УДК 811.161.1'38:004.738.5
ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ИХ ВЫРАЖЕНИЯ
В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
© 2010 Т.А.Сорокина
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского
Статья поступила в редакцию 05.05.2009
Предмет внимания настоящей статьи - виды информации и средства их реализации в интернет-пространстве. Анализ Форумов, Чатов и ICQ позволил выявить функционирование языковых средств, выражающих три вида информации: фактуальную, метакоммуникативную и дискурсивную, и сделать вывод об их взаимодействии.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, фактуальная информация, метакоммуникативная информация, дискурсивная информация, типичная предикативная единица, модифицированные конструкции, собственно коммуникатив, коммуникатив с формальной предикативностью, дискурсив, диалогический повтор.
На современном этапе существуют разные аспекты изучения специфики реализации речи в интернет-пространстве1. Исследователи приходят к выводу, что «изучение новых видов общения и их последствий для человечества - еще одна, самая, может быть, важная и уже актуальная и сложная задача <...> Единой системы коммуникации пока нет, хотя необходимость в её разработке уже назрела. Пока это всё же задача на будущее»2.
В нашу задачу входит исследование языковых средств передачи информации разных видов в компьютерно-опосредованной коммуникации. Материалом нашего исследования стали распространенные в молодежной среде жанры интернет-коммуникации: Чат, Форум и ICQ. Здесь нами зафиксированы единицы, выражающие информацию трех видов: фактуаль-ную, метакоммуникативную и дискурсивную. Под термином «информация» мы, вслед за И.Р.Гальпериным, понимаем «получение новых сведений о предметах, явлениях, отношениях, событиях объективной действительности»3. Ко-
Сорокина Татьяна Александровна, соискатель кафедры русского языка и методики его преподавания Педагогического института. E-mail: s.t.a.2007@inbox. ru
1 Сорокина Т.А. Специфика канала передачи речи в современном информационном обществе // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, филологически факультет, 20 - 23 марта 2010 г.): Труды и материалы / Сост. М.Л.Ремнева, А.А.Поликарпов. - М.: 2010. - С. 211.
2 Сиротинина О.Б. Речевая коммуникация: проблемы и трудности ее изучения // Предложение и слово. - Саратов: 2010 (в печати).
3 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического
исследования. Изд. 5-е, стереотипное. (Лингвистическое наследие XX века). - М.: 2007. - С. 26.
ротко о видах информативности единиц речи (см. Андреева 2006)4.
Фактуальная информация отражает явления действительности и их взаимосвязи. Она пополняет интеллектуальный запас знаний адресата или содержит сведения бытового характера, необходимые в момент коммуникации.
Метакоммуникативная информация направлена на организацию общения. Метаком-муникативные элементы помогают оформлять этапы коммуникации, регулировать интерперсональные отношения собеседников и т.д.
Дискурсивная информация направлена на организацию дискурса и ориентацию адресата в нем для оптимального восприятия фактуальной информации. Носителями фактуальной информации в интернет-дискурсе являются типичные предикативные единицы и предикативные единицы, подвергшиеся структурным и структурно-функциональным модификациям. Типичные предикативные единицы широко представлены как в письменной, так и в устной формах речи, а модифицированные конструкции являются ярким признаком разговорной речи.
В результате структурной модификации инварианта грамматической модели в интернет-речи появляются единицы, сформированные по трем принципам: 1) по принципу избыточности языковых средств: конструкции с именительным темы (У меня мастер она хорошо стрижет); конструкции добавления (Оказывается, что кутью сегодня носить надо, в сочельник...); вопросительные конструкции с дополнительной фразовой границей (Ну вы как, надолго к родителям поедете?); 2) по принципу экономии языковых средств: двупредикативные
4 Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи: Система, зоны употребления, функции. Изд. 2-е, испр. -М.: 2006.
конструкции с кто (Кто флудит убирайтесь
//////////// ^сУ); намеренно незавершенные конструкции (У Сереги 42 дня отпуска, но ......);
слабооформленные построения (еще б... мы еще и крестиком вышивать... и на машинке тоже..); конструкции с элиминацией союзных средств (Мама думает, я буду там работать); 3) по принципу экономии речемысли-тельных усилий: конструкции с экспансией именительного падежа (Да надоели эти брюки заниженная талия, низкая посадка); конструкции с вынесением (Детективы я не хочу чтобы ты читала); конструкции с рекурсивной группой «У+Gen» (У него у брата тоже жена из Татарстана)5.
