Научная статья на тему 'Виды и формы контроля учебных достижений учащихся по правоведению в средней общеобразовательной школе'

Виды и формы контроля учебных достижений учащихся по правоведению в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1185
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ПРОВЕРКА / ОЦЕНИВАНИЕ / ОЦЕНКА / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ / ОБУЧЕНИЕ ПРАВОВЕДЕНИЮ / ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябовол Л.Т.

На основе анализа нормативных документов, научной и учебной литературы по педагогике, дидактике, методике обучения обществоведческих предметов, в частности правоведения, указаны виды и формы контроля учебных достижений учащихся по правоведению. Определены место и роль предварительного, текущего, тематического, семестрового, годового оценивания и государственной итоговой аттестации. Охарактеризованы такие формы контроля, как: наблюдение, портфолио, устный и письменный опрос, рецензирование, «общий балл», тестирование. Установлены их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды и формы контроля учебных достижений учащихся по правоведению в средней общеобразовательной школе»

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Рябовол Л.Т.*

Кировоградский государственный педагогический университет им. Владимира Винниченко, Украина, г. Кировоград

На основе анализа нормативных документов, научной и учебной литературы по педагогике, дидактике, методике обучения обществоведческих предметов, в частности правоведения, указаны виды и формы контроля учебных достижений учашдхся по правоведению. Определены место и роль предварительного, текущего, тематического, семестрового, годового оценивания и государственной итоговой аттестации. Охарактеризованы такие формы контроля, как: наблюдение, портфо-лио, устный и письменный опрос, рецензирование, «общий балл», тестирование. Установлены их преимущества и недостатки.

Ключевые слова контроль, проверка, оценивание, оценка, учебные достижения учеников, обучение правоведению, виды и формы контроля.

Управление любым процессом, в частности тем, в который вовлечен человек, предусматривает осуществление контроля как совокупности мер по проверке его эффективности. Контроль мотивирует целенаправленную деятельность, влияет на отношение человека к выполнению обязанностей, на формирование и развитие чувства ответственности. С позиций системного подхода контроль (контрольно-результативный компонент) - неотъемлемая составляющая системы обучения. Феномен контроля в ней проявляется в том, что, с одной стороны, он позволяет определить и оценить результаты учащихся, с другой, установить степень обоснованности и эффективности управленческих решений, принятых учителем относительно избрания методов, приемов, форм обучения. Контроль позволяет выявить отклонения в функционировании системы обучения от установленных правил и норм, а также разработать меры по их исправлению и корректировке управления с целью профилактики деструктивных отклонений. Следовательно, контроль - это компонент системы обучения, который позволяет сравнить достигнутые ею результаты с желаемыми и определить эффективность ее функционирования.

В дидактике проблематика контроля учебных достижений учащихся изучена достаточно глубоко такими учеными, как: В. Бондарь, Н. Волкова, В. Кукушин, И. Малафиик, С. Пальчевский, И. Подласый, А. Савченко, М. Фи-цула, В. Чайка, В. Ягупов и др. В методике обучения обществоведческих предметов, в частности правоведения, ее исследовали Б. Андрусишин, К. Баха-

* Доцент кафедры Правоведения, кандидат педагогических наук, доцент.

нов, А. Гуз, Д. Десятов, Г. Кашкарев, О. Крапанева, О. Певцова, О. Пометун, И. Усенко и др. В данной статье в рамках ее темы предпринята попытка обобщить и систематизировать соответствующие сведения.

Целью статьи является характеристика видов контроля, установление преимуществ и недостатков различных форм контроля в процессе обучения правоведению, а также разработка некоторых методически-дидактических рекомендаций по их применению.

Видами контроля (проверки и оценивания) учебных достижений учащихся по правоведению, согласно приказу Министерства образования и науки Украины (дальше - МОНУ) № 371 «Об утверждении критериев оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования» от 05.05.2008, являются: текущее, тематическое, семестровое, годовое оценивание и государственная итоговая аттестация [4]. В дидактике определен еще один вид контроля - предварительный, целью которого является выявление предшествующего уровня знаний учащихся как фундамента для изучения новой темы, раздела программы. В «чистом виде» предварительный контроль практически не используется, во время урока он может быть реализован на этапе актуализации опорных знаний.

Текущее оценивание предполагает поурочное наблюдение учителя за работой всего класса и каждого ученика, а также применения других приемов и, таким образом, обеспечивает реализацию принципа систематичности контроля. Задача текущего оценивания - определение уровня понимания, первичного усвоения отдельных элементов содержания темы, установление связей между ними и содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков.

