Научная статья на тему 'Виды плавания как один из видов инновационных технологий физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся'

Виды плавания как один из видов инновационных технологий физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ / ОЗДОРАВЛИВАЮЩАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЛАВАНИЕ / INNOVATION / PHYSICAL TRAINING / HEALTH SYSTEM / PHYSICAL EDUCATION / SWIMMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова София Михайловна, Андреенко Татьяна Александровна

В данной статье рассматриваются особенности инновационных технологий физкультурно оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова София Михайловна, Андреенко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF SWIMMING AS ONE OF THE TYPES OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PHYSICAL CULTURE IMPROVING ORIENTATION OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

This article discusses the features of innovative technologies of physical culture and health orientation in physical education of students.

Текст научной работы на тему «Виды плавания как один из видов инновационных технологий физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся»

УДК 796.06

ВИДЫ ПЛАВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

TYPES OF SWIMMING AS ONE OF THE TYPES OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PHYSICAL CULTURE IMPROVING ORIENTATION OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Фролова София Михайловна

студент

факультет дошкольного и начального образования Волгоградский государственного социально—педагогического университета

г. Волгоград, Россия Frolova Sofia Mikhailovna student

faculty of preschool and primary education Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Андреенко Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Andreenko Tatiana Aleksandrovna Ph.D., associate professor physical education chair Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности инновационны^^ технологий физкультурно - оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся.

Abstract. This article discusses the features of innovative technologies of physical culture and health orientation in physical education of students.

Ключевые слова: инновация, физические тренировки, оздоравливающая система, физическое воспитание, плавание.

Keywords: innovation, physical training, health system, physical education, swimming.

Формирование инновационных технологий предполагает использование определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того или иного нововведения. Основным критерием инноваций является новизна, имеющая равное отношение к оценке, как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта [1, с.32].

Физультурно-оздоровительные технологии - это способ осуществления

30/163

разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности [4, с. 20]. Это та база, на которой строится так называемая оздоровительная индустрия и физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительные технологии могут осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетик, изотон, а также бег, туризм, плавание как оздоровительные виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.

Наиболее полезным и безопасным видом физической активности является плавание. Заниматься оздоровительным плаванием рекомендуется людям любого возраста и даже младенцам.

Благодаря регулярным занятиям плаванием человек получает равномерную нагрузку на все тело и в то же время расслабляется эмоционально. Плавание прекрасно укрепляет тело физически, способствует улучшению координации движений, укреплению мышечного корсета, расслаблению позвоночника. Во время занятий человек учится правильно дышать и выполняет разнообразные дыхательные упражнения, которые способствуют усиленной вентиляции легких и предотвращению многих болезней. Во время плавания человек отдыхает эмоционально, расслабляется от стресса. В результате занятий в бассейне происходит нормализация эмоционального состояния, приходит в норму сон. Плавание укрепляет нервную систему.

Различают следующие виды оздоровительного плавания:

• Для начинающих и людей, которые страдают лишним весом и заболеваниями сердца. Этот вид характеризуется тем, что занятия проходят на глубине по пояс, все движения являются плавными и не быстрыми. В результате занятий сжигаются калории, приходит в норму вес.

• Плавание для подготовленных людей. Среди наиболее популярных занятий следует выделить аквааэробику, которая в достаточно короткие сроки приводит тело в порядок. Во время аквааэробики используются специальные снаряды для занятий в воде, что увеличивает эффективность тренировочного процесса.

• Водная йога. Этот вид деятельности создан для расслабления и борьбы со стрессом.

• Водный шейпинг. Такие занятия способствуют увеличению выносливости и формированию красивой фигуры.

Оздоровительное плавание позволяет расслабить организм после долгого учебного дня. Умеренная физическая нагрузка, в том числе и плавание, поддерживает мышцы в тонусе, способствует развитию мускулатуры, а также тренирует легкие и сердце [2]

Кроме того, занятия плаванием для учащихся важны в плане психоэмоционального развития. Они способствуют становлению личности, дети учатся добиваться поставленных целей. В это время рекомендуется заниматься спортивно-оздоровительным плаванием. Детям школьного возраста посещать бассейн следует 1-2 раза в неделю. Температура воды должна быть 28-30 градусов Цельсия. Лучше всего тренировки проводить в группах, что придаст занятиям дух соперничества и сделает их более интересными.

