Научная статья на тему 'Виды общения и их влияние на развитие различных сторон психологии и поведения человека'

Виды общения и их влияние на развитие различных сторон психологии и поведения человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5667
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ижаева Джулдуз Сагитовна

Общение это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды общения и их влияние на развитие различных сторон психологии и поведения человека»



SCIENCE TIME

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН ПСИХОЛОГИИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Р;У 1

Ижаева Джулдуз Сагитовна, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева,г. Карачаевск

E-mail: miss.batdyeva09@mail.ru

Аннотация. Общение - это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Ключевые слова: общение, психология, стиль общения, коммуникабельность.

Важной характеристикой общения является его стиль. Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от разных моментов -от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Общение - одно из самых модных тем современной психологии. Это не только необходимая, но и наиболее существенная сторона, неотъемлемо проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества. Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Термин «общение» в традиционной социальной психологии часто заменяют английским термином «коммуникация». Специфика общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Можно выделить несколько определений этого понятия.

Общение - это реализация всей системы отношений человека. Общение пронизывает всю систему взаимодействия людей, каждый его микроэлемент.

Таким образом, общение в широком смысле, можно понимать, как взаимосвязь, контакт между людьми, который может реализоваться в понимании, сочувствии, сопереживании. В узком смысле общение - это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы или потребности.

Тема данной работы во все времена актуальна, так как человек существо социальное и он не может существовать вне общества, поэтому каждый должен уметь общаться, учитывая особенности окружающих.

Учитывая сложность понятия «общение» необходимо обозначить его структуру. Андреева Г.М. выделяет в структуре общения три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

- интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

- перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Характеристики общения:

- содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. Информация может содержать:

а) сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа;

б) о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении;

в) данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт;

г) информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа);

д) знания о мире и приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки (свойственны только человеческому общению);

- целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности,

обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей;

- внешняя сторона общения, которая выражается:

а) коммуникативной активностью;

б) интенсивностью действий;

в) инициативностью;

г) мастерством и др.;

- внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт;

- стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей.

Стили разделяются на:

а) дружеский;

б) подавляющий;

в) популистский;

г) заигрывающий;

д) требовательный;

е) деловой;

ж) позиционный;

з) сдержанный и др.;

6) средства общения;

7) функции общения.

Принципиально важно признать, что общение всегда имеет цель, находящуюся за пределами самого общения, т. е. оно осуществляется для чего-то. Возможные цели общения чрезвычайно широки. Получить или отдать материальные блага (предметы, услуги). Обеспечить взаимодействие при выполнении совместной работы (практической и теоретической). Получить или передать те или иные сведения. Изменить настроение собеседника или свое собственное состояние. Помочь другому в решении его духовных проблем. Перестроить собственное отношение к значимым явлениям жизни и так далее.

Константой выступает стиль общения, т.е. способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими, в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.

SCIENCE TIME

В зарубежной психологии проблема стиля общения берет начало в трудах К. Левина в 30-е г. 20 в., которым было предложено понятие «стиля лидерства». Зарубежная философия индивидуализма, вероятно, обусловила постановку акцента в этой проблеме на детерминации стиля общения личностными факторами. Так, например, одной из причин непродуктивности стиля взаимодействия в зарубежной психологии провозглашается чувство неполноценности у человека, отсутствие у него самоуважения, любви к самому себе, чувства собственного достоинства. Кроме того, в зарубежной психологии изучаются последствия либерально-попустительского и авторитарного стилей руководства, что имеет несомненный интерес для отечественной психологии.

Понятие стиля общения близко по своей сути понятию характера. Ученые постоянно проявляли интерес к этому явлению, пытаясь создать классификацию или типологию характеров. Общая характерология представляет собой учение о признаках как физического, так и душевного рода. В.В. Латыновым , было проведено исследование личностных особенностей. Для каждого испытуемого подсчитали значения по двум основным факторам:

- доминирование - подчинение;

- дружелюбие - враждебность.

Таким образом, были получены следующие группы:

- доминантные - дружелюбные;

- доминантные - недружелюбные;

- уступчивые - недружелюбные;

- уступчивые - дружелюбные.

Данные пяти групп послужили основой для выделения пяти стилей речевого поведения, они получили следующие названия:

Опекающий - стремится к сотрудничеству, независим и самостоятелен в ситуациях общения. Ведёт разговор на равных, общение носит личностный характер. Проявляет активную доброжелательность и желание поддержать собеседника.

Властный - стремится к соперничеству, доминированию в общении: его речевая активность вызывает негативную оценку собеседника, что связано с большей её длительностью и использованием речевых актов, направленных на снижение престижа собеседника. Недружелюбен, общается не на равных, не поддерживает собеседника.

Отчуждённый - в ситуациях речевого взаимодействия его носитель держит дистанцию, отгорожен, уступчив, покорен, насторожен и несколько пассивен.

Послушный - скромен, предупредителен в речевом общении. Доброжелателен, общается на равных, поддерживает собеседника, отмечается неконвенциональность, личностность речевого поведения.

Сбалансированный - такие характеристики речевой активности, как доминирование в разговоре, личностность, стремление общаться на равных, активная доброжелательность, хотя и присутствуют, но выражены не очень сильно.

Стиль речевого поведения характеризуется известной пластичностью, не являясь жёсткой системой. В зависимости от ситуации взаимодействия носитель стиля довольно существенно модифицирует своё речевое поведение, сохраняя, однако, в известных пределах, присущую стилю специфичность. Сознательное формирование своего стиля общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

Начало научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том, что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработали социально-психологическое понятие «стиль лидерства». Лидерство рассматривается в социальной психологии как феномен, характеризующий динамические процессы в группе, связанные с отношениями доминирования и подчинения.

