Научная статья на тему 'Виды конкуренции и сопутствующие им модели рынка'

Виды конкуренции и сопутствующие им модели рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3025
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / MONOPOLISTIC MARKET / ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / OLIGOPOLISTIC MARKET / МО НОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / MONOPOLISTIC COMPETITION / МОДЕЛИ РЫНКА / MARKET MODELS / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроливецкий Эдуард Николаевич, Андреев Петр Андреевич

В статье излагаются виды конкуренции, модели рынка, характерные для них черты основных видов конкуренции. Определяются неценовые конку рентные факторы влияния на производителей продукции, процесс оказания услуг. Раскрываются потенциальные возможности усиления конкурентных преимуществ учреждений сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF COMPETITION AND ASSOCIATED MARKET MODEL

The article describes the types of competition, the market model, characteristic features of the main types of competition. It defines the non-price competitive factors of influence on manufacturers of production, rendering services process. It reveals potential opportunities of strengthening of competitive advantages of establishments in a services sector.

Текст научной работы на тему «Виды конкуренции и сопутствующие им модели рынка»

виды конкуренции и сопутствующие им модели рынка

TYPES OF COMPETITION AND ASSOCIATED MARKET MODEL

УДК 339.137.2: 338.46

KP ОЛИВЕЦКИИ Эдуард Николаевич

профессор кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, regulim@mail.ru

KROLIVETSKY, Eduard Nikolaevich

Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economic Sciences, Professor, regulim@ mail.ru

АНДРЕЕВ Петр Андреевич

преподаватель кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, andreevpeter@yandex.ru

ANDREYEV, Pyotr Andreevich

Lecturer of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, andreevpeter@yandex.ru

Аннотация.

В статье излагаются виды конкуренции, модели рынка, характерные для них черты основных видов конкуренции. Определяются неценовые конкурентные факторы влияния на производителей продукции, процесс оказания услуг. Раскрываются потенциальные возможности усиления конкурентных преимуществ учреждений сферы услуг.

Ключевые слова: монополистический рынок, олигополистический рынок, монополистическая конкуренция, модели рынка, конкурентные преимущества.

Abstract.

The article describes the types of competition, the market model, characteristic features of the main types of competition. It defines the non-price competitive factors of influence on manufacturers of production, rendering services process. It reveals potential opportunities of strengthening of competitive advantages of establishments in a services sector.

Key words: monopolistic market, oligopolistic market, monopolistic competition, market models, competitive advantages.

Развитие теории морфологии рынка непосредственно связано с современной трансформацией внешней деловой среды, согласно которой рынок выступает как место купли-продажи товаров и услуг, а также как совокупность экономических отношений в процессе товарообмена. В экономической литературе принято выделять несколько типов конкуренции на рынке.

В целях обобщения и иллюстративного восприятия приведем в таблице классификационные признаки и характерные особенности, свойственные основным моделям рынка и сопутствующим им видам конкуренции.

Так, исходя из сложившегося уровня конкуренции, монополистический (закрытый) рынок (таблица) характеризуется ситуацией,

при которой на национальном или региональном рынке определенный вид продукции или услуга производится только одним субъектом хозяйствования. Монополист при этом имеет возможность устанавливать высокие цены при низком качестве продукции. Он может не беспокоиться об издержках, модернизации и повышении качества выпускаемой продукции. Мотивирующим фактором для монополиста при этом могут выступать частичные субституты, боязнь появления конкурентов, действия государственных органов управления экономическим развитием.

Примером монопольного положения на рынке может быть единственный магазин в поселке, туристическая достопримечательность, являющаяся символом города (напри-

Классификационные признаки и характерные черты основных моделей рынка, сопутствующие видам конкуренции

Классификационные признаки Модели рынка

Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия

Число предприятий Очень много Много Несколько Одна

Тип продукции, услуг Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет близких заменителей

Контроль над ценой Отсутствует Возможен, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значительной при тайном сговоре Значительный

Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Существенно затруднены Блокировано

Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, товарные знаки, торговые марки Очень распространена, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама и отношения с общественностью

Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия коммунального хозяйства

мер, Эрмитаж), аэропорт в городе. Монополия встречается чаще на региональном, локальном уровне, когда наличие конкурента экономически нецелесообразно, либо ею выступает так называемая «естественная монополия». Естественной монополией являются метрополитен, железная дорога, электросетевые компании. Наличие конкуренции в таких ситуациях невозможно или экономически неэффективно. Субъекты хозяйствования - монополисты, как правило, являются государственными или находятся под жестким контролем государства. В других случаях государство всячески препятствует появлению монополий, в первую очередь на законодательном уровне, а также на уровне исполнительной власти экономическими мерами воздействия [1].

