Научная статья на тему 'ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
больной / врач / врачебная тайна / виды медицинских преступлений / медицинские и фармацев-тические работники / наркотические средства / психотропные вещества / Уголовный кодекс. / бемор / духтур / сирри тиббӣ / намудҳои ҷиноятҳои тиббӣ / кормандони соҳаи тиб ва фарма-севтӣ / воситаҳои нашъадор / моддаҳои психотропӣ / Кодекси ҷиноятӣ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаева Р.А.

В статье рассматриваются как имеющиеся в действующем Уголовном кодексе Республики Та-джикистан медицинские преступления, так и новые составы преступления, предлагаемые са-мим автором. По мнению автора, на основе применения новых достижений в медицине и здравоохранении, с учетом новых инновационных и других биотехнологий, генетики и ген-ной инженерии, а также фармации выстроена стройная система медицинских преступлений. С этой точки зрения, уголовное право, имеющее своей целью защиту и охрану прав и свобод че-ловека, ни в коем образе не должно отставать от достижений медицины и ее современного раз-вития. Предложения автора по совершенствованию уголовного законодательства Республики Таджикистан основаны на положительном опыте других стран СНГ, где точка зрения автора, достаточно обоснована. Статья является продолжением предыдущих публикаций по системе и видам медицинских преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF MEDICAL CRIMES UNDER THE CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Дар маќола њам љиноятњои тиббие, ки дар Кодекси љиноятии Љумњурии Тољикистон вуљуд доранд ва њам љиноятњои наве, ки худи муаллиф пешнињод кардааст, мавриди бар-расї ќарор доранд. Ба назари муаллиф, дар асоси татбиқи дастовардҳои нав дар соҳаи тиб ва тандурустӣ, бо назардошти технологияҳои нави инноватсионӣ ва дигар биотехно-логияҳо, генетика ва муҳандисии генӣ, фарматсефтї, системаи ҳамоҳангии ҷиноятҳои тиббӣ сохта шудааст. Аз ин лиҳоз, қонуни ҷиноятӣ, ки ҳадафи худ дар ҳифз ва ҳимояи ҳуқуқу озодиҳои инсонро мебинад, набояд аз дастовардҳои тиб ва рушди муосири он ҳеҷ гоҳ ақиб монад. Пешниҳодҳои муаллиф оид ба такмили қонунгузории ҷиноятии Ҷумҳурии Тоҷикистон ба таҷрибаи мусбати дигар кишварҳои ИДМ асос ёфта, аз ин нуқтаи назар ба таври кофӣ асоснок мебошанд. Мақола идомаи нашрияҳои қаблӣ оид ба система ва намудҳои ҷиноятҳои тиббӣ мебошад.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

УДК 343.347(575.3)

ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

НАМУД^ОИ ЧДНОЯТХ,ОИ ТИББЙ ДАР КОДЕКСИ ЧИНОЯТИИ ЧУМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН

TYPES OF MEDICAL CRIMES UNDER THE CRIMINAL CODE OF THE

REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Абдуллаева Р. А. Abdullaeva R.A.

Заведующая кафедрой уголовного права юридического факультета Российско-Таджикского (славянского) университета, кандидат юридических наук, доцент Мудири кафедраи %уцуци циноятии Донишгоуи Славянии Россия ва Тоцикистон, номзади илмуои

^уцуцшиносй, дотсент Head of the Department of Criminal Law, Legal Faculty of Russian-Tajik (Slavic) University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.

Ихтисоси илмй: 12.00.08 - хукуки чиноятй ва криминология; хукуки ичрои чазои чиноятй.

Scientific specialty: 12.00.08 - criminal law and criminology; penal law.

Рецензент: Абдухамитов В.А. - профессор кафедры уголовного права Российско-Таджикского (славянского) университета, доктор юридических наук, профессор.

Такриздщанда: Абдухамитов В.А. - профессори кафедраи хукуки чиноятии Донишгохи Славянии Россия ва Точикистон, доктори илмхои хукукшиносй, профессор.

