Научная статья на тему 'ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА'

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
концепции менеджмента / виды менеджмента

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагангылыджова Г.

Различные концепции менеджмента не являются взаимоисключающими, а скорее дополняют друг друга. Эффективное управление предполагает комплексный подход и гибкое применение различных принципов и методов. В данной статье речь пойдет про виды и особенности концепций менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№4 / 2024

1. Активно совершенствовать производственные процессы за счет внедрения новых разработок, процессов производства, оборудования, направленных на автоматизацию процессов, сокращение ошибок, спровоцированных человеческим фактором, снижение затрат на производство;

2. Улучшать качество продукции за счет развития различных областей науки;

3. Изучать спрос и предложение на рынке на предмет представленных наших продуктов, их стоимость, платформы размещения, рекламного позиционирования, а также проводить сравнительную оценку с предложениями конкурентов;

4. Обеспечивать профессиональное развитие персонала, создание благоприятного социального климата в коллективе, поддержание конкурентоспособности и укрепление имиджа предприятия на рынке.

5. Использовать метод плавающей ценовой политики предприятия, который имеет потенциал стимулировать рост прибыли.

Изучив основные способы и методы повышения прибыли предприятия, мы предлагаем компании ООО «КейсГуру» остановиться на регулярном снижении себестоимости продукции, совершенствовании производственных процессов, повышения качества продукции, изучении и расширении рынка сбыта и др., вплоть до применения метода плавающей ценовой политики компании.

ООО «КейсГуру», а также аналогичные по сфере деятельности предприятия, обладающие необходимыми ресурсами для проведения указанных мер по повышению прибыли компании, могут оптимизировать их при условии рентабельности. Быстрый оборот оборотных средств может послужить стимулом для роста производства и увеличения объемов продаж, увеличению рабочих мест, расширении целевой аудитории продукции, но его реализация также подвержена влиянию инфляции и финансовым трудностям.

Список использованной литературы:

1. Фадеева, В.В., Ваняшкина, Н.В. Прибыль как конечный финансовый результат / В.В. Фадеева, Н.В. Ваняшкина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 4-1. С. 271-273.

2. Червонящая, С.В. Методы управления прибылью предприятия / С.В. Червонящая // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2019. № 10. С. 233-238.

3. Яшечкина, К. А., Кузнецова, Е. Д. Оптимизации прибыли предприятия по средствам предельного анализа / К.А. Яшечкина, Е.Д. Кузнецова // Молодой ученый. — 2020. — №12.5. — С. 91-93.

4. CaseGuru // https://caseguru.ru/ URL: https://caseguru.ru/ (дата обращения: 05.04.2024).

© Коваль А.Е., Галимская Е.М., 2024

Тагангылыджова Г.,

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления.

г. Ашгабад, Туркменистан

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация

Различные концепции менеджмента не являются взаимоисключающими, а скорее дополняют

друг друга. Эффективное управление предполагает комплексный подход и гибкое применение различных принципов и методов. В данной статье речь пойдет про виды и особенности концепций менеджмента.

Ключевые слова:

концепции менеджмента, виды менеджмента.

В мире менеджмента существует множество различных концепций, каждая из которых предлагает свой подход к управлению организацией. Наиболее известные из их:

Научный менеджмент (Ф. Тейлор). Фредерик Тейлор считается отцом научного менеджмента. Его главная идея заключалась в том, что производительность труда можно значительно повысить за счет рационализации и стандартизации рабочих процессов. Ключевые принципы научного менеджмента:

- Научный анализ каждого элемента работы: Тщательное изучение каждого действия рабочего с целью оптимизации и устранения лишних движений.

- Отбор и обучение работников: Подбор работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и их обучение оптимальным методам работы.

- Сотрудничество между менеджерами и работниками: Взаимодействие и сотрудничество между руководством и рабочими для достижения общих целей.

- Разделение труда между менеджерами и работниками: Менеджеры занимаются планированием, организацией и контролем, а рабочие - непосредственно выполнением задач.

Преимущества научного менеджмента:

- Повышение производительности труда.

- Снижение издержек.

- Улучшение качества продукции.

- Более четкая организация работы.

Недостатки научного менеджмента:

- Игнорирование человеческого фактора.

- Монотонность и рутинность работы.

- Риск сопротивления со стороны работников.

Административный менеджмент (А. Файоль). Анри Файоль разработал концепцию административного менеджмента, которая фокусируется на управлении организацией в целом. Он выделил 14 универсальных принципов управления, применимых в любой организации. Ключевые принципы административного менеджмента:

Разделение труда: Специализация работников для повышения эффективности.