Рыночная конкурентная ситуация, характеризующаяся доминированием в отрасли нескольких крупных компаний, свойственна олигополистическим рынкам. Следует выделять чистую олигополию, когда производится стандартизированный продукт, и дифференцированную (таблица). При чистой олигополии несколько крупных продавцов предлагают примерно одинаковый продукт, например, производители стали, нефти, зерна. Источником конкурентных преимуществ на олигополистическом рынке может стать снижение издержек.

Дифференцированная олигополия характеризуется несколькими крупными поставщиками, производящими чем-либо (качеством, характеристиками, стилем, дизайном, сервисом) отличающуюся друг от друга продукцию. Конкуренты стремятся превзойти друг друга по неценовым показателям товара, стремясь таким образом склонить на свою сторону покупателей и получить соответствующую добавку к цене. К такой олигополии можно отнести сети кинотеатров в крупных городах, операторов мобильной связи, автопроизводителей [2].

Большое число производителей, предлагающих схожие по функциональности товары и услуги, характерно для монополистической конкуренции (см. таблицу). Наличие неценовых факторов конкуренции позволяет продавцам влиять на цену товара, но только в опре-

деленном диапазоне. К монополистической конкуренции можно отнести большинство рынков в современном мировом хозяйстве, где производятся и продаются продукты питания, мебель, одежда. В мегаполисах большинство учреждений сферы услуг осуществляют деятельность в условиях монополистической конкуренции (салоны красоты, театры, музеи, учреждения образования и здравоохранения). Ценовая конкуренция приводит к минимальным прибылям и невыгодна производителям.

Поэтому в современной экономике предприятия - производители стремятся конкурировать за счет неценовых факторов (брендов). Так, многие субъекты хозяйствования начинают отдавать предпочтение собственным брендам, а не предприятиям, фабрикам. Менеджеры при этом убеждены в том, что, имея меньше материальных ценностей и субдоговоров, они сумеют добиться большего оборота денежных средств [2].

Так, например, компания Apple, сделав ставку на бренд, производя свою продукцию на предприятиях ближайшего конкурента, смогла стать безусловным лидером и образцом для подражания. Театр балета Бориса Эйфмана стал одним из мировых признанных лидеров в отсутствии собственной сцены, предложив свое направление в балете.

Большим количеством конкурирующих субъектов, продающих однородные товары или услуги, характеризуется чистая конкуренция, в настоящее время встречающаяся все реже (см. таблицу). Условно чистой конкуренцией можно назвать рынки зерна, металла, сельскохозяйственной продукции. Этому виду конкуренции свойственны возрастающие требования покупателей к сервису, узнаваемости, разнообразию продукции, что позволяет производителям привносить неценовые факторы конкуренции на традиционно конкурентные рынки.

В настоящее время усиливается влияние неценовых конкурентных факторов на производителей, расширяются конкурентные преимущества субъектов хозяйствования на базе повышения качества, инновационности предоставляемых ими услуг, продукции потребителям. Существенно повышается спрос на качественные услуги. Доля оказываемых

услуг в национальной экономике растет по сравнению с темпами роста продукции предприятий производственной сферы. Так, например, в промышленно развитых странах доля оказываемых услуг сферы культуры в валовом внутреннем продукте доходит до 10%, а численность занятых - до 5%. В целом же доля услуг в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет 60%.

Рядом ученых-экономистов обоснована современная тенденция роста среднедушевых доходов, уровня образования населения и объемов потребления услуг. При этом основными задачами субъектов хозяйствования сферы услуг в данном случае выступают соответствие качества традиционных и новых услуг растущим запросам социума, а также непосредственное участие субъектов хозяйствования сферы услуг в формировании спроса.

В настоящее время на развитие конкурентоспособности субъектов хозяйствования сферы услуг различного организационно-правового статуса оказывают процессы либерализации производства в мировой экономике, глобализации и информатизации [3]. Так, например, многие произведения культуры становятся достоянием населения всего мира. В первую очередь, ими являются такие произведения массовой культуры, как кинофильмы, музыкальные произведения, художественная литература. Международные выставки, концерты, гастроли театров и соответствующая информация в сети Интернет получают все большее распространение, позволяющее учреждениям сферы культуры из общемировых и межстрановых изменений расширять состав и повышать уровень конкурентных преимуществ. Международные туры трупп театров, цирков, выставки музеев предоставляют возможность субъектам хозяйствования сферы культуры получать планируемые экономические результаты. Развитие конкуренции, рост конкурентоспособности учреждений сферы культуры в этих условиях определяется реальной возможностью предоставлять услуги и культурные продукты на межрегиональные и международные рынки.

