Научная статья на тему 'Видовые особенности строения сердца утки и гуся домашнего'

Видовые особенности строения сердца утки и гуся домашнего Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
441
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПТИЦЫ / СЕРДЦЕ / ТОПОГРАФИЯ / BIRDS / HEART / TOPOGRAPHY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Цускман Ирина Геннадьевна

Описана видовая характеристика особенностей строения и топографии сердца утки и гуся домашнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Цускман Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific peculiarities of structure of heart duck and domestic goose

There is described species characteristic features of the structure and topography of the heart duck and domestic goose.

Текст научной работы на тему «Видовые особенности строения сердца утки и гуся домашнего»

УДК 621.113:629.331 е. С. ТЕРЕЩЕНКО

И. А. МУРОГ Д. Ю. ФАДЕЕВ Д. В. ШАБАЛИН

Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения

Правительство Челябинской области

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОДВИЖНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ

ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ______________________________

На основе имитационного моделирования исследованы и обоснованы технические решения по совершенствованию распределения мощности между ведущими колесами автомобилей многоцелевого назначения посредством механической трансмиссии, реализующие: рациональное распределении мощности между ведущими мостами; метод периодически отключаемого полного привода; метод управления буксованием ведущих колес путем приложения тормозного момента и (или) уменьшения подачи топлива; метод блокирования межколесных и межосевых связей.

Ключевые слова: трансмиссия, автомобиль многоцелевого назначения, дифференциал, передаточное отношение.

Основными направлениями модернизации трансмиссии перспективных автомобилей многоцелевого назначения являются [1]:

— полный привод с рациональным значением передаточного отношения межосевого дифференциала;

— реализация возможности периодического отключения части ведущих мостов при движении в хороших дорожных условиях;

— управление буксованием ведущих колес путем уменьшения подачи топлива или приложения тормозного момента к буксующему колесу;

— обеспечение в процессе движения возможности переключения передач в раздаточной коробке;

— обеспечение в процессе движения блокирования дифференциалов и компенсации кинематического несоответствия путем регулирования давления воздуха в шинах.

Разработаны зависимости для определения дополнительных затрат мощности вследствие неравномерного распределения сил тяги по ведущим колесам, возникающие при движении автомобилей многоцелевого назначения с межосевым дифференциалом [1].

Автомобили многоцелевого назначения типа 4Х4:

N

доп.4-4

= !■-

2. Р - - Ц-^- {1)-Ь - цМ) +

2 а (ц +1)3 12 Ц 1

{/д'Сд - Ц-^1- ^ )

(ц +1)2 ■

(2)

(1)

Автомобили многоцелевого назначения типа 6 Х 6: (4 -Са - Ц- )

Nдоп.6-6 У ■ 2 ■

(ц+1)3

{/д'Сд - Ц^2Г /1)

'■{2 - ц2 ■ 1) -

(3)

(2)

(ц+1)2

Автомобили многоцелевого назначения типа 8 Х8

X т ш

Nдоп.8-8 =Г -■

' р {Гд-Сд - Ц■RZ1■ /1 ) (2 - Ц2 ) +

2 Ра (ц+1)3 I2 Ц 2+

(/д'Сд - Ц^г1 ■ /1 )

(ц +1)2

(4)

(3)

Автомобили многоцелевого назначения типа 10Х10:

Ngоn.10■10 Т 6

Р ■{/д'Сд - Ц'^г /|) ■ (з - ЦМ)+

2 р (ц +1)3 I3 Ц V+

{/д-Сд - Ц ^Г /1) {5)

{" + 1)5---------(5)

(4)

При движении по твердым опорным поверхностям эти потери мощности могут достигать 3...8 % от общей мощности, необходимой для движения автомобиля многоцелевого назначения. Имеется зона

ю

2

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013

Рис. 1 Оценка скоростных свойств автомобилей многоцелевого назначения с различными передаточными отношениями межосевого дифференциала

минимума потерь мощности, которая обеспечивается оптимизацией передаточного отношения межосе-вого дифференциала.

Так как создать механический дифференциальный механизм с автоматическим изменением передаточного отношения на сегодняшний день невозможно, то снизить потери мощности и повысить тягово-скоростные свойства автомобилей многоцелевого назначения можно, применив в межосевом приводе дифференциальный механизм с рациональным передаточным отношением [2].

Методика создания дифференциального механизма с рациональным передаточным отношением включает в себя:

— сбор статистической информации об условиях движения и нагружения автомобиля многоцелевого назначения;

— определение передаточного отношения меж-осевого дифференциала в конкретных дорожных условиях с конкретной нагрузкой.