Reviewer: Abdukhamttov V.A. - Professor of the Department of Criminal Law of the Russian-Tajik (Slavic) University, doctor of law, professor.

Аннотация: В статье рассматриваются как имеющиеся в действующем Уголовном кодексе Республики Таджикистан медицинские преступления, так и новые составы преступления, предлагаемые самим автором. По мнению автора, на основе применения новых достижений в медицине и здравоохранении, с учетом новых инновационных и других биотехнологий, генетики и генной инженерии, а также фармации выстроена стройная система медицинских преступлений. С этой точки зрения, уголовное право, имеющее своей целью защиту и охрану прав и свобод человека, ни в коем образе не должно отставать от достижений медицины и ее современного развития. Предложения автора по совершенствованию уголовного законодательства Республики Таджикистан основаны на положительном опыте других стран СНГ, где точка зрения автора, достаточно обоснована. Статья является продолжением предыдущих публикаций по системе и видам медицинских преступлений.

Ключевые слова: больной, врач, врачебная тайна, виды медицинских преступлений, медицинские и фармацевтические работники, наркотические средства, психотропные вещества, Уголовный кодекс.

e-mail:

abdullaeva.rano2014@yandex.ru

Аннотатсия: Дар макола х,ам чиноятх,ои тиббие, ки дар Кодекси чиноятии Чумхурии Точикистон вучуд доранд ва хам чиноятх,ои наве, ки худи муаллиф пешних,од кардааст, мавриди баррасй карор доранд. Ба назари муаллиф, дар асоси татбики дастовардхои нав дар сохаи тиб ва тандурустй, бо назардошти технологиями нави инноватсионй ва дигар биотехнологияхо, генетика ва мухандисии генй, фарматсефтй, системаи хамохангии чино-ятхои тиббй сохта шудааст. Аз ин лихоз, конуни чиноятй, ки хадафи худ дар хифз ва химояи хукуку озодихои инсонро мебинад, набояд аз дастовардхои тиб ва рушди муосири он хеч гох акиб монад. Пешниходхои муаллиф оид ба такмили конунгузории чиноятии Чумхурии Точикистон ба тачрибаи мусбати дигар кишвархои ИДМ асос ёфта, аз ин нуктаи назар ба таври кофй асоснок мебошанд. Макола идомаи нашрияхои каблй оид ба система ва намудхои чиноятхои тиббй мебошад.

Вожа^ои калиди: бемор, духтур, сирри тиббй, намудхои чиноятхои тиббй, кормандо-ни сохаи тиб ва фармасевтй, воситахои нашъадор, моддахои психотропй, Кодекси чиноятй

Annotation: The article deals with both medical crimes in the current Criminal Code of the Republic of Tajikistan and new offenses proposed by the author himself. According to the author, based on the application of new achievements in medicine and healthcare, taking into account new innovative and other biotechnologies, genetics and genetic engineering, pharmacy, a harmonious system of medical crimes has been built. From this point of view, criminal law, which has as its goal the protection and protection of human rights and freedoms, should in no way lag behind the achievements of medicine and its modern development. The author's proposals for improving the criminal legislation of the Republic of Tajikistan are based on the positive experience of other CIS countries and, from that point of view, are sufficiently justified. The article is a continuation of previous publications on the system and types of medical crimes.

Key words: patient, doctor, medical secrecy, types of medical crimes, medical and pharmaceutical workers, narcotic drugs, psychotropic substances, the Criminal Code.

В статье 206(1) Уголовного кодекса Республики Таджикистан (далее - УК РТ) «Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами или прекурсорами, сильнодействующими или ядовитыми веществами» закрепляются следующие положения:

«1) Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, транспортировки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров и находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил,

- наказывается штрафом в размере до пятисот показателей для расчетов или исправительными работами на срок до двух

лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет (в редакции Закона РТ от 6.10. 2008 г. № 422 «О внесении изменений и дополнений в УК Республики Таджикистан»).

2) Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, транспортировки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда,

- наказывается штрафом в размере до пятисот показателей для расчетов: или исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет (в редакции Закона РТ от 17.05.2004 г., № 35, от 6.10.2008г. № 422)».

