Научная статья на тему 'Виды межотраслевого перелива капитала в современной экономике'

Виды межотраслевого перелива капитала в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2089
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПЕРЕЛИВ КАПИТАЛА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / CAPITAL FLOW / INTERSECTIONAL CAPITAL FLOW / STATE AND PRIVATE INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко П. М.

В современной экономике рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, основанный на выравнивании средней нормы прибыли, дополняется регулируемым механизмом, основанным на государственных инвестициях для обеспечения национальных приоритетов в структурной перестройке экономики, поддержки сложных инфраструктурных проектов и инновационном развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF AN INTERSEX TORAL CAPITAL FLOW IN MODERN ECONOMY

In modern economy the market mechanism of an intersectional capital flow, based on equalization of profit rate, is supplemented with the adjustable mechanism based on the state investments for maintenance of national priorities in structural reorganisation of economy, support of difficult infrastructural projects and innovative development of the country.

Текст научной работы на тему «Виды межотраслевого перелива капитала в современной экономике»

♦----------

УДК 330.14

-------------♦

П.М. Шевченко

ВИДЫ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ПЕРЕЛИВА КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В современной экономике рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, основанный на выравнивании средней нормы прибыли, дополняется регулируемым механизмом, основанным на государственных инвестициях для обеспечения национальных приоритетов в структурной перестройке экономики, поддержки сложных инфраструктурных проектов и инновационном развитии страны.

Ключевые слова: движение капитала, межотраслевой перелив капитала, государственные и частные инвестиции.

P.M. Shevchenko

TYPES OF AN INTERSECTORAL CAPITAL FLOW IN MODERN ECONOMY

In modern economy the market mechanism of an intersectional capital flow, based on equalization of profit rate, is supplemented with the adjustable mechanism based on the state investments for maintenance of national priorities in structural reorganisation of economy, support of difficult infrastructural projects and innovative development of the country.

The key words: capital flow, intersectional capital flow, state and private investments.

Капитал, стремящийся к собственному самовозрас-танию, действует не в вакууме. Он оперирует в достаточно агрессивной среде себе подобных субъектов, которые также стремятся к собственному самовозраста-нию. Такая среда не может быть ничем иным, как кон -куренцией (ареной борьбы за более выгодные условия производства и обмена (сбыта продукции)). Концепция рынка строится на том, что все экономические субъекты равны перед юридическими нормами и законами и не получают политических преференций от государства, поэтому более выгодных условий производства и реализации можно достичь, только победив в экономическом соревновании с себе подобными, добившись или меньших, чем у других, издержек производства и реализации товаров, или более высокого технического уровня производства (что тоже в конечном итоге сказывается на размерах издержек).

Понятно, что в результате борьбы капиталов друг с другом (конкуренции) появляются некие среднеобщественные издержки производства и сбыта продукции. Очевидно, что если у какого-то из капиталов будут индивидуальные издержки ниже этих среднеобщественных, то этот капитал будет выигрывать, получая большую прибыль (разница между выручкой и издержками) по сравнению с капиталами, чьи издержки почему-то оказались выше среднеобщественных. Межотраслевая кон -куренция выражается в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли. В итоге создается некое динамическое равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен. Такие условия характерны только для совершенной конкуренции, когда никакие обстоятельства не препятствуют переливу капитала, а все субъекты рынка одинаково осведомлены о ценах и величинах прибыли.

Вместе с тем, анализируя движение капитала в российской экономике, можно обнаружить факты, свиде-

тельствующие о нарушении описанного выше динамического равновесия. На протяжении последних пятнад -цати лет капиталы устойчиво перетекали в добывающие топливно-энергетические отрасли (среднее значение по годам - 14,5%, максимум - 17,5% в 2001 г.), обрабатывающие производства (среднее значение по годам - 15,8%, максимум - 16,4% в 2004 и 2005 гг.), транспорт (среднее значение по годам - 17%, максимум -19,2% в 2001 г.), сферу услуг (среднее значение по годам -17,7%, максимум - 25,3 в 1995 г.). Таким образом, интенсивное инвестирование и рост объемов основного капитала в одних отраслях сопровождается сокращением инвестирования в других отраслях. Настораживает сокращение инвестиций в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (-0,2%), производство транспортных средств и оборудования (-0,5%), строительство (-1%).