Структурно-функциональная модификация предикативных единиц приводит к появлению в разговорной речи и затем в интернет-коммуникации модально-диктальных конструкций с «дательным этическим»: И вообще, соблюдай дистанцию, я тебе не девочка с косичками. Е.Н.Машовец отмечает, что в подобных конструкциях «с помощью формы дательного этического выражается модус, но сохраняется дик-тум предложения, его предикативная основа <...> Элиминация формы дательного этического возможна, но всегда приводит к снятию аффективной окраски высказывания»6.
Основным средством выражения метаком-муникативной информации в устной диалогической речи являются коммуникативы (по другой терминологии - «слова-предложения», «ре-лятивы», «коммуникемы» и др.), исследованию которых посвящены многочисленные работы ученых (Е.Ю.Викторова, В.Ф.Куприянов, Т.Н.Колокольцева7, В.Ю.Меликян, В.Н.Шаронов и др.). В исследуемом нами материале выделены следующие единицы, несущие метаком-муникативную информацию: собственно комму-никативы и коммуникативы с формальной предикативностью.
Собственно коммуникативы получили широкое распространение в интернет-пространстве. Эти непредикативные единицы выражают коммуникативную информацию и имеют рече-регулирующую направленность:
(1) Alex (17:52:35 6/12/2006): дом 2 что ли
смотришь?
(актуализация объекта вопроса);
5 Анализ функционировании в интернет-дискурсе модифицированных предикативных единиц см.: Сорокина Т.А. Новая форма речи в современном информационном обществе // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusistica.ru/pdf/4/sorokina.pdf (17.03.2009).
6 Машовец Е.Н. Конструкции с дательным этическим в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. - Саратов: 2000. - С. 10.
7 Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные
единицы диалогической речи. - Волгоград: 2001.
(2) 12:54:02 токиша: понятно мдя хорошее это дело хи репчитать
(подтверждение положительного результата обмена информацией);
(3) [21:28:41] <NightWolf>: Всем здрасте!!! Как ваши дела?
(этикетная формула приветствия);
(4) Татка (11:36:16 21/01/2009): О Господи!!! За что?
(эмоциональная реакция на реплику собеседника);
(5) Exelent (12:39:58 19/08/2009> хм...,а что
же тогда соответствовалао твоим интересам? что из бумаги подарил тебе сергей?8 (заполнение паузы, подражание процессу обдумывания в разговорной речи).
Специфика коммуникатива с формальной предикативностью заключается в том, что данная десемантизированная единица является продуктом функционально-семантической модификации языкового инварианта: Я знаешь как рад, что свалил вовремя оттуда. В интернет-коммуникации, как и в разговорной речи, такие десемантизированные элементы ориентированы на организацию общения, установление и поддержание контакта, актуализацию внимания слушающего. Они несут в себе метакомму-никативную информацию, выполняют речере-гулирующую функцию и вместе с тем обладают формальной предикативностью, выраженной эксплицитно9:
(1) Натали (17:11:26 19/01/2009): Представляешь!!!! Нам еще ничего не перечислили
(2) 12:55:08 Пусенька: слууушай а ты случайно не астроолог??а?
(3) Мууусенька (13:25:08 15/12/2008): прикинь че учедили мои предки, мои близкие знакомые, настин бывший работодатель а нынче друг
(4) Настюша (13:58:12 11/02/2009): зато я встаю теперь не в 6-00 а в 7-00 или в 7-30. Татка (13:58:31 11/02/2009): вот видишь, во всем надо видеть плюс.
В выделенных единицах велика доля фати-ческой составляющей, несмотря на то, что они предикативно оформлены (представляешь, слууушай, прикинь, видишь и др.). Определяя речевую интенцию отправителя, мы выделили функции, которые выполняют коммуникативы с формальной предикативностью в структуре ин-
8 Примеры представлены с соблюдением всех графических, орфографических и пунктуационных особенностей оригинала.
9 Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи: Система, зоны употребления, функции.. - С. 71.
тернет-пространства: интимизация контакта, подготовка адресата к восприятию информации (1, 2, 3), придание большей убедительности и психологическая синхронизация с адресатом (4).
Средством выражения дискурсивной информации в разговорной речи являются дискурсивы10 (по другой терминологии - «дискурсивные маркеры», «прагматические единицы», «мета-текстовые элементы», «рефлексивы» и т.д.), основное назначение которых «эшелонировать поток речи»11, структурировать дискурс и ориентировать в нем адресата. Наличие в речи дискурсивных единиц способствует успешному декодированию и достижению понимания.