Текущий контроль характеризуется тем, что: охватывает весь процесс обучения, позволяет учителю его мониторить, оперативно устанавливать и реагировать на определенные недостатки или пробелы в знаниях учащихся, оптимизировать методику обучения; стимулирует у учащихся стремление систематически работать с учебным материалом, таким образом, обеспечивает полноту, прочность и системность знаний; способствует формированию у учащихся навыков самоконтроля.

Существуют различные взгляды на текущий контроль. В. Бондарь считает, что в традиционном понимании текущая оценка на каждом уроке нецелесообразна, поскольку не согласуется с индивидуальным для каждого ученика темпом усвоения учебного материала, нередко вызывает психологический дискомфорт в обучении. Такая оценка должна играть вспомогательную роль, выполняя, в частности, поощрительную, стимулирующую, диагностическую и корректирующую функции. Его результаты не обязательно отражаются в баллах и фиксируются в журнале [2, с. 191]. Пометун А., напротив, указывает, что снижение роли текущего оценивания до уровня необязательного не позволяет обеспечить рефлексивный характер обучения,

мешает оцениванию учебных достижений в соответствии с требованиями компетентностного подхода; надо уделять больше внимания текущему оцениванию работы ученика во время урока и оценке домашних работ, акцентирует она [8, с. 306, 312].

На нормативном уровне (приказ МОНУ № 496 «Об утверджении Инструкции по ведению классного журнала учащихся 5-11(12)-х классов общеобразовательных учебных заведений» от 03.06.2008) текущее оценивание признано обязательным. Как количественный показатель этого вида оценивания текущая оценка выставляется в классный журнал в колонку с указанием даты проведения занятия, когда осуществлялось оценивания ученика (ученицы) [5].

В практике обучения правоведения используются следующие формы текущего оценивания: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос; работа со схемами; выполнение учащимися различных видов письменных работ; взаимоконтроль учащихся в парах и группах; самоконтроль; тестирование и т.д.

Единицей содержания любого учебного предмета является тема, закрепленная в соответствующей программе. Очевидно, что от усвоения учеником каждой отдельной темы зависит усвоение им содержания всего курса, поэтому, учебную тему можно рассматривать и как единицу оценивания, что актуализирует тематическое оценивание (разновидность периодического). Тематическому оцениванию подлежат учебные достижения учащихся по теме (разделу). На наш взгляд, существует потребность в разграничении на практике двух проявлений тематического оценивания в системе контроля. Одним из них является оценивание и непосредственно тематическая оценка, которая выставляется на основании результатов овладения учащимися материала темы на протяжении ее изучения с учетом текущих оценок, различных видов учебных работ (практических, лабораторных, самостоятельных, творческих, контрольных) и учебной активности школьников в классный журнал в колонку с надписью «тематическая» без даты [5]. Другое его проявление - тематическая аттестация (контрольная работа), часы на проведение которой, как правило, прямо предусмотрены в учебной программе.

В целом роль и значение тематического оценивания в системе контроля заключается в том, что оно обеспечивает: системность в оценивании; повышение объективности оценивания знаний, навыков и умений; индивидуальный и дифференцированный подходы к организации обучения; систематизацию и обобщение учебного материала; концентрацию внимания учащихся на самом существенном в системе знаний по предмету. По результатам тематического оценивания, отмечает К. Баханов, создается общая картина усвоения учащимися учебного материала [3, с. 19].

При организации тематического оценивания учителю необходимо учитывать следующие методически-дидактические рекомендации: перед нача-

лом изучения очередной темы все учащиеся должны быть ознакомлены с продолжительностью ее изучения (количество занятий); количеством и тематикой обязательных работ (реферат, доклад и т.д.) и сроками их выполнения; ориентировочными задачами и вопросами тематической аттестации, сроком и формой ее проведения; условиями оценивания.

Видами итогового оценивания является оценка за семестр, которая выставляется по результатам тематического оценивания, и за год - на основании семестровых оценок. От оценки за год следует отличать оценку за государственную итоговую аттестацию.