При выполнении научно-исследовательских работ получены зависимости для определения передаточного отношения межосевого дифференциала, обеспечивающего минимальные потери мощности в заданных условиях движения [2]:

Автомобили многоцелевого назначения типа 4Х4:

и

мод.6-6

Ра • -«1 • /1 + 3 • Рд • /д • Сд + 2 ' -«1 ' Ра ' /д ' Сд + 3 • Рд ' -«1 ' /1 + 2 • '

• / • д • Сд + 2 • /д • с2

(5)

• ^ + 2 • Я* • /і • Їд ^ С,

Автомобили многоцелевого назначения типа 6 Х6:

и

мод44

і

(Р • / • с +

1 а 1а а 1

+ 3 • Рд • ^1 • /1 +

+з • -1 • /і2 +

+ 3 • Яд • / • Ъд • Сду

Г" 4 • Ра • -1 • /і + +3 • 42 • С +

+3 • -21 • /і2

(6)

(40-р • -21 • /і2 + 96- Рд • -і • /і • д • сд +'

+ 64 Р • -1 • /і • /д • Сд + 48^ -31 • /і3 • Рд +

+9 • /4 • С+24 /3 • С3 • Рд +

+54 -і • /і2 • /д2 • сд + 28^ р2 • д • с2 +

+ 120- Рд • -21 • /і2 • /д • Сд + 9 • -1 • /і4 +

+ 36^ -1 • /і3 • /д • Сд + 36^ /д3 • ^ ^ • /і

Автомобили многоцелевого назначения типа 8 Х8:

и

мод.8-8

(Ра • -«1 • /1 + 3 • Рд • / д ' С д + 2 • -«1 • Ра ' /д ' Сд + 3 • Рд ' -«1 ' /1 + 2 • '

• /і • 4 • Сд + 2 • /2 • Сд2)

• /і2 + 2 • -і • /і • /д • Сд

(7)

им

мод1010 '

1

(2^ Ра • /д • Сд + А

+6 • Рд • — • /1 +

+5^ -1 • /і2 +

+5 — • /1 • /д • Сду

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г"6^ Ра • -«1 • /і +' +5 • /2 • сд +

+5 •

-1 • /і2

(108 Р • -21 • /2 +280 Рд • -1 • /і • /2 • сд + ^ +192- Р2 • -1 • /і • /д • Сд +120 -31 • /3 • Рд +

+25 /4 • С4 + 80 /3 • С3 • Рд +

+150 -2 • /і2 • /2 • сд + 88^ р2 • /2 • с +

+320 Рд • -Зі • /2 • /д • С + 25 -4і • /і4 +

(8)

+100 -31 • /3 • /д • Сд +100 /3 • С3 • -1 • /і

Для определения рационального передаточного отношения межосевого дифференциала, соответствующего математическому ожиданию для всей совокупности вероятных условий эксплуатации применительно к различным дорожным условиям и видам оборудования, обеспечивающего требуемый уровень производительности и проходимости автомобилей многоцелевого назначения, получена зависимость:

(

1 5 5 IР

IР/ у=1 у =1

л

I Р/

•I Р/

(9)

Автомобили многоцелевого назначения типа 10Х10:

где р1 — вероятность движения автомобиля многоцелевого назначения в 1-х дорожных условиях; р. — вероятность монтажа на автомобиле многоцелевого назначения /-го типа оборудования; т .. — матема-

■1 | ' имоду

тическое ожидание рационального передаточного отношения межосевого дифференциала в і-х дорожных условиях с у-м типом оборудования; п — число разновидностей дорожных условий; в — число разновидностей оборудования, монтируемого на автомобиле многоцелевого назначения.

При проведении научно-исследовательских работ на основании разработанной методики найдены следующие передаточные отношения межосевых дифференциалов автомобилей многоцелевого назначения: УАЗ-3151 (4Х4) — 1,2; ГАЗ-3308 (4Х4) —1,3; ЗИЛ-131 (6Х6) — 2,4; КАМАЗ типа 4Х4 — 1,3; КАМАЗ типа 6Х6 — 2,8; КАМАЗ типа 8Х8 — 1,2.

Для оценки эффективности применения предлагаемых решений проводилось имитационное моделирование движения автомобилей многоцелевого назначения по типовому маршруту с серийной трансмиссией, автомобилей многоцелевого назначения с рекомендованным передаточным отношением меж-осевого дифференциала. Моделирование показывает, что оснащение автомобилей многоцелевого назначения межосевым дифференциалом с рекомендованным передаточным отношением, позволяет повысить на 5...9 % среднюю скорость движения по твердым опорным поверхностям и снизить на 6.8 % расход топлива по сравнению с серийным автомобилями многоцелевого назначения (рис. 1) [3].