Организм учащихся находится в процессе роста и развития. В силу этого он особенно пластичен и в большей степени подвержен влиянию различных

факторов окружающей среды, чем организм взрослого человека. При этом характерно, что влияние внешних факторов на функциональное состояние детского организма не ограничивается моментом воздействия, а в значительной мере сказывается на дальнейшем ходе его развития. Под воздействием внешней среды и естественных процессов жизни и деятельности организм ребенка постоянно адаптируется. Один из путей (способов) направлений адаптации использование возможностей физического воспитания. Регулярная физическая активность значительно улучшает физическое здоровье, особенно состояние опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, повышают иммунитет, положительно влияют на общий тонус человека. Образовательная область "физическая культура" призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни [3, с. 143]

Плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами, как болезни суставов (остеохондроз, артрит, артроз и др.), болезни сердца, бронхит или бронхаильная астма, нарушение осанки, неврозы среди молодого поколения. Учитывая это, исследование, проведённое нами, является особенно актуальным. Целью нашего исследования является определение влияния плавания на физическое развитие и функциональное состояние студентов.

Результаты исследований. Для оценки эффективности воздействия плавания на организм был проведён опрос среди студентов 2-го курса факультета Дошкольного и начального образования ВГСПУ, занимающихся 2-й год в группе по плаванию. В результате опроса было выявлено, что в результате занятий плаванием те студенты, которые болели 4-6 раз за год простудными заболевания, после регулярных занятий в бассейне, стали болеть реже (1-2 раза). Это объясняется тем, что плавание очень положительно действует на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, укрепляет иммунитет и повышает устойчивость к вирусам. Студенты, ведущие малоподвижный образ жизни, стали замечать меньше болей в области суставов. Ведь посещение бассейна

поддерживает тело в тонусе и укрепляет суставы, формирует красивую осанку. Студенты с лишним весом подчеркнули снижение массы своего тела. Посещение бассейна - это аэробная тренировка, которая при регулярных занятиях избавит

V» V» Д \J

от последствий лишних калорий. А те студенты, которые до занятий плаванием жаловались на плохой сон, неврозы, вспышки агрессии отметили то, что бассейн помогает им снимать последствие стресса, что благоприятно оказывает влияние на крепкий и здоровый сон.

Таким образом, проведённый опрос свидетельствует о том, что плавание как вид инновационных технологий физкультурно - оздоровительной направленности в физическом воспитании положительно влияет на физическое и психическое состояние.

Следовательно, при возможности в учебных заведениях необходимо включать занятия по плаванию, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.

Литература

1. Борина Ю. Ю. Управление спортивно ориентированным физическим воспитанием на уровне общеобразовательного учреждения в условиях муниципальной системыI: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Чайковский, 2011. 217 с.

2. Селиванова И. Б. Плавание — одно из важнейших средств физического воспитания школьников [Электронный ресурс]. URL: ИНр://откры1ты1йурок.рф/ %D1%81 %D1%82%D0%B0%D1%82%D1 %8C%D0%B8/313779/ (дата обращения 3.04.2019)

3. Творчество молоды/х. Вестник студенческого научно-творческого общества КСЭИ : материалы/ XVI межвузовской научно-творческой студенческой конференции 22 апреля 2013г. /под науч. ред. А. В. Жинкина. Краснодар : КСЭИ, 2014.143 с.

4. Физкулытурно-оздоровителыны/е технологии : учебное пособие / сост. И. А. Ивко. Омск : Изд-во СибГУФК, 2009. 148 с.

References

1. Borina Yu. Yu. Upravlenie sportivno orientirovannym fizicheskim vospitaniem na urovne obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya v usloviyakh munitsipal'noj sistemy. Dis. kand. ped. nauk [Management of sports-oriented physical education at the level of educational institutions in the conditions of the municipal system. Diss. cand. ped. Sci.]. Chajkovskij, 2011, 217p.

2. Selivanova I. B. Plavanie — odno iz vazhnei'shikh sredstv fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [Swimming is one of the most important means of physical education of schoolchildren]. Available at: http://otkrytyi'urokrf/ %D1%81 %D1%82%D0%B0%D1%82%D10%o8C%oD0%oB8/313779/ (accessed 3.04.2019)

3. Zhinkin A. V. (ed.). Tvorchestvo molodykh. Vestnik studencheskogo nauchno-tvorcheskogo obshchestva KSEI. Materialy XVI mezhvuzovskoj nauchno-tvorcheskoj studencheskoj konferentsii 22 aprelya 2013 g. [The creativity of the young. Bulletin of the students ' scientific-creative society XII: proceedings of the XVI inter-University scientific and artistic student's conference April22, 2013]. Krasnodar, KSEI Pub., 2014,143p. (In Russ.).

4. Fizkul'turno-ozdorovitel'nye tekhnologii [Sports and health technologies]. Omsk, SibGUFK Pub., 2009,148p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.