Очевидно, что любое производство носит ярко выраженный общественный характер: каждое предприятие включено в систему разделения труда и удовлетворяет конкретные общественные потребности. Поэтому в какую бы отрасль капитал не вкладывался, он требует равных условий для возрастания или, что то же самое, равной нормы прибыли. Если норма прибыли в какой-либо отрасли устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покидают ее, и общественная потребность в товарах этой отрасли остается неудовлетворенной. Тем не менее есть целый ряд отраслей, инвестиции в которые характеризуются более низкими значениями практически всех основных показателей инвестиционной привлекательности:

- долгим сроком окупаемости;

- высокой стоимостью (объемом капиталовложений);

- наличием избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пикового» спроса;

- большими техническими, экономическими и политическими рисками;

- длительным периодом амортизации основных производственных фондов;

- значительным воздействием на окружающую среду, экономическое и социальное развитие местного сообщества, большим числом органов регулирования, различиями в статусе каждого из них и разнообразием их целей.

Проекты, которые имеют слишком большие сроки окупаемости, высокие риски, низкую норму отдачи на вложенный капитал, как правило, являются недостаточно привлекательными или недоступными для частных инвестиций. К таким направлениям относятся:

- создание и развитие инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение;

- создание и развитие элементов национальной инновационной системы;

- обеспечение реализации институциональных преобразований.

Если мы будем надеяться только на рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, то в данных отраслях будет наблюдаться устойчивое недопроизводство благ. Зная об этом, государство может использовать прямые (инвестиции из государственного бюджета, федеральные целевые программы) и косвенные (фискальные) методы стимулирования движения капитала в нужном направлении. Задача управления движением капитала перед государством стоит всегда, но в период кризиса она актуализируется.

Для интенсификации структурных преобразований российской экономики в ноябре 2005 г. был создан Инвестиционный фонд Российской Федерации. Наполнение фонда происходит за счет разницы между доходами федерального бюджета, формирующими Резервный фонд, при базовой цене на нефть и базовой цене, уменьшенной на 1 дол. США за баррель, а также за счет экономии на процентных платежах при досрочном погашении государственного внешнего долга. В законе о федеральном бюджете на 2006 г. впервые было предусмотрено образование Инвестиционного фонда объемом 69,7 млрд руб., на 2007 г. - 72 млрд руб.

Государственная поддержка в рамках Инвестиционного фонда означает, что инвестиционные проекты должны финансироваться исключительно на условиях софинансирования с частным сектором. При этом частный инвестор должен будет вложить минимум 25% средств. Государство поддерживает крупные инвестиционные проекты (стоимостью не менее 5 млрд руб. в течение пяти лет), а экономическая эффективность за счет реализации проекта должна обеспечивать рост валового регионального продукта на 25% в течение 10 лет. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4% и не более 11%. Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа - инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.

Господдержка из инвестиционного фонда будет осуществляться в трех форматах:

- прямое софинансирование проектов;

- участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;

- система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете и эти средства не «сгорают» по итогам года).

Будет использоваться два типа критериев при отборе проектов: качественные и количественные. К качественным критериям относится, в частности, национальная приоритетность.

В количественные критерии входят:

- общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;

- бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);

- финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).

В феврале 2006 г. Минэкономразвития объявило первый этап отбора проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда. В Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами по -ступило 46 проектов, из которых 12 были признаны соответствующими требованиям.

26 июля 2006 г. правительственная комиссия одобрила 4 первых проекта, претендующих на софинанси-рование из Инвестиционного фонда. 3 августа правительственная комиссия одобрила еще 3 проекта. Общая стоимость семи проектов составит 667,7 млрд руб. Их финансирование из Инвестфонда запланировано на уровне 164 млрд руб. Каждый из проектов будет оформлен инвестиционным соглашением. Среди них:

- строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» вокруг Санкт-Петербурга протяженностью

46,4 км. Сумма реализации проекта составляет

82.7 млрд руб., в том числе 28 млрд руб. бюджетных средств;

- строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр. Стоимость проекта - 54 млрд руб., из Инвестфонда будет выделено 25,8 млрд руб. Начало строительства - 2007 г.;

- комплексное развитие Нижнего Приангарья, на реализацию которого планируется затратить

358.7 млрд руб. (из Инвестфонда - 34,22 млрд руб.). Средства предлагается потратить на развитие транспортной инфраструктуры и на подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС. Также планируется построить Богучанский газоперерабатывающий завод, Чадобский цементный завод, каскад Нижнеангарских ГЭС, Поро-женский завод ферросплавов, Богучанское энерго-ме-таллургическое объединение, а также лесопромышленный комплекс;

- строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, предложенного компанией «Татнефть». Общая стоимость проекта составляет 130,2 млрд руб. (финансирование из Инвестфонда - 16,5 млрд руб.);

- создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области (представлено компанией «Но-риль-ский никель»). Общая стоимость проекта составляет 141,35 млрд руб. (из Инвестфонда -40,9 млрд руб.);

- строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной трассы М-1 Москва - Минск. Его стоимость - 17,6 млрд руб. (из Инвестфонда - 10,01 млрд руб.). Проект внесен Феде-

ральным дорожным агентством. Инвестор будет определен по результатам концессионного конкурса, после чего доля госучастия в строительстве дороги может быть снижена;

- строительство Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Общая стоимость проекта - 26 млрд руб. (из Инвестфонда - 8,8 млрд руб.). Этот проект будет реализовываться в рамках концессии.

27 декабря 2007 г. инвестиционная комиссия при Правительстве России приняла решение о выделении

из Инвестиционного фонда России 26,9 млрд руб. на строительство новой фабрики по производству микросхем по технологии 0,045-0,065 мкн. Общая стоимость проекта, который будет реализовывать компания «Ситроникс», - 58 млрд руб. Компания получит 51%, а государство - 49 % [1].

В 2007 г. инвестиционные проекты осуществлялись по следующим отраслям экономики:

45% - на развитие транспортной инфраструктуры;

30% - на развитие промышленных отраслей;

10% - на реализацию проектов в области ЖКХ;

5% - на создание инновационной инфраструктуры;

10% - на другие отрасли народного хозяйства [2].

В 2008 г. суммарный объем инвестиций при реализации данных проектов, т. е. прямые вливания в экономику Российской Федерации, превысили 1 трлн руб. Объем фонда в 2009 г. составит 156,5 млрд руб., однако в связи с уменьшением конъюнктурных доходов к 2010 г. ожида -ется сокращение бюджета фонда до 1 00,0 млрд руб.

Поскольку формирование Инвестиционного фонда основано на аккумулировании средств, полученных при экономии на процентах по внешнему долгу и остаточном принципе экономии от Резервного фонда, а также в связи с неопределенностью конъюнктурных доходов, можно говорить о непостоянном источнике доходов фонда. Следовательно, и расходы носят разовый, непостоянный характер. В этих условиях невозможно проведение планомерной, долгосрочной политики в области инновационного развития.

Еще одним источником финансирования фундаментальных исследований и инноваций являются федеральные адресные инвестиционные программы. Таких

программ в настоящее время 47 (таблица). Наибольший удельный вес по объему финансирования в 2009 г. приходится на транспорт (32,1%), развитие регионов (17,7%), национальную оборону (8,5%), развитие атомного ЭПК (7,5%), инновации (6,6%) и т.д. Можно отметить значительную положительную динамику в запланированных расходах на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры (с 32,1% в 2009 г. до 45,5% в 2011 г.), по остальным направлениям расходы увели -чиваются незначительно.

Планируя переход к инновационной модели развития экономики, основанной на интеллектуальном капитале и внедрении передовых информационных технологий на всех звеньях производственного цикла, государство пока решает ключевые задачи в таких областях, как инфраструктура, топливно-энергетический комплекс, создание высококвалифицированной рабочей силы.

Меры экономической политики направлены на увеличение конкурентоспособности отраслей, не связанных с сырьевыми секторами, и стимулирование инновационной экономики. Эта стратегия главным образом состоит из государственных интервенций для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговых льгот, программ обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики. Такие меры необходимы для преодоления «рыночных провалов» при создании новых отраслей промышленности с возрастающим эффектом от масштаба, распространения знаний или координации видов деятельности и институтов для поддержания новых рынков.

С целью решения специфических проблем развития конкретных секторов экономики, а также точечной настойки инструментов государственной поддержки применительно к конкретному сектору Правительством Российской Федерации разрабатываются и реализуются дополнительные антикризисные меры, направленные на поддержку развития экономики и ведущих сек-

Финансирование федеральных целевых программ в 2009 - 2011 гг.

Направление 2009 г. 201 0 г. 2011 г.

млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %

ВСЕГО 1 161,1 100 1 287,9 100 1 356,8 100

Транспорт 373,1 32,1 494 38,4 617,8 45,5

Развитие регионов 205,1 17,7 205,2 15,9 207,4 15,3

Национальная оборона 99,1 8,5 99,1 7,7 83 6,1

Развитие атомного ЭПК 87,4 7,5 96,8 7,5 113 8,3

Инновации и наука 76,2 6,6 86,3 6,7 88,2 6,5

Жилье 75,5 6,5 65 5,0 нет данных 0,0

Космос 65.2 5.6 44,8 3,5 52.4 3.9

Культура 33,7 2.9 20,8 1,6 18.5 1.4

Реформирование институтов 28,52 2,5 32,92 2,6 31,02 2,3

Экология, окружающая среда 27.6 2,4 35,5 2,8 38,5 2,8

Гражданская авиация, техника 23,6 2,0 31,4 2,4 44,6 3,3

Село 17,3 1.5 24,1 1,9 28,4 2,1

Спорт 15.3 1.3 13,8 1,1 11.3 0.8

Образование 12,3 1,1 11,6 0,9 нет данных 0,0

Здравоохранение 10 0,9 13,1 1,0 12,6 0,9

Прочие 11 0,9 12,9 1,0 9,7 0,7

торов, наиболее уязвимых к возмущениям на финансовом рынке и ухудшению условий банковского кредитования, которые позволят обеспечить сохранение темпов и качества роста экономики в условиях мирового финансового кризиса. Минпромторгом России 31 декабря 2008 г. приказом № 485 была создана Комиссия по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли. Предложения указанной Комиссии по мерам государственной поддержки предприятий направлены:

- на пролонгацию или рефинансирование действующих кредитов на пополнение оборотных средств;

- на предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков;

- на содействие в получении кредитных ресурсов, в том числе на льготных условиях, для реализации инвестиционных проектов компаний;

- на компенсацию процентных ставок по кредитам;

- на увеличение уставного капитала предприятий.

В качестве приоритетных направлений государство

выделяет отрасли, обеспечивающие инновационное развитие страны пятого и шестого технологических укладов.

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов. В качестве прямых мер в 2009 г. предусмотрены:

- создание специализированной лизинговой компании с уставным капиталом до 40 млрд руб. в целях осуществления закупок автомобильной и дорожно-строительной техники, производимой на территории Российской Федерации;

- перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)», на внесение взноса в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» в размере 3 млрд руб.;

- внесение в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» 10 млрд руб., в том числе 7 млрд руб. за счет перераспределения выделенных Минтрансу России средств федерального бюджета.

Косвенные меры государственного регулирования движения капитала предполагают бюджетные ассигнования для предоставления российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 г. на осуществление лизинговых операций с автомобильной техники российского производства, в объеме 1 млрд руб., а также компенсацию в полном объеме затрат ОАО «Российские железные дороги» на перевозку в Дальневосточный федеральный округ легковой автомобильной техники, произведенной на территории РФ, и поставляемой производителем этой техники.

Авиационная промышленность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 497 от 16 апреля 2008 г. на основе ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» формируется интегрированная структура предприятий газотурбинного двигателестроения. Объединение основных государственных активов в области дви-

гателестроения (федеральных пакетов акций группы предприятий пермской и самарской двигателестроительных коопераций, а также ОАО НПО «Сатурн» и ФГУП Научно-производственное предприятие «Мотор» (г. Уфа) после его акционирования) было принято с целью устранения технологического отставания отрасли. В этой связи образование холдинга двигателестроительных предприятий позволит консолидировать научную и производственную базу отрасли для решения задач по созданию высокотехнологичной техники и повышению конкурентоспособности продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительное финансирование в объеме

12,5 млрд руб. будет направлено на проведение НИОКР по 16 критическим технологиям, которые позволят создать газотурбинные двигатели нового поколения для гражданской авиации. Для реализации этого проекта сформирована кооперация предприятий, зафиксированная Генеральным соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между основными авиа- и двигателе-строительными организациями, среди которых Инженерный центр ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация», ЦИАМ им. П .И. Баранова, ГНЦ РФ «ВИАМ» и ряд других.

Оборонная промышленность. В федеральном бюджете предусмотрены значительные государственные средства на поддержку ОПК (Гособоронзаказ, ФЦП, субсидии по экспорту, на техперевооружение и др.). Предусмотрено увеличение объемов субсидий организациям-исполнителям государственного оборонного заказа на осуществление основной деятельности до 15 млрд руб., субсидий с целью предотвращения банкротства - на 3 млрд руб., а также увеличение объемов авансирования платежей, субсидирование процентной ставки и предоставление госгарантий по кредитам, проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций стратегически важных предприятий.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение, лесопромышленный комплекс, машиностроение для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности. Предусматривается предоставление бюджетных ассигнований российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на техническое перевооружение на срок до 5 лет.

