УДК 330.101.54 ББК 65.012.3 К 36
А.А. Керашев, О.И. Целина
Видовые отличия макрорегионального хозяйственного комплекса как особой формы интеграционного образования
(Рецензирована)
Аннотация:
Устойчивое и эффективное развитие макрорегиона возможно только на основе механизма согласования интересов основных субъектов хозяйственного, социального и политического процессов, протекающих в его едином пространстве. Видовые отличия макрорегионального хозяйственного комплекса рассматриваются как особая форма интеграционного образования.
Ключевые слова:
Мезоуровень, хозяйственный комплекс, процесс, национальная экономика, региональное развитие, кооперационные связи, макрорегион, макрорегиональный хозяйственный комплекс.
К числу качественно новых интеграционных образований,
складывающихся на мезоуровне,
опосредствующем базовые макро- и микроуровни хозяйственной системы, а также отражающих процесс взаимодействия глобализации и локализации экономических отношений, относится макрорегиональный хозяйственный комплекс.
Образование таких комплексов в рамках федеральных округов - качественно новое для современной России явление. Оно обозначает:
- определенную ступень процесса обобществления производства в масштабах национальной экономики;
- изменение формы территориальной локализации хозяйственного процесса и соответствующие изменения способов и инструментов регулирования и управления региональным развитием;
- новую интегрированную единицу структурной организации хозяйственного пространства национальной экономики, преемственную по отношению к ранее сложившимся экономическим районам и регионам в границах субъектов Российской Федерации.
В 2000 году федеральный центр объединил группы соседних регионов-субъектов РФ в крупные территориальные административные
образования, преследуя цели координации деятельности отдельных регионов и формирования общей экономической политики хозяйствующих субъектов различного уровня, дислоцированных в расширившемся хозяйственном пространстве. Так возникли федеральные округа.
Необходимо отметить, что создание новой формы административно-территориальной структуры РФ еще не означает, что в рамках данной формы сложился и начал функционировать единый хозяйственный территориальный комплекс.
Административные преобразования лишь прокладывают политическую дорогу к реальному экономическому единству. Следует согласиться с О. Иншаковым в том, что макрорегионы на старте своего формирования предстают скорее как конгломераты региональных экономик с общими предпосылками совершенствования условий воспроизводства на основе укрепления кооперационных связей хозяйствующих субъектов различных отраслей, сфер, сегментов, секторов и уровней. Необходим стратегический подход к процессу интеграции
этих
конгломератов
гармоничные
территориальные системы хозяйства.
1 См.: Иншаков О.В. О стратегии развития Южного макрорегиона России. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - С.4.
в
При этом стратегически устойчивое развитие макрорегиона понимается как стабильно и позитивно динамичное, поддерживаемое и направляемое, гармонично сбалансированное развитие объединенных общей целью регионов, основанное на принципах антропоцентризма и защиты окружающей хозяйство природной среды, а также обеспечивающее непрерывный социальный прогресс новой формы сообщества в пространственно-временном континууме его бытия.
Формирование данного интеграционного образования в России востребовано условиями перехода к инновационному типу воспроизводства. Однако реальные макрорегиональные хозяйственные комплексы складываются на основе региональных хозяйственных комплексов,
сформировавшихся в советский период в условиях индустриального типа
воспроизводства. Указанное обстоятельство обусловливает двойственный характер интеграционной трансформации в процессе образования макрорегионального
хозяйственного комплекса:
- трансформации, ориентированной на утверждение рыночного характера и нового масштаба экономических отношений, складывающихся на мезоуровне, то есть на смену формы отношений;
- трансформации, нацеленной на переход от индустриального к инновационному типу воспроизводства, то есть на изменение содержания экономических отношений.
Указанная двойственность интеграционной трансформации обусловливает особенности формы и содержания макрорегионального хозяйственного комплекса, а также его видовые отличия от иных интеграционных образований, формирующихся на мезоуровнях
системы в процессе
хозяйственной
интеграционного взаимодействия между
базовыми уровнями.
Прежде всего, необходимо учитывать специфическую структурную позицию
локализации макрорегионального
хозяйственного комплекса - на мезоуровне, опосредствующем взаимодействие базовых
макро- и микроуровней хозяйственной системы. Макрорегиональный комплекс
формируется под мощным влиянием
глобального мирового хозяйства в процессе
интеграции внутри национальной экономики; тем самым он несет в себе как элементы транзитивности, переходного характера
экономических отношений, так и инструменты модернизации функционального содержания и структуры национальной экономики.
