Научная статья на тему 'Виды клиентарных групп в государственной службе РФ'

Виды клиентарных групп в государственной службе РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
538
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КЛИЕНТАРНАЯ ГРУППА / КЛИЕНТЕЛА / ПАРАНТЕЛЛА / АМИКАЛЬНАЯ ГРУППА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / CLIENTELISTIC GROUP / CLIENTELE / PARANTELLE / AMICABLE GROUP / POLITICAL ALLIANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харитонова Виктория Николаевна

В статье автор рассматривает различные виды клиентарных групп в российской государственной службе: клиентелы, парантеллы, амикальные группы и «политические» альянсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the different types of clientelistic groups in the Russian civil service, such as clienteles, parantelles, amicable groups and «political» alliances.

Текст научной работы на тему «Виды клиентарных групп в государственной службе РФ»

Виктория ХАРИТОНОВА

ВИДЫ КЛИЕНТАРНЫХ ГРУПП В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РФ

В статье автор рассматривает различные виды кпиентарных групп в российской государственной службе: кпиентепы, парантеппы, амикальные группы и «политические» альянсы.

The article considers the different types of clientelistic groups in the Russian civil service, such as clienteles, parantelles, amicable groups and «political» alliances.

Ключевые слова:

клиентарная группа, клиентела, парантелла, амикальная группа, политический альянс; clientelistic group, clientele, parantelle, amicable group, political alliance.

Клиентарная группа: понятие и особенности

Огромную роль в современной государственной службе России играет неформальная структура элит и, прежде всего, клиентарные группировки и кланы, ведущие открытую или чаще скрытую борьбу за власть и влияние. Клиентарную группу можно определить как неформальную группу, сложившуюся на основе межличностных отношений между начальником и подчиненными, преследующую индивидуальные, часто эгоистические цели, не совпадающие с целями организации.

В таких группах неформальные нормы обычно пронизывают все без исключения аспекты трудовой деятельности. В организации преобладают (или, как минимум, присутствуют) неформализованные договоренности по поводу распределения работы, режима и оплаты труда, карьерного роста и т.д.1 Прием на работу осуществляется преимущественно по рекомендации руководителя, как правило, на основе дружественных или родственных связей. Персонализированные неформальные отношения с руководством влияют и на размер заработка сотрудников. Даже штрафные санкции, существующие в формальной структуре любой организации, становятся предметом торга в неформальной сделке. Обнаруженные руководителями, но оставленные без наказания нарушения работников формируют систему зависимостей, которая носит персонифицированный характер. На базе такой системы зависимостей строится сложная архитектура патрон-клиентных отношений2. В основе клиентарной группы лежат личные связи, система неформальных компромиссов и договоренностей, существующих поверх формальной структуры.

Клиентарные группы существуют практически в каждой крупной организации. Они вырастают на основе семейно-родственных связей, дружеских или союзнических отношений, не вписывающихся в организационную схему. Основным отличием клиентарных групп от формальных является то, что формальный лидер действует в рамках делегированных ему официальных полномочий в отведенной

1 Донова И.В., Варшавская Е.Я. Фирма «Пластмасса»: возможен ли капитализм на отдельно взятом предприятии? // Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период (Опыт монографических исследований 1989—1995 гг.) / под ред. В. Кабалиной. — М. : РОССПЭН, 1997, с. 222-286.

2 Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства: «взгляд изнутри» // Социс, 1995, № 2, с. 12-19; Алашеев С.Ю. О любви особого рода и специфике советского производства // Социологический журнал, № 1/2, 1997, с. 169-183; Клеман К. Неформальные практики российских рабочих // Социс, 2003, № 5, с. 62-72.

ХАРИТОНОВА Виктория Николаевна — аспирант кафедры управления иерсоналом МГУ им. М.В. Ломоносова victorin. h ardwel@ yooglemail.com

ему конкретной функциональной области. В клиентарных же группах начальник (патрон) в своих действиях делает ставку на межличностные отношения с подчиненными (клиентами) и неформальные связи между ними. Кроме того, сфера влияния патрона очень часто выходит за административные рамки формальной организации: используя свое властное положение и распоряжаясь материальными и, прежде всего, финансовыми ресурсами, патрон преследует личные интересы, обычно противоречащие официальным целям, ценностям и предписаниям организации.

