Научная статья на тему 'ВИДЫ НАРРАТИВОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ВИДЫ НАРРАТИВОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1453
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СУБЪЕКТИВИЗМ / АКСИОЛОГИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудрявцева З.Г.

После «нарративного поворота» в гуманитарных науках нарратив стал широко исследоваться в различных областях науки. Выявленные исследователями свойства и характеристики нарратива предоставили огромные возможности для его применения в различных сферах человеческой деятельности, в особенности в политическом дискурсе при освещении политических событий. В статье рассматриваются различные классификации видов нарративов, основанные на степени вовлеченности автора в процесс повествования, социальных функциях нарративов, их политического значения, характере референта и степени субъективизации новостных сообщений. Исследуется функционирование определенных видов нарративов в политическом дискурсе и их использование при создании модифицированного субъективного политического текста. На материале англоязычных электронных изданий The New York Times и The New York Post проведен анализ структуры новостных сообщений, выявлена склонность к трансформации нарратива для передачи авторской интенции через искажение фактов, апеллирование к дихотомии «свои» / «чужие», навязывание оценки, субъективные комментарии и другие приёмы. Выявляется потенциал нарратива в создании политически направленных текстов и воздействии на массовое сознание посредством искажения реальных политических событий при помощи насыщения текста субъективными эмоционально-оценочными компонентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кудрявцева З.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF NARRATIVE IN POLITICAL DISCOURSE

After the “narrative turn” in the humanities, narrative has been widely studied in various fields of science. The properties and characteristics of the narrative revealed by researchers have provided tremendous opportunities for its application in various spheres of human activity, especially in political discourse when covering political events. The article examines various classifications of types of narratives based on the degree of the author's involvement in the narrative process, the social functions of narratives, their political significance, the nature of the referent and the degree of subjectivization of news reports. The author investigates functioning of certain types of narratives in political discourse and their use in creating a modified subjective political text. Based on the material of the English-language electronic publications from The New York Times and The New York Post , the analysis of the structure of news messages is carried out, which reveales a tendency to transform the narrative to convey the author's intention through distortion of facts, an appeal to the dichotomy of "us" / "others", the imposition of evaluation, subjective comments and other techniques. The author reveals the potential of the narrative in creating politically directed texts and influencing the mass consciousness by distorting real political events by saturating the text with subjective emotional and evaluative components.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ НАРРАТИВОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

ЯЗЫК СМИ LANGUA GE OF MASS MEDIA

УДК 811.111

10.36622/AQMPJ.2021.60.37.021

Башкирский государственный университет аспирант кафедры романо-германской филологии Кудрявцева З.Г.

Россия, г. Уфа, тел. 8-987-100-73-23 e-mail: zemfira.kd@gmail.com

Bashkir State University

The chair of Romance and Germanic philology

Postgraduate student

Kudryavtseva Z.G.

Russia, Ufa, tel. 8-987-100-73-23

e-mail: zemfira.kd@gmail.com

З.Г. Кудрявцева

ВИДЫ НАРРАТИВОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

После «нарративного поворота» в гуманитарных науках нарратив стал широко исследоваться в различных областях науки. Выявленные исследователями свойства и характеристики нарратива предоставили огромные возможности для его применения в различных сферах человеческой деятельности, в особенности в политическом дискурсе при освещении политических событий. В статье рассматриваются различные классификации видов нарративов, основанные на степени вовлеченности автора в процесс повествования, социальных функциях нарративов, их политического значения, характере референта и степени субъективизации новостных сообщений. Исследуется функционирование определенных видов нарративов в политическом дискурсе и их использование при создании модифицированного субъективного политического текста. На материале англоязычных электронных изданий The New York Times и The New York Post проведен анализ структуры новостных сообщений, выявлена склонность к трансформации нарратива для передачи авторской интенции через искажение фактов, апеллирование к дихотомии «свои» / «чужие», навязывание оценки, субъективные комментарии и другие приёмы. Выявляется потенциал нарратива в создании политически направленных текстов и воздействии на массовое сознание посредством искажения реальных политических событий при помощи насыщения текста субъективными эмоционально-оценочными компонентами.

Ключевые слова: нарратив, политический дискурс, субъективизм, аксиологичность, эмоциональность.