Росту экономических результатов и конкурентоспособности услуг отраслевых со-

ставляющих сферы услуг в настоящее время способствует культурный туризм. По мере роста информатизации, доходов, уровня образования населения туризм становится все более индивидуальным и разнообразным, в частности, все большей популярностью пользуются объекты культурного наследия страны.

Например, отдых на море сочетается с активным посещением природных и исторических достопримечательностей, музеев, участием в спортивных и культурно-досуговых мероприятиях. В данном случае развитая инфраструктура сферы культуры становится одним из важных факторов расширения состава и укрепления конкурентных преимуществ национальной экономики. Учитывая важность туризма, его организационно-экономический потенциал, учреждения сферы культуры и туристские субъекты хозяйствования совместно способны на интегральной основе получать синергический эффект.

Помощь и содействие в решении проблем интеграции субъектов хозяйствования сферы услуг, развития частно-государственного партнерства должны осуществлять все уровни управления национальной экономики, повышая тем самым конкурентные преимущества отраслевых составляющих и учреждений сферы услуг [4].

Традиционным фактором влияния на укрепление конкурентных преимуществ выступает универсализация учреждений культуры. Современные библиотеки, музеи, кинотеатры представляют собой, как правило, многофункциональные комплексы. На базе музея, например, можно создавать тематическую библиотеку, кружки по интересам для взрослых и детей, проводить выставки, конференции, а парк культуры может выступать площадкой для спортивных соревнований, театрализованных представлений, музыкальных программ, зоологических кружков.

В свою очередь, театр обладает интеллектуальной и ресурсной возможностью открывать художественные центры, выпускать тематическую литературу, видео и аудио, служить площадкой для поэтических вечеров и философских дискуссий.

Способность каждого из учреждений культуры к качественной дифференциации деятельности предоставляет ему возможность достигать планируемых экономических и социальных результатов, повышать уровень своих конкурентных преимуществ и конкурентоспособности услуг.

Развитие видов конкуренции и сопутствующих им моделей современного рынка способствует росту экономических и социальных результатов субъектов хозяйствования, экономических видов деятельности как сферы услуг, так и производственной сферы, их финансовой устойчивости, повышению качества

выпускаемой продукции, оказываемых услуг.

В целом, функциональный подход к определению понятия «конкуренция» и современному развитию видов конкуренции, основным моделям рынка им сопутствующих, характеризует конкуренцию как борьбу нового со старым, прогрессивного с устаревшим. В соответствии с этим субъект хозяйствования должен согласовывать свои виды деятельности с ростом инновационности производства продукции, процесса оказания услуг, комбинируя ресурсы методами, отвечающими потребностям спроса, целевой ориентации на эффективность используемых ресурсов.

Список литературы

1. Колочева В. В. Основы конкурентоспособности: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ 2011.

2. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 1999.

3. Аксютик Е. А., Кроливецкий Э. Н. Инновационно-информационное обеспечение социально-экономического развития сферы услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 3. С. 152-155.

4. Байков Е. А., Константинова Д. Г. Применение технологий командного менеджмента в интересах повышения эффективности деятельности предприятий медиаиндустрии // Петербургский экономический журнал. 2014. № 4. С. 38-44.

функциональное назначение, целевая ориентация и объекты прогнозирования экономического развития предпринимательских структур

FUNCTIONAL PURPOSE, TARGET ORIENTATION AND OBJECTS OF FORECASTING THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF BUSINESS STRUCTURES

УДК 338.27: 338.22

KP ОЛИВЕЦКИЙ Эдуард Николаевич

профессор кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, regulim@mail.ru

KROLIVETSKY, Eduard Nikolaevich

Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economic Sciences, Professor, regulim@mail.ru

ГуДЗоВСКИй Дмитрий Александрович

аспирант Балтийской академии туризма и предпринимательства», sun-kent@mail.ru GUDZOVSKY, Dmitry Aleksandrovich

Post-graduate Student of the Baltic Academy of Tourism and Business, sun-kent@mail.ru

Аннотация.

В статье функциональное назначение и целевая ориентация прогнозирования развития предпринимательских структур представлены как инструментарий обоснования достижения максимально возможных уровней объективности оценок прогноза, их значимости. Определены задачи выбора состава экономических показателей, организационных и инвестиционных уровней деятельности, конкурентных преимуществ, динамического состояния объекта прогнозирования. Даны рекомендации по сценарно-экспертной оценке деятельности предпринимательских структур. Ключевые слова: прогнозирование, функциональное назначение, целевая ориентация, объекты прогноза, развитие предпринимательских структур.