Видовой объект преступления - здоровье населения, а его объект - установлен-

ный порядок законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ. Предметом преступления выступают перечисленные выше средства и вещества.

Прежде чем мы более подробно проанализируем упомянутую статью, рассмотрим понятия, которые в ней использовались. Их определения приведены в Законе РТ «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах».

Итак, к наркотическим средствам относятся вещества синтетического или природного происхождения, их препараты, а также растения, классифицированные в качестве таковых в соответствующих международных Конвенциях и Национальном списке.

Психотропные вещества - вещества синтетического или природного происхождения, их препараты, классифицированные в качестве таковых в соответствующей международной Конвенции и Национальном списке.

Прекурсоры - вещества, классифицированные в соответствующей международной Конвенции и Национальном списке как исходные или вспомогательные при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ.

Сильнодействующими веществами являются вещества природного (минерального, растительного, микробного или животного), биосинтетического или синтетического происхождения и изготовляемые из них лекарственные препараты (медикаменты, средства), необоснованное употребление или нарушение норм дозировки которых может сопровождаться нарушениями жизнедеятельности организма человека. По судебно-медицинскому критерию такие последствия приравниваются к легким телесным повреждениям.

Ядовитыми веществами являются вещества природного (минерального, растительного, микробного или животного), биосинтетического или синтетического происхождения и изготовляемые из них лекарственные препараты (медикаменты, средства), употребление которых даже в малых

дозах или с незначительным их превышением может привести к отравлению (разной степени нарушению здоровья) или явиться причиной смерти. По судебно-медицинскому критерию такие последствия отравления приравниваются к средней тяжести, тяжким телесным повреждениям или повлекшим смертельный исход (прим. к Приказу Министерства здравоохранения РТ №536 от 03.10.2005 «Об утверждении аспектов оборота сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств»).

Кроме перечисленных, сюда также относятся вещества, инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркосредств и веществ, находящихся под специальным контролем.

Объективная сторона преступления заключается в действиях, выраженных в нарушении тех правил, которые изложены в диспозиции (обращение), и эти действия являются способами совершения преступления.

Производство наркотических средств и психотропных веществ - это действия, направленные на их серийное получение. Изготовление же наркотических средств и психотропных веществ предполагает действия, в результате которых из них получают готовые к использованию формы наркотических препаратов и психотропных веществ.

Переработка наркотических средств и психотропных веществ - действия, в результате которых они очищаются от примесей или превращаются в вещества, не отнесенные к наркотическим средствам и психотропным веществам.

Хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - любые действия, связанные с умышленным распоряжением (при себе, в помещении, в тайнике и других местах) наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами.

Учет - порядок учета, хранения, распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ определяется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан, Министерством здравоохранения и социальной

защиты населения республики и МВД Республики Таджикистан по согласованию с Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.

Распределение наркотических средств и психотропных веществ - действия, в результате которых конкретные юридические лица в порядке, определяемом Правительством Республики Таджикистан, получают для оборота установленное для них количество наркотических средств и психотропных веществ.

Транспортировка - перевозка наркотических средств и психотропных веществ -перемещение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из одного места в другое в пределах территории Республики Таджикистан, независимо от вида используемого транспорта.

Пересылка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров -транспортировка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в почтовых и багажных отделениях либо иным способом без участия отправителя.

Приобретение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - покупка, присвоение найденного, получение в обмен на другие товары и вещи, взаймы, в дар или в уплату долга наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также сбор дикорастущих наркосодержащих растений или их частей, либо остатков неохраняемых посевов наркосодержащих растений после их уборки и приобретение другими путями.

Использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.

Использование наркотических

средств и психотропных веществ в оперативно-розыскной, научно-исследовательской, учебной, экспертной и ветеринарной деятельности осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Агентством

в порядке, определяемом Правительством Республики Таджикистан.

Использование прекурсо-

ров в медицинских, оперативно-розыскных, научно-исследовательских, учебных, экспертных, ветеринарных, промышленных целях осуществляется министерствами и ведомствами по согласованию с Агентством в порядке, определяемом Правительством Республики Таджикистан.

