Научная статья на тему 'Виды елей в посадках в окрестностях г. Магадан'

Виды елей в посадках в окрестностях г. Магадан Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
842
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PICEA ABIES / PICEA OBOVATA / PICEA AJANENSIS / ИНТРОДУКЦИЯ / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / INTRODUCTION / MAGADAN REGION

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Докучаева В.Б., Докучаев Н.Е.

До последнего времени считалось, что на территории Магаданской области интродуцирована только ель европейская Picea abies. Исследования показали, что в окрестностях г. Магадан в посадках произрастают также виды P. obovata и P. ajanensis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Species of fir trees in the plantings of Magadan city environs

It was thought that in the Magadan region only fir spruce Picea abies has been introduced. Studies have shown that in the vicinity of Magadan city the types of P. obovata and P. ajanensis also grow in plantings.

Текст научной работы на тему «Виды елей в посадках в окрестностях г. Магадан»

Вестник ДВО РАН. 2015. № 5

УДК 582.475.2 (571.65-21)

В.Б. ДОКУЧАЕВА, Н Е. ДОКУЧАЕВ

Виды елей в посадках в окрестностях г. Магадан

До последнего времени считалось, что на территории Магаданской области интродуцирована только ель европейская — Picea abies. Исследования показали, что в окрестностях г. Магадан в посадках произрастают также виды P. obovata и P. ajanensis.

Ключевые слова: Picea abies, Picea obovata, Picea ajanensis, интродукция, Магаданская область.

Species of fir trees in the plantings of Magadan city environs. V.B. DOKUCHAEVA, N.E. DOKUCHAEV (Institute of Biological Problems of the North, FEB RAS, Magadan).

It was thought that in the Magadan region only fir spruce — Picea abies has been introduced. Studies have shown that in the vicinity of Magadan city the types of P. obovata and P. ajanensis also grow in plantings.

Key words: Picea abies, Picea obovata, Picea ajanensis, introduction, Magadan region.

Единственный представитель рода Picea, который произрастает на территории Магаданской области в естественном состоянии, - ель сибирская Picea obovata Ledeb. [2-4, 14, 17 и др.]. Так называемый Ямский «еловый остров» находится в бассейне р. Яма на территории заповедника «Магаданский» [13, 15]. Незначительные по площади участки с елью сибирской встречаются также на других реках Ямской низменности и Кони-Пья-гинского «выступа» [1, 11, 12, 18].

Одна ель росла на склоне сопки Сахарная Головка в верховьях р. Магаданка, в 8 км от г. Магадан. У Г.Ф. Старикова [17] она значится как ель аянская - P ajanensis (Lindl. et Gord.) Fisch. ex Carr. В 1940 г. под новый год дерево было срублено [6]. Спил этой ели в настоящее время можно видеть в Магаданском краеведческом музее. На этикетке указано, что это ель сибирская. Видимо, так определил экспонат А.П. Васьковский, написавший, что ель в окрестностях Магадана «...в ряде работ ошибочно относили к аянскому виду» [5, с. 189]. Какой вид ели в действительности рос под Магаданом, остается под вопросом. На чем основаны столь разные заключения исследователей, также неизвестно. С одной стороны, Г.Ф. Стариков, будучи опытным ботаником, не мог ошибиться. В его книге [17] есть целый раздел, посвященный ели сибирской, и лишь в конце его в виде сноски говорится о ели аянской. Причем приводимые там слова свидетельствуют о том, что Г.Ф. Стариков не сомневался в видовом определении данного дерева: «Трудно разгадать, каким чудом оказался здесь этот единственный во всей Магаданской области представитель аянской ели ...» [17, с. 59]. К сожалению, ни хвои, ни веток, по которым эти два вида елей хорошо различаются, от данного дерева не сохранилось.

Имеются и другие указания на былое произрастание елей на Охотоморском побережье, в частности у пос. Ола. Так, в работе [20] приводятся выдержки из путевых заметок Н. Бэкстона, следовавшего в 1901 г. на пароходе из Владивостока до с. Гижига. По дороге

ДОКУЧАЕВА Вера Борисовна - научный сотрудник, *ДОКУЧАЕВ Николай Евгеньевич - доктор биологических наук, заведующий лабораторией (Институт биологических проблем Севера ДВО РАН, Магадан). *Е-таП: dokuchaev@ibpn.ru

Рис. 1. Морфологические различия семенных чешуй у шишек елей из посадок в окрестностях г. Магадан. Слева направо: шишки с признаками, характерными для ели европейской (а), через промежуточные варианты (б-г) к ели сибирской (д). Здесь и далее в статье фото Н.Е. Докучаева

он останавливался в селениях Аян, Охотск и Ола. Описывая их, Бэкстон указывал, что в окрестностях Аяна и Олы растет ель: «...climbing the larch- and fir-covered hills...» (для Аяна), «Larch and fir trees crowd the river-bottom down quite to its mouth» (для Олы) [20, р. 107]. Эти записи говорят о том, что Бэкстон различал виды хвойных деревьев и вряд ли мог напутать. Другое значение английского слова «fir» для обозначения пихты (род Abies) мы в данном случае даже не рассматриваем, поскольку пихта на Охотоморском побережье севернее бассейна р. Уда не встречается [16]. Видимо, в начале 1900-х годов ель еще росла в низовьях р. Ола и на сопредельных участках побережья, но потом исчезла в результате рубок или пожаров. Сохранившаяся до 1940 г. 360-летняя ель на Сахарной Головке под Магаданом могла быть последней из этой «ольской» группировки [7].