Abstract.

The article presents the functional purpose and target orientation of the development of business structures as the tools of justification to achieve the highest possible level of objectivity forecast assessment, and their significance. It defines the tasks of a choice composition of economic indicators, organizational and investment levels of activity, competitive advantages, dynamic state of object of forecasting. It gives recommendations about scenario and expert assessment of activity of business structures. Key words: forecasting, functional purpose, target orientation, objects of the forecast, development of business structures.

Основой фундаментального обеспечения технологического процесса прогнозирования экономического развития предпринимательской структуры, функционального назначения прогноза как инструмента обоснования наиболее вероятных тенденций экономического развития выступает целевая ориентированность функции прогнозирования. Она выражается такой логико-вербальной формой, как обеспечение объективности переносимых тенденций экономического развития из ретроспективного периода на средне-, долгосрочный интервал времени, соблюдения адекватности устанавливаемых прогнозных оценок используемым объемам ресурсного потенциала и изменениям состояний неустойчивой внешней среды [1].

Соединение фундаментальных свойств и особенностей функционального назначения и целевой ориентации прогнозирования экономического развития предпринимательской структуры позволяет менеджменту концентрировать свое внимание и действия на всестороннем учете внешних и внутренних факторов влияния на изменение экономических результатов и принятии организационно-экономических, финансово-экономических и иных мер для регулирования процесса планирования экономического развития предпринимательской структуры, не допуская отклонений от планируемых величин экономических результатов, установленных на прогностической основе.

Следующей стадией процесса прогнозирования средне-, долгосрочного развития предпринимательской структуры выступает выяснение и установление такого состава задач для решения, который в достаточно полной мере соответствует функциональному назначению и целевой ориентации прогнозирования на достижение максимально возможного уровня объективности оценок прогноза, их значимости и достоверности в деятельности предпринимательской структуры.

В качестве задачи для решения посредством прогнозирования, его функционального назначения и целевой ориентации, на наш взгляд, может выступать определение экстраполяционных величин экономиче-

ских показателей, характеризующих развитие предпринимательской структуры в соответствии со сложившимися в прошлом тенденциями предпринимательской деятельности. Этой основной задаче для решения, по технологии постадийного прогнозирования, соответствуют задачи выбора состава экономических показателей, организационных и инвестиционных уровней деятельности, конкурентных преимуществ, определения динамического или статического состояния объекта прогнозирования, графического изменения во времени, количественных и качественных уровней его состояния, применения методов получения прогнозных оценок, соответствующих изменению состояния объекта прогнозирования и удовлетворяющих основным положениям статистической теории динамических или статических изменений исходных характеристик для технологии прогноза, обеспечивающей высокий уровень адекватности прогнозных оценок реальным условиям экономического развития предпринимательской структуры [1].

Важно отметить в этой связи и то, что избираемый менеджментом объект прогнозирования должен иметь экстраполяционно-информационную основу для экспертного или экономико-математического моделирования, удовлетворять требованиям статистической теории динамических или статических рядов экономических показателей, сопоставимости с базисным периодом.

Кроме того, менеджменту необходимо учитывать возможность трансформации объекта прогнозирования как при формировании динамических или статических рядов, так и при экспертно-прогнозном моделировании на основе имеющихся экономических сведений о развитии объекта. При этом объекты прогнозирования должны быть адекватны решаемым менеджментом задачам, результативность которых в системе управления соответствует организационным и ресурсным возможностям субъекта предпринимательской деятельности.

В то же время формулирование и обоснованное представление менеджментом экономических, финансовых результатов для достижения в средне-, долгосрочном пе-

риоде времени должно исходить не только из сбалансированности этих результатов с ресурсным потенциалом, но и из сопоставимости их значений, а также из допущения, что влияние факторов внешней среды на деятельность предпринимательской структуры в прогнозируемом периоде останется таким же, что и в ретроспективном периоде. При этом основным результатом для поставленных менеджментом задач прогнозирования должны выступать величины экономических показателей (стоимостных объемов продукции, затрат, эффективности деятельности), значимость и точность которых отвечают требованиям органов планирования экономического развития предпринимательской структуры.

В качестве основных экономических показателей в технологии постадийного прогнозирования развития предпринимательской структуры могут выступать выручка от продаж продукции, услуг, прибыль, общие затраты, стоимость материальных элементов оборотных фондов, сальдированный финансовый результат (прибыль за вычетом убытков), среднегодовая стоимость основных фондов, рентабельность активов, рентабельность проданных товаров, продукции, услуг, фондоотдача, производительность труда, объемы инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов, создание и внедрение технологических, процессных, продуктовых, маркетинговых, организационных новшеств [2].