Ввоз и вывоз наркотических средств, психотропных веществ

и прекурсоров - перемеще-

ние наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на таможенную территорию Республики Таджикистан или с таможенной территории Республики Таджикистан;

Уничтожение - наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, а также инструменты и оборудование, дальнейшее использование которых в обороте признано нежелательным, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан (ЗРТ от 22.07.2013г., № 988 «О внесении изменений в закон РТ «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах».)

Диспозиция - бланкетная. Субъект -специальный, в обязательность которого входит соблюдение указанных правил. Это фармацевтический или медицинский работник, со специальными знаниями, с сертификатом и лицензией для занятия именно этим видом деятельности.

Согласно гл. 36 «Положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности (в новой редакции)», утвержденного Постановлением Правительства РТ № 172 от 3 апреля 2007 г., этот вид деятельности обязательно должен быть лицензирован в установленном законом порядке [1].

Часть 2 ст. 206 (1) УК РТ предполагает уже более узкий круг способов совершения преступления и только в отношении сильнодействующих или ядовитых веществ: нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, транспортировки или пересылки. Преступление окончено с момента хищения либо причи-

нения иного существенного вреда. Хищение предполагает все способы совершения его по УК РТ: грабеж, разбой, присвоение, растрата, мошенничество, в некоторых странах сюда относится и вымогательство.

В юридической литературе было высказано мнение о дополнении этой нормы новыми предметами преступления. Например, М.Н. Ермаков пишет, что, «Как показывает опыт зарубежных законодателей, необходим более полный охват всего спектра сильнодействующих, токсических, ядовитых веществ для предотвращения их незаконного оборота, а также выделение иных категорий продуктов химической, пищевой, фармацевтической промышленности, которые прямо или опосредованно влияют на здоровье людей, разработка правил оборота для всех видов данных веществ и случаев их оборота, а также мер контроля за их оборотом в специальном законе» [2, с.13], что на наш взгляд, является совершенно справедливым предложением. Медицинская наука постоянно развивается и на рынке медицинских услуг, помимо всего прочего появляется и множество препаратов, использование которых требует особого контроля.

В ст. 207 УК РТ, посвященной преступлениям, связанным с нарушением санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил (в редакции Закона РТ от 02.01.2019 г. № 1555 «О внесении изменений и дополнений в УК Республики Таджикистан»), отмечается:

«1) Нарушение санитарно - гигиенических и противоэпидемических норм и правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание либо отравление людей,

- наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи показателей для расчётов либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на такой же срок.

2) То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, либо заражение вирусом иммунодефицита человека, либо человеческую смерть,

- наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (в редакции Закона РТ от 02.01.2019 г. № 1555 «О внесе-

нии изменений и дополнений в УК Республики Таджикистан»).

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы закрепляются в соответствующих нормативных актах, устанавливающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они являются обязательными для соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями и иными хозяйствующими субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами, и подлежат обязательному изданию и свободному распространению [3, с. 619-620]. Эти правила и нормы касаются всех сфер жизнедеятельности человека: планировки и застройки населенных пунктов, производства товаров народного потребления и продуктов питания, хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, эксплуатации жилых помещений, производственных и общественных зданий, сооружений, оборудования, переработки, обезвреживания, захоронения и утилизации различных отходов и т.д. [4, с. 168-169].

Как известно, в декабре 2019 г. во всем мире началось тотальное распространение вируса COVID-19, которое в скором времени приобрело характер пандемии. Правительства многих стран внесли СОУГО-19 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. С учетом этого, были введены достаточно жесткие правила, которые население должно было соблюдать из-за угрозы быстрого распространения ко-ронавируса во всех странах. Их нарушение, согласно законодательству, влечет ответственность, в том числе уголовную - вплоть до лишения свободы. Многие страны ввели карантинный режим. По распоряжению Правительства Республики Таджикистан, все граждане, прибывающие из-за рубежа в Таджикистан, помещались на двухнедельный карантин под наблюдение врачей. По данным Минздрава РТ на 24 марта 2020 г., 3057 человек, прибывших из-за границы, находились на карантине в инфекционных больницах страны. В свою очередь, МВД

республики сообщало, что двое пассажиров, прилетевших из Стамбула, решили избежать карантина и скрылись. Причем одна из них была инфицирована коронавирусом. Для того, чтобы такие случаи впредь не повторялись, необходимо внести поправки в ст. 207 УК РТ об ответственности за нарушение карантина, в частности, в условиях пандемии.

