Научная статья на тему 'Виды эффекта от реализации инноваций'

Виды эффекта от реализации инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3010
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ЭФФЕКТА ОТ ИННОВАЦИИ / СТАДИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / INNOVATION EFFECT TYPES / STAGES OF THE INNOVATION PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секерин В. Д., Горохова А. Е.

В статье рассмотрено значение инноваций в формировании предпосылок для экономического развития, выявлены виды эффекта в результате внедрения инноваций, обосновано, что эффекты от реализации инноваций являются разнокачественными и взаимосвязанными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of the effect of innovation implementation

The article considers the importance of innovations in forming of the conditions for economic development. The authors identified the types of the effect as a result of innovation implementation, it is justified that the effects of innovation implementation are of different-quality and interrelated.

Текст научной работы на тему «Виды эффекта от реализации инноваций»

Серия 5. Социально-экономические науки.

различий в методологии расчета Индекса значения и рейтинги ИЧР 2011 года не могут быть сопоставлены с показателями, опубликованными в предыдущих выпусках доклада.

Выводы

Практически все страны с очень высоким ИЧР не изменили своих позиций в рейтинге. В остальных группах изменения более заметны, но это связано с изменением системы расчёта ИЧР, и выявлять какие-либо тенденции в данный момент не представляется возможным. В то же время следует обратить внимание на то, что Россия сейчас находится в группе стран с высоким ИЧР, занимая в общем рейтинге 66-е место. Это говорит о том, что переходный период после распада СССР сказался на всех показателях, как технологических, так и социальных и экономических. Тем не менее, современная позиция в рейтинге ИЧР позволяет судить о возможностях для последующего роста.

Литература

1. Показатели человеческого развития как инструмент оценки социально-экономической политики

2. (http://www.topknowledge.ru/index.php?option=com content&view=article&id=3680:2012-06-25-06-56-23&саЦё=25:2010-08-11-13-01-27&11еш1ё=33)

3. http://hdr.undp.org/en/media/PR2-HDI-2011HDR-Russian.pdf

4. http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info

Виды эффекта от реализации инноваций

д.э.н. проф. Секерин В.Д., к.э.н. Горохова А.Е.

Университет машиностроения 8 (499) 267-19-92,[email protected], [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрено значение инноваций в формировании предпосылок для экономического развития, выявлены виды эффекта в результате внедрения инноваций, обосновано, что эффекты от реализации инноваций являются разнокачественными и взаимосвязанными

Ключевые слова: виды эффекта от инновации, стадии инновационного процесса

Потенциал экономического роста субъекта экономики определяется наличием природных ресурсов, состоянием принадлежащего ему физического и человеческого капитала, качеством функционирования институциональной среды, а также географическими факторами и природными условиями. Тем не менее, даже в странах со схожими условиями функционирования экономики и факторами ресурсной базы отмечается разный уровень производительности и различные темпы экономического роста. Это объясняется разным уровнем инновационной активности экономических субъектов и, как следствие, неодинаковыми масштабами внедрения и диффузии инноваций (новых товаров, работ, услуг, технологий, средств производства). Ряд развивающихся стран в последние десятилетия добились значительных темпов экономического развития, основным фактором которого явилось использование зарубежных инновационных технологий (Гонконг, Сингапур и т.п.). Опыт развития мировой экономики доказывает, что страны, обладающие значительной ресурсно-сырьевой базой, часто формируют ресурсозависимую экономику, тогда как малый ресурсный сектор способствует широкому внедрению различных инноваций (например, экономики Японии и Саудовской Аравии). В настоящее время внедрение различных инноваций является основой формирования конкурентных преимуществ организаций, условием их выживания в конкурентной борьбе.

Создание новых передовых технологий требует огромных затрат ресурсов и сопряжено с высоким уровнем риска. Более эффективная тактика - это заимствование зарубежных технологий. Но в этом случае необходимо обеспечить способность экономических субъектов

Серия 5. Социально-экономические науки. воспринимать инновации и их высокую инновационную активность. Успешность трансферта технологий определяется соответствующей социально-экономической средой и эффективностью процесса обучения в стране-реципиенте.

При планировании и реализации НИОКР необходимо учитывать множество факторов: производственную культуру, традиции, особенности организации, специфику инфраструктуры, технологический уровень, ресурсный потенциал (в том числе кадровый) и т.д. Но самое важное условие успешной инновационной деятельности - это соответствие стратегии НИОКР и стратегического менеджмента организации.

Разработка и выведение новых товаров на рынок - процесс, который объединяет науку, технику, управление, экономику и предпринимательство, это процесс научно-технических инноваций, инновационной деятельности. Главная цель инновационной деятельности любой современной организации - обеспечение конкурентоспособности и долгосрочной эффективности ее функционирования на рынке.

Инновационная деятельность является одной из основных сфер деятельности любой организации. Основная задача НИОКР - это разработка новой продукции, товаров, услуг, которые сформируют основу производственной деятельности предприятия в будущем.