Объектами прогнозирования могут выступать и такие относительные показатели, характеризующие изменения экономической деятельности предпринимательской структуры, как индекс ежегодных изменений производства продукции, оказания услуг, темпы изменений стоимостных объемов производства по установленным периодам времени. При этом прогнозирование абсолютных и относительных показателей экономической деятельности предпринимательской структуры должно обеспечивать для менеджмента системное представление о наиболее реальном и адекватном развитии субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с действующими тенденциями экономического развития.

Формулирование результатов, которых должна достичь осуществляемая технология постадийного прогнозирования основных измерителей деятельности предпринимательской структуры, должно учитывать и временные интервалы, в рамках которых происходит прогнозирование.

Так, например, оценки среднесрочного прогноза экономических и финансовых показателей при наличии устойчивого динамического или статического их репрезентативного ряда могут быть более точными и практически значимыми, чем оценки прогноза экономических показателей на длительный (долгосрочный) период времени. Это связано с тем, что достичь необходимой репрезентативности при прогнозе на долгосрочный период трудноосуществимо, так как период прогноза экономических параметров предпринимательской структуры может не соответствовать требованиям статистической теории формировать динамический ряд экономических показателей в два раза большего по числу своих членов, чем интервал времени прогноза. Тем не менее прогнозирование экономического развития субъекта предпринимательской деятельности возможно даже при наличии значительных ошибок прогноза, чтобы ориентированно определить тенденции экономического развития как в количественной, так и в относительной форме.

Отметим также и то, что в решении задач, поставленных менеджментом для прогнозирования, могут быть такие результаты экономического развития предпринимательской структуры, которые меньше, чем устанавливаемые органами планирования амбициозные экономические результаты и уровни эффективности используемых ресурсов. В этом случае объективные прогнозные оценки экономического развития предпринимательской структуры могут служить характеристикой сложившихся и перенесенных на прогнозный период тенденций в использовании ресурсного потенциала. В этом случае прогнозная оценка экономического результата выступает существенным основанием для принятия организационно-экономических мер по интенсификации использования ресурсного

потенциала субъекта предпринимательской деятельности и повышения эффективности производства [3].

Применение соответствующих методов и построение моделей в процессе реализации технологических стадий прогнозирования зависят не только от состава задач, поставленных для решения перед прогнозированием, но и от числа основных и сопутствующих объектов технологии постадийного прогнозирования. При этом в состав объектов прогнозирования менеджмент субъекта предпринимательской деятельности может включать те или иные процессы экономического развития и характеристики протекания этих процессов.

Состав объектов прогнозирования средне-, долгосрочного развития предпринимательской структуры может быть определен исходя из отчетных и статистических данных предпринимательской деятельности. Этот вариант для технологии прогнозирования экономического развития предпринимательской структуры и целей получения достаточно точных и значимых прогнозных оценок в наибольшей степени приемлем, так как прогноз сопровождается формированием объектов - динамических или статических рядов, выраженных количественно и на сопоставимой основе с базисным периодом времени.

Однако не всегда, особенно на ранней стадии жизненного цикла предпринимательской структуры, технология динамического или статического прогнозирования может быть обеспечена данными ретроспективного характера. Поэтому состав экономических идентификаторов, определяющих предстоящее средне-, долгосрочное развитие на бенч-маркинговой или эталонной основе, может быть сформирован высококвалифицированными экспертами, учитывающими наличие и возможность эффективного использования ресурсного потенциала, а также влияние многочисленных факторов внешней среды. В этом случае состав объектов прогнозирования должен включать такие основные показатели предпринимательской деятельности, как объемы продаж (реализации) продукции, услуг, работ, сальдированный финансовый результат, общие затраты на предпринимательскую

деятельность в течение года, рентабельность проданных товаров, продукции, услуг.

Ограничение состава основных показателей субъекта предпринимательской деятельности продиктовано экспертными возможностями представлять прогнозные экономические оценки на базе отсутствия должного информационно-статистического обеспечения.

Сопутствующий основным показателям состав измерителей экономической деятельности предпринимательской структуры в данной прогнозно-экспертной ситуации может быть исключен, так как изменения во времени на экспертно-сценарной основе имеют высокий уровень субъективности, зависящий от квалификации и профессионализма экспертов, осуществляющих прогноз.