В настоящее время в окрестностях г. Магадан есть несколько участков с культурами елей. Многие деревья хорошего жизненного состояния регулярно плодоносят. Считается, что во всех посадках растет ель европейская P. abies (L.) H. Karst [19]. Нами исследованы 4 участка: 1) на 17-м километре Колымской трассы; 2) на 26-м километре той же трассы; 3) по левому склону долины р. Дукча; 4) на территории бывшей Лесной опытной станции (ЛОС). Два последних участка находятся у пос. Снежная Долина. Установлено, что везде, исключая территорию ЛОС, в основном представлены ели, которые могут быть отнесены к ели европейской, ели сибирской или их гибридам. На это в первую очередь указывают морфологические особенности шишек. Их семенные чешуи имеют или ширококлиновидные верхушки (рис. 1а), что является признаком европейской ели, или в разной мере переходные варианты к чешуям, имеющим цельнокрайние, закругленные верхушки (рис. 1д) - признак ели сибирской.

По сохранившимся в Магаданском лесничестве материалам, в 1972-1981 гг. было создано 28 участков с посадками елей общей площадью 215,2 га. В основном использовали семена и лишь на шести участках (общей площадью 36,7 га) - выращенные в питомнике 2-5-летние саженцы. Поскольку использовали семена елей с территорий Республики Коми и Якутии, уже изначально в посадках могли оказаться рядом ели европейская и сибирская. На это указывают и особенности шишек с растущих даже вблизи друг от друга деревьев (рис. 1 б, г). У первых более выражены признаки ели европейской, у вторых - ели сибирской.

На территории ЛОС четко выделяются три группы елей, в основном это ель сибирская или ее гибриды с елью европейской (рис. 2а).

Рис. 2. Ели на территории ЛОС. Гибридные формы ели сибирской и ели европейской (а), ель сибирская, предположительно с р. Яма (б), ель аянская (в)

Группа из 9 деревьев, растущих отдельно ближе к бровке террасы, круто обрывающейся к р. Дукча, отличается строением кроны и шишками. Кроны елей конусообразные, узкие (рис. 2б). В свое время Г.Ф. Стариков указывал на такую особенность для ели сибирской из северных районов Хабаровского края [18]. Шишки на деревьях из этой группы в основном были гораздо мельче, чем на других елях, с цельнокрайним, закругленным краем семенных чешуй (рис. 1д). Обращает на себя внимание и другая особенность: только на елях из данной группы обнаружены галлы от паразитирования насекомых хермесов (Adelgidae), отмеченные нами в 2012 и 2014 гг.

Рис. 3. Ветка ели аянской (а) и ее увеличенное изображение с нижней стороны (б)

Осенью 1962 г. экспедицией Магаданской ЛОС на Яме были заготовлены и высажены в питомнике станции молодые дички ели [14]. По всей видимости, указанная группа из 9 елей на территории ЛОС и представляет собой привезенные в 1962 г. с р. Яма деревья. Возраст их сейчас должен составлять около 60 лет. Учитывая, что именно в данной группе присутствует наиболее толстое дерево (26 см в диаметре у основания), такой возраст вполне реален. Остальные ели на территории ЛОС посажены позже, и деревья эти более молодые.

Группа из шести деревьев на территории ЛОС хорошо выделялась цветом хвои. Более внимательное исследование показало, что эти деревья относятся к ели аянской -Picea ajanensis. Об этом свидетельствовали особенности хвои - уплощенность, расположение устьиц и характер прикрепления на ветке, голубоватая окраска с нижней стороны (рис. 3 а, б). Были и иные явные отличия от других видов елей. Так, аянские ели в начале вегетации опережали по темпу развития листовых почек другие растущие рядом виды - P. abies и P obovata. Плотные светло-зеленые пучки молодой хвои у Р. ajanensis были заметно более крупных размеров (рис. 4а). В отличие от двух других видов деревья ели аянской еще не вступили в период плодоношения. Ближайшее место произрастания аянской ели на Охо-томорском побережье находится в бассейне р. Тукчи (57° 45' с.ш.), в 700 км от г. Магадан [10].

Нужно отметить, что в 1952-1956 гг. семена ели аянской из районов устья Амура, верховьев Уссури, Южных Курильских

Рис. 4. Распускающиеся почки елей: а) аянской, б) гибрида сибирской и европейской, в) сибирской (предположительно с р. Яма). 26 июня 2014 г.

