Научная статья на тему 'Виды и особенности договорного регулирования предметов антиквариата'

Виды и особенности договорного регулирования предметов антиквариата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКВАРИАТ / ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / ЗАЛОГ / ЛОМБАРД / THE ANTIQUES / CONTRACT REGULATION / INSURANCE / PLEDGE / PAWNSHOP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуруллина Регина Талгатовна

В статье анализируется проблема договорного регулирования предметов антиквариата. Выделены особенности некоторых видов договоров: страхования, залога и хранения в ломбарде. Представлен анализ действующего законодательства и судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types and Specific Features of Contract Regulation of the Antiques

The paper deals with the problem of contract regulation of the antiques. The author distinguishes peculiarities of several types of contracts (insurance, pledge and pawnshop storage) and analyzes current law and legal practice.

Текст научной работы на тему «Виды и особенности договорного регулирования предметов антиквариата»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Право

УДК 347.44

Виды и особенности договорного регулирования предметов антиквариата

Нуруллина Р. Т.

Аспирантка кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье анализируется проблема договорного регулирования предметов антиквариата. Выделены особенности некоторых видов договоров: страхования, залога и хранения в ломбарде. Представлен анализ действующего законодательства и судебной практики.

Ключевые слова: антиквариат, договорное регулирование, страхование, залог, ломбард.

Развитию цивилизованного человеческого общества и проявлению единства его духовного и материального бытия способствуют культурные ценности. Среди них все большую популярность в обществе приобретают предметы антиквариата. В мире ежедневно совершаются различные виды сделок с антиквариатом: по передаче права собственности, по страхованию, по перевозке, по залогу и т.д. Однако специфичность объектов таких сделок опосредует особенности договорного регулирования. Рассмотрим некоторые виды договоров, совершаемых с антиквариатом.

На сегодняшний день одной из наиболее часто используемых правовых конструкций является договор страхования антиквариата. Международный опыт страхования антиквариата сформирован давно. В России к страхованию антиквариата относятся с опасениями. Причинами непопулярности страхования предметов антиквариата являются ограниченное число компаний, готовых работать с такого рода объектами; высокая страховая стоимость объектов; нехарактерные затруднения, которые могут возникнуть на каждом этапе работы с антиквариатом [1, с. 11-12]. Кроме того, в России большинство частных коллекционеров не желает страховать свои коллекции, чтобы не афишировать их и не привлекать к себе излишнего внимания как проверяющих органов, так и мошенников. По данным страховщиков, в России застраховано не более 10 % частных коллекций [2]. Отсутствие унифицированных правил страхования такого рода предметов приводит к тому, что страхование антиквариата основывается

на правилах страхования домашнего имущества и подразумевает наличие у каждой компании своих собственных правил и договоров.

Безусловно, при страховании антиквариата может возникнуть ряд проблем у страховщиков.

Во-первых, при страховании антиквариата частными лицами контролировать сохранность ценностей и расследовать страховые случаи в домашних условиях значительно сложнее, чем при музейном хранении.

Во-вторых, есть риск недобросовестности частных клиентов и вероятность инсценировок страховых случаев.

В-третьих, для хранения большинства предметов антиквариата требуются специальные условия, знания и навыки, которые могут обеспечить далеко не все коллекционеры. А в отсутствие должных условий хранения антиквариат может пострадать: например, при несоблюдении температурно-влажностного режима может расслоиться или потрескаться краска на полотнах и т.д. Подобные причины и являются препятствием для страхования частных художественных собраний как культурных ценностей (по соответствующим правилам и договорам) [3].

Следует отметить, что страхование антиквариата должно представлять собой комплексный правовой инструмент, позволяющий защитить не только сами объекты - предметы антиквариата, но и субъектов правоотношений - владельцев или собственников антиквариата. Защита объектов посредством страхования должна строиться на включении не только

211

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

обычных рисков утраты (гибели) или повреждения имущества (пожары, стихийные бедствия и т.д.), но и специфических рисков, присущих самому антиквариату. Так, к специфическим рискам можно отнести: повреждения во время транспортировки; риски, связанные с наличием у предметов антиквариата внутренних свойств, постепенно ведущих к их разрушению; риски обесценивания антиквариата в связи с участием в выставках и др. Субъекты правоотношений, возникающих по поводу антиквариата, также должны быть защищены от таких специальных рисков, как причинение ущерба имущественным интересам, связанных с выполнением профессиональных обязанностей экспертами-оцен-щиками и реставраторами.

Безусловно, страхование предметов антиквариата является необходимой мерой охраны и защиты антиквариата как вида культурных ценностей, от различного рода рисков и прежде всего, от риска утраты культурно значимых предметов.

В международной практике большой популярностью пользуются услуги по кредитованию под залог предметов антиквариата и произведений искусства, которые выдаются как банками, так и аукционными домами [4].

В последнее время и в России в судебно-арбитражной практике встречаются дела, вытекающие из договора залога, где в качестве заложенного имущества фигурируют различные предметы антиквариата, имеющие при этом значительную стоимость - картины, иконы [4]. Так, Арбитражный суд Пермской области рассмотрел спор о взыскании 293 млн. руб., составляющих стоимость не возвращенных залогодержателем десяти икон, между общиной Российской православной церкви юрисдикции Русской православной церкви за рубежом, с одной стороны, и АООТ «Российская национальная страховая компания «Рострах» и пермским филиалом АООТ «Российская национальная страховая компания «Рострах», с другой [5].

