Научная статья на тему 'Виды, локализация, механизмы и причины спортивных травм у юных гимнасток'

Виды, локализация, механизмы и причины спортивных травм у юных гимнасток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1496
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТИЗМ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / ВИДЫ ТРАВМ / МЕХАНИЗМЫ / ПРИЧИНЫ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцев Валерий Николаевич, Тухватулин Равиль Михайлович, Козлова Александра Эдуардовна

В данной статье дается анализ видов, локализации, тяжести, механизмов и причин спортивных травм у юных гимнасток. Это позволяет в будущем наметить пути уменьшения спортивного травматизма с целью сохранения здоровья и повышения спортивных результатов гимнасток. Представлены сведения для различного контингента занимающихся в период с 2013 по 2015 года. Выводы могут стать отправным моментом для тренеров детских спортивных школ, учителей общеобразовательных учебных заведений, секций и кружков. Профилактика травматизма в спортивной гимнастике находится в сфере деятельности тренеров-преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцев Валерий Николаевич, Тухватулин Равиль Михайлович, Козлова Александра Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types, localization, mechanisms and causes of sport injuries among the young woman-gymnasts

The analysis of types, localization, severity, mechanisms and causes of sports injuries of young woman-gymnasts is given in the article. It lets to fix the ways in the future for decreasing the sport traumatism to keep good health and increasing sport results of woman-gymnasts. The information for different age groups of gymnasts training during 2013-2015 is given in the article. The conclusions may become a starting point for the coaches and teachers of physical culture. The prophylaxis of traumatism in artistic gymnastics is in the field of coaches’ activities.

Текст научной работы на тему «Виды, локализация, механизмы и причины спортивных травм у юных гимнасток»

УДК 796.41:614.8

ВИДЫ, ЛОКАЛИЗАЦИЯ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИЧИНЫ СПОРТИВНЫХ ТРАВМ У

ЮНЫХ ГИМНАСТОК

Валерий Николаевич Зайцев, кандидат педагогических наук, профессор,

Равиль Михайлович Тухватулин, кандидат педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой, Александра Эдуардовна Козлова, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), Смоленск

Аннотация

В данной статье дается анализ видов, локализации, тяжести, механизмов и причин спортивных травм у юных гимнасток. Это позволяет в будущем наметить пути уменьшения спортивного травматизма с целью сохранения здоровья и повышения спортивных результатов гимнасток. Представлены сведения для различного контингента занимающихся в период с 2013 по 2015 года. Выводы могут стать отправным моментом для тренеров детских спортивных школ, учителей общеобразовательных учебных заведений, секций и кружков. Профилактика травматизма в спортивной гимнастике находится в сфере деятельности тренеров-преподавателей.

Ключевые слова: травматизм, локализация, виды травм, механизмы, причины, профилактика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p80-83

TYPES, LOCALIZATION, MECHANISMS AND CAUSES OF SPORT INJURIES AMONG THE YOUNG WOMAN-GYMNASTS

Valerie Nikolaevich Zaitsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ravil Mikhailovich Tukhvatulin, the candidate of pedagogical sciences, professor, department

chairmen,

Aleksandra Eduardovna Kozlova, the senior teacher,

Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Tourism, Smolensk

Annotation

The analysis of types, localization, severity, mechanisms and causes of sports injuries of young woman-gymnasts is given in the article. It lets to fix the ways in the future for decreasing the sport traumatism to keep good health and increasing sport results of woman-gymnasts. The information for different age groups of gymnasts training during 2013-2015 is given in the article. The conclusions may become a starting point for the coaches and teachers of physical culture. The prophylaxis of traumatism in artistic gymnastics is in the field of coaches' activities.

Keywords: traumatism, localization, causes, types of damages, mechanism, prophylaxis.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная гимнастика - спорт молодых. В спортивные секции берут с 5 лет, к 1415 годам наиболее талантливые юные гимнастки уже становятся мастерами спорта. Она относится к видам спорта с высокой травматичностью в связи с многообразием видов многоборья, большим количеством гимнастических элементов и связок, а так же с повышением трудности соревновательных комбинаций [5].

Цель исследования: выявить механизмы и причины травматизма при занятиях спортивной гимнастикой у гимнасток 5-16 лет.

Травмы при занятиях гимнастикой, к сожалению, довольно часты [1, 5]. Вопрос, почему возникают травмы, интересует специалистов и спортсменок.