Одним из объектов прогнозирования экономической деятельности предпринимательской структуры, на наш взгляд, выступает прогностическое обеспечение общего перспективного представления (видения) комплексного развития субъекта предпринимательской деятельности, выполняемое на экспертно-сценарной основе. Прогнозирование социально-экономического, финансово-инвестиционного и научно-инновационного состояния предпринимательской структуры, выступающей комплексным объектом для сценарной оценки вероятных вариантов оптимистического, консервативного и пессимистического развития, требует учета квалифицированным составом экспертов как внешних, так и внутренних факторов влияния на деятельность предпринимательской структуры.

Вместе с этим необходимо соединение комплексного влияния политических, нормативно-правовых, экономических, инновационных, социокультурных и иных групповых факторов внешней среды с факторами диверсификации производства, повышения его инновационности, роста объемов инвестиций в проекты модернизации и обновления основного капитала, расширения состава и укрепления конкурентных преимуществ субъекта предпринимательской деятельности, в комплексе определяющих возможное экономическое, инновационное и социальное состояние субъекта предпринимательской деятельности [3].

Экспертно-сценарный объект прогнозирования социально-экономического, инновационно-инвестиционного состояния является одним из комплексных элементов материально-вещественного и организационного воплощения идеи амбициозного варианта экономического роста, основанного на доверии и убежденности

персонала в реальности его осуществления посредством экспертно-сценарного прогноза, начальные этапы реализации которого уже успешно достигнуты и существенно повлияли на удовлетворение экономических интересов как менеджеров, владельцев предпринимательской структуры, так и ее персонала.

Список литературы

1. Иванова И. В. Целевое ориентирование систем планирования инновационного развития промышленных предприятий // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 363-365.

2. Азарова В. В., Кроливецкий Э. Н. Формирование модели имитации осуществления стратегии достижения планируемых экономических результатов и эффективности деятельности субъекта хозяйствования // Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 101-104.

3. Кроливецкий Э. Н. Перспективное планирование экономических результатов и эффективности функционирования отраслевой составляющей сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2. С. 46-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Азарова В. В., Громов В. В. Функциональное предназначение прогнозирования в оценке перспективного развития социально-экономических систем // Вестник Российской академии естественных наук. 2012. № 3(16). С. 24-26.

5. Голубева В. К., Какосьян Э. К. Выбор направления инновационного развития предприятий сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2014. № 4. С. 68-74.

управление развитием предпринимательства в туристской сфере

MANAGEMENT OF BUSINESS DEVELOPMENT IN THE TOURIST SPHERE

УДК 338.48 : 338.22

КИСЕДоБРЕВ Владимир Петрович

профессор кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат военных наук, профессор, e-mail: kvpsimf@yandex.ru

KISEDOBREV, Vladimir Petrovich

Professor of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Military Sciences, Professor, kvpsimf@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматривается предпри нигательство как элемент сферы туризма, особенности его уПравлениш^Рассмотрено понятие туристской дестинации и его составляющие. Предложены рекомендации по управлению развитием туристской сфер<.

1уризгпх,дпринимательство, дестинация.

Ключевые слова:

Abstract. ne article cons management componen elo

es s

ntrep rticle disc e reco

ome

с£>у

ds: tourism, entrepreneurship, destination.

rshy as an element of tourism, features of its usses the concept of a tourist destination and its endations about management of tourist sphere

Туристский бизнес привлекает российских предпринимателей небольшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных при этом затрат.

С исторической точки зрения, большая часть туристской деятельности является относительно новой сферой, которую только с недавнего времени стали считать достойной

серьезного внимания и исследования. Тем не менее индустрия туризма имеет достаточное экономическое значение в развитии предпринимательства, а ее воздействие на экономику, окружающую среду и общество так велико, что заслуживает серьезного рассмотрения.

Несмотря на то, что туризм является областью детального изучения, в настоящее время ощущается недостаток фундаментальных теоретических знаний, которые бы по-

зволили туризму стать серьезным научным направлением, что, в свою очередь, порождает следующие проблемы:

• предмет изучения сам по себе очень проблематичен, окружен необоснованностью и неясностью определений;

• до сих пор не существует единого мнения по определению туризма и того, что включает в себя туристская индустрия.

В качестве организационной структуры управления предлагается использовать модель, представленную Н. Лейпером в 1979 году и усовершенствованную в 1990 году [1].

Модель Н. Лейпера включает в себя многие вышеупомянутые вопросы, принимая во внимание активность туристов и предпринимателей, выделяя производственные сферы, а также учитывая географический элемент, как неотъемлемую часть туризма. Вот три основных элемента модели Н. Лейпера:

Туристы. Турист является главным действующим лицом этой системы. А туризм - это человеческий опыт, воспринимаемый многими как очень важный аспект их жизни.