Один из ключевых факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности, -это создание полноценного комплекса инфраструктуры. Выделяют следующие направления, способствующие развитию инфраструктуры инновационной деятельности предпринимательских структур [5, 7]:

• формирование условий для нормального функционирования инновационно-активных предприятий - разработка и реализация программ или комплексов мероприятий, направленных на формирование и развитие инновационной инфраструктуры, в том числе производственно-технологической инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансферта технологий, инжиниринговые центры, фонды венчурного финансирования, специализированные информационные агентства и т.п.);

• разработка и внедрение механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоемких и высокотехнологичных проектах за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения. Это позволит дополнительно заинтересовать субъекты предпринимательства в коммерциализации инноваций вследствие снижения рисков по этим проектам (часть рисков в данном случае возьмет на себя государство);

• формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата: повышение привлекательности инвестиций, обеспечивающих введение нововведений в хозяйственный оборот, то есть процесс коммерциализации инноваций (например, следует использовать средства амортизационной политики, систему адресных налоговых льгот, льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование крупных проектов, льготные условия передачи или предоставления государственного и муниципального имущества для инновационно-активных предприятий). Все это должно способствовать повышению показателей коммерческой эффективности инновационных проектов, что усилит мотивацию предпринимателей к их реализации;

• реформирование законодательства страны с целью стимулирования инновационной деятельности, например, развитие институтов использования и правовой охраны результатов научной и научно-технической деятельности, создание институциональных условий для развития венчурного финансирования). Так, в Российской Федерации в настоящее время в недостаточной степени разработана нормативная правовая база, регламентирующая инновационную деятельность, а также отсутствуют эффективные системные меры по ее государственной поддержке, включая прямые и косвенные механизмы. Реализация этого направления создаст предпосылки для повышения уровня правовой стабильности вслед-

Серия 5. Социально-экономические науки. ствие снижения соответствующих рисков;

• стимулирование формирования устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров; это усилит преемственность различных стадий научной деятельности, повысит эффективность фактора НТП в экономике страны;

• создание условий, способствующих расширению экспорта наукоемкой продукции и международной технологической интеграции. Это укрепит и расширит технологический обмен с другими странами, повысит интенсивность распространения достижений НТП.

Инновационная деятельность, как и другие виды хозяйственной деятельности экономических субъектов, будет осуществляться только при условии ее выгодности и целесообразности. Поэтому требуется проводить оценку эффективности инновационной деятельности. При этом следует учесть, что эта деятельность характеризуется высокой степенью неопределенности результатов, что затрудняет оценку ее эффективности.

Обоснование инновационных проектов по существу основано на сопоставлении величины прогнозируемого эффекта с затратами на реализацию инновационного проекта.

Затраты можно определить методом прямого счета, например, при составлении смет. Под эффектом от инновационного проекта понимается величина дохода, которую может принести внедрение инновационного проекта. Эффект инновационной деятельности имеет различную направленность: научную, социальную, экономическую, информационную, экологическую и т.д.

В таблице 1 предложена классификация видов эффектов от реализации инноваций.

Эта таблица иллюстрирует многоаспектность инновационной деятельности, разноплановость эффектов от реализации инноваций, которые являются разнокачественными, но взаимосвязанными. Для определения результата реализации инновации необходимо выявить направления, по которым возможно получение дополнительного эффекта. Эффекты от реализации инноваций отражают результаты инновационного процесса, но только по присущим им критериям и показателям. Очень часто отсутствует возможность их точной количественной оценки. В связи с существенным различием целевых критериев отдельных стадий и этапов инновационного процесса возникают трудности при расчете интегрального эффекта от инновации.

Кроме того оценку эффективности инноваций следует проводить с учетом стадии жизненного цикла инновации, так как эти стадии характеризуются различными видами эффекта, целевыми критериями. На практике отдельные фазы инновационного процесса представляют собой самостоятельные сферы деятельности и имеют свой круг задач и исполнителей, свою специфику организации, финансирования и управления.

Многоаспектность инновационной деятельности является причиной того, что оценка эффективности инноваций не может основываться на каком-то одном показателе, т.е. выбор наиболее эффективных инноваций - это, по сути, задача векторной оптимизации.

Необходимо отметить, что при определении величин различных видов эффектов инновационных проектов, наряду с определением соответствующей эффективности, следует оценивать и величину потенциальных рисков инновационного проекта.

Выводы

Таким образом, выявление и учет всех возможных эффектов и последствий, которые могут возникнуть при создании и массовом использовании инновации, является необходимым условием для проведения полной комплексной оценки инновационного проекта.

