Научная статья на тему 'Виды корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма'

Виды корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ВИДЫ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ТУРИЗМА / CLASSIFICATION / THE SORTS / FORMS AND METHODS / CORPORATIVE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS / SPECIALISTS IN TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Е. А.

В статье представлена возможная классификация корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма, определяющая основные виды, каждый из которых имеет свои содержание, формы и методы. В качестве видов рассматриваются индивидуальное обучение, создание обучающейся организации, корпоративные тренинги, курсы и деловой туризм. Статья освещает проблему радикального повышения квалификации специалистов сферы туризма на корпоративном уровне, что в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития туриндустрии. Классификация разъясняет структуру корпоративного повышения квалификации среди многообразия деятельности туристских кадров, что способствует решению основной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SORTS OF CORPORATIVE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF SPECIALISTS IN TOURISM INDUSTRY

In this article we submit for consideration a possible classification of corporative improvement of professional skills of specialists in tourism industry which determines basic sorts each of that has a content, forms and methods. As the sorts we consider: the individual education, the creation of learning organization, the corporative training, course and the business-tourism. The article deals with the problem of drastic corporative improvement of professional skills of specialists in tourism industry that is necessary for providing of stable development in tourism industry now. This classification gives explains to the structure of corporative improvement of professional skills among the diversity of tourism occupation that is promoting the solving of main problem.

Текст научной работы на тему «Виды корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ВИДЫ КОРПОРАТИВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Е.А. БАРАНОВА,

аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма

Аннотация. В статье представлена возможная классификация корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма, определяющая основные виды, каждый из которых имеет свои содержание, формы и методы. В качестве видов рассматриваются индивидуальное обучение, создание обучающейся организации, корпоративные тренинги, курсы и деловой туризм. Статья освещает проблему радикального повышения квалификации специалистов сферы туризма на корпоративном уровне, что в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития туриндустрии. Классификация разъясняет структуру корпоративного повышения квалификации среди многообразия деятельности туристских кадров, что способствует решению основной проблемы.

Ключевые слова: классификация; виды, формы, методы; корпоративное повышение квалификации; специалисты сферы туризма.

THE SORTS OF CORPORATIVE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF SPECIALISTS IN TOURISM INDUSTRY

E.A. BARANOVA,

postgraduate of the faculty of pedagogy and psychology, Russian International Academy of Tourism

The summary. In this article we submit for consideration a possible classification of corporative improvement of professional skills of specialists in tourism industry which determines basic sorts each of that has a content, forms and methods. As the sorts we consider: the individual education, the creation of learning organization, the corporative training, course and the business-tourism. The article deals with the problem of drastic corporative improvement of professional skills of specialists in tourism industry that is necessary for providing of stable development in tourism industry now. This classification gives explains to the structure of corporative improvement of professional skills among the diversity of tourism occupation that is promoting the solving of main problem.

Key words: classification; the sorts, forms and methods; corporative improvement of professional skills; specialists in tourism industry.

Сегодня российский турбизнес существует в постоянно меняющихся условиях, имея прямую зависимость от внешней и внутренней обстановки в стране и мире. Уровень подготовленности специалистов сферы туризма недостаточен для решения задач разного уровня сложности. Перед работодателями возникает задача реформирования организационных структур, которые обеспечивали бы соответствие меняющимся условиям жизнедеятельности этой сферы и повышение квалификации персонала.

Что такое корпоративное повышение квалификации и на какие виды можно его разделить относительно специалистов сферы туризма? Ответ на этот вопрос во многом поможет решению проблемы повышения квалификации специалистов сферы туризма на корпоративном уровне.

Корпоративное повышение квалификации как этап последипломного образования ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей как обучающихся специалистов сферы туризма, так и организации-заказчика, обеспечивая развитие профессиональной компетентности туристских кадров.

Как считают специалисты Центра дистанционного образования «Элитариум»1, классификация корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма определяет основные виды, каждый из которых имеет свои содержание, формы и методы. С учетом специфики и многообразия деятельности в сфере туризма одним из таких видов является индивидуальное обучение. В нем можно выделить две основные составляющие — обретение знания и обретение навыка. Обе части одинаково важны в бизнесе и жизни, при этом перекос в какую-либо сторону неизбежно ведет к невозможности использовать плоды обучения в деятельности.