В старшей профильной школе, как указано в приказе МОНУ № 371, необходимо учитывать не только непосредственно учебные достижения учащихся, но и творческие, проектно-исследовательские, личностные, социально значимые результаты, умение решать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях. Этому способствует рейтинговая система. Рейтинг - определенная числовая величина, которая выражена, как правило, по многобальной шкале и комплексно характеризует показатели по одному или нескольким предметам в определенный период обучения. С целью оценивания индивидуальных достижений учащихся в школе может быть использован метод оценки портфолио, суть которого - «показать все, на что ты способен». Педагогическая идея портфолио предполагает: смещение акцента с незнания ученика на его индивидуальные достижения; активное участие в различных видах работ, что свидетельствует об индивидуальном развитии ученика; интеграцию количественных и качественных оценок; роли самооценки. Следует заметить, что применение метода портфолио требует определенной подготовки учащихся [4].

Кроме охарактеризованных выше видов контроля, классифицируемых по их цели и этапу в процессе обучения (предварительный, текущий, тематический, итоговый) существуют и другие его формы и виды, а именно: по способу передачи (воспроизведения) информации - устный и письменный; по способу контроля - индивидуальный, фронтальный, парный, групповой; по субъектам контроля: внешний (проводится учителем), взаимоконтроль, самоконтроль.

Специфический вид контроля - наблюдение, в то же время, любая форма, вид или прием контроля сопровождается наблюдением. Для учителя оно является особенно информативным, поскольку помогает создать общую картину учебной деятельности ученика, в частности, выяснить его отношение к предмету, волю и желание учиться, наклоны и способности, поведение, возможности и способы действий в определенных ситуациях; определить объем и глубину овладения знаниями, уровень овладения навыками и умениями, степень сформированности личностных качеств; установить недостатки и пути их устранения и т.п.

Устная форма предполагает устный опрос учащихся, в ходе которого у них формируются и совершенствуются умения и навыки логически мыс-

лить, устно в более или менее развернутой форме излагать свои мысли, аргументировать их, участвовать в обсуждениях и т.д. Устный опрос имеет и определенные недостатки, наиболее существенным среди которых являются значительные затраты времени, необходимого для его проведения, а при индивидуальном опросе, к тому же, он охватывает небольшое количество учеников. Эти недостатки, однако, проявляются, как правило, из-за недостаточной методической подготовки учителя, с усовершенствованием которой нивелируются.

Устный опрос может быть индивидуальным или фронтальным. Индивидуальный предусматривает изложение учеником значительного по объему учебного материала, развернутый ответ, как правило, конструктивного или творческого характера и позволяет опросить двух-трех учеников. В отличие от него, фронтальный (беглый) предполагает короткие, преимущественно репродуктивные, ответы; дает возможность опросить большее количество учеников, однако, почти не позволяет выявить глубину, прочность, системность и т.д. их знаний, следовательно, такая проверка является массовой и оперативной, однако, может быть поверхностной и формальной. В устной форме, как правило, проводят текущее оценивание.

Как при индивидуальном, так и при фронтальном устном опросе к учебной деятельности должны быть привлечены все ученики, а не только те, которых непосредственно опрашивают. Для того, чтобы это обеспечить, формулируя вопросы, учитель должен адресовать их одновременно всему классу и каждому ученику. При ответе ученика учитель может напоминать классу: «все слушаем внимательно, готовимся делать дополнения или исправлять ошибки, если они будут в ответе, продолжать ответ и получать за это баллы», а по окончании ответа обратиться к классу с предложением дополнить, исправить ошибки или уточнить детали, привести примеры и т.д. и, возможно, спросить ученика, который, по наблюдению учителя, был недостаточно внимательным.

Целесообразно использовать и прием рецензирования. Эффективным он будет, в частности устойчивое внимание учащихся всего класса сохранится, если рецензент будет назначен после окончания ответа, следовательно, каждый ученик должен быть готов к проведению соответствующего анализа. Некоторым учащимся можно предложить сделать рецензию в письменной форме и сдать на проверку учителю.

Внимание учащихся, их познавательную деятельность от начала до конца урока активизирует так называемый «поурочный балл». Этот прием позволяет проверить и оценить знания большего количества учащихся. Полнее его сущность, по нашему мнению, отражает термин «общий балл», поскольку он учитывает все виды деятельности ученика на уроке: основные ответы, дополнения, уточнения ответов, исправление ошибок в ответах других учащихся и т.д.