Географические элементы. В своей модели Н. Лейпер выделяет три основных географических элемента: регион, порождающий спрос на комплексную туристскую услугу; туристская дестинация - регион предлагающий комплексную туристскую услугу; транзитный регион.

Регион, порождающий туристов, представляет собой генерирующий туристский рынок, который стимулирует и формирует спрос на путешествие. Именно на этом этапе турист получает информацию, заказывает билеты и отправляется в путешествие.

Во многих отношениях туристская дести-нация представляет собой «острие» туризма. Именно в дестинации ощущается влияние туризма на путешественника в целом и реализуются стратегии планирования и управления. Желание посетить дестинацию запускает туристскую систему в действие и создает спрос на туризм в регионе, порождающем туристов. Тем не менее именно в дестинации «ощущаются самые значительные и порой драматичные последствия действия системы туризма».

Транзитный регион, следует особо отметить, представляет собой не только короткий

период времени перемещения от места проживания до дестинации, но также и все места, которые могут посещаться на пути следования.

Туристская индустрия. Третьим элементом «модели Лейпера» является туристская индустрия, которая представляет собой спектр предприятий и организаций, вовлеченных в создание комплексной туристской услуги. Модель также позволяет определить месторасположение различных промышленных секторов. Например, туристские агенты и туристские операторы преимущественно находятся в регионе, порождающем туристов, а достопримечательности и предприятия по приему туристов - в туристской дестинации; транспортные предприятия соответственно располагаются в транзитном регионе.

Каждый элемент туристской системы Лей-пера взаимодействует с остальными не только по поставке отдельных элементов комплексной туристской услуги, но и в других областях, где осуществляется туристская деятельность.

Тот факт, что туризм является индустрией контрастов, хорошо виден при изучении двух основных элементов модели Лейпера. Спросу на туризм в регионе, порождающем туристов, свойственна непостоянность, сезонность и иррациональность. Тем не менее этот спрос должен удовлетворяться туристской дести-наций, где предложение не всегда гибкое, - в этом и кроется источник финансовой нестабильности в туризме.

Основными преимуществами модели Лей-пера являются широта ее применения и простота, которые помогают найти нужный «способ мышления», необходимый для туризма. Остальные преимущества этой модели таковы:

• она способна объединить подходы к туризму со стороны различных дисциплин, так как сама не относится ни к какому отдельному предмету или дисциплине; модель создает определенную структуру, внутри которой располагаются дисциплинарные подходы к туризму;

• возможно использование модели на любом уровне и ступени - от курорта до межгосударственной деятельности;

• наконец, модель демонстрирует самое важное правило туризма - все элементы ту-

ризма имеют отношение друг к другу и взаимодействуют, т. е. в сущности, мы изучаем систему потребителей и продавцов, которые составляют спрос и предложение на туристские услуги.

Из модели Лейпера можно видеть, что туризм рассматривается как целый набор предприятий, организаций, людей и объектов, которые взаимодействуют между собой для создания комплексной туристской услуги.

Из вышеизложенного можно сделать заключение о том, что туристская сфера не существует независимо от государства и общества, в связи с этим одной из приоритетных задач Российской Федерации в современных условиях является выработка стратегии развития предпринимательской деятельности в туристской сфере, ее правовое регулирование, оказание содействия предприятиям гостиничного и туристского комплекса в развитии бизнеса (в том числе финансирование перспективных туристских программ), заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития межгосударственного туризма, а также создание благоприятного имиджа страны [2].

Для реформирования туристского рынка России необходимы новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование людских ресурсов; повышение роли индивидуума и муниципального управления, региональных и территориальных органов и предприятий туризма; дальнейшее расширение массового и прежде всего внутригосударственного туризма; организация новых форм проведения досуга; изменение в формировании и учете туристских услуг; изучение современных концепций, касающихся совершенствования системы организации заработной платы и мотивации труда; осуществление межгосударственных программ технологического сотрудничества с участием отечественных и иностранных инвестиций [3].

Наблюдения и экспертные оценки современного состояния туризма во многих странах показывают, что развитие межгосударственного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями в содействии программам

внутригосударственного туризма. В рамках каждой страны данный вид туризма способствует более сбалансированному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Для любой сферы предпринимательской деятельности, а для туризма особенно, экономическая конкуренция, технологические изменения, политика государства имеют тенденцию к постоянной изменчивости.

Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро, с учетом возникающих экономических обстоятельств и изменений в туристском обращении. На первой стадии разработки туристской услуги (на стадии концепции и введения новшества) может быть важным момент решения. На второй стадии умелый маркетинг и эффективный контроль за сетью сбыта становятся более важными элементами. На заключительной стадии контроль за текущими издержками становится жизненно необходимым [4].

Развитие туризма в Российской Федерации на сегодняшний день должно строиться на следующих практических действиях и мерах социально-экономического характера:

• усиление туристско-экскурсионной деятельности среди всех групп и слоев трудящихся, учащейся молодежи, ветеранов и интеллигенции;

• повышение качества туристских услуг; изменение организации и управления турист-ско-экскурсионной работой;

• развитие материальной базы национального туризма;

• широкое использование культурно-познавательного туризма с целью рациональной организации свободного времени граждан государства;

• разработка перспективных схем развития туризма и экскурсий.

Для реализации и использования факторов, определяющих рост динамики туризма на ближайшие годы, необходимо решение следующих основных задач развития туризма в России на современном этапе:

• формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы регулирования туристской деятельности на региональном уровне;

• формирование на региональном уровне современного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации туристских предприятий;

• создание условий, необходимых для развития внутригосударственного (национального) и въездного туризма, а также всех форм социального туризма (особенно детского и спортивного) и его поддержка;

• создание условий для развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, в том числе малого бизнеса;

• стимулирование развития материальной базы туризма и его инфраструктуры, а также курортов путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

• увеличение степени использования в туристской деятельности историко-культурного потенциала России, формирование новых экс-курсионно-туристских объектов;

• интеграция в систему мирового туристского рынка и развитие межгосударственного сотрудничества в области туризма;

• широкое привлечение к сфере туризма научного потенциала туризма;

• реализация на практике принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;

• разработка и внедрение на региональном туристском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания, развитие услуг и иных видов деятельности, в том числе торговли, образующих комплексную туристскую услугу и приносящих наибольший доход.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями страны или региона.

Подходы к планированию туризма, определение его роли и места в развитии страны или региона должны рассматриваться в пределах широкого контекста общественного экономического развития [5].

Широко распространенный в современной туристской практике термин «планирование региона» (regeon planning) часто используется для определения планирования в масштабах географического региона, который обладает достаточно необходимыми услугами, достопримечательностями, инфраструктурой и потенциалом для привлечения туристов. Целиком завися от природы и характера туристского развития и территориальных аспектов, дестинация может быть региональной по масштабу, охватывая множество рекреационных территорий и городов, либо она может быть локальной. Для обозначения региона также часто используется термин «территория туристского развития» [6; 7].

Актуальность обозначения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливается возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие туристской территории. В связи с этим необходимо:

• учитывать местные туристские ресурсы и их специфику при выработке критериев, методик и инструментария управления использованием социально-экономического туристского потенциала;

• опираться на экономическое состояние и уровень развития регионов;

• производить страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятия решения местными органами власти и управления в туризме.

Туризм является фактором активизации всего регионального хозяйства как одна из главенствующих составляющих региональной экономики. Правильно организованный туризм генерирует в регионе страны рабочие места для местного населения, развивает смежные с туризмом отрасли, а также обеспечивает приток в регион денежной массы и инвестиционных средств и, как следствие, пополнение бюджета региона и государства в целом за счет налогов. Попытки дать определение туризму привели к необходимости

в статистических целях отделить туристские поездки от других форм путешествия. Эти «технические» определения установили минимальные и максимальные сроки пребывания и четкие «цели визита» в дестинации. Некоторые страны также ввели критерий расстояния, но он недостаточно широко используется на практике (например, переезд должен составлять более 100 миль, чтобы квалифицироваться как туристская поездка).

Менее развиты определения туризма с точки зрения предложения. Н. Лейпер предлагает лишь одно: «Туристская индустрия представляет собой совокупность предприятий, организаций и оборудования, предназначенных для удовлетворения нужд и потребностей туристов» [1, с. 125].

Главной проблемой, касающейся определения туризма с точки зрения предложения, является то, что спектр предприятий сферы туризма очень широк - от предприятий, работающих только в туризме, до предприятий, которые работают и на других рынках, а также обслуживают местное население.

Туристская дестинация - решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Само слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 1980-х годов. Сейчас дестинация - это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов [8].

Для того чтобы территория была дестина-цией, необходимо выполнение следующих условий:

• наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;

• наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);

• наличие информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это - необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов:

• достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т. е. то, что побуждает туриста совершать путешествие);

• удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т. е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией);

• доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок). Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность де-стинации, т. е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей.

Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации, вспомогательные службы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.