Научная статья на тему 'Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ'

Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4502
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Дарья Александровна, Акулич Виктория Гиниятовна

В статье анализируются способы и виды государственной поддержки начинающим предпринимателям. Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ, но также присутствуют и региональные проекты. В рамках данных программ реализуются определенные формы поддержки: предоставление субсидий, способы оказания бесплатных консультаций, региональные фонды по развитию бизнеса, предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях, выдача льготных кредитов и допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокина Дарья Александровна, Акулич Виктория Гиниятовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА В РФ Сорокина Д.А.1, Акулич В.Г.2

'Сорокина Дарья Александровна — магистрант; 2Акулич Виктория Гиниятовна — доцент, кандидат экономических наук, кафедра международного бизнеса, Инженерно—экономический институт Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Сибирский государственный университет науки и технологий им. академикаМ.Ф. Решетнева,

г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируются способы и виды государственной поддержки начинающим предпринимателям. Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ, но также присутствуют и региональные проекты. В рамках данных программ реализуются определенные формы поддержки: предоставление субсидий, способы оказания бесплатных консультаций, региональные фонды по развитию бизнеса, предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях, выдача льготных кредитов и допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый бизнес, средний бизнес, предпринимательство.

Правительством Российской Федерации была принята программа социального и экономического развития страны до 2020 года. Она заключается в предоставлении особенностей оказания помощи и поддержки малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено, прежде всего, на обеспечение успешной конкуренции на рынке и улучшения уровня жизни населения. Государственная поддержка и её предоставление предпринимателям, помогает и упрощает запуск своего дела на самом начальном этапе. Предприниматель, когда создает свою компанию, сталкивается прежде всего с недостатком финансовых ресурсов и с не достаточным объёмом информации в данной сфере. Современные формы помощи способны организовать решения данных проблем. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного начала в предпринимательской деятельности.

В настоящее время происходит модернизация данной сферы и внедряются новые инновации. Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ, но также присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ № 209.

В рамках данных программ реализуются определенные формы поддержки, они представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды государственной поддержки

1 Предоставление субсидий

2 Оказание бесплатных консультаций

3 Обучение ведению бизнеса

4 Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях.

5 Выдача льготных кредитов

6 Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе.

Предоставление субсидий заключается в предоставлении финансовой помощи на безвозмездной основе. Но предприниматель, прежде всего, должен соответствовать требованиям, которые должны быть соблюдены участниками программы. Общий размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после достаточно подробного анализа бизнес-плана будущей организации и её рода деятельности.

Способы оказания бесплатных консультаций проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений всегда готовы ответить на интересующие вопросы начинающих предпринимателей, которые связаны с налогообложением, ведением

бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами региона.

Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции, всё это является составляющими обучения ведению бизнеса. Они направлены на оказание помощи и поддержки начинающим предпринимателям. Посетителем данных лекций может стать любой желающий. Посещение данных тренингов ведется по предварительной записи в регистратуре соответствующих учреждений.

Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях даёт предпринимателю право получения во временное пользование участка земли или недвижимости. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц или собственников.

Выдача льготных кредитов действует по ряду определенных программ, которые позволяют получить деньги в долг на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.

Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе представляет собой размещение продукции на бесплатных торговых площадках. Такие мероприятия позволят уменьшить затраты на проведение рекламной компании и маркетинга будущей фирмы. Данные государственные виды поддержки позволят облегчить запуск своего дела любому начинающему предпринимателю. [1]

Система развитие малого и среднего бизнеса в России имеет ряд проблем. Иногда, способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

1) отсутствие эффективной законодательной базы;

2) увеличение налогового бремени;

3) бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;

4) отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства; присутствие экономических проблем, такие как: инфляция и рост цен во всех сферах производства.