+

+4^Р • / • С +

1 ^ 1а 1а а 1

+

1

и

т

і=і

і=і

+

+ 2 Рд • /д • Сд +

+

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013

Рис. 2. Сравнительная оценка скоростных свойств автомобилей многоцелевого назначения с различными методами распределения мощности

Результаты научно-исследовательской работы подтверждают целесообразность и эффективность отключения части ведущих мостов автомобиля многоцелевого назначения. Граничным условием включения ведущего моста в работу является превышение суммы потерь мощности в л-ведущих мостах и на проскальзывание 2л - работающих колес над суммой потерь мощности в (л+1)-ведущих мостах и на проскальзывание 2(л+ 1)-работающих колес:

N + N < N + N

1У трп букс2п — 1У тр{п +1) т букс'Цп+1) .

(10)

Дополнительным условием является отключение ведущего моста у раздаточной коробки и у ведущих колес. Для определения закона управления включением в работу ведущего моста в качестве информационной переменной предложено использовать значение коэффициента буксования ведущих колес. Граничное значение буксования может быть определено из следующего выражения:

Рг,

•100. (11)

На основе выражения (10) определены режимы целесообразного включения переднего моста автомобилей многоцелевого назначения типа 4 Х4 (Урал-43206), 6 Х 6 (Урал-4320-31) 8Х8 (Урла-5323-01). В ходе моделирования установлено, что включение в работу переднего моста целесообразно при движении с буксованием более 3 %.

В работе проведено экспериментальное исследование топливной экономичности АМН типа 4Х4 (Урал-43206), типа 6Х6 (Урал-4320-31), и типа 8Х8 (Урал-532301) с имитацией максимальной нагрузки (4, 6 и 10 т соответственно) при движении по асфальтированной дороге с полным приводом и отключенными передними мостами. Результаты экспериментального исследования показали, что при своевременном переходе от полноприводной схемы к неполноприводной и отключении потока мощности в двух точках, снижение расхода топлива составляет 5.7 %. Причем увеличение скорости движения приводит к увеличению экономической эффективности отключения передних мостов, что связано с увеличением гидравлических потерь в ведущем мосту при увеличении скорости движения.

Для обеспечения возможности блокирования межосевых и (или) межколесных дифференциалов в процессе движения автомобиля многоцелевого назначения в работе предложен метод предварительного выравнивания угловых скоростей буксующих колес путем приложения тормозного момента к буксующим колесам и (или) уменьшения подачи топлива. В связи с этим предложены конструкции систем управления блокировкой межосевого и межколес-ного дифференциалов.

Существенное влияние на эффективность блокирования межколесных и межосевых связей оказывает наличие кинематического несоответствия между мостами автомобиля многоцелевого назначения, при этом одной из основных причин кинематического несоответствия при прямолинейном движении автомобиля многоцелевого назначения является различие в радиусах качения его колес. В исследованиях, выполненных в НАМИ и 21 НИИИ МО РФ, установлена дробно-линейная (гиперболическая) зависимость радиуса колеса от давления воздуха в шинах. Следовательно, кинематическое несоответствие, возникающее при прямолинейном движении

между ведущими мостами автомобиля многоцелевого назначения, можно устранить путем изменения давления воздуха в шинах. Таким образом, для обеспечения требуемой подвижности автомобиля многоцелевого назначения при движении в сложных дорожных условиях в систему управления блокированием дифференциалов необходимо интегрировать систему регулирования давления воздуха в шинах (СРДВШ).

Для корректировки кинематического несоответствия необходимо существенное повышение быстродействия СРДВШ. В работе показано, что наиболее эффективным способом повышения быстродействия в зоне низких давлений воздуха (ниже 0,15 МПа) является применение корректирующих устройств эжекторного типа.

Оснащение автомобилей многоцелевого назначения предложенными средствами введения и корректировки параметров блокированной связи позволяет повысить на 6.8 % среднюю скорость движения по размокшим грунтовым дорогам и бездорожью и снизить на 10.15 % расход топлива по сравнению с серийным автомобилями многоцелевого назначения. В целом рациональное передаточное отношение меж-осевого дифференциала в комплексе с блокированием межколесных и межосевых связей позволяет повысить на 6.10 % среднюю скорость движения и снизить на 5.10 % расход топлива (рис. 2).

Выводы. На основе имитационного моделирования исследованы и обоснованы технические решения по совершенствованию распределения мощности между ведущими колесами автомобилей многоцелевого назначения посредством механической трансмиссии, реализующие: рациональное распределении мощности между ведущими мостами; метод периодически отключаемого полного привода; метод управления буксованием ведущих колес путем приложения тормозного момента и (или) уменьшения подачи топлива; метод блокирования межколесных и межосевых связей.