Устная проверка обязательно предполагает постановку учителем вопросов. Формулируя их, учитель должен придерживаться определенных правил, а именно: вопросы должны быть ясными и четкими для того, чтобы ученики поняли, что именно от них ожидается (какой объем материала изложить, какие понятия или закономерности раскрыть и т.п.); последовательность вопросов должна обосновываться логикой раскрытия темы, изложения конкретного учебного материала; ответ на каждый предыдущий вопрос должен готовить учеников к следующему вопросу и ответу на него, а также способствовать закреплению уже проверенного материала, что обеспечивает формирование у учащихся системы знаний; вопросы должны стимулировать познавательную активность учащихся, их самостоятельность.

Крайне важно, утверждает И. Огородников, чтобы ответы на вопросы предполагали проведение учениками анализа материала, сравнения одних фактов и явлений с другими, раскрытие причин и следствий, синтеза и обобщения. Вопросы и задания должны формулироваться так, чтобы предотвращать формальный перевод прочитанного в учебнике и услышанного на уроке. Причем уровень этих требований должен расти с переходом учащихся из одного класса в следующий. Эффективность проверки также зависит от того, насколько сознательно отвечают ученики на вопросы и насколько активно участвуют в их обсуждении [7, с. 117]. Уровень осознания и понимания учебного материала проявляется в умении учащихся оперировать знаниями, применяя их для объяснения явлений окружающей жизни и текущих событий, в умении привести примеры, иллюстрирующие положения курса, указывает Б. Андрусишин [1, с. 235].

Устная форма контроля играет особую роль в обучении предметов образовательной сферы «Обществоведение», в частности правоведения. Однако, информативной для учителя и эффективной с точки зрения выполнения функций контроля она становится при определенных условиях. Ее использование, отмечает А. Савченко, требует от учителя высокой сосредоточенности и распределения внимания, оценка ответа во многом зависит от субъективных факторов. Нужно острое слуховое восприятие, ведь ответ звучит один раз, поэтому можно пропустить что-то существенное; кроме того, иногда неумение школьника конструировать предложения мешает ему высказаться, передать имеющиеся знания; у стеснительных, неуверенных детей из-за чувства скованности тоже возникают дополнительные трудности [9, с. 127].

Письменная форма контроля позволяет учащимся лучше продумать ответы, тщательно отобрать и обобщить материал, полнее определить понятия, обеспечивает глубину и всесторонность проверки. По сравнению с устной, она позволяет за определенный, даже незначительный промежуток времени проверить знания у большого количества учащихся, возможно, всего класса, а по сравнению с фронтальной устным опросом - оценить глубину знаний учащихся, умение осуществлять логические мыслительные опера-

ции, а также проверить некоторые практические умения и навыки, например работы с нормативно-правовыми актами и другими источниками правовой информации и т.п.

Проверка письменных работ требует от учителя много времени и является ее недостатком. Вместе с тем она дает учителю материал, который он может неоднократно анализировать с целью установления пробелов в знаниях учащихся, выяснения характера допущенных ошибок, разработки мероприятий по их недопущению в будущем. В письменной форме могут проводиться текущий, тематический и итоговый виды контроля. Контрольные работы должны разрабатываться с учетом времени, необходимого ученикам на их выполнение (от 15 до 45 минут и более для итоговой государственной аттестации). В такой форме проверяются знания одного ученика - индивидуальный письменный контроль, всего класса - коллективный контроль, группы учащихся - групповой и, таким образом, обеспечивается дифференцированный подход.

Распространенными приемами письменной проверки является выполнение различного рода письменных контрольных работ на уроке и во внеурочное время (выполнение домашнего задания), например, способом проверки учащихся на предмет знания понятийного аппарата по правоведению на уроке являются терминологические диктанты, дома - ведение словаря юридических понятий. Оценивать этот вид работы может как учитель, так и ученики путем взаимооценивания или самооценивания, при условии сфор-мированности у них необходимых для этого умений.

Большинство понятий в правоведении являются сложными, системными и могут быть структурированы, то есть, разложены на понятия более низкого уровня, например, родовые - на видовые. Высоко структурированным является учебный правоведческий материал в целом, что актуализирует такие приемы письменной проверки учебных достижений учащихся по правоведению, как: разработка структурно-логических схем и заполнения таблиц, в частности, сравнительных (сравнение государства и догосударствен-ной формы организации общества, права и морали, правомерного и противоправного поведения, административного проступка и преступления, опеки и попечительства, видов дееспособности физического лица и т.п.). Причем такие задачи ученики могут выполнять как на уроке, так и дома. Эффективной формой проверки не только знаний и умений учащихся по правоведению, но и их ценностного отношения, является написание эссе (мини-сочинений). Выполнение учащимися письменных контрольных работ играет важную роль в выработке у них навыков самостоятельной работы и культуры учебного труда.