Эти меры, должны применяться к лицам, избегающим карантина. Ст. 207 УК РТ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм, которое повлекло за собой массовое заболевание. Однако в случае с коронавиру-сом этот факт установить сложно. Поэтому мы предлагаем дополнить УК уголовной ответственностью, которая должна наступать в случае возникновения реальной угрозы массового заражения при нарушении карантинного режима. Лица, знающие о том, что они инфицированы и которым разъяснили необходимые требования карантина, но при этом пренебрегающие этими требованиями, ставя под угрозу здоровье, а, возможно, и жизнь окружающих, обязаны нести ответственность за свои действия. Поэтому, мы предлагаем дополнить ч. 2 ст. 207 УК РТ предложением «заражение корона-вирусом, либо другой инфекционной болезнью, имеющей характер пандемии».

Немаловажную роль в анализируемой нами сфере играет Служба государственного надзора здравоохранения и социальной защиты населения (далее - Служба). Как следует из ее названия, это исполнительный орган государственной власти РТ, осуществляющий государственный надзор за медицинской деятельностью и социальной защитой населения, фармацевтической и санитарно-эпидемиологической деятельностью в Республике Таджикистан.

В п. 2 Положения о Службе говорится, что «...Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Таджикистан, Конституционными законами и законами Республики Таджикистан, Кодексом здравоохранения Республики Таджикистан, Законом Республики Таджикистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности», указами и распоряже-

ниями Президента Республики Таджикистан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Таджикистан, международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан, и настоящим положением». В настоящем Положении подробно расписаны полномочия Службы в области санитарно-эпидемиологического надзора и контроля, начиная от самого надзора и заканчивая санитарно-эпидемиологическим заключением, которое дается после санитарно-эпидемиологической экспертизы [5].

Таким образом, общественная опасность рассматриваемого нами преступления заключается в нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия страны и всего населения. Видовым объектом является здоровье населения, непосредственный объект - санитарно-эпидемиологическое благополучие страны, населения. При этом под санитарно-эпидемиологическим благополучием понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, а также имеются благополучные условия для его жизнедеятельности. Необходимо отметить, что распространение социально опасных заболеваний в уголовном праве всегда оценивалось как общественно опасное деяние. К ним относится и рассматриваемый состав преступления [6, с. 86-89].

Объективная сторона - нарушение санитарно-эпидемиологических и противо-эпидемиологических норм и правил (диспозиция бланкетная). Совершается как действием (использование продукции, которая не прошла обязательного контроля и анализов), так и бездействием (непроведение необходимых предупредительных мероприятий). Состав материальный, окончен с момента наступления массового заболевания или отравления людей, т.е. значительного превышения уровня заболеваемости населения по сравнению со средним (обычным) уровнем его заболеваемости за определенный период.

Субъективная сторона - неосторожность по отношению к деянию, но возможен и умысел косвенный. Субъект преступления

- лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил. Обычно это работники СЭС, санитарные врачи.

Квалифицирующий признак посягательства по ч. 2 ст. 207 УК РТ - деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, либо заражение ВИЧ, либо смерть потерпевшего. Все эти признаки относятся к тяжким последствиям, определение их проводится согласно законодательству РТ.

Подробнее о здравоохранении в РТ говорится в специальном обзоре «Таджикистан. Обзор системы здравоохранения. 2010» [7].

Примером нарушения требований ст. 207 УК РТ могут быть случаи внутриболь-ничного инфицирования детей из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил (еда, зараженная кишечной палочкой, несвоевременное каврцевание палат, нарушение санитарно-эпидемиологического режима на всех этапах работы медперсонала).