After the "narrative turn" in the humanities, narrative has been widely studied in various fields of science. The properties and characteristics of the narrative revealed by researchers have provided tremendous opportunities for its application in various spheres of human activity, especially in political discourse when covering political events. The article examines various classifications of types of narratives based on the degree of the author's involvement in the narrative process, the social functions of narratives, their political significance, the nature of the referent and the degree of subjectivization of news reports. The author investigates functioning of certain types of narratives in political discourse and their use in creating a modified subjective political text. Based on the material of the English-language electronic publications from The New York Times and The New York Post, the analysis of the structure of news messages is carried out, which reveales a tendency to transform the narrative to convey the author's intention through distortion of facts, an appeal to the dichotomy of "us" / "others", the imposition of evaluation, subjective comments and other techniques. The author reveals the potential of the narrative in creating politically directed texts and influencing the mass consciousness by distorting real political events by saturating the text with subjective emotional and evaluative components.

Key words: narrative, political discourse, subjectivity, evaluative components, emotionality.

В последнее время нарратив активно изучается в различных дисциплинах гуманитарных и со-

© Кудрявцева З.Г., 2021

Z.G. Kudryavtseva

THE TYPES OF NARRATIVE IN POLITICAL DISCOURSE

циальных наук (Й. Брокмейер, Р. Харре, М. Бейкер, И.В. Троцук, Д. Шмид, Е.И. Шейгал, З.З. Чанышева). Понятие «нарратив» приобретает популярность в связи с признанием нарративного характера человеческого мышления, тенденции отражать человеческий опыт в повествовательной форме. С этой точки зрения Уильям Лабов определяет нарратив как один из методов повторения прошлого опыта путем сопоставления словесной последовательности предложений с последовательностью событий, которые действительно произошли [1, с. 359]. Свойства и характеристики нарратива предоставляют огромные возможности для его применения в различных сферах, в особенности при освещении политических событий в СМИ. Лёгкость, которую «нарративное воображение может вдохнуть в тяжеловесную действительность», помогает описывать сложные переплетения событий в виде простых историй [2, с. 39].

Существует несколько классификаций нарративов по различным критериям. Классификация Моны Бейкер, созданная на основе типологии нарративов М.Р. Сомерс и Г.Д. Гибсон, выделяет четыре вида нарративов в зависимости от их социальных функций и политического значения повествования. Онтологические (ontological) нарративы - наши личные истории, которые мы рассказываем сами себе о нашем существовании в мире. Они наполняют жизнь смыслом и, несмотря на сфокусированность на себе и непосредственно окружающем мире, имеют межличностный и социальный характер. Человек существует в социуме, и даже его личный нарратив неизбежно будет опираться на коллективные нарративы. Символы, структуры, лингвистические формулировки - вот то, без чего невозможно было бы понять или интерпретировать личные нарративы, будь они слишком оторваны от социального контекста. Онтологические нарративы зависят от коллективных нарративов, но в то же время формируют их. Общественные (public) нарративы - истории, созданные и распространяющиеся в социальных и институциональных образованиях больших чем индивидуальные (например, семья, работа, город или страна). Такие нарративы могут быстро изменяться в течение нескольких лет или даже месяцев, так как они хорошо адаптированы к изменениям политического и социального пространства. Мона Бейкер подчеркивает, что общественный вид нарративов не является схожим с коллективным, так как формируется не под влиянием коллективного разума, а в рамках отдельного общественного объединения. Коллективный нарратив - это свободный термин, не используемый в рамках определенной модели, который размыто обозначает любой тип нарратива, относящийся к коллективу. Дисциплинарные (conceptual, disciplinary) нарративы - концепты и их объяснения, развитые учёными любой области для себя и других о своем объекте исследования. Они являются образами, разработанными учёными, продуктом исследования. Мета-нарратив (meta narratives, master narratives) - нарратив, в который мы встроены как современные участники истории. Такие нарративы могут существовать десятилетиями и влиять на жизни людей (капитализм, коммунизм, холодная война и т.д.) [3, с. 28-44].

Другая классификация нарративов основывается на степени вовлеченности нарратора в повествование, где традиционно выделяют третьеличный и перволичный нарративы. В нарративе от 3-го лица нарратор «не принадлежит миру текста». Изображаемые события разворачиваются словно сами по себе, а авторская интенция скрыта под видимостью объективности. В нарративе от 1 -го лица автор «принадлежит миру текста», участвует в описываемых событиях и изображает их с точки зрения своего восприятия [4, с. 918]. В терминологии С.Н. Плотниковой эти виды нарратива представлены как «мир со мной» и «мир без меня» [5, с. 41].