Власть и ответственность: Четкое распределение полномочий и ответственности.

Дисциплина: Соблюдение правил и норм организации.

Единоначалие: Каждый работник подчиняется только одному руководителю.

Подчинение личных интересов общим: Приоритет интересов организации над личными интересами.

Вознаграждение персонала: Справедливая система оплаты труда.

Централизация: Степень концентрации принятия решений.

Скалярная цепь (иерархия): Четкая структура подчинения.

Порядок: Рациональная организация рабочего пространства и процессов.

Справедливость: Справедливое отношение ко всем сотрудникам.

Стабильность персонала: Стремление к долгосрочному сотрудничеству с работниками.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№4 / 2024

Инициатива: Поощрение инициативы со стороны сотрудников. Корпоративный дух: Создание единой команды и атмосферы сотрудничества. Преимущества административного менеджмента:

- Структурированный подход к управлению.

- Четкое распределение ответственности.

- Упорядоченность и эффективность работы. Недостатки административного менеджмента:

- Жесткость и бюрократизация.

- Недостаточное внимание к мотивации и потребностям работников.

Школа человеческих отношений (Э. Мэйо). Элтон Мэйо и его коллеги провели ряд исследований, которые показали, что социальные и психологические факторы играют важную роль в производительности труда. Ключевые принципы школы человеческих отношений:

- Внимание к потребностям и мотивации работников: Учет потребностей работников в признании, принадлежности, самореализации.

- Создание благоприятного психологического климата: Формирование атмосферы доверия, сотрудничества и взаимоуважения.

- Групповая динамика и лидерство: Учет влияния групповых процессов на поведение работников и развитие эффективного лидерства.

- Участие работников в принятии решений: Вовлечение работников в процесс принятия решений, касающихся их работы.

Преимущества школы человеческих отношений:

- Повышение мотивации и удовлетворенности работников.

- Улучшение коммуникации и сотрудничества.

- Снижение текучести кадров. Недостатки школы человеческих отношений:

- Риск манипуляции со стороны руководства.

- Сложность измерения и оценки результатов.

Системный подход. Основная идея: Рассмотрение организации как сложной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов. Ключевые принципы:

- Целостность.

- Иерархичность.

- Взаимозависимость.

- Адаптивность.

Ситуационный подход. Основная идея: Не существует универсальных методов управления, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Ключевые принципы:

- Анализ ситуации.

- Гибкость и адаптивность.

- Учет всех факторов, влияющих на организацию.

Процессный подход. Основная идея: Рассмотрение управления как непрерывного процесса, состоящего из взаимосвязанных функций (планирование, организация, мотивация, контроль). Ключевые принципы:

- Цикличность.

- Взаимосвязь функций управления.

- Непрерывное совершенствование.

Количественный подход. Основная идея: Применение математических методов и моделей для

решения управленческих задач. Ключевые принципы:

- Моделирование.

- Оптимизация.

- Анализ данных.

Инновационный менеджмент. Основная идея: Управление инновациями как ключевым фактором успеха в условиях динамично меняющейся среды. Ключевые принципы:

- Поиск и внедрение новых идей.

- Развитие творческого потенциала сотрудников.

- Управление рисками.

Важно понимать, что различные концепции менеджмента не являются взаимоисключающими, а скорее дополняют друг друга. Эффективное управление предполагает комплексный подход и гибкое применение различных принципов и методов. Список использованной литературы:

1. Stewart R. C. Managing and organizations. 2021.

2. Hayes J. Theory and practice of change management. 2021.

3. James M. The little book big management theories. 2017.

© Тагангылыджова Г., 2024

Тачмухаммедова А.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления.

г. Ашгабад, Туркменистан

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Аннотация

Эффективное управление организацией предполагает комплексное и сбалансированное использование всех функций менеджмента в данной статье речь пойдет про основные моменты и функции менеджмента.

Ключевые слова:

мотивация, функции менеджмента

Функции менеджмента - это основные виды управленческой деятельности, направленные на достижение целей организации. Традиционно выделяют следующие основные функции:

1. Планирование:

Планирование - это краеугольный камень эффективного менеджмента. Оно закладывает фундамент для всех остальных функций и определяет направление развития организации. Процесс планирования включает в себя:

- Анализ текущей ситуации. Оценка сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды (SWOT-анализ), анализ рынка, конкурентов, внутренних ресурсов.

- Прогнозирование. Предвидение будущих тенденций и изменений, которые могут повлиять на организацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.