Предлагаем изменить также название рассматриваемой статьи на «Нарушение санитарно-эпидемиологического режима». Последний термин используется в современной медицинской литературе» [8, с. 8]. Однако в действующих Кодексах здравоохранения РТ, Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Санитарном кодексе Туркменистана от 21 ноября 2009 г., № 74-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2019 г.), этот термин не употребляется. Кроме того, в медицинской литературе он подразумевает в большинстве случаев только ЛПУ (стационары и его отделения, поликлиники).

О таком преступлении, как сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, говорится в ст. 208 УК РТ:

«1) Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенное лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией,

- наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот показателей для расчетов либо ограничением свободы сроком до трех лет (в редакции Закона РТ от 6.10.2008 г. № 422).

2) Те же деяния,

а) совершенные лицом с использованием служебного положения;

б) причинившие по неосторожности вред здоровью человека или наступление иных тяжких последствий,

- наказываются исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на три г. либо без такового».

Объективная сторона характеризуется альтернативными деяниями по скрытию или искажению информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. По конструкции - состав формальный, окончено с момента совершения указанных действий.

Субъективная сторона - только прямой умысел. Субъект - специальный, т.е. лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

В ч. 2 ст.208 УК РТ предусмотрены следующие квалифицированные признаки:

а) совершенные лицом с использованием служебного положения;

б) причинение по неосторожности вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.

В ст. 209 предусмотрено такое преступление, как производство, хранение, транспортировка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ, или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Согласно ей:

«1) Производство, хранение или транспортировка с целью сбыта либо сбыт товаров или продукции, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья

потребителей, а равно незаконная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг, требованиям безопасности,

- наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот показателей для расчетов либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Те же деяния, если они:

а) совершены в отношении товаров или продукции, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

б) повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двум или более потерпевшим;

в) повлекли по неосторожности смерть человека,

- наказываются лишением свободы сроком от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет.

3) Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более потерпевших,

- наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности».

Общественная опасность данного преступления состоит в употреблении населением товаров и продукции ненадлежащего качества, что вызывает различные заболевания, причиняя тем самым материальный и моральный ущерб потребителям. Такие факты подрывают также авторитет производителей товаров. В итоге ущерб теряют и те производители, которые выполняют все требования безопасности. Охрана здоровья населения в сфере товарного рынка всегда должна быть приоритетом при обеспечении национальной безопасности государства.

Видовой объект - здоровье населения. Непосредственный объект преступления -общественные отношения по обеспечению охраны жизни и здоровья населения. Дополнительный объект - материальные и мо-

ральные интересы граждан. Факультативный объект - общественные отношения в сфере производства, торговли товаров и продукции, либо выполнение работ или оказание услуг, которые обеспечивают права потребителей.

Предметом преступления выступают те товары, продукция, работы, услуги, которые не отвечают предъявляемым требованиям безопасности для жизни или здоровья населения. Кроме того, сюда же относятся и официальные документы, которые ошибочно или ложно удостоверяли безопасность перечисленных предметов, о чем говорится в Законе РТ «О защите прав потребителей» от 9 декабря 2004 г., № 72. Так, в ст. 1 этого закона отмечается, что « - безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги)».

При этом товары - это любые предметы, которые подлежат купле-продаже: промышленные или продовольственные, любого производства (отечественные, зарубежные, заводские или кустарные). Работы -любые выполняемые по заказу потребителя строительные, монтажные, земляные, реставрационные и другие работы, в процессе или в результате осуществления которых ставится под угрозу жизнь или здоровье заказчика (потребителя). Услуги бывают медицинские, санитарно-эпидемиологические, бытовые, транспортные и иные, в результате пользования которых создается реальная угроза жизни и (или) здоровью потребителя.

Официальные документы - это сертификат соответствия, выданный по всем правилам сертификации, маркировки продукции, лицензии на применение соответствующего знака, удостоверяющие соответствие товаров, работ, услуг требованиям безопасности жизни или здоровья населения.