Большинство новостных сообщений составлены в форме третьеличного нарратива, однако в последнее время в СМИ стал использоваться перволичный нарратив. В связи с нарастающей популярностью социальных сетей появилась возможность освещать события с места от первого лица в режиме онлайн. Сотни и тысячи людей могут делиться последними новостями в сети, высказывая при этом свою точку зрения. Эта тенденция активно распространяется и среди политических лидеров, которые могут выражать свою позицию без СМИ, журналистов и прочих посредников. Президент США Дональд Трамп является одним из активных пользователей Твиттера, где часто оставляет комментарии относительно тех или иных политических событий в своём аккаунте. Одним из его последних комментариев на тему выборов президента США в 2020 году было заявление о рекордном росте экономики в последние годы: "Under my leadership, our ECONOMY is now growing at the fastest rate EVER recorded—33.1%! #MAGA" [6, URL]. В данном высказывании форма личного местоимения "my" подчеркивает заслуги президента в отношении роста экономики страны, а местоимение "our" объединяет президента с народом в категорию «свои», с точки зрения дихотомии «свои» / «чужие».

Далее более выраженное разделение происходит в одном из его твиттов против Джозефа Байдена о «предательстве» латиноамериканцев со стороны оппонента: "For 47 years, Sleepy Joe Biden betrayed Hispanic-Americans. Now he. wants to close your small businesses, eliminate school choice, and attack our Hispanic Law Enforcement Heroes. I_the incredible Hispanic-American community!" [6]. На категориальном уровне происходит противопоставление оппозиции с оценкой «враждебный», «противостоящий», и себя «дружелюбный», «оказывающий поддержку». Активное использование личных местоимений противопоставляет сначала оппонента латиноамериканскому сообществу "he" / "your", затем объединяет народ и президента в отдельную категорию «свои» 'Т' / "our".

Авторская установка также может проявляться в насыщении текста эмоционально-оценочными коннотативами [7, с. 99]. В отношении Д. Байдена используются слова с резко негативной коннотацией - "betray" (to not be loyal to your country or a person, often by doing something harmful such as helping their enemies), "eliminate' (to remove or take away someone or something), "attack" (to try to hurt or defeat using violence) [8], в то время как высказывания Д. Трампа сопровождает положительное "incredible^ (extremely good). Таким образом подчеркивается единение интересов президента и народа путём дискредитирования соперника и негативной оценки его действий. В данной форме сообщения в ситуацию включен референт автора «Я», который выражает личные «Я»-пропозиции [9, с. 178]. «Я»-пропозиции выражают субъективное мнение автора и незаметно навязываются читателю. В тексте выражены пропозиции: Джозеф Байден - чужой, предатель, нарушающий права и свободы человека; Дональд Трамп - свой, друг, поддерживающий латиноамериканское сообщество.

В политическом дискурсе Е.И. Шейгал выделяет три типа нарративов по характеру референта: личностный, идеологический и событийный. Личностный нарратив политика создаёт его имидж, описывает его жизненный опыт, выполняя презентационную функцию. Относительно времени личностный нарратив может быть направлен ретроспективно или проспективно. Идеологический - нар-ратив-доктрина является комплексом идей, составляющих основу идеологии партий. Событийный -нарратив политических событий и ситуаций, служащий «обоснованием определенного политического курса, политических акций» [10, с. 4-7]. Данный вид нарратива используется для подготовки аудитории к свершению политиком определённых действий, чтобы позже служить оправданием или обоснованием своего выбора. Он предлагает одну из «версий» политической ситуации, вариант её изложения с точки зрения интенции автора.

Автор интерпретирует информацию на этапе изложения событий, выражая свою субъективную позицию, но также и читатель при восприятии накладывает на них своё видение причин и последствий событий [11, с. 42]. Таким образом при освещении событий в СМИ создаётся текст, содержащий не прямое изложение фактов, а одну из их трактовок. Хелен Фултон называет модифицированный субъективный новостной текст «мягкой» (soft) формой нарратива, подверженной искажению и интерпретации. «Жесткие» (hard) же виды новостных текстов должны отражать политические события беспристрастно и объективно. Новостные нарративы отличает типичная неупорядоченная или несвязанная хронологическая структура и сравнительное отсутствие причинно-следственной связи, но они отчетливо представляют собой повествования в том смысле, что они превращены в рассказы или мифы о том, «как обстоят дела» (stories or myths about the 'way things are') [12, с. 256]. Тенденция представлять информацию о текущих событиях в форме «мягких» новостей, представляющих интерес для людей, оказывает влияние на структуру новостных сообщений. Изложенная новостная информация в форме нарратива изображает сложное сплетение событий в разбивке на отдельные части и передаёт их как последовательность простых мелких историй, упрощённых для восприятия читателем. Кроме того, нарратив с идеологической основой обладает индивидуальным субъективным характером, так как восприятие читателем осуществляется в основном через индивидуальный опыт.