Многие авторы отмечают, что существенные ошибки в методике и организации тренировок и соревнований, нарушения гигиенических требований, неполноценный вра-

чебный контроль и недочеты в воспитательной работе являются причинами спортивных повреждений [2, 3, 4]. Имеют место и летальные исходы. Поэтому важной задачей специалистов по гимнастике - знать механизмы и причины возникновения повреждений и уметь их предупредить [4].

Нами была поставлена задача: выявить виды, локализацию, тяжесть, механизмы и причины возникновения травм.

Для решения данной задачи применялись следующие методы:

1. Изучение и обобщение специальной научно-методической литературы.

2. Анализ данных учета травм в санчасти СДЮСШОР №4 и врачебно-физкультурном диспансере г. Смоленска.

3. Анкетный опрос тренеров и гимнасток.

4. Обработка полученных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение специальной литературы позволило выявить состояние данного вопроса, сформулировать цель, задачи, предмет, объект исследования. Было проанализировано 87 источников, 5 из них в списке литературы. Цель анкетирования спортсменок и тренеров включает сбор информации о причинах травматизма у гимнасток и мерах его профилактики. Анкетирование проходило на базе в СДЮСШОР №4. Полученные ответы юных гимнасток и тренеров обработаны.

Исследование проводилось с сентября 2013 года по май 2015 года.

С сентября 2013 г. по июнь 2014 г. была поставлена проблема исследования, проведен анализ специальной литературы. Выявлены причины, влияющие на получение травм у гимнасток. Составлена анкета для опроса 10 тренеров и 15 гимнасток.

В констатирующем педагогическом исследовании участвовало 315 гимнасток от 5 до 16 лет. Был проведен анализ медицинских карт в физкультурно-спортивном диспансере г. Смоленска, анализ медицинского журнала в СДЮСШОР№4, касающийся вопросов травматизма среди гимнасток, и проведено анкетирование тренеров и спортсменок, полученная информация позволила систематизировать спортивные травмы за период с сентября 2013 г. по июнь 2015 г.

Мы констатировали, что 566 травм связано с потертостями и ссадинами - 88%, на втором месте ушибы - 58 травм (9%), меньше было зафиксировано растяжений связок и вывихов суставов - 5 по (0,8%), повреждения мышц и сухожилий - 9 (1,4%).

Нами были опрошены тренеры, имеющие стаж работы от 3-х до 50 лет.

На вопрос: «Какие чаще травмы получают гимнастки?» тренеры на первое место поставили ссадины и потертости, на втором месте по частоте получаемых травм - ушибы, растяжение связок занимает третье место.

На вопрос: «На каких снарядах чаще случаются травмы?» Наибольшее число травм встречается на брусьях разной высоты, бревне и вольных упражнениях, реже - на опорном прыжке.

Самым травматичным периодом тренировки является предсоревновательный, так ответило 70% тренеров, реже встречаются спортивные травмы в подготовительном периоде (40% ответов).

Чаще доминируют травмы в основной части тренировки 90%.

Главными причинами спортивных травм, по мнению тренеров, является неполноценное материально-техническое обеспечение занятий, поведение занимающихся, особенности варианта техники выполнения упражнения, состояние здоровья занимающихся, а так же непредвиденные изменения условий занятий.

По мнению опрошенных гимнасток, самыми распространёнными травмами во время занятий спортивной гимнастикой являются ссадины и потертости, ушибы и растяжение связок. Намного чаще травмы встречаются в основной и заключительной части

тренировки.

Надо отметить, что в сравнении наших данных с рядом других авторов (В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов, 2013 и др.) имеются некоторые расхождения. Например, ушибов на 24,2% меньше, потертости и ссадины на 56,4% чаще, растяжение связок на 21,7% реже, вывихи в суставах на 5% меньше, повреждение мышц и сухожилий меньше на 0,1%.

Отсутствовали у испытуемых трещины, переломы костей и сотрясение головного мозга. 80% травм случалось за счет трения частей тела гимнасток о снаряд, гимнастический ковер, одежду и обувь [5]. Второе место занимает удар при падении - 17%.

Намного реже гимнастки сталкиваются с такими механизмами травм как движения, превышающие по амплитуде анатомические пределы сустава - 2% и чрезмерно резкие нескоординированные движения - 1%.