Такая ситуация оказывает значительное негативное влияние на малое и среднее предпринимательство в РФ. Однако государство предпринимает попытки исправить положение, таким образом, периодически внедряя новые формы поддержки бизнеса. [2]

14 июня 1995 г. был принят закон ФЗ № 88, направленный на реализацию конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности. Закон стал основой для нормирования нормативно-правовой среды, регламентирующей порядок оказания помощи различному бизнесу. Сегодня государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям, они представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Направления государственной поддержки

Если будущий предприниматель хочет получить помощь от государства, он должен подготовить подробный бизнес-план для анализа. Готовый проект нужно подать в центр занятости при этом, гражданин РФ должен состоять на учете, как безработный. Размер субсидии, предоставляемой на создание своего дела, составляет 58 800 рублей. Период рассмотрения бизнес-плана может доходить до 6 месяцев. Если начинающий предприниматель хочет получить кредит на создание или развитие бизнеса, он может воспользоваться микрофинансированием в рамках государственной программы. Чтобы взять подобного рода финансовый займ, владелец компании должен посетить фонд, который специализируется на поддержке малого или среднего предпринимательства в определенном конкретном регионе. [3]

Государство и государственные органы стремятся оказывать помощь лицам, решившим начать свое дело или создать свою организацию. Помощь оказывается в соответствии с программами:

1) федеральной;

2) региональными;

3) отраслевыми и межотраслевыми;

4) муниципальными.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки любого вида предпринимательства. Финансовое обеспечение программ осуществляется ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней, а также других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ. Однако отрасль еще не так развита, как в других странах. Большая часть проблем возникает в связи с недостатком оборотных средств. Государство предоставляет субсидии и выдает кредиты на льготных условиях. Однако сумм, выдаваемых на безвозмездной основе, недостаточно, а получить займ на этапе запуска компании не так просто и является проблематичным. [4, с. 345]

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

115

Список литературы

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция).

2. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики, 2009. № 2.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://promdevelop.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 18.05.2018).

4. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. Чита, 2011. 441 с.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ

В РОССИИ Горемыкина Д.И.

Горемыкина Дарья Игоревна — студент, кафедра международных отношений, политологии и регионоведения, направление подготовки: политология, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье анализируются этапы становления феномена политической рекламы, начиная с советских времен и заканчивая современностью.

Ключевые слова: политическая реклама, политические партии, плакат, молодежь, президентские выборы, вирусная реклама.

Современный этап отечественной политической рекламы начинается с началом прошлого века. В Советском Союзе она была развита гораздо лучше, чем остальные виды коммуникативного воздействия. Политическая элита применяла ее в целях мобилизации населения на выполнение решений Коммунистической парии, а также для собственного самоутверждения. В данный период времени политическая реклама сильно переплеталась с политической пропагандой, ее объектом выступали все граждане государства. Как справедливо отмечает Н.Г. Хорошкевич: «Масштабы политической рекламы, производимой в СССР, были огромны, а ее методы - почти безграничны» [1]

Наиболее распространенной формой политической рекламы в советский период был плакат. Он позволял сформировать в сознании граждан яркий запоминающийся образ, который дополнял лаконичный текст. Также неотъемлемым элементом политической рекламы выступала листовка, однако основная часть населения в то время была малограмотной, поэтому плакат был более востребован.

С началом демократических перемен в РФ начался совершенно новый этап политической рекламы. В своем большинстве это стало возможным благодаря наличию разных политических партий и организаций. Политические субъекты начали использовать иные средства и приемы политической рекламы.

А.В. Матвеев выделяет следующие этапы эволюции отечественной политической рекламы:

1991 - 1995 гг. - политическая реклама строилась на дихотомии «прошлое-будущее». Рекламные кампании данного периода апеллировали к необходимым изменениям в будущем, полному разрыву с прошлым. Ярко выраженно данная стратегия наблюдалась у ЛДПР. В. Жириновский первый политический лидер, кто в качестве адресата своей целевой аудитории выбрал молодежь.

В свою очередь КПРФ использовала понятие «будущее» как феномен наступление хорошей жизни, которое должно строиться на платформе «стабильного прошлого». Атрибутами политической рекламы коммунистической партии стали советские символы: Октябрьская революция, образ рабочих, идеологи марксизма и ленинизма.

7. 1996 г. - переломный момент, размах политической рекламы. Вторые по счету президентские выборы отличались обвинительными высказываниями и компрометирующей информацией в политической рекламе. Ставка делалась на обращение к эмоциям и стереотипам («Голосуй или проиграешь», «Выбирай сердцем») [2].

Особое внимание заслушивает избирательная кампания Б. Ельцина. Кандидат в президенты вел кампанию динамично, дерзко, отошел от традиционного сдержанного формата. Обращение к избирателю шло через киноактеров, звезд эстрады, общественных деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.