17. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. — Т.1 / Б. М. Теп-лов. — М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
18. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 543 с.
19. Чудновский, В. Э. Воспитание способностей и формирование личности [Текст] / В. Э. Чудновский — М.: Знание, 1986. — 80 с.
20. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Логос, 1994. — 315 с.
21. Щебланова, Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: дисс... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Е.И. Щебланова. — М., 2006. — 311 с.
22. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева. — М.: Флинта, 1997. — 224 с.
КАРПОВА Людмила Григорьевна, аспирант кафедры общей и педагогической психологии.
Статья поступила в редакцию 15.04.08 г.
© Л. Г. Карпова
УДК 154 3 И. В КОЧКАРЕВА
Омский государственный педагогический университет
ВИДЫ МЕХАНИЗМОВ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматривается проблема актуализации ресурсов совладающего поведения. Научная новизна состоит в том, что раскрывается функционирование механизма мобилизации копинг-ресурсов с точки зрения рефлексивного подхода. Впервые описаны механизмы мобилизации ресурсов совладающего поведения, выделенные на основе факторного анализа.
В современной психологии активно разрабатывается проблема совладающего поведения. Многие ученые пытаются найти ответы на вопрос о том, каким образом человек справляется с трудной ситуацией. В связи с этим актуальным является изучение ресурсов преодолевающего поведения.
Копинг-ресурсы исследуются зарубежными и отечественными психологами (С. R. Snyder, C. E. Ford, R. N. Harris, В. А. Бодров), которые они трактуют как «физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программ и способов (стратегий) поведения для предотвращения и купирования стресса» [1, с. 116].
Так, в отечественной психологии аспекты преодоления человеком трудных ситуаций встречаются в трудах ученых, занимавшихся проблемами воли (Л. С. Выготский; В. А. Иванников; Е. П. Ильин; В. И. Селиванов; Ш. И. Чхартишвили и др.). Ими затрагивались вопросы, так или иначе связанные с мобилизацией собственных сил и проблемой совладания с жизненными трудностями посредством воли. Волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции трактуется следующим образом: «Сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий при совершении целенаправленных действий и поступков» [2, с. 14]. Этот процесс становится возможным благодаря волевому усилию (А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, Г. И. Челпанова и далее в работах В. И. Селиванова и В. К. Калина). По мнению В. И. Селиванова, волевое усилие является одним из главных средств, с помощью которых человек осуществляет власть над своими побуждениями,
это «особое психическое напряжение, сознательно вызываемое каждый раз, когда личность испытывает дефицит энергии и стремится мобилизовать её резервы, чтобы преодолеть трудности, препятствующие достижению цели» [2. C. 18]. Однако данное внутреннее действие, приводящее к мобилизации и формированию нужного побуждения не полностью раскрыто в психологии. Можно сказать, в отечественной психологии при изучении ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций в рамках произвольной регуляции поведения внимание обращается на то, «как» человек справляется с трудностями, по сути, речь идет о механизмах мобилизации.
В зарубежной психологии проблема механизма актуализации ресурсов совладания в целом не ставится, однако указывается важность мобилизации ко-пинг-ресурсов, которые ученые подразделяют на две группы по отношению к личности: внутренние и внешние (S. Folkman, R. S. Lazarus, S. E. Taylor. и др.). Во внутренние ресурсы они включают локус контроль, оптимизм, чувство принадлежности и др., во внешние — социальную поддержку, оценку поведения другими людьми. По сути, за рубежом в исследовании ресурсов совладающего поведения больше рассматриваются факторы среды и личности, актуализация которых опосредованно влияет на выбор стратегий совладания.