За неделю до президентских выборов в США состоялись финальные дебаты между кандидатами Дональдом Трампом и Джозефом Байденом. Рассмотрим это событие с точки зрения двух издательств, поддерживающих разных кандидатов. Газета "The New York Times" на протяжении практически пятидесяти лет поддерживала кандидатов только партии демократов (Джозеф Байден - кандидат от демократической партии в президентских выборах 2020), в то время как издание "The New York Post" официально поддержало кандидатуру представителя республиканской партии Дональда Трампа в предвыборной гонке.

Говоря в статьях о прошедших дебатах, авторы обсуждают диаметрально противоположные взгляды кандидатов, резюмируют сильные и слабые стороны их выступления. Характеризуя выступ-

ление Д. Трампа, авторы сравнивают первые и финальные дебаты. The New York Times изображает его как агрессивного оппонента, называет его поведение оскорбительным и неполитичным. На протяжении всей статьи высказывания в его адрес сопровождаются оценочными суждениями, выражающими агрессию, злость, раздражение: "increasing aggression", "harangue" ("to speak to someone or a group of people, often for a long time, in a forceful and sometimes angry way, especially to persuade them"), "badger" ("to annoy someone by repeatedly asking questions or telling the person to do something") [8]. Также выступление Трампа отождествляется с нападением - "attacks", "short-circuit", "jab" ("to push or hit something forcefully and quickly, often with a thin or sharp object") [8], а его аргументы признаются необоснованными или преувеличенными: "unsubstantiated or baseless attacks", "exaggerated or baseless charges" [13].

The New York Post, в свою очередь, описывает финальные дебаты как лучшее выступление Трампа в ходе предвыборной кампании, насыщая текст положительной оценкой: "sharper and calmer performance", "change in style", "better showing", "Trump's best debate ever". Он предстаёт перед читателем спокойным и рассудительным политиком ("he was thoughtful and kept to his theme"). Первым неудачным дебатам в тексте автор не уделяет много внимания, лишь вскользь упоминая о критике со стороны общественности ("much-criticized first debate ", "frequently interrupted') [14].

При обсуждении политики в вопросах иммиграции автор New York Times обвиняет Д. Трампа в бессердечности, осуждая его за разлуку множества семей и разжигание расовой ненависти: "heartless ", "inflaming racial tensions" [13]. В то время как в статье газеты New York Post запрет нелегальной иммиграции и ужесточение миграционной политики признается «здравым смыслом», «честными» мерами по отношению к гражданам своей страны ("unfettered illegal immigration was unfair to American workers, a common-sense belief '). Позиция Джозефа Байдена резко осуждена как враждебная, направленная на улучшение отношений с Китаем, но против своего электората. Автор апеллирует к дихотомии «свои» / «чужие», упрекая Байдена в лицемерии, который готов раздать рабочие места американцев иммигрантам ради улучшения отношений с Китаем ("them eating our lunch") [15].

Нарративы не только отражают реальность, но и формируют её, указывая на способы интерпретации человеческого опыта и ценностные установки в рамках данной культуры. Нарратив имеет субъективный, аксиологичный и эмоциональный характер, что позволяет использовать его в качестве инструмента создания политически направленного модифицированного текста. При освещении политических событий авторы всё чаще прибегают к использованию «мягкой» формы нарратива, в высокой степени подверженной субъективизации. Нарратив способен трансформироваться для передачи авторской интенции через искажение фактов, апеллирование к дихотомии «свои» / «чужие», навязывание оценки, субъективные комментарии и другие приёмы. Освещая политические события, автор нарратива не излагает сухие объективные факты, а проецирует своё видение событий, их предпосылок и последствий. Нарратив представляет собой мощный инструмент воздействия в руках умелого манипулятора, который имеет огромные возможности применения как в политическом дискурсе, как и в других областях социальных наук.

Библиографический список

1. Labov W. The transformation of experience in narrative syntax // Language in the inner city. University of Pennsylvania Press, Philadelphia, PA, 1972. P. 354-397.

2. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.

3. Baker M. Translation and Conflict: A Narrative Account. Routledge, 2006. 208 р.

4. Падучева Е.В. Игра со временем в первой главе романа В. Набокова // Язык. Личность. Текст: сб. ст. к 70-летию Т.М. Николаевой. М.: Языки славянских культур, 2005. С. 916-931.