В результате анализа нами было выявлено три функциональных группы дискурсивных единиц: 1) Координация адресата в речевом потоке (= структурирование речевого потока). 2)Оценка сообщаемых фактов. 3) Интерпретация собственной речевой деятельности. Вместе с тем внутри функциональных групп дискурсивов можно выделить подгруппы, дифференцируя их по конкретному коммуникативному назначению. Так, в процессе координации адресата в речевом потоке отправитель использует дискурсивные единицы следующих пяти подгрупп.
1.1. Деление информации на порции и указание последовательности информационных блоков.
(1) 12:56:43 Витёчег: давай ... поговорим.... на-просилвсь.... во-первых, с каких пор? ты меня знаешь или что? от куда могут взяться такие вопросы????
(2) 1^паг 13.01.2007 - 12:53: Начну с того что у меня родные живут в Сочи <... >
Дискурсивы во-первых, во-вторых, начну с того и под. указывают на cвязь мыслей, регулируют последовательность изложения.
1.2. Акцентирование внимания собеседника на отрезке высказывания.
menedem (21:46:52 14/04/2008) сволочь он конечно порядочная, хоть и играет хорошо.
Лексема конечно имеет коммуникативно-функциональное значение достоверности и объективности. Вместе с тем в данном случае она выступает в роли дискурсива, т.к. позволяет отправителю дифференцировать речевой поток на более и менее значимые элементы высказы-
10 В понятие «дискурсивы» мы включаем дискурсивные слова, словосочетания и предикативные единицы.
11 Подлесская В.И., Кибрик А.А. Дискурсивные маркеры в структуре устного рассказа: опыт корпусного исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог 2009» (Бекасово, 27 - 31 мая 2009). Вып. 8(l5). - М.: 2009. - С. 390 - 396, 391.
вания, что приводит к концентрации внимания собеседника на определенном фрагменте сообщения.
1.3. Обозначение перехода от одной темы к другой.
(1) flatline 08.02.2006, 22:13: Что же касательно никнеймов, аватаров и т.д., то я считаю это правильнее, когда есть возможность выбирать что туда вешать.
(2) menedem (22:05:18 14/04/2008): Мне другое интересно, где будет располагаться администрация Ситроена вместе с его дирек-
I
торм????\
(3) Миледи 08.02.2006, 20:57: <...> А насчёт
того что внешность обманчива и о плохих стеПЬ
реотипах • у меня есть очень яркая история из жизни, хотите - расскажу, если не сочтёте флудером.
Употребление дискурсивов данной подгруппы позволяет перейти к новой теме обсуждения или вернуться к прежней, не нарушая логики изложения и не допуская коммуникативной неудачи. Дискурсив кстати осуществляет быстрый «безболезненный» переход от одной темы к другой, что характерно для разговорной речи с её ассоциативным построением:
[23:15:48] JekVor: завтра тогда состыкуемся и потолкуем. Да... Кстати билеты купил ты?
1.3. Подведение итогов.
(1) 372372863 (17:14:48 6/12/2006): по поводу
пола ребёнка............. Судя по всему - у тебя в
животике или футболист, или бок-t«'
yOt
сер....... —
(2) Сунгури 28.02.2007 - 16:43: короче, Олим-пиада-2014 - способ сделать Сочи элитным курортом
(3) Виктория (18:53:22 26/02/2009): значит,
общение у вас было тесное, раз он смог тебя •• ••
заразить — -<...>
1.4. Апелляция к памяти собеседника. [21:44:49] <BriX>: А так мало народа общается? Раньше помнишь как ни зайди, так вообще прописки не давали...
Подобные дискурсивы не только способствуют членению речевого потока, но и активизируют внимание собеседника, интимизируют общение, демонстрируя общую апперцепционную базу. В процессе коммуникации дискурсивы могут выражать оценку сообщаемых фактов. В исследуемом материале мы отметили дискурсивные единицы, позволяющие разграничить в потоке речи общепринятое суждение, сообщаемое коммуникантом, и его собственное. Дискур-сивы данной функциональной группы употреб-
ляются отправителем речи со следующими коммуникативными установками:
2.1. Подчеркивание субъективности суждения о событиях.
(1) Helen (22:01:14 14/04/2008): Я думаю если Пришедько придет - будет еще больше звез-дить.
(2) Surulline 08.02.2006, 20:27: Убеждена, что в нете и в реале сидят два разных человека.
(3) [22:17:37] <Багира>: Ну низнаю ???Я считаю, нужно всегда отвечать за свои слова<...>
Выделенные дискурсивы сигнализируют о том, что автор сообщения возлагает только на себя ответственность за сказанное. Вместе с тем данные единицы «подчеркивают убежденность говорящего в том, что он говорит, его уверенность в своих словах»12.