Нанотехнологии. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) учреждена Федеральным законом № 139-ФЗ 19 июля 2007 г. для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии. Корпорация решает эту задачу, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров - частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры, например центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов и фондов раннего инвестирова-

ния. На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд руб., которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 г.

Таким образом, в современной экономике рыночный механизм межотраслевого перелива капитала, основанный на выравнивании средней нормы прибыли, дополняется регулируемым механизмом, основанным на государственных инвестициях для обеспечения

национальных приоритетов в структурной перестройке экономике, поддержки сложных инфраструктурных проектов и инновационном развитии страны.

1. Голицына А. Полезный микрон // Ведомости. 2007. № 247 (2021). 28 дек.

2. Пресс-релиз заседания Правительства РФ от 07.02.2008 г // иК1_: http://Www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernment-8е88ЮП/2008/Ю70208/тйепа1в/5529292.1^

УДК 330.3 А.В. Бас

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье оппортунистическое поведение раскрывается как экономический феномен. Дано его определение в узком и широком смыслах. Рассмотрены формы и виды оппортунистического поведения, выявлены факторы и условия его формирования и реализации. Предложен комплекс мер по предотвращению оппортунистического поведения и снижению издержек от его реализации.

Ключевые слова: оппортунизм, оппортунистическое поведение, принципал, агент, транзакционные издержки.

A.V. Bas

THE OPPORTUNISTIC BEHAVIOUR OF ECONOMY SUBJECTS AS A OBJECT OF ECONOMY ANALYSIS

The article views the opportunistic behavior as an economic phenomenon. It gives a definition for opportunistic behavior, its types and forms of realization. The measures for prevention of opportunistic behavior and decrease in costs from its realization are offered.

The key words: opportunism, opportunistic behavior, principal, agent, transaction costs.

Все экономические агенты осуществляют свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. При этом порой получается так, что один из агентов имеет доступ к ограниченному ресурсу, но не нуждается в нем, а другой, наоборот, такого доступа не имеет, но ему необходимо получить полезность от использования данного ресурса. Обеим сторонам, таким образом, объективно необходимо договориться об условиях и заключить контракт. В этой связи наиболее актуальными в теоретическом и практическом плане становятся вопросы неполных кон -трактов, ограниченной рациональности и специфичности ресурсов, что, в свою очередь, определяет актуальность исследования проблемы оппортунизма в системе взаимодействия экономических агентов.

В основе оппортунистического поведения лежит оппортунизм агентов. Оппортунизм может быть явный и неявный, внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный). Проявлениями явного оппортунизма выступают ложь, мошенничество, воровство, неявного - преднамеренность действий, субъективный риск, ухудшающий отбор, асимметричность информации (скрытый характер недобросовестного поведения, неопределенность, несовпадение интересов, ущерб контрагента).

Деление оппортунизма на внутренний и внешний проводится по признаку соотнесения объекта со внутренней или внешней средой: эндогенный объединяет оппортунистические отношения внутри предприя-

тия, экзогенный включает все проявления оппортунизма со стороны внешних по отношению к предпри -ятию сил.

Агентам и принципалам свойственны особые проявления внутреннего оппортунизма. Эндогенный оппортунизм объединяет оппортунистические отношения внутри хозяйственного общества или другого предприятия. Источник противоречий, приводящих к проявлениям оппортунизма и несущих опасность гибели предприятия, находится внутри обособленной хозяйственной единицы.

Оппортунизм агента до заключения сделки (ex ante) проявляется в неблагоприятном отборе, шпионаже, изменении планов, после заключения сделки (ex post) -в отлынивании и небрежности. В свою очередь, оппортунизм принципала до заключения сделки реализуется в течение испытательного срока, в процессе конкуренции между фирмами; после заключения сделки - в занижении оценки работников, личных симпатиях и антипатиях, большом объеме работ.

Внешний оппортунизм проявляется как коррупция, бюрократизм, криминал. Эндогенный и экзогенный оппортунизм тесно связаны между собой, так как корпорация, разъедаемая изнутри оппортунистическим поведением сотрудников, как правило, становится легкой добычей структур, профессиональной занимающихся рейдерством, гринмейлом и другими видами экзогенного оппортунизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.