Одной из разновидностей клиентарных групп является клиентела. Клиентела — это группа людей, объединенных вокруг руководителя (патрона), вдохновленных имеющимися у него ресурсами (власть, деньги и т.п.) и надеющихся на то, что им удастся воспользоваться этими ресурсами в обмен на поддержку и лояльность, которую они оказывают патрону. Специфика данной клиентарной группы заключается в том, что в отличие, например, от партии, клиентела существует, пока ее патрон обладает отчуждаемыми ресурсами и нуждается в поддержке.

Клиентарные группы в большей или меньшей степени существуют в любой стране. Если рассматривать эволюцию института клиентелы в России, то бурное развитие данного института относится к советскому времени — времени появления номенклатуры, породившей отношения персональной зависимости, неофициальных клиентелистских связей.

М. Восленский хорошо описал значение клиентелистских связей в номенклатурном отборе кадров: попадание в «обойму» перспективных работников, закрепление в «активе», переход в аппарат и собственно аппаратная карьера зависели от протекции вышестоящего номенклатурного чина и включенности в отношения групповой поруки1.

После Сталина устойчивость клиен-тарных отношений превратилась в устойчивость конкретных клиентел. Историк Дж. Хоскинг очень точно подметил: «Подобно тому, как поступил до него Сталин, Хрущев произвел множество новых назначений в партийном аппарате

1 Восленский М.С. Hоменклатура. Господствующий класс Советского Союза. — М. : Советская Россия; МП «Октябрь», 1991.

областного и республиканского уровня. Эти новые назначенцы обладали властью гораздо большей, чем при Сталине. Служба безопасности их больше не контролировала — она сама находилась под их контролем. В результате они стали в своих владениях маленькими Сталиными, уверенными в своей власти и привилеги-ях»2. Зависимость номенклатуры от вождя сменилась зависимостью вождя от соотношения сил между номенклатурными клиентелами. Ряд должностей, прежде всего в силовых структурах, находился в двойном подчинении: местном и ведомственном. Руководители особо крупных и важных предприятий входили в центральную номенклатуру. При карьерном росте руководителя (патрона) его подчиненные (клиенты) также могли надеяться на повышение, а особо приближенные лица

— даже на перевод в центральный аппарат, где они вслед за своим патроном опять же включались в ту или иную номенклатурную группировку.

В литературе не раз упоминалась, например, борьба в ЦК КПСС между «брежнев-цами» и «шелепинцами». Известен и список руководящих лиц, входивших в личную клиентелу Л.И. Брежнева, ядро которой составляли выходцы из Днепропетровска и Днепродзержинска3. Таким образом, каждая новая смена высшего руководителя сопровождалась расстановкой «своих» людей на ключевые посты.

В постсоветский период в государственной сфере можно было наблюдать двоякий процесс: с одной стороны, перерождение персонально ориентированных «команд» в нечто вроде образований мафиозного типа, преобразование некоторой части силовых ведомств в отряды наемников разных политиков, атрофия политической воли к легальному наведению порядка и т.д., а с другой — расширение в сфере управления числа клиен-тарных группировок и кланов, ведущих открытую или чаще скрытую борьбу за власть и влияние.

В современных условиях каждая кли-

2 Хоскинг Дж. История Советского Союза 1917-1991. - М. : Вагриус, 1995, с. 345-346.

3 Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России : дис. ... д.соц.н. - М. : МНФ, 2000, с. 161-162.

ентарная группировка возглавляется патроном, который обычно контролирует ту или иную государственную структуру или определенный регион. Между ним и членами группировки складываются патрон-клиентные отношения.

Другой разновидностью клиентарной группы является парантелла — вид неформальной группы, основанной на клановых или кровнородственных связях. В современных условиях в организациях государственного сектора подобного рода группы достаточно распространены, несмотря на тот факт, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае «близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому»1.

Наряду с клиентарными группами, возникающими на основе личной лояльности политическому патрону или кровнородственных связей, существуют так называемые амикальные (дружеские) группы.

Особую значимость амикальных связей в повседневной деятельности государственных служащих нельзя недооценивать. Так, в среде российского чиновничества связи личной преданности и покровительства являются главным фактором успешной карьеры, а неформальные согласования участников теневых альянсов во многом определяют деятельность государственных органов2. Помимо амикальных групп, большое распространение в российской государственной службе получили «политические» альянсы. «Политический» альянс можно определить как союз местной администрации с региональными экономическими элитами.