Наиболее рациональное использование времени на уроке с целью контроля обеспечивает комбинированный (уплотненный) контроль, который предусматривает сочетание различных форм и приемов контроля и позволя-

ет за тот же промежуток времени проконтролировать максимальное количество учащихся и одновременно реализовать индивидуально-дифференцированный подход, например, одновременно некоторым ученикам, их парам или группам можно раздать карточки с заданиями-вопросами, которые требуют письменного или устного ответа, а других учеников задействовать в устном индивидуальном или фронтальном опросе, привлечь к выполнению задач у доски.

Особое место в современной системе контроля занимают тесты - стандартизированное задание, по результатам которого делается вывод о знания и навыках того, кого испытывают. Сегодня тестовая форма проверки, в т.ч. с помощью компьютера, широко используется в практике средней общеобразовательной школы для контроля учебных достижений учеников не только по точным, но и по общественно-гуманитарным предметам и именно с этим связывают усовершенствование оценивания.

В результате анализа и обобщения теории и практики применения тестовой формы проверки учебных достижений учеников мы установили ее преимущества по сравнению с другими формами. Тестовая форма: создает возможность вовлечения в процесс проверки максимального количества учащихся и обеспечивает сокращение времени на оценивание в частности в условиях компьютерного тестирования (является высокотехнологичной); способствует соблюдению единства требований ко всем ученикам; повышает объективность оценки и устраняет или значительно уменьшает субъективизм, обеспечивает восприятие учеником оценки как объективной; позволяет проконтролировать ученика на заранее запланированном уровне - разноуровневые тесты; позволяет фиксировать внимание учащихся не на формулировке ответа, а на осмыслении ее сущности; обеспечивает комплексный контроль знаний: проверку всей совокупности объектов, которые ей подлежат; не только фактического, но и различных аспектов теоретического материала, умений, навыков и отношений ученика (валидность); может и должна применяться в системе, то есть, мониторить процесс обучения с целью установления соотношения его реальных результатов с ожидаемыми на всех этапах обучения, для предварительного, текущего, тематического, итогового контроля; создает условия для постоянной обратной связи между учениками и учителем и оперативного реагирования учителем на результаты тестирования, принятие им адекватных управленческих решений; позволяет статистически обработать полученные результаты; способствует развитию навыков взаимооценивания и самооценивания, при условии обеспечения учащихся «ключами» (перечнем правильных ответов).

Вместе с тем, тестовая форма имеет и некоторые недостатки, а именно: вполне вероятным есть случайный выбор правильного варианта ответа, «угадывание»; оценивается, как правило, только конечный результат, в то время, как сам процесс мышления, который привел к нему, не раскрывается;

тесты как стандартизированное задание обусловливают стандартизацию мышления и не всегда способствуют творческому развитию личности; учитель тратит много времени на составление или накопления «банка» тестов, их компоновке; не все учителя имеют достаточно опыта разработки и использования тестовой формы проверки как наукоемкого и ответственного процесса.

Устранение этих недостатков возможно следующими способами: увеличение количества вариантов ответа тестов закрытого типа до 4-5, причем все эти варианты должны быть максимально приближенными к правильному ответу, что уменьшит вероятность его угадывания; применение различных по конструкции тестовых заданий; постепенное внедрение тестового контроля от простых, до более сложных конструкций; обеспечение комплексного характера тестов, максимальный охват содержания, очерченного программой; доступность, четкость формулировки тестовых заданий-вопросов (простота); соблюдение организационной четкости в проведении тестового контроля, предусматривающий: наличие организационного момента, во время которого учитель обеспечивает каждого ученика бланком ответа стандартного образца, объясняет задачу, дает ответы на уточняющие вопросы учащихся, устанавливает время, необходимое и достаточное для выполнения работы; проведение анализа результатов тестирования.

В практике обучения правоведения используют различные виды тестов по способу выполнения: на выбор и на воспроизведение. В зависимости от типа выбора первые делятся на: альтернативные (содержат вопросы, которые предусматривают только два варианта ответа: «да» / «нет») и непосредственно выборочные (предлагаются несколько вариантов ответов, из которых ученик должен выбрать правильный (правильные)). Тесты на воспроизведение делятся на: конструктивные (открытый вопрос без вариантов ответа) и тесты, в которых необходимо вставить слово (слова), цифры и возможно обосновать решение, продолжить и закончить предложение. Особое место занимают тесты - правовые задачи, которые дают возможность учителю наиболее полно оценить ученика, его теоретические знания, а также практические умения и навыки.