В рамках исследуемой проблемы выделяют и понятие «стили лидерства», обозначающее «совокупность приемов и методов, применяемых лидером и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей». К. Левиным и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства:

- авторитарный;

- демократический;

- анархичный.

В более поздних классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения: «директивный», «коллегиальный», «либеральный», или «властный», «коллективный», «попустительский».

Авторитарный (директивный, властный) - стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках.

Демократический (коллегиальный, коллективный) - лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий.

Либеральный (анархический, попустительский) стиль лидерства - форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществляемые отечественными психологами, показывает,

SCIENCE TIME

эффективность стиля лидерства зависит не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы. Рассмотрим критерии стилей, предлагаемые К. Левиным.

Коммуникативные стили речи. Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми. Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации- важные характеристики коммуникативной компетентности.

Каждый человек оказывается перед проблемой выбора своей собственной позиции, своего «участка на оси». Для описания взаимопереходов между полюсами психологи предлагают выделить несколько уровней, каждый из которых соответствует определенной стратегии межличностного взаимодействия.

1. Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений, стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Стереотипное представление о другом, открытое без маскировки императивное воздействие: от насилия, подавления, господства до внушения, приказа с использованием грубого простого принуждения.

2. Манипуляция. Возникает на том этапе, когда открыто переиграть соперника уже не удается, а полностью подавить нет возможности. При этом сохраняется тенденция игнорирования его интересов и намерений, однако стремление добиться своего происходит с оглядкой на производимое впечатление. Воздействие скрытое с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением сложного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия -- провокация, обман, интрига, намек.

3. Соперничество. Партнер представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться, но основная задача -- переиграть его. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.

4. Партнерство. Отношение к другому, как к равному, с кем надо считаться, но в то же время стремление не допустить нанесения ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Отношения равноправные, но осторожные, основанные на согласовании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит, и средством объединения, и средством оказания давления.

5. Содружество. Отношение к другому, как к самоценности. Стремление к объединению в совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Основной инструмент воздействия уже не договор, а согласие (консенсус).Многие авторы подчеркивают, что женщины во главу угла ставят отношения между людьми, что проявляется и в большей для женщин значимости общения.

В. Б. Буланова отмечает, что отношение к общению у девочек характеризуется потребностью в подруге, тяготением к мальчикам старшего возраста, ориентацией на авторитет взрослых; у мальчиков — стремлением занять свое место в коллективе, желанием добиться признания сверстников, потребностью в общении с девочками и потребностью в общении «на равных» со взрослыми.

Большая озабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения является косвенным проявлением их интереса к мнению о себе окружающих. Девочки задают родителям больше вопросов о социальных отношениях. Вследствие этого девочки больше готовы к общению, чем мальчики. О. А. Тырнова, например, выявила, что юноши чаще, чем девушки, используют шаблонные типы взаимодействия. Они в меньшей степени, чем девушки, владеют приемами и способами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении.

Большее стремление девочек к общению, по сравнению с мальчиками, показано и другими исследователями. Это же выявлено и на взрослых. А. А. Бодалевым, например, установлено, что объем общения у мужчин в полтора раза меньше, чем у женщин. В то же время, как показано Т. В. Архиреевой, мальчики в большей мере удовлетворены отношениями со сверстниками, чем девочки. Часто считается, что женщины больше тратят времени на разговоры, чем мужчины. Тем не менее это мнение не подтверждается эмпирическими данными исследований «суммы времени, потраченного на разговоры». Данные исследований показывают совершенно противоположный результат: если учесть все время, потраченное на разговоры, то мужчины говорят больше женщин. Большая значимость общения для женщин подчеркивается и тем фактом, что у людей в возрасте от 70 до 90 лет общительность дает высокую положительную корреляцию с переживанием счастья именно среди женщин, но не обнаруживает такой же связи у мужчин.

А. А. Бодалев показал, что в круг непосредственного общения у женщин разновозрастных лиц входит больше, чем у мужчин. Это подтверждается и данными, полученными И. С. Коном. Если юноши в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девушки в значительной их части — на более старших представителей мужского пола. Так, по данным И. С. Кона, отвечая на вопрос: «Какого возраста друга вы бы

SCIENCE TIME

предпочли?», юноши в 80% отдали предпочтение сверстнику, в 20% — старшему и лишь в редких случаях — младшему. Девушки же отдают предпочтение старшим в 40-50% и никого не выбирают моложе себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста крайне противоречива. Так, они охотно попечительствуют (помогают, наставляют, ухаживают) именно над младшими детьми.

Основанием для включения того или иного человека в круг общения у мужчин выступает возможность получения от этих лиц различной помощи, а также участие их в удовлетворении повседневных бытовых потребностей. С возрастом причины формирования круга непосредственного общения меняются. Если у детей предпочтение отдается по эмоционально-половому признаку, то у взрослых главным фактором в выборе партеров по общению является прагматизм.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. (Группа в социальной психологии: 170—284.)

2. Кричевский Р. Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991. (Понятие малой группы. История исследований малых групп: 5—35. Генезис и развитие малой группы: 46—60.)

3. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. (Общества и группы: 57—69. Эффективность групповой деятельности: 176— 193.)

4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. (Понятие о психологическом климате в коллективе: 3—16. Эффективность групповой деятельности: 87—120.)

5. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. (Условия эффективности групповой работы: 115—127.)

6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Группа, коллектив и личность: 122—163.)

7. Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984. (Малая группа и коллектив как объект психологического исследования: 3—39. Коллектив. Определение, сплоченность, развитие: 64—190.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.