Научная статья на тему 'Видовые особенности лирики Е. Евтушенко'

Видовые особенности лирики Е. Евтушенко Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4563
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поэт / гражданская лирика / произведение / лирический герой / любовная лирика. / poet / civic lyrics / work / lyrical hero / love lyrics.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Э. Гиздулин, О. Акбаров

На сегодняшний день личность Евтушенко, как и его поэзия, вызывают противоречивые чувства. Лирическую поэзию Евтушенко отличает сложный синтаксис и видовое разнообразие. Среди наиболее важных особенностей лирики Евтушенко следует отметить обращение к большому количеству поэтических и непоэтических форм, стремление к открытию все новых для поэзии форм и к адаптации традиционных. В становлении этих различных жанров особенно явно видны возможности взаимодействия поэта и языка, поэта и художественной действительности, специфические особенности развития поэтической системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the lyrics of E. Yevtushenko

Today, Brodsky's personality, like his poetry, evokes conflicting feelings. Brodsky's lyric poetry is distinguished by its complex syntax and species diversity. Among the most important features of Brodsky's lyrics, it should be noted the appeal to a large number of poetic and non-poetic forms, the desire to discover more and more new forms for poetry and to adapt traditional ones. In the formation of these various genres, the possibilities of interaction between the poet and language, the poet and artistic reality, the specific features of the development of the poetic system as a whole are especially clearly visible.

Текст научной работы на тему «Видовые особенности лирики Е. Евтушенко»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Specific features of the lyrics of E. Yevtushenko

E.F. GIZDULIN1, O.A. AKBAROV2

Fergana State University

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received September 2021 Received in revised form 15 September 2021 Accepted 20 October 2021 Available online 15 November 2021

Keywords:

poet,

civic lyrics, work,

lyrical hero, love lyrics.

Today, Brodsky's personality, like his poetry, evokes conflicting feelings. Brodsky's lyric poetry is distinguished by its complex syntax and species diversity. Among the most important features of Brodsky's lyrics, it should be noted the appeal to a large number of poetic and non-poetic forms, the desire to discover more and more new forms for poetry and to adapt traditional ones. In the formation of these various genres, the possibilities of interaction between the poet and language, the poet and artistic reality, the specific features of the development of the poetic system as a whole are especially clearly visible.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

DOI: https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss10/S-pp47-51

This is an open access article under the Attribution 4.0 International

(CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Е. Евтушенко лирикаси турларининг хилма-хиллиги

Калит сузлар: шоир,

ватанпарварлик лирикаси, асар,

лирик ;ах,рамон, севги лирикаси.

АННОТАЦИЯ

Бугунги кунда Евтушенконинг шахсияти унинг шеърияти сингари карама-;арши х,ис-туйгуларни келтириб чи;аради. Евтушенко лирикаси мураккаб синтаксиси ва жанрлар хилма-хиллиги билан ажралиб туради.

Евтушенко лирикасининг энг мух,им хусусиятларидан бири хилма-хил шеърий ва ноанъанавий шаклларга мурожаат ;илиш, шеърият учун янги шаклларни кашф этиш ва анъанавий шаклларни мослаштириш кабилардир. Ушбу турли жанрларнинг шаклланишида шоир ва тил, шоир ва бадиий во;еликнинг узаро таъсирининг имкониятлари, умуман, шеърий тизим ривожланишининг узига хос хусусиятлари, айни;са, я;;ол намоён булади.

1 lecturer, Fergana State university, Fergana, Uzbekistan.

2 Ph.D., Senior Lecturer, Fergana State university ,Fergana, Uzbekistan.

Видовые особенности лирики Е. Евтушенко

_ АННОТАЦИЯ_

На сегодняшний день личность Евтушенко, как и его поэзия, вызывают противоречивые чувства. Лирическую поэзию Евтушенко отличает сложный синтаксис и видовое разнообразие.

Среди наиболее важных особенностей лирики Евтушенко следует отметить обращение к большому количеству поэтических и непоэтических форм, стремление к открытию все новых для поэзии