Результаты исследований показали, что наблюдается уменьшение количества случаев, относящихся к такому понятию как «механизмы спортивных травм». Например, трение частей тела гимнасток о снаряд, гимнастический ковер, одежду и обувь снизилось на 21,4%, по всей видимости, от совершенствования экипировки спортсменок, качества снарядов и ковра. Ударов при падении стало меньше на 7%, движений превышающих по амплитуде анатомические пределы суставов и чрезмерно резких некоординированных движений, соответственно на 12,5 и 1,9% меньше.

ВЫВОДЫ

1. Констатирующий педагогический эксперимент показал, что 88% травм это потертости и ссадины, 9% ушибы, повреждения мышц и сухожилий - 1,4% и по 0,8% растяжение связок и вывихи в суставах.

2. Из 643 полученных гимнастками травм 447 (69,5%) падает на верхние конечности, 174 (26,9%) на нижние конечности, 18 (92,8%) случаев на голову и 5 (0,8%) на туловище.

3. Отмечено 566 (88%) очень легких повреждений, 50 (8%) - легких травм, 27 (4%) - повреждения легкой тяжести.

4. По механизму спортивных травм у гимнасток 80% - это трение частей тела гимнастки о снаряд, одежду и обувь (513 случаев), 17% - удар при падении (111 случаев), движения, превышающие по амплитуде анатомические пределы сустава (14 случаев) - 2% и чрезмерно резкие некоординированные движения (5 случаев) - 1%.

5. Причины травм: недочеты и ошибки в методике проведения занятий и соревнований; особенности техники выполнения упражнений; недочеты в организации занятий и соревнований; материально-техническое обеспечение; поведение занимающихся и гигиенические условия.

6. Главным в профилактике травматизма являются правильное объяснение и показ, изучение приемов самостраховки и страховки, соответствующие материально-технические и гигиенические условия занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов : учебное пособие / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин -М. : Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.

2. Баршай, В.М. Гимнастика : учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. - М. : КноРус, 2013. - 312 с.

3. Зайцев, В.Н. Механизмы и причины спортивного травматизма у юных гимнастов ДЮСШ № 1 г. Смоленска / В.Н. Зайцев, В.В. Смирнова, К.А. Тхапа // Медико-биологические аспекты физ. воспитания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2004. - С. 73-75.

4. Зайцев, В.Н. Травматизм при занятиях гимнастикой и его профилактика : лекция для студентов / В.Н. Зайцев ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2011. - 22 с.

5. Козлова, А.Э. Механизмы и причины спортивных травм у юных гимнасток / А.Э. Козлова // Спорт. Олимпизм. Гуманизм : межвузовский сборник научных трудов, посвященный 65-летию образования СГАФКСТ и 25-летию Олимпийской академии (Запада России) / под ред. Г.Н. Греца, К.Н. Ефременкова. - Смоленск, 2015. - Вып. 13. - С. 83-88.

REFERENCES

1. Arkaev, L. and Suchilin N. (2004), How to prepare champions, Physical culture and sport, Moscow.

2. Barshay, V., Kurys, V. and Pavlov, I. (2013), Gymnastics, KnoRus, Moscow.

3. Zaitsev V., Smirnova V. and Tkhapa K. (2004), "Mechanisms and causes of sport traumatism of young gymnasts at Smolensk sport school №1", Medical and biological aspects of physical training, Tambov, pp. 73-75.

4. Zaitsev V. (2011), Traumatism at gymnastic lessons and its prophylaxis, Smolensk State Academy of Physical education, Sport and Tourism, Smolensk.

5. Kozlova A. (2015), "Mechanisms and causes of sport damages of young woman-gymnasts", Sport. Olympism. Humanism, Vol. 13, pp. 83-88.

Контактная информация: Kozlovasashenka@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2016

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Екатерина Владимировна Капустина, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается электронная информационно-образовательная среда вуза, ее организационная структура, компоненты, из которых она состоит, правовые документы всех уровней, лежащие в основе ее функционирования и развития, дана классификация пользователей электронной информационно-образовательной среды вуза.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, вуз, структура среды, ее компоненты, организационная структура, правовые документы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p83-89

ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE

UNIVERSITY

Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ekaterina Vladimirovna Kapustina, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the electronic information and educational environment of the University, its organizational structure, the components of which it is composed, the legal instruments at all levels that underlie its functioning and development, the classification of users of the electronic information-educational environment of the University has been presented.

Keywords: electronic information-educational environment, University, structure of the environment, its components, organizational structure, legal documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.