В связи с этим можно говорить о важности изучения механизма актуализации ресурсов совладающего поведения для жизни человека. Что представляет собой механизм мобилизации ресурсов для преодоления трудных ситуаций? При изучении волевого усилия, механизм его реализации ученые видят в из-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (67) 2008
менении или создании дополнительного смысла в воображаемой ситуации (А. В. Запорожец, В. И. Селиванов, В. А. Иванников, А. Н Леонтьев и др.). На роль воображаемых и актуальных форм диалога, структурирующих восприятие мира человеком, указывает и Г. Й. М. Херманс [4]. В созданной теории валюации он рассматривает процесс порождения смысла посредством воображения и продукт этого процесса. Однако сам механизм, благодаря которому создается личностный смысл, не описывается. Другими словами, отечественные и зарубежные ученые указывают на роль воображения в образовании смысла и, соответственно, мобилизации собственных сил. Участие представлений в побуждении и регуляции поведения говорит о наличии работы человека со своим внутренним миром. Особенности функционирования внутреннего мира будут проявляться через воображаемые ситуации, поскольку именно воображение выступает сквозным психическим процессом (Л. М. Веккер), являясь образующей внутреннего мира (Х. Ортега-и-Гассет, В. Д. Шадриков, А. С. Шаров и др.), и тем ментальным пространством, где внутренний и внешний мир сопрягаются. Этот процесс осуществляется благодаря рефлексии, без которой процесс воображения невозможен. По мнению Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинина, А. С. Шарова и др. рефлексия является сущностной характеристикой воображения.
Поэтому для рассмотрения поставленной проблемы, на наш взгляд, продуктивно опираться на рефлексивный подход к пониманию механизма функционирования воображения (А. С. Шаров). Будем считать, что во внутреннем мире человека существуют рефлексивные механизмы мобилизации ресурсов совладания.
Механизм мобилизации ресурсов совладания начинает функционировать в ситуациях, блокирующих базовую потребность человека — стремление к значимости собственной личности [5]. В результате того, что человек испытывает трудности в реализации, утверждении себя, усиливаются значимые ценностные образования, стремление сохранить которые, становится актуальным для личности. Это влечет появление напряженности, поэтому человек для нахождения выхода из возникших трудностей переключается на работу во внутреннем мире. Во внутренней работе имеющееся противоречие обживается, переживается, проигрываются варианты выхода из сложной ситуации. При этом существующая ценностная позиция, выступающая в качестве регулятивного центра, направляет энергию, возникшую в результате блокирования основных потребностей человека («котексис»), и выбирает оптимальные и неприемлемые варианты поведения для разрешения противоречия. Такая работа «в себе» с виртуальными объектами способствует нахождению смысла в воображаемой ситуации. Эти ситуации могут быть связаны с ранее пережитыми событиями, предвосхищаемыми реакциями значимых людей, проигрыванием ролей героев книг и др., в них человек находит значимое для себя и получает «допинг», «подпитку». В итоге энергия, внутренняя сила, возникшая в проживании различных воображаемых ситуаций, переоформляется и вливается в ценностную позицию человека, усиливая тем самым личностный смысл для преодоления трудной ситуации.
В связи с этим предполагаем, что вид стремления к значимости собственной личности задает специфику функционирования рефлексивного механизма мобилизации ресурсов совладания.
Для доказательства гипотезы, было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали
участие юноши и девушки г. Омска в возрасте от 15 до 19 лет. Испытуемым предлагались следующие методики: «Изучение тенденций человека к повышению значимости собственного Я; «Смыслы жизнедеятельности человека»; «Рефлексивность человека в жизнедеятельности», «Рефлексивные механизмы воображения» (А.С.Шаров); «Юношеская копинг-шкала» (ЮКШ-ACS) Э.Фрайденберг, Р.Льюис, адаптированный Т.Л.Крюковой. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа SPSS 10.0 for Windows. Полученные результаты методик были подвергнуты процедуре факторного анализа с использованием Варимакс вращения. Полученные 4 фактора (охватывают 66,1 % выборки), легли в основу описания видов механизмов мобилизации ресурсов совладания.
Логику описания механизмов мобилизации ресурсов совладания задает теория воображения и вес переменных, вошедших в факторы.