2.2. Фиксация общепринятости сообщаемого факта, события.
Наташа (17:20:27 6/12/2006;.- Я тоже не совсем верю УЗИ! Потому что, когда я с ним разговариваю, он перестает толкаться, а известно, что мужчины не могут делать два дела одновременно!
Желая показать свою осведомленность в обсуждаемом вопросе и частично снять с себя ответственность за сказанное, отправитель сообщения использует дискурсивы данного типа.
2.3. Снятие вины за вынужденное словоупотребление.
fc-DEMON 4.9.2007, 20:51: Простите за такую фразу, но Сердючка дура, точнее это он, но всеравно
Соблюдая этикетные нормы, отправитель заранее просит прощения за резкое высказывание.
2.4. Отражение уверенности / неуверенности в достоверности сообщаемого.
(1) [17:14:47] Eno$hk@: Это стопудово сейчас у всех такая проблема....
(2) [22:08:42] <Конфетка>: жизнь может и прекрасна, но оооооооооооооочень сложная<...>
(3) Наташа (17:10:23 6/12/2006): по-видимому, автор этой статьи так и думал!
С помощью дискурсивов рефлексирующего плана отправитель осуществляет интерпретацию собственной речевой деятельности, характеризует использованные им номинации с позиции уместности / правильности употребления, уточняет сообщаемое:
(1) КисуняМяу 27.9.09, 01:17: <...> совремнная молодежь, как бы это мягче сказать.. .более избалованная что ли <...>
(2) [02:08:19] FireFox: вернее, неприличные слова, так сказать
(3) Mг.Walteг 30.6.2007, 22:05: По прошествии времени этот сайт, а точнее один из модераторов дал добро на копирование этого материала.
Дискурсивные сигналы интерпретации собственной речевой деятельности в нашем материале немногочисленны, что связано, видимо, с опосредованностью интернет-общения. Языковые единицы, транслирующие информацию разных видов, могут взаимодействовать в пределах одного высказывания:
AbelJemely (10:19:25 29/02/2009) Ты знаешь, мне кажется, он не хочет туда идти из-за разницы в возрасте.
Из примера следует, что высказывание отправителя речи содержит фактуальную информацию, переданную типичной предикативной единицей «он не хочет туда идти из-за разницы в возрасте», а также метакоммуникативную информацию, выраженную коммуникативом с формальной предикативностью «знаешь» и дискурсивную информацию, реализованную дискурсивом «мне кажется», отражающим невысокую степень уверенности в достоверности излагаемого.
Таким образом, проведенное исследование показало, что интернет-опосредованная коммуникация является зоной функционирования единиц, выражающих разные виды информации. Фактуальная информация реализуется в электронной коммуникации посредством типичных и модифицированных предикативных единиц. Средствами трансляции метакоммуника-тивной информации, поддерживающей контакт, выступают собственно коммуникативы и ком-муникативы с формальной предикативностью. К единицам, несущим дискурсивную информацию, относятся языковые единицы, направленные на организацию дискурса.
Метакоммуникативные и дискурсивные единицы являются вспомогательными по отношению к средствам выражения фактуальной информации, т.к. подготавливают получателя к восприятию этой информации, способствуют оптимизации её передачи. Взаимодействие языковых средств, выражающих разные виды информации в рамках целого коммуникативного акта или отдельного высказывания, способствует успешности коммуникации, опосредованной сетью Интернет.
12 Викторова Е.Ю. Вспомогательные коммуникативные единицы в речи российских и американских президентов // Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика. Вып. 2. - 2008. - Т. 8. - С. 27.
TYPES OF INFORMATION AND MEANS OF THEIR LANGUAGE EXPRESSION
ON THE INTERNET
© 2010 T.A.Sorokina
Saratov State University it. N.G.Chernyshevskogo
The article is devoted to information types and means of their realisation on the Internet. A close analysis of forums, chats and ICQ revealed language means functioning in electronic communications expressing three information types: factual, metacommunicative and discursive and let the author to make a conclusion about their interaction.
Keywords: Internet communications, factual information, metacommunicative information, discursive information, typical predicative unit, modified designs, actual communicative, communicative with formal predicativity, discursive, dialogical itself.
Tatyana Aleksandrovna Sorokina, postgraduate student of faculty of Russian language and methods of Russian language teaching of Pedagogical College. E-mail: s. t. a. 2007@inbox. ru