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2009 г., № 704 «Об утверждении Перечня нормативных технических документов» (с изменениями и дополнениями) предусматривает так-

же подробный перечень тех товаров, работ и услуг, производство и совершение которых требует обязательной сертификации.

Объективная сторона - любые действия, совершаемые способами, перечисленными в диспозиции статьи, включая все этапы от производства до сбыта товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Субъективная сторона - умысел, а по отношению к причиненному вреду - в виде неосторожности. Субъект - тот, кто является руководителем или ответственным за качество выпускаемой (продаваемой) продукции или товаров, предприятия, учреждения, организации любой формы собственности и организационно-правовой формы. Специальный субъект незаконной выдачи официального документа - только работник сертификации, имеющий право выдавать такие документы, а также должностные лица. Окончено с момента выполнения действий по диспозиции статьи, т.е. формальный состав по ч.1. По ч.2 и 3 - материальный состав.

Данный вопрос достаточно актуален и в зарубежных странах, что подтверждается большим числом публикаций, став объектом научного внимания и на диссертационном уровне [9, с. 178-189]. Напрямую это преступление не совершается именно медработниками, но они тоже субъекты, если речь идет о предоставлении медицинских услуг. Поэтому мы считаем нужным рассмотреть этот состав преступления, подкрепляя свою точку зрения примерами из практики судов республики. Так, гражданка Н. работала продавцом в магазине товаров народного потребленияв г. Душанбе. Вопреки требованиям Закона Республики Таджикистан «О защите прав потребителей», она осознанно допустила продажу просроченных продуктов питания. 13 июня 2018 г. с участием специалиста Государственного центра санитарно-эпидемиологического надзора района И. Сомони г. Душанбе, в соответствии с Законом РТ «О защите прав потребителей» в вышеупомянутом магазинебыла произведена контрольная закупка продуктов питания, в том числе, сметаны. В

ходе проверки Н. намеренно продала условному покупателю Х. четыре баночки сметаны, срок годности которых истек.

Согласно протоколу исследования пищевых продуктов упомянутого центра от 13 июня 2018 г., исследованный образец пастеризованной сметаны по своим химическим показателям не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и может нанести вред здоровью при потреблении.

По данным заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы № 510 от 28 июня 2018 г., в четырех исследованных баночках сметаны с органолептическими показаниями обнаружены кишечно-палочные бактерии, что не отвечает санитарным и микробиологическим требованиям, и употребление таких продуктов питания наносит вред здоровью населения. Обнаруженные просроченные продукты, считаются опасными продуктами питания, обращение и продажа которых запрещены. Согласно заключению Государственной службы по надзору за здравоохранением и социальной защиты населения Республики Таджикистан от 20 июня 2018 г., № 15/2-788 существует вероятность острого отравления организма в случае неправильного хранения после герметизации упаковки.

В указанном магазине были обнаружены также и другие продукты и товары срок потребления и использования которых истек.

В итоге, приговором суда района Исмоили Сомони г. Душанбеот 28 августа 2018 г., Н. была признана виновной по ч. 1 ст. 209 и п. "б" ч. 2 ст. 294 УК РТ. Путем полного сложения назначенных наказаний ей было назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью

сроком на один год и шесть месяцев, но согласно ст. 71 УК РТ основное назначенное наказание в виде лишения свободы к Н. условно не было применено, ей был назначен испытательный срок в 1 год [10].

Исходя из вышеизложенного, нами предлагается изменить названия следующих статей:

1. 206(1) УК РТ на «Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами или прекурсорами, сильнодействующими, токсическими или ядовитыми веществами».

2. Внести соответствующие изменения в ст. 49 Кодекса о здравоохранении РТ.

3. В ст. 207 УК РТ - «Нарушение санитарно-гигиенических и

противоэпидемиологических норм и правил» изменить на «Нарушение санитарно-эпидемиологического режима» и дополнить ч. 2 этой статьи предложением «заражение коронавирусом, либо другой неизлечимой инфекционной болезнью, имеющей характер пандемии».