Различные виды тестовых заданий направлены на проверку знаний, умений и навыков, а в условиях компетентностного подхода - правовых предметных компетенций. Среди тестов закрытого типа с одним вариантом правильного ответа А. Певцова выделила несколько групп, в которые объединила тесты, ориентированные на проверку: 1) знаний: понятийного аппарата; структуры; о мыслителях, ученых, которые способствовали развитию юридической науки; конкретного характера: о вступлении закона в силу, некоторые положения действующего законодательства, названия законов и т.д.; 2) умений определять существенные признаки явлений путем абстрагирования или проведения сравнительно-юридических операций; класси-

фицировать явления; соотносить теоретические положения и факты реальной действительности. Причем диагностированию подлежит не только информационное пространство в модели обучености ученика, но и его творческие способности, умение сопоставлять различные мнения и сформировать собственное [6, с. 154-155].

Кроме тестов с одним правильным вариантом ответа, могут использоваться и тесты с множественным выбором, предусматривающие несколько правильных ответов, тесты на установление соответствий между: понятием и его определением; видом гражданской дееспособности физического лица и его возрастом; видом юридической ответственности и основанием привлечения к ней; понятием (явлением) и его структурой и т.п.

При изучении отдельных аспектов учебного правоведческого материала, например, в части процессуального законодательства, можно применять тесты на установление последовательности стадий избирательного процесса, судебного рассмотрения дела и т.п.

Комплексную проверку знаний, умений и навыков по правоведению обеспечивают тесты на выявление «лишнего понятия» (явления) в определенной логической цепочке, например: «единая территория, единое законодательство, единое гражданство, двухуровневая система налогообложения, субъекты федерации» (это - признаки унитарной формы территориального устройства, за исключением «субъекты федерации», что и является «лишним» в этом перечне).

Особыми видами контроля является взаимоконтроль и самоконтроль, которые проводятся не учителем, а непосредственно учениками.

Таким образом, в статье на основе анализа нормативных документов, научной и учебной литературы по педагогике, дидактике, методике обучения обществоведческих предметов, в частности правоведения, указаны виды и формы контроля учебных достижений учащихся по правоведению. Определены место и роль предварительного, текущего, тематического, семестрового, годового оценивания и государственной итоговой аттестации. Охарактеризованы такие формы контроля, как: наблюдение, портфолио, устный и письменный опрос, рецензирование, «общий балл», тестирование. Установлены их преимущества и недостатки, некоторые методически-дидактические условия применения.

Список литературы:

1. Андрусишин Б.1. Методика шильного курсу «Основи правознавст-ва»: шдручник / Б.1. Андрусишин, А.М. Гуз. - К.: Знання, 2008. - 301 с.

2. Бондар В.1. Дидактика [навчальне видання] / В.1. Бондар - К.: «Ли-бадь», 2005. - 262 с.

3. Баханов К. Тематичне оцшювання навчальних досягнень учшв з юто-ри: компетенттсно-ор1ентований щдхвд / К. Баханов // 1стор1я в школах Укра!-ни. - 2004. - № 6. - С. 19-23.

4. Наказ мшстерства освии i науки Украни «Про затвердження крите-piÏB ощнювання навчальних досягнень учнiв у CTCTeMi загально1 середньо1 освети» ввд 05.05.2008 № 371 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://osvita.ua/legislation/Ser_osv/2357.

5. Наказ МЫстерства освети i науки Украни «Про затвердження 1нструк-uiï з ведення класного журналу учнiв 5-11 (12)-х класiв загальноосвiтнiх навчальних заклащв» вiд 03.06.2008 № 496 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : www. mon. gov.ua/ua/about-ministry/normative.

6. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: [учебник для студентов высших учебных заведений] / Е.А. Певцова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

7. Педагогика школы: учеб. пособие [для студ. пед. ин-тов] / [под. ред. И.Т. Огородникова]. - М.: Просвещение, 1978. - 320 с.

8. Пометун О.1. Методика навчання ютори в школi / О.1. Пометун, Г.О. Фрейман. - К.: Генеза, 2006. - 328 с.

9. Савченко О.Я. Дидактика початковоï' школи: [тдручник для студенпв педагопчних факультепв] / О.Я. Савченко. - К.: Абрис, 1997. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.