Таблица 1

Виды эффекта от реализации инноваций

й п/п Сипчишне эффепа Пиниии ту ним

1 11-д-уу.—..-.Л. . — тпчИ 'Шггтгтгт т-пна

[1] ■сегопрщщоп) _ туу.^у ПРОКПОЩПВШПЕК реэрпгаы, рс^шлн, Кране этого неовголано — И]И]1Иу™

2 Бюджетный [1] ЧДД бюджета Бюджетный эффежг ^ щ ¿-го ШИШ уцп 111Т1П11прпгтп Д "'ТТ " "чимшиуиу.т бюджета ДО тд ркпцрш (Р^

3 ИД*У—др—ядяпшИ ВРР-ерак. (жупежхп с ДНЕ- мну 1рошжм норм

4 ЩГВНЙ[5]

5

■1|М 1»цу»-) [2]

Продолжение таблицы 1

№ пЛ1 Сяч-в-э*«-» П—---— ЭФФ™

эщщ шода сбрл- бошцщрпш^уп решшйнтд- И Ипшщ.прпгтпп. 1ПГИ1ГП.

б ТвшпиийИ исшшнн 0|11 И1И1ЫШГП (т Г ЦШ1111— вцосшнав^юСуошпн фумрниг н^^лш к

7 ПовааЕпутшвгв

Ш1рвк1пв]апре-¡фаща^оацящаш ЩКЩИЩИ Зшшгогнжвбп иишеш сто диффулш ■

8 «яшвоонйМ

ъпрв ф_ "

ПймиищунимД И|ТЦЩ1 ЦЯ1, цхвдкцнн,

9

10 Оафшный[2;3;4;5]

———- * и™ иинм

==

Серия 5. Социально-экономические науки.

Окончание таблицы 1

№ Вцд эффекта ОщержЕнеэффсхп П «шиу идти

п/п

Ооцппшне «рид ^ЕШЕГ™

тфот^шщвт

шптоосшрЛ

щхххг^исацшпиа

результаты,

11 Эюш™есп1Й[3;4-5] ОЩИЯЕШПЗ Мкветбкпьвфаквсшлую-

щив ИШ1Ш1ИИ1ШрЯурЯ1-

»■■»1111. 111 |ЧИ —1М II. И1|Г)И1 оно^юонощупцув

эиишушжишн тсрппппжо

оцуиищун цщцу шшкммщАпашргшшщр*

шмиАни^ иЛпвпка)

-абмо1нбраоои1ошиаи1

(Жру ■ И1Ц|11 среду,

-баплвддиыцшищаша

V»—

пу|цД|||»У|1ну||»и мни м """ "Т* 1"*" '"

12 Иифорвдтйр] ППи и щи« нии цщ

шфоршщнокщрх Каштоюшшя,

" уд™'™ »»■ Мни—циини пмчиш

Серия 5. Социально-экономические науки.

Литература

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной политике и жилищной политике от 21 июня 1999г. - М.: Экономика, 2000.

2. Василевская И.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: РИОР, 2011. - 129 с.

3. Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 с.

4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 327 с.

5. Оценка эффективности инноваций: / П.Н. Завлин, A.B. Васильев. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998. - 216 с.

6. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 238 с.

7. Секерин В.Д., Горохова А.Е. Оценка инвестиций: Монография. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. - 152 с.

Когнитивные методы в инновационной экономике

д.э.н. проф. Хижняк А.Н., к.э.н. доц. Максимова Ю.Ю.

ГАОУВПО «МГОСГИ» (496) 610-15-21, [email protected]

Аннотация. Изменение запросов рынка является причиной поиска новых методов исследования для своевременного обновления информации о потенциальном спросе для наиболее правильного принятия маркетинговых решений, что особенно актуально при производстве инноваций. Одним из таких методов являются ре-пертурные решетки, позволяющие выявлять неосознанные потребности покупателей на товары-новинки, а производителям дают возможность выпускать на рынок товары, которые будут пользоваться спросом, обеспечивая тем самым рентабельность, прибыльность и конкурентоспособность в условиях становления инновационной экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика, потребности покупателей, репертуарные решетки, когнитивный метод

Ключевым ресурсом в условиях инновационной экономики являются знания. Новая экономика уверенно становится не столько экономикой, основанной на информации, сколько экономикой, основанной на знаниях. Важнейшим ресурсом современного общества служит не информация как относительно объективная сущность, а знания, то есть информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания. Если информация, как и любой другой производственный ресурс, может выступать и выступает в качестве объекта собственности и в этом отношении информационная экономика имеет сходство с индустриальной, то знания, в отличие от любого другого производственного ресурса, могут быть лишь объектом владения и создают базу для качественно новой формы хозяйствования.

Главный элемент экономики знаний - область управления знаниями. Наряду с управлением как таковым, названная область связана с инновационной экономикой, управлением новациями, интеллектуальным потенциалом, или капиталом, то есть со всем, что непосредственно взаимодействует с экономическими знаниями в широком смысле слова. Доминирующую роль играют проблемы и закономерности инновационного развития общества и экономики.

Когнитивные науки представляются собой некую совокупность научных дисциплин,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.