УДК 37
Левичева М.В.
студентка заочной формы обучения группы 5Л1 0522301з Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия)
ВИДЫ МЕТОДОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация: данная статья посвящена методам сенсорной интеграции, которые применяются для коррекции речевых нарушений у детей с общими нарушениями речи (ОНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и задержкой речевого развития (ЗРР). Рассматриваются игры и активности, способствующие развитию мелкой моторики и активизации речевой активности. Использование бизибордов, сухих бассейнов и игр с природными материалами, такими как песок и крупы, стимулирует сенсорное восприятие и активизирует речевые навыки. Важно отметить, что правильное сочетание сенсорной интеграции с традиционными методами обучения речи обеспечивает положительную динамику в речевом развитии детей. Цель статьи — продемонстрировать значимость сенсорных методик в комплексном подходе к развитию речи у детей с речевыми трудностями.
Ключевые слова: сенсорная интеграция, нарушение речи, игры, коррекция.
Методы сенсорной интеграции становятся основополагающими в логопедической практике, особенно при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематические нарушения (ФФНР) и задержка речевого развития (ЗРР). Эти методы подразумевают использование различных сенсорных стимулов для активизации речевых процессов у детей. Изучение и применение сенсорной интеграции оказали заметное влияние на подходы к коррекции речи, поскольку
они помогают улучшить восприятие окружающего мира детьми с речевыми нарушениями.
Сенсорная интеграция активирует и развивает системы восприятия через использование игровых и практических упражнений, направленных на создание новых чувственных впечатлений, включая взаимодействие с окружающими предметами и людьми. Логопеды применяют эти методы, чтобы помочь детям развить мелкую моторику и тактильные ощущения, что в свою очередь подготавливает почву для дальнейшей работы по формированию речевых навыков [12]. Во время занятий особое внимание уделяется детям, не имеющим речи, поскольку у них нередко наблюдаются недостатки в мотивации к общению и концентрации на задачах.
Игровая форма работы с использованием методов сенсорной интеграции позволяет детям лёгким и ненавязчивым образом активировать речевые процессы. Применение разнообразных игр и заданий помогает не только ребенку, но и логопеду наладить более тесный и продуктивный контакт с отстающим в развитии учеником.
Методы сенсорной интеграции помогают детям с особенностями развития не только осваивать азы общения, но и формировать более сложные речевые конструкции [14]. Важно отметить, что адаптация методов под индивидуальные особенности ребенка также является критически важной — дети могут иметь разные уровни сенсорного восприятия и проявлять различные степени готовности к взаимодействию.
Для неговорящих детей существует метод M.A.P. (Motive, Adaptive, Play), который применяется для активизации речевой деятельности посредством сенсорной стимуляции. Этот метод предоставляет возможность постепенно развивать навыки общения, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и готовности к освоению речевых норм [15].
Одним из наиболее простых и доступных методов является использование пластилина и других пластических масс. Игры с ними помогают
детям развивать тактильные ощущения и способствуют улучшению взаимодействия с объектами. Важно, чтобы занятия проходили в форме игры: детям можно предложить лепить различные фигурки, что способствует не только развитию моторики, но и формированию речевых навыков через описание действий и объектов. Пластилин имеет разнообразные текстуры и может быть окрашен, что добавляет элемент визуального восприятия [21].
Еще одним методом сенсорной интеграции является использование бизибордов для детей с ОНР. Работа основывается на использовании лексических тем согласно тематическому плану воспитательной работы. В связи с тем, что данное логопедическое пособие многофункционально, его можно использовать в развитии воздушной струи, развитии фонематического восприятия, а также на этапах автоматизации звуков. Наполняемость самой доски может варьироваться от желания логопеда.
«Сухой бассейн» - относительно новый метод сенсорной интеграции в логопедии. Как же он помогает практикующим логопедам? Во-первых, его можно использовать для снятия напряжения и настроя для занятия. Во-вторых, можно использовать как «тайник», то есть найти ответ на вопрос преподавателя в шариковом бассейне. В-третьих, выложить столько букв с помощью шариков, сколько звуков в данном слове и др. Опять же, все зависит от фантазии логопеда.
Как один из видов «сухого бассейна» выделяют сенсорные подносы. Занятия с ними также, могут быть самыми разнообразными. Приведем несколько примеров игр с ними. Итак, первая игра - «Прятки». Задача педагоги спрятать под манкой картинки. А задача ребенка сдуть ее и сказать, что изображено. Вторая игра - «Звуковой город». В контейнер с крупой убирают картинки, в названиях которых есть определенный звук. Задача ребенка найти только те картинки, в названиях которых есть данный звук. И третья игра -«Считаем слоги». Логопед дает воспитанником картинки с различными нарисованными предметами, в названии которых есть определенное количество звуков. Рядом стоят контейнеры, на которых нарисованы цифры 1,2,3. Задача
ребенка найти тот промаркированный бассейн, который соответствует количеству слогов в слове.