1 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственной гражданской службе РФ» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c;base=LAW;n=89723;fld=134;dst=4294967295;from =73078-24 (дата обращения: 16.05.2010).

2 Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская служба? Российское чиновничество на распутье // Полис, 1995, № 6, с. 67-80; Павленко С.Ю. Элемент демократии или закулисные сделки? // Pro et contra, 1999, № 1, с. 68-83.

В нашей стране история «политических» альянсов восходит к концу советского периода, когда во второй половине 80-х гг. на этапе скрытой приватизации под патронажем обкомов, исполкомов, горкомов начали создаваться коммерческие структуры. Так называемые политикоэкономические альянсы устанавливали контроль над региональными ресурсами и реализовывали свои личные интересы. Так, в Приморском крае на протяжении ряда лет губернатор Е. Наздратенко устанавливал низкие тарифы на электроэнергию для предприятий, входящих в ПАКТ

— экономическую группировку, которая выдвинула его во власть. Такая скрытая форма дотаций близких местному руководству структур поставила региональных производителей в неравные условия и явилась причиной глубокого энергетического кризиса в Приморье зимой-летом 1997 г.3

Примечательно, что не только предприниматели нуждаются в постоянных связях с властью, но и власть особо заинтересована в поддержке финансово-промышленных кругов. Эти связи дают местным руководителям возможность обогатиться, а главное, позволяют им проводить собственную, достаточно независимую политику. Помощь, оказываемая коммерческими структурами губернатору и его окружению, может носить самый разный характер4.

Во-первых, дружественные предприятия политически поддерживают администрацию, выделяя средства на проведение предвыборной кампании в регионе. Во-вторых, в обмен на льготы и поддержку они оказывают администрации различного рода услуги: кредитуют региональный бюджет, выдают администрации беспроцентные ссуды, занимаются жилищным строительством и благотворительностью. В-третьих, при их поддержке в ряде регионов финансируются особые программы развития. В Ульяновске, например, вплоть до 1996 г. осуществлялся региональный «социалистический эксперимент». На протяжении ряда лет руководство области дотировало продукты питания. Эта политика осуществлялась за счет средств внебюджетного фонда стаби-

3 Лапина Н.Ю. Региональные элиты России: кто правит на местах // Россия и современный мир, 1998, № 1(18), с. 98-120.

4 Там же.

лизации экономики, который формировался из прибыли предприятий области. Такая политика стала возможна, благодаря заключению своеобразного «неформального пакта» между местными властями и руководителями предприятий1. Социально-ориентированная политика позволила губернатору Ю. Горячеву поддерживать в общественном мнении образ заботящегося о нуждах простых людей руководителя и гарантировала ему переизбрание в 1996 г.

Пример Ульяновска является не единственным. Во многих регионах, где сложился «политический» альянс властей с местными экономическими элитами, формируются патрон-клиентные связи.

Клиентарные группы, рассмотренные в данной статье, являются, как правило, деструктивными для организации. Объединяясь в такие группы, государственные служащие налаживают неформальные взаимоотношения по модели «патрон-клиент», не вписывающиеся в официальную организационную схему и противоречащие социальным и этичес-

1 Магомедов А.К. Политические элиты российской провинции // Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 4, с. 72-79.

ким нормам государственной службы. В клиентарной группе руководитель (патрон), злоупотребляя служебным положением, по своему усмотрению использует властные ресурсы, ставя, таким образом, в личную зависимость от себя подчиненных (клиентов). Это создает возможность для различного рода служебных злоупотреблений, протекционизма и патернализма, наносящих ущерб организации. Как следствие, снижается эффективность действий органов государственной власти разного уровня по решению важнейших социальных и экономических проблем жизни государства и общества.

В силу вышесказанного теоретически и практически востребованной представляется проблема научного анализа клиентарных групп, их систематического исследования, которое позволит выявить причины их появления и распространения, динамику их развития, характерные особенности и создать своеобразную систему отслеживания. Это, в свою очередь, поможет получать сигналы о необходимости ограничения их деятельности и строить государственную политику по ограничению клиентелизма на научной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.