В качестве форм индивидуального обучения выступают: обучение в вузе (заочная, очно-заочная формы), индивидуальные занятия с преподавателем и изучение специализированной литературы. Методами могут быть лекция, семинар, практическое занятие, мастер-класс. Семинары могут быть учебными, бизнес-, научно-практическими. К практическим занятиям относятся разные по форме организации занятия, отражающие виды деятельности: лабораторные

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

занятия; решение проблемных ситуационных задач, деловые игры; расчеты статистических показателей. Многообразие форм организации практических занятий определяется профилем подготовки, целями цикла, материально-техническими возможностями и другими факторами.

Следующий вид корпоративного повышения квалификации — создание обучающейся организации. Ориентируясь на точку зрения зарубежных исследователей, обучающейся можно назвать организацию, которая создает условия для обучения и развития всех работников, и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, изменяет окружающий ее мир2.

В 1990 г. П. Сенге положил начало движению обучающихся организаций. Вот пять основных понятий или дисциплин, относящихся к обучающимся организациям: личное мастерство, создание общего видения, командное обучение, когнитивные модели и системное мышление. Концепция обучающейся организации хорошо изучена на Западе, но продолжает развиваться и совершенствоваться3.

Существует несколько специфических форм этого вида: переход организации в самообучающуюся непосредственно самой компанией на основе собственных возможностей либо с помощью собственных усилий; создание самообучающейся организации на основе бенчмаркинга; привлечение процессных консультантов по управлению и организационному развитию. Термин «бенчмаркинг» происходит от англ. Benchmarking — процедура поиска, анализа и внедрения в практику работы фирмы технологий, стандартов и методов работы лучших (первоклассных) организаций-аналогов.

Что касается методов создания обучающихся организаций, то любая организация в той или иной мере использует известные или не очень известные методы совершенствования практики. Среди известных — управление проектами и возможные разновидности такого подхода; среди малоизвестных — обучение действием. Основное отличие обучения действием от управления проектами состоит в том, что каждый участник программы обучения действием работает над собственным проектом, планируя необходимые действия и осуществляя их. Обучение действием является одним из эффективных способов формирования культуры обучающейся организации через развитие ее работников4.

Корпоративные тренинги, курсы — отдельный вид корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма. Их отличает то, что процесс обучения персонала проходит без отрыва от основной деятельности, а значит, все знания, полученные в процессе корпоративного обучения, могут апробироваться на практике, принося компании мгновенные дивиденды. Формы корпоративных тренингов, курсов основываются на использовании внутреннего тренера компании, на привлечении сторонних тре-

нинговых компаний, а также на создании корпоративного университета (т.е. собственными силами или с помощью сторонних компаний). Последняя форма эффективна, но это довольно дорогой вид образования, и использовать эту форму могут только крупные компании (корпорации).

Методика корпоративных тренингов выражается в программах личностного роста сотрудников, семинарах, тренингах (персонал-тренинги, тренинги продаж, тренинги управления, тренинги переговоров и др.), в курсах и программах повышения квалификации персонала, деловых играх, занятиях для топ-менеджмента, которые носят выездной характер, а также в кейсах.

Метод кейсов (от лат. casus — запутанный или необычный случай) — интерактивная технология для краткосрочного обучения менеджеров на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. К разновидностям метода кейсов можно отнести анализ инцидентов и разбор деловой корреспонденции. Существуют также структурированные кейсы, «маленькие наброски», большие неструктурированные кейсы, «первооткрывательские кейсы»5.

Еще один вид корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма — деловой туризм. Будучи перспективной и высокорентабельной отраслью, он охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. Формами делового туризма являются бизнес-поездки (поездки по служебным целям), конгрессно-выставочный туризм, incentive-туризм (поощрительный). Методы представляют собой посещение отраслевых и тематических выставок, посещение ведущих профильных компаний и знакомство с методиками их работы, проведение в процессе бизнес-поездки деловых переговоров с целью обмена опытом, обучение за рубежом, индивидуальные программы психологического тренинга, а также посещение мастер-классов.

Классификация дает определенное представление о видах, формах и методах корпоративного повышения квалификации специалистов сферы туризма среди многообразия деятельности туристских кадров, что во многом способствует решению проблемы повышения квалификации специалистов сферы туризма на корпоративном уровне.

1 Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): пер. с англ. М., 1996. С. 249.

2 Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации : пер. с англ. М., 1999.

3 Pedler M, Burgoyne J., Boydell T. The learning company: a strategy for sustainable development. L., 1991.

4 Путеводитель по MBA в России и за рубежом / под ред.

О. Гозман, А. Жаворонковой, А. Рубальской. М., 2004. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.