда и правоохранительных органов: Закон Украины № 3781-XII от 23.12.1993 г. // Официальный веб-сайт Верховного Совета Украины. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3781-12

23. Перелш вщомостей, що становлять службову шформащю у системi Мшютерства внутрш-шх справ Украши: затверджений наказом МВС Украши №423 вщ 14 травня 2012 року // Оф^ цшний веб-сайт МВС Украши [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://mvs.gov.ua/mvs/ control/main/uk/publish/article/748077

24. Про державну таемницю : Закон Украши вщ 21 ачня 1994 року № 3855-XII // Офщшний сайт Верховно! Ради Украши [Електронний ресурс]. Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/3855-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.