Казалось бы, как можно применить массажные коврики в логопедии? Но нет, оказывается можно. Это называется занятие в динамике. Задача педагога разложить различной текстуры и цвета массажные коврики по периметру кабинета, или в хаотичном порядке. Задача ребенка, когда он услышит определенную команду от логопеда прыгнуть на правильный коврик. Например, команда может быть такой: если услышишь звук [с ] в слове, то прыгай по зеленым коврикам, если услышишь звук [з ], то по синим.
Ключевым элементом в использовании методов сенсорной интеграции является создание ситуации успеха, где каждый шаг в процессе обучения становится достижением для ребенка. Использование разнообразных игровых методик помогает не только углубить навыки общения, но и повысить уверенность ребенка в своих силах, что способствует его общему развитию и интеграции в социальную среду.
Таким образом, можно сделать вывод, что методы сенсорной интеграции играют важную роль в коррекции речевых нарушений у детей. Они не только способствуют развитию речевых навыков, но и помогают детям лучше адаптироваться к окружающему миру, развивая их сенсорное восприятие и моторные навыки. Важно продолжать исследовать и внедрять эти методы в практику, чтобы обеспечить детям с речевыми трудностями возможность полноценного и гармоничного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.П. Глухов [Электронный ресурс] // http://wlogo-mpgu.ru/assets/files/2020/monografiya-gluhov.pdf;
2. Игровые технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс] // https://spravochnick.ru/pedagogika/igrovye_tehnologii_v_obrazovatelnom_processe/;
3. Игровые технологии в обучении и как ими пользоваться [Электронный ресурс] // https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/igrovye-tekhnologii-v-obuchenii/;
4. Использование метода сенсорной интеграции [Электронный ресурс] // http://elibrary.sgu.ru/vkr/2022/44-04-03_007.pdf;
5. Комплексный подход в речевом развитии дошкольников... [Электронный ресурс] // https://w.mm.ru/detskijsad/kompleksnyi-podhod-v-rechevom-razviti-do shkolnikov- iz-opyta-raboty. html;
6. Консультация "Комплексный подход к формированию у детей" [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/konsultaciya-kompleksnyj-podhod-k-formirovaniyu-u-detej -doshkolnogo-vozrasta-pravilnoj -gramotnoj -rechi-6381108.html;
7. Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду. [Электронный ресурс] // https://w.mm.m/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-igrovye-tehnologi-v-detskom-sadu-primenenie-i-vidy.html;
8. Макаров Игорь Владимирович, Емелина Дарья Андреевна Нарушения речевого развития у детей // Социальная и клиническая психиатрия. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-rechevogo-razvitiya-u-detey;
9. Область применения сенсорно - интегративной теории и практики [Электронный ресурс] // elib.bspu.by;
10. Сенсорная интеграция - современная методика развития ребёнка [Электронный ресурс] // https://w.defectologiya.pro/zhurnal/sensornaya_integracziya_sovremennaya_metodik a_razvitiya_rebyonka/;
11. Cенсорная интеграция - современная методика развития ребёнка [Электронный ресурс] // https://altera-vita.ru/interesnoe-roditelyam/sensornaya-integratsiya-sovremennaya-metodika-razvitiya-rebyenka/;
12. Технология комплексного подхода к развитию связной речи... [Электронный ресурс] // https://belova-ramdou31 .edumsko.ru/folders/post/2631761;
13. Что такое сенсорная интеграция и ее значение в жизни человека [Электронный ресурс] // https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/chto-takoe-sensornaya-integratsiya-i-ee-znachenie-v-zhizni-cheloveka/;
14. Элементы сенсорной интеграции [Электронный ресурс] // mbdou2. edummr.ru
Levicheva M.V.
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
(Tula, Russia)
TYPES OF SENSORY INTEGRATION METHODS FOR CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS
Abstract: this article is devoted to sensory integration methods that are used to correct speech disorders in children with general speech disorders (GSD), phonetic-phonemic speech underdevelopment (P-PSD) and delayed speech development (DSD). Games and activities that promote the development of fine motor skills and activation of speech activity are considered. The use of busy boards, dry pools and games with natural materials such as sand and cereals stimulate sensory perception and activate speech skills. It is important to note that the correct combination of sensory integration with traditional speech teaching methods provides positive dynamics in children's speech development. The purpose of the article is to demonstrate the importance of sensory techniques in a comprehensive approach to speech development in children with speech difficulties.
Keywords: sensory integration, speech disorder, games, correction.