5. Плотникова С.Н. Дискурсивное конструирование как теоретическое понятие // Известия ВГПУ. 2014. №5 (90). С. 41-46.

6. Twitter [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/realdonaldtrump (дата обращения: 02.11.2020).

7. Чанышева З.З. Ипостаси категории «чужие» в медийной коммуникации // Язык и текст langpsy.ru. 2016. Т. 3. № 3. С. 96-105.

8. Cambridge dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (дата обращения: 03.11.2020).

9. Москаленко Е.С. Личностный нарратив как когнитивный принцип организации массмедий-ного дискурса // Вестник ИГЛУ. 2009. №1 (5). С. 175-181.

10. Шейгал Е.И. Многоликий нарратив // Политическая лингвистика. Вып. 2 (22). Екатеринбург, 2007. С. 86-93.

11. Гаврикова О.А. Прагматика кликбейтинга в интертекстуальном пространстве медиадискур-са // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических н. Специальность: 10.02.19 - Теория языка, Уфа. 2020. 202 с.

12. Fulton H., Huisman R., Murphet J., Dunn A. Narrative and Media. Cambridge University Press, 2005. 343 p.

13. In Calmer Debate, Biden and Trump Offer Sharply Different Visions for Nation // The New York Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2020/10/22/us/politics/debate-presidential-recap.html (дата обращения: 29.10.2020).

14. Who won the final presidential debate? Experts grade Trump and Biden // The New York Post [Электронный ресурс]. URL: https://nypost.com/2020/10/23/who-won-the-final-presidential-debate-experts-grade-trump-biden/ (дата обращения: 29.10.2020).

15. The New York Post endorses President Donald J. Trump for re-election // The New York Post [Электронный ресурс]. URL: https://nypost.com/2020/10/26/the-new-york-post-endorses-president-donald-j-trump-for-re-election/ (дата обращения: 29.10.2020).

References

1. Labov W. The transformation of experience in narrative syntax // Language in the inner city. University of Pennsylvania Press, Philadelphia, PA, 1972. P. 354-397.

2. Brockmeyer J., Harre R. Narrative: problems and promises of one alternative paradigm // Problems of Philosophy. 2000. Vol. 3. P. 29-42.

3. Baker M. Translation and Conflict: A Narrative Account. Routledge, 2006. 208 p.

4. Paducheva E.V. Playing with the time in the first chapter of V. Nabokov's novels // Language. Personality. Text. Moscow, 2005. P. 916-631.

5. Plotnikova S.N. Discourse construction as a theoretical notion. // The Bulletin of VGPU. 2014. Vol. 5 (90). P. 41-46.

6. Twitter [Electronic resource]. URL: https://twitter.com/realdonaldtrump (date of the application: 02.11.2020).

7. Chanysheva Z.Z. Different natures of the category 'aliens' in media communication // Language and text langpsy.ru. 2016. Vol. 3. Iss. 3. P. 96-105.

8. Cambridge dictionary [Electronic resource]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (date of the application: 03.11.2020).

9. Moskalenko E.S. Personal narrative as a cognitive principle of mass media discourse organization // The Bulletin of IGLU. 2009. Vol. 1 (5). P. 175-181.

10. Shejgal E.I. Multiple narrative// Political linguistics. Iss. 2 (22). Yekaterinburg, 2007. P. 86-93.

11. Gavrikova O.A. The pragmatics of click baiting in the intertextual space of media discourse // Thesis ... PhD in pholology: 10.02.19 - Language theory. Ufa. 2020. 202 p.

12. Fulton H., Huisman R., Murphet J., Dunn A. Narrative and Media. Cambridge University Press, 2005. 343 p.

13. In Calmer Debate, Biden and Trump Offer Sharply Different Visions for Nation // The New York Times. [Electronic resource]. URL: https://www.nytimes.com/2020/10/22/us/politics/debate-presidential-recap.html (date of the application: 29.10.2020).

14. Who won the final presidential debate? Experts grade Trump and Biden // The New York Post [Electronic resource]. URL: https://nypost.com/2020/10/23/who-won-the-final-presidential-debate-experts-grade-trump-biden/ (date of the application: 29.10.2020).

15. The New York Post endorses President Donald J. Trump for re-election // The New York Post [Electronic resource]. URL: https://nypost.com/2020/10/26/the-new-york-post-endorses-president-donald-j-trump-for-re-election/ (date of the application: 29.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.