Первый механизм охватывает 24,6 % выборки. Мобилизация ресурсов совладания испытуемыми, вошедшими в данную группу, будет осуществляться за счет осмысливания (0,8) возникшей ситуации в воображении. В процессе разворачивания воображения во внутреннем мире, такие испытуемые чаще обращаются к неприятным для них событиям, воспоминаниям (0,8), которые связаны с мнением и оценками окружающих людей, собственным положением в кругу сверстников. Блокада стремления к самоутверждению (0,78) актуализирует ретрорефлексию (0,73), что говорит о желании юношей и девушек выстроить непрерывную линию жизни, найти причины происходящему. Поэтому такие испытуемые погружаются в прошлое (0,65). Попытка связать в воображении (0,61) обстоятельства сегодняшнего дня с тем, что было ранее, проявляется в воспоминаниях, переживании событий прошлого или проигрывании ситуаций, которые могли бы произойти. В такой работе человек пытается найти личностный смысл, связанный с пониманием себя, который дает ему возможность выйти на более широкий пласт жизнедеятельности. Поскольку именно в переживании устанавливается новое соответствие, связь между ценностной позицией человека и его поведением, поэтому аффективная активность доминирует. Преобладание аффективного аспекта смыслов (0,58) жизнедеятельности необходимо для усиления значимости отдельного смысла и получения необходимого настроя для преодоления трудностей.
Итак, для юношей и девушек, вошедших в группу, мобилизация собственных сил будет осуществляться для достижения социально обусловленных целей через собирание себя из «прошлого». Испытуемые постоянно возвращаются к тому, что для них ценно, переживая, они утверждают значимое для себя. В рефлексировании с реальными или виртуальными взаимодействиями субъекта и объекта, происходит усиление личностного смысла. Таким образом, необходимый стимул для преодоления человек получает через конструирование того, что могло бы произойти или вспоминание отрицательных событий, которые как бы «выталкивают» в настоящее.
Второй механизм охватывает 20,97 % выборки. У испытуемых данной группы в трудной жизненной ситуации актуализируется стремление к самореализации (0,73). Трудности в реализации собственного творческого потенциала, достижении значимого результата активизируют внутреннюю работу по пре-
одолению за счет проектирования, прогнозирования, представления развития событий будущего (0,69). В такой рефлексивной работе происходит соотнесение конкретных вариантов решения возникших трудностей с ценностной позицией человека, характерно видение значения разрешения трудной ситуации для жизни в целом, что говорит о преобладании уровня организации в рефлексивном механизме воображения (0,66). Юноши и девушки в трудной ситуации обживают различные обстоятельства, в которых они «оформляются» изнутри в другого себя. В ходе такой работы увеличивается значимость определенных, конкретных событий и уже в этом горизонте человек смотрит на свою жизнь в целом. Можно сказать, что происходит выверение своей жизни в соответствии с ценностной позицией, принятыми взглядами. Осмысление произошедшего и обоснование выбранной линии поведения способствуют доминированию когнитивного аспекта смыслов жизнедеятельности (0,63). Обдумывание, антиципирование, сравнение возможных вариантов разрешения проблем указывает на выстраивание перспектив, желание что-либо изменить в настоящем. Человек определяет свои границы в будущем и тем самым, стягивает границы в плане времени, которое становится для него проективным. Испытуемые «собирают» себя из будущего, что позволяет им по-другому взглянуть на настоящее и создать необходимый настрой в преодолении трудной ситуации.
Таким образом, испытуемые данной группы стремятся целостно обосновать свою жизнь в масштабе культуры (0,63), при этом образы будущего притягивают к себе, и человек в предвосхищаемом будущем связывает себя смыслом, что создает необходимый настрой для преодоления.