островов и юга о-ва Сахалин высаживали в питомнике в черте г. Магадан. Весной они давали много всходов, из которых к осени сохранялись лишь немногие. В 1956 г. от всходов ничего не осталось [17].

Таким образом, можно констатировать, что в посадках в окрестностях г. Магадан произрастают три вида елей - P. abies (L.), P obovata Ledeb. и P ajanensis (Lindl. et Gord.) Fisch. ex Carr.

Кроме того, среди искусственных посадок на территории бывшей ЛОС в настоящее время есть также роща сосны обыкновенной (Pinus sylvestris), растут другие региональные «экзоты» - боярышник, яблоня, акация, кизильник [8, 9]. Находящийся в непосредственной близости от жилых строений, гаражей и огородов участок подвергается негативному антропогенному воздействию. Необходимы срочные меры по защите уникального уголка интродуцированных растений и придания ему природоохранного статуса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриянова Е.А., Мочалова О.А. О распространении и семеношении ели сибирской (Picea obovata Ledeb.) в Ямском «еловом острове» на юге Магаданской области // Вестн. СВНЦ ДВО РАН. 2012. № 3. С. 32-35.

2. Булычов И. Путешествие по восточной Сибири. Ч. 1. Якутская область, Охотский край. СПб.: РАН, 1856. 298 с.

3. Васильев В.Н. Древесные породы Охотско-Колымского края // Колыма. 1939. № 3. С. 85-88.

4. Васильев В.Н. Сибирская ель (Picea obovata Ldb.) на севере Охотского побережья // Изв. Всесоюз. геогр. о-ва. 1945. Т. 77, вып. 5. С. 293-298.

5. Васьковский А.П. Новые данные о границах распространения деревьев и кустарников - ценозообразо-вателей на Крайнем Северо-Востоке СССР // Материалы по геологии и полезным ископаемым Северо-Востока СССР. 1958. № 13. С. 187-204.

6. Дидык К. Невежество // Сов. Колыма. 1941. № 33 (9 февр.).

7. Докучаев Н.Е. Любопытные факты о растениях и животных Северо-Восточной Азии // Геология, география, биологическое разнообразие и ресурсы Северо-Востока России: материалы Дальневост. регион. конф., посвящ. памяти А.П. Васьковского и в честь его 100-летия (22-24 ноября 2011 г., Магадан). Магадан: СВНЦ РАН, 2011. С. 123.

8. Докучаева В.Б. О состоянии интродуцированных видов древесных растений в г. Магадане и его окрестностях // Геология, география, биологическое разнообразие и ресурсы Северо-Востока России: материалы Даль-невост. регион. конф., посвящ. памяти А.П. Васьковского и в честь его 100-летия (22-24 ноября 2011 г., Магадан). Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2011. С. 185.

9. Докучаева В.Б. Состояние культур сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.) в Магаданской области // Вестн. СВНЦ ДВО РАН. 2014. № 2. С. 88-96.

10. Манько Ю.И., Ворошилов В.П. О северном пределе распространения ели Picea ajanensis в материковой части Дальнего Востока // Ботан. журн. 1971. Т. 56, № 9. С. 1343-1351.

11. Мочалова О.А., Андриянова Е.А. Об изолированных местонахождениях ели Picea obovata (Pinaceae) на Северо-Востоке Азии // Ботан. журн. 2004. Т. 89, № 12. С. 1823-1839.

12. Мочалова О.А. О новом местонахождении Picea obovata (Pinaceae) на Крайнем Северо-Востоке Азии // Ботан. журн. 1996. Т. 81, № 12. С. 126-132.

13. Мочалова О.А., Хорева М.Г., Лысенко Д.С., Беркутенко А.Н., Андриянова Е.А. Сосудистые растения // Растительный и животный мир заповедника «Магаданский». Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2011. С. 55-69.

14. Науменко З.М. Picea obovata Ldb. на крайнем северо-восточном пределе своего ареала // Ботан. журн. 1964. Т. 49, вып. 7-12. C. 1008-1013.

15. Полежаев А.Н., Докучаева В.Б. Растительность // Растительный и животный мир заповедника «Магаданский». Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2011. С. 70-87.

16. Сосудистые растения советского Дальнего Востока. Л.: Наука, 1989. Т. 4. 380 с.

17. Стариков Г.Ф. Леса Магаданской области. Магадан: Кн. изд-во, 1958. 224 с.

18. Стариков Г.Ф. Леса северной части Хабаровского края (низовье Амура и Охотское побережье). Хабаровск: Кн. изд-во, 1961. 208 с.

19. Флора и растительность Магаданской области (конспект сосудистых растений и очерк растительности). Магадан: ИБПС ДВО РАН, 2010. 364 с.

20. Allen J.A. Report on the Mammals collected in Northeastern Siberia by the Jesup North Pacific Expedition, with itinerary and field notes, by N.G. Buxton // Bull. Amer. Mus. of Natural History, 1903. Vol. 19. P. 101-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.