Функция опосредствования макро- и
микроуровней хозяйственной системы
обеспечивает макрорегиональный
хозяйственный комплекс элементами
объектной структуры и формами хозяйствующих субъектов, пришедшими с обоих указанных базовых уровней. Данные элементы и формы не только сосуществуют в рамках расширившегося хозяйственного пространства, но и соединяются, комбинируются, переплетаются, обеспечивая формирование нового - интегрального -качества экономических отношений. Вместе с тем такое соединение элементов и форм, сложившихся на различных базовых уровнях хозяйственной системы, обусловливает переходный характер процессов и отношений, имеющих место в масштабах
макрорегионального хозяйственного
комплекса.
Макрорегиональный хозяйственный
комплекс как особая разновидность интеграционных образований,
складывающихся на мезоуровне, обладает совокупностью видовых отличий, которые представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Основные видовые отличия макрорегионального хозяйственного комплекса как интегрального образования
Единое масштабное хозяйственное пространство макрорегионального комплекса образуется в ходе преодоления межрегиональных барьеров на пути потоков ресурсов, капитала и рабочей силы, а также экономических разрывов, сложившихся между регионами. Указанные барьеры и разрывы обусловливают сегментацию хозяйственного пространства, препятствуют рыночным преобразованиям и инновационному процессу.
Образование федеральных округов лишь формально фиксирует административные границы нового масштабного трансрегионального образования, но не снимает те границы, которые существовали между отдельными региональными рынками, потоками капитала, товаров и рабочей силы. Здесь уместна аналогия с формальным и реальным обобществлением производства. Формальное обобществление создает общие институциональные условия для последующего реального переплетения факторов производства и развития механизмов общественного управления и контроля. Аналогично границы между отдельными региональными рынками преодолеваются только в процессе реальной интеграции ресурсных баз, элементов функционирующего капитала и систем управления региональными хозяйственными комплексами. Длительное сохранение таких границ обусловлено инерцией экономического развития, сложившимися масштабными разрывами между хозяйственными комплексами регионов и существенными различиями в интересах региональных политических и экономических элит.
Наряду со стабильными зонами в складывающемся едином хозяйственном пространстве макрорегионов существуют зоны экономического, социального и экологического бедствия, для которых характерны бедность большинства населения, финансовая несостоятельность, повальное бегство капиталов, природные и техногенные катастрофы. Сосуществование зон стабильности и зон бедствия в формально едином хозяйственном пространстве само по себе создает масштабные угрозы всему макрорегиону.
Устойчивое и эффективное развитие макрорегиона возможно только на основе механизма согласования интересов основных субъектов хозяйственного, социального и политического процессов, протекающих в его едином пространстве. При этом надо исходить из того, что в указанном пространстве взаимодействуют субъекты-носители интересов, как позиционированные на мезоуровне макрорегиона. так и осуществляющие экспансию на данный уровень с верхних и нижних базовых уровней глобальной хозяйственной системы: мега-, макро- и микроуровней. Данная ситуация обусловливает необходимость поиска и обоснования современных научных подходов к согласованию позиционированных на различных уровнях интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в пространстве макрорегиона складывается поле взаимодействия по крайней мере четырёх видов экономических интересов:
- федерального центра, стремящегося к укреплению и развитию единого пространства национальной экономики России, а также ищущего эффективные способы её интеграции в глобальное хозяйство;
- формирующихся органов власти и управления федеральным округом, нацеленных на укрепление единства складывающегося хозяйственного пространства макрорегиона и получение системного эффекта от консолидации, комбинирования и переплетения экономических потенциалов регионов-участников;
- сильных в социально-экономическом отношении регионов - участников, стремящихся сохранить контроль над своим потенциалом и реализовать свои конкурентные преимущества в условиях расширения пространства взаимодействия (локальных центров силы);
- слабых в социально - экономическом отношении регионов-участников, стремящихся сохранить и увеличить финансовую помощь из федерального центра, а также получить доступ к новым источникам макрорегиональной финансовой поддержки (локальной периферии).