В то же время культурные ценности, хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или сданы в залог. Такой запрет содержится в ч. 5 ст. 51 «Основ законодательства РФ о культуре» [6].

Договор залога антиквариата должен заключаться в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге» [7]. В частности ст. 10 Закона «О залоге» содержит требования к содержанию и форме договора залога. Существенные особенности при заключении договора залога антиквариата отсутствуют. Однако, сам предмет договора залога - антиквариат, в силу своих признаков уникальности, редкости и художественно-культурной ценности, создает та-212

Право

кую проблему как сложность оценки в случае обращения взыскания на предмет залога и реализации заложенного антиквариата.

Здесь необходимо также отметить, что согласно п. 6 ст. 349 ГК РФ обращение взыскания на предмет залога возможно только по решению суда, если предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества [8]. Однако, согласно пп. 5 п. 11 ст. 28.1 Закона «О залоге» при обращении взыскания на предметы, имеющие историческую или художественную ценность, без обращения в суд (во внесудебном порядке) обязательно привлечение оценщика.

Налицо коллизия правовых норм. Норма ГК РФ является общей, так как в ст. 349 ГК РФ речь идет о порядке обращения взыскания на заложенное имущество. В свою очередь норма Закона «О залоге» является специальной, так как в ней речь идет о реализации заложенного движимого имущества. Если исходить из правила приоритета специальной нормы над нормой общей, то приоритет остается за нормой Закона «О залоге». Однако Закон «О залоге» применяется в части, не противоречащей ст.ст. 334-358 ГК РФ. Кроме того, в соответствии с положением, содержащимся в абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.

Возвращаясь к проблеме оценки предметов антиквариата, обратимся к п. 10 ст. 28.1 Закона «О залоге», гласящей «начальная продажная цена заложенного движимого имущества определяется решением суда в случаях обращения взыскания на движимое имущество в судебном порядке или в соответствии с договором о залоге (соглашением об обращении взыскания на заложенное движимое имущество во внесудебном порядке) в остальных случаях». Таким образом, оценка предметов антиквариата оставлена законодателем на усмотрение суда. Хотя оценка антиквариата, как предмета специфического и требующего определенных знаний и навыков, должна бы проводиться специалистами - искусствоведами, музейными работниками, арт-оценщиками.

Правовому регулированию отношений, возникающих при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, посвящен Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» [9].

Интересным представляется вопрос о хранении предметов антиквариата, сданных в ломбард. Согласно п. 6 ст. 2 ФЗ «О ломбардах» в ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторон-

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Право

них лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, антиквариат и произведения искусства будут храниться в ломбарде в соответствии со своими специальными характеристиками ^мпературно-влажностным режимом, минимальной скоростью движения воздуха, незапыленностью). Представляется, что на практике все выглядит иначе. Никаких специальных условий для хранения ценных предметов антиквариата в ломбардах на сегодняшний день не наблюдается.

Однако, ст. 6 ФЗ «О ломбардах» предусмотрено страхование вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение. Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со ст. 5 ФЗ «О ломбардах». Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде [9]. Ст. 5 ФЗ «О ломбардах» установлено, что оценка вещи, передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение [9]. И снова возникает проблема оценки, поскольку применение ст. 5 ФЗ «О ломбардах» к предметам антиквариата невозможно, так как предметы антиквариата уникальны и единственны в своем роде. Поэтому риск утраты и повреждения предметов антиквариата довольно высок при сдаче указанных вещей под залог в ломбард.

В заключение отметим, что специфика предметов антиквариата создает предпосылки для существования особенностей договорного регулирования. Эти особенности необходимо учитывать при совершении операций с антиквариатом, поскольку в отсутствие единых унифицированных правил торговли предметами антиквариата остается такая проблема гражданского оборота, как большое ко-

личество фальсификаций. Несомненным остается также факт, что сохранение культурного наследия и развитие рынка антиквариата для политики любого государства становится все более приоритетным направлением развития современного цивилизованного общества.

Литература:

1. Смирнова Е. Страхование произведений искусства и антиквариата. Основные тенденции и перспективы // Сборник тезисов докладов 4 Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития экономики и управления в России на современном этапе». - Калининград, 2007. - С. 79-80.

2. Старкова Н.О. Особенности страхования объектов современного артрынка // Финансы и кредит от 31 октября 2011 г. - URL: http://www.msur-info.ru/press/70181/

3. Покидова Е. Займы под залог произведений искусства - URL: http://artinvestment.ru/invest/ law/20080727_borrowing_against_art_article.html

4. Боннер А.Т. Правовые споры, связанные с произведениями искусства // Законодательство -2005. - № 3. - С. 45-52.

5. Постановление Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 4436/98 // Текст постановления официально опубликован не был. Официальный сайт информационно-правового портала «ГАРАНТ». - URL: http://base.garant.ru/12131110/

6. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г.

- № 46. - Ст. 2615.

7. Закон РФ от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге» // Российская газета от 06.06.1992 г. - № 129.

8. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1 // Российская газета от 08.12.1994 г. - № 238-239.

9. Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» // Российская газета от 31.07.2007 г.

- № 164.

Types and Specific Features of Contract Regulation of the Antiques

R. Nurullina

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the problem of contract regulation of the antiques. The author distinguishes peculiarities of several types of contracts (insurance, pledge andpawnshop storage) and analyzes current law and legal practice.

Key words: the antiques, contract regulation, insurance, pledge, pawnshop.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.