Имитационное моделирование показало, что оснащение автомобилей многоцелевого назначения межосевым дифференциалом с рекомендованным передаточным отношением позволяет повысить на 5.9 % среднюю скорость движения по твердым опорным поверхностям и снизить на 6.8% расход топлива по сравнению с серийным автомобилем многоцелевого назначения.

Экспериментальное исследование топливной экономичности автомобилей многоцелевого назначения показало, что при равномерном движении по асфальтобетонному шоссе без значительных дополнительных сил сопротивления движению (разгона, подъема, буксирования) автомобили с отключенными передними мостами имеют лучшие показатели топливной экономичности. Снижение расхода топлива составляет при переходе от полноприводной схемы к неполноприводной 5.7 %. Причем увеличение скорости движения приводит к увеличению экономической эффективности отключения передних мостов, что связано с увеличением гидравлических потерь в ведущем мосту при увеличении скорости движения.

Для обеспечения возможности блокирования межосевых и (или) межколесных дифференциалов в процессе движения автомобилей многоцелевого назначения предложен метод предварительного выравнивания угловых скоростей буксующих колес путем приложения тормозного момента к буксующим колесам и (или) уменьшения подачи топлива и разработаны средства его реализации.

8

1і,п

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (120) 2013

Оснащение автомобилей многоцелевого назначения предложенными средствами блокирования силового привода и корректировки кинематического несоответствия позволяет повысить на 6.8 % среднюю скорость движения по грунтовым дорогам и бездорожью и снизить на 10.15 % расход топлива по сравнению с серийным автомобилем многоцелевого назначения.

Библиографический список

1. Мурог, И. А. Принципы и методы распределения мощности между ведущими колесами полноприводных армейских автомобилей / И. А. Мурог, А. В. Келлер. — Челябинск, 2009 — 218 с.

2. Особенности теории и конструирования полноприводных автотранспортных средств с «интеллектуальными» трансмиссиями / И. А. Плиев [и др.]. — М. : Изд-во ФГУП «НАМИ», 2012. - 158 с.

3. Мурог, И. А. Методика оптимизации распределения мощности в трансмиссиях автомобилей многоцелевого назначения / И. А. Мурог, А. В. Келлер, А. Н. Торопов // Многоцелевые гусеничные и колесные машины: актуальные проблемы пути их решения : материалы Междунар. науч.-техн.

конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М. Ф. Балжи ; ЮУрГУ. - Челябинск, 2008. - С. 79-85.

ТЕРЕЩЕНКО Евгений Сергеевич, кандидат технических наук, преподаватель кафедры двигателей Омского филиала Военной академии материальнотехнического обеспечения (ОФВАМТО).

Адрес для переписки: tesa1978@mail.ru МУРОГ Игорь Александрович, кандидат технических наук, профессор (Россия), заместитель губернатора Челябинской области.

Адрес для переписки: pr06@reginf.urc.ac.ru ФАДЕЕВ Дмитрий Юрьевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей ОФВАМТО.

Адрес для переписки: сіітаї 1780@inbox.ru ШАБАЛИН Денис Викторович, кандидат технических наук, преподаватель кафедры двигателей ОФВАМТО.

Адрес для переписки: shabalin_d79@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2013 г.

© Е. С. Терещенко, И. А. Мурог, Д. Ю. Фадеев, Д. В. Шабалин

УДК 621.113:629.331 е. С. ТЕРЕЩЕНКО

И. А. МУРОГ Д. Ю. ФАДЕЕВ Д. В. ШАБАЛИН

Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения

Правительство Челябинской области

К ВОПРОСУ

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ______________________________________

В статье представлены результаты исследования и обоснованы технические решения по устранению недостатков рулевого управления автомобилей многоцелевого назначения, а также представлена зависимость требуемого угла наклона силовой статической характеристики рулевого управления от момента сопротивления повороту управляемых колес.

Ключевые слова: рулевое управление, автомобиль многоцелевого назначения, рулевой усилитель, угол поворота.

Годовое производство полноприводных автомобилей с 90-х годов сократилось в 2,73 раза. Данный факт в сочетании с стабилизацией численности грузового автомобильного парка предопределяет соответствующее снижение темпа его обновления. В результате этого в парке полноприводной автомобильной техники преобладают автомобили со сроками службы более 10 лет, что обуславливает существенный физический износ парка. Вместе с тем доля

автомобилей новых марок (со сроками службы до 5 лет) недопустимо мала (16 % от общей численности парка полноприводной автомобильной техники). Это характеризует значительный моральный износ парка полноприводной техники. Таким образом, можно сделать вывод, что парк полноприводной автомобильной техники имеет значительный физический и моральный износ и нуждается в среднесрочной перспективе в значительном обновлении. При этом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.