Третий механизм охватывает 11,44 % выборки. У испытуемых данной группы в трудной жизненной ситуации блокируется стремление к самопростраива-нию (0,63). Это проявляется в невозможности простроить, утвердить свое Я через материальное благосостояние, внешнюю привлекательности и др., что свидетельствуют о преобладании витальной сферы жизни (0,61). Осознание возможной потери ценностной позиции способствует возникновению напряженности, которая может частично сниматься через конативную активность (0,6) в виде сиюминутной реализации мотивов, суетности, уходе в работу. Напряженность ещё более усиливается при проигрывании возможных ситуаций, вызывающих зачастую положительные эмоции (0,56). Однако преобладание уровня простраивания в рефлексивном механизме воображения (0,44) говорит о том, человек не может выйти за рамки наличной ситуации. Созданные образы разрешения трудностей не связываются с тем значением, которое они могут оказать на будущее, не учитываются и ошибки прошлого, в результате не происходит выход на основания жизнедеятельности.
Можно сказать, что такие юноши и девушки для мобилизации собственных сил с возникшими трудностями обращаются к проигрыванию ситуаций будущего, сопряженных с положительными эмоциональными реакциями. Тем не менее трудности в осмысливании, обосновании случившееся затрудняют процесс «собирания» себя. В результате человек лишается целостности, входит в противоречие с самим собой, поэтому мобилизация собственных сил затруднена.
Четвертый механизм охватывает 9,027 % выборки. Такие испытуемые стимул для преодоления трудностей находят в будущем (0,54) через проигрывание ситуаций, связанных со сферой социального взаимодей-
ствия, самоутверждением (0,46). Однако образы будущего не связываются с настоящим временем, происходит разрыв линии времени. Преобладание рефлексии настоящего больше говорит о внимании к нюансам наличной ситуации, трудностях оформления жизненного опыта и проблемах стратегического планирования своей жизни.
Таким образом, юноши и девушки данной группы мобилизируют себя через обращение к возможным ситуациям будущего, при этом проигрывание результатов социального взаимодействия не соотносится с наличной ситуацией, что может вызывать затруднения в создании необходимого настроя.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить следующее:
1. Существуют рефлексивные механизмы мобилизации ресурсов совладания, которые начинают действовать в ситуации блокирования реализации стремления к значимости собственной личности. Механизм мобилизации представляет собой рефлексивную работу человека в воображаемой ситуации с ценностно-смысловым пространством. Такая работа «в себе» воплощается в оформлении смысла деятельности, создании необходимой напряженности и в овладении самим собой.
2. Посредством факторного анализа выявлено 4 фактора, отражающих содержание механизмов мобилизации ресурсов совладания. В первом механизме необходимую энергию для преодоления испытуемые аккумулируют через переживание событий прошлого, которые сопряжены зачастую с отрицательными эмоциями. Во втором механизме мобилизация ресурсов совладания происходит за счет проживания возможного события, соотнесения результата разрешения конкретной ситуации с тем значением, которое она может оказать на жизнь в целом. В третьем механизме необходимый настрой для преодоления молодые люди пытаются создать через проигрывание событий будущего, сопряженных с положительными эмоциональными реакциями. В четвертом механизме мобилизация себя будет осуществляться за счет обращения к ситуациям, позволяющим самоутвердиться. Однако таким юношам и девушкам сложно выйти за рамки наличной ситуации, осмыслить и ценить происходящее в масштабах жизни.
3. Считаем, что рефлексивный подход к пониманию функционирования механизма мобилизации ресурсов совладающего поведения является перспективным в исследовании внутреннего мира человека. Это дает возможность изучать его психологическую организацию не только изнутри, но и извне.
Библиографический список
1. В. А. Бодров. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
2. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. Т.3. № 4. С. 14-26.
3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд. — СПб: Питер, 2006.
4. Херманс Губерт Й. М. Личность как мотивированный рассказчик: теория валюации и метод самоконфронтации // Постне-классическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2006 — 2007. № 3.
5. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. — С. 86.
КОЧКАРЕВА Ирина Валерьевна, ассистент кафедры психологии.
Статья поступила в редакцию 26.12.07 г.
© И. В. Кочкарева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (67) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