Использованная литература и источники

1. Законодательство стран СНГ // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show doc.fwx? rgn=17301 (дата обращения: 29.07.2019).

2. Ермаков, М.Г. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ: автореферат дис. канд... юрид. наук: [12.00.08] / Михаил Геннадьевич Ермаков. -Омск, 2014. - 196 с.

3. Мельниченко, А.Б., Радачинский, С.Н. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - С. 619-620.

4. Шалагин, А.Е. Преступления против здоровья населения: дисс. канд... юрид. наук: [12.00.08] / Антон Евгеньевич Шалагин. - Казань, 2004. - 256 с.

5. Положение о Службе государственного надзора здравоохранения и социальной защиты от 27 декабря 2017 г., № 597 // Централизованный банк правовой информации «Adlia» Министерства юстиции Республики Таджикистан. Версия 7.0.

6. Горовых, В.Ю. Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил как средство предупреждения социально значимых заболеваний // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2010. - № 6. - С. 86-89.

7. Система здравоохранения: время перемен. 2010. Т. 12. - № 2. - С.154 / ссылка на исходный документ: Khodjamurodov G., Rechel B. Tajikistan: Health system review. Health system sin Trasition.2010, 12(2): 1-154.

8. Ряднев, В. Ю. Уголовная ответственность за нарушение санитарно- эпидемиологических правил: автореф. дис. канд... юрид. наук: [12.00.08] / Вячеслав Юрьевич Ряднев. - Краснодар, 2004. - 24 с.

9. Бурлаков, В.Н. Охрана здоровья населения в сфере товарного рынка: уголовно -правовые и криминологические вопросы / В.Н. Бурлаков, В.Ф. Щепельков, С.М. Оленников, Н.И. Пряхина, Я.П. Скоробогатько // Всероссийский Криминологический журнал. - 2018. - Т.12. № 2. - С. 178-189. - DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2). - С. 178-189.

10. Уголовное дело № 1-34/2018 // Архив городского суда г. Душанбе за 2018 г.

References and sources

1. Legislation of the CIS countries // [Electronic resource] - Access mode: http://base.spinform.ru/show doc.fwx? rgn=17301 (date of access: 07/29/2019).

2. Ermakov, M.G. Criminal-legal characteristics of illicit trafficking in potent and poisonous substances: Abstract of the thesis. Candidate of Legal Sciences: [12.00.08] / Mikhail Gennadievich Ermakov. - Omsk, 2014. - 196 p.

3. Melnichenko, A.B., Radachinsky, S.N. Criminal law. General and Special parts: study guide. - M.: IMTs GUK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2002. - Р. 619-620.

4. Shalagin, A.E. Crimes against public health: diss. Candidate of Legal Sciences: [12.00.08] / Anton Evgenievich Shalagin. - Kazan, 2004. - 256 p.

5. Regulations on the State Supervision Service for Health and Social Protection dated December 27, 2017, No. 597 // Centralized Bank of Legal Information "Adlia" of the Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. Version 7.0.

6. Gorovykh, V.Yu. Criminal liability for violation of sanitary and epidemiological rules as a means of preventing socially significant diseases // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2010. - No. 6. - P. 86-89.

7. Health system: time for change. 2010. V. 12. - No. 2. - P.154 / reference to the original document: Khodjamurodov G., Rechel B. Tajikistan: Health system review. Health system sin Trasi-tion.2010, 12(2): 1-154.

8. Ryadnev, V. Yu. Criminal liability for violation of sanitary and epidemiological rules: author. dis. Candidate of Legal Sciences: [12.00.08] / Vyacheslav Yurievich Ryadnev. - Krasnodar, 2004. - 24 p.

9. Burlakov, V.N. Public health protection in the commodity market: criminal law and crimi-nological issues / V.N. Burlakov, V.F. Shchepelkov, S.M. Olennikov, N.I. Pryakhina, Ya.P. Skorobo-gatko // All-Russian Journal of Criminology. - 2018. - T.12. No. 2. - P. 178-189. - DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2). - P. 178-189.

10. Criminal case No. 1-34/2018 // Archive of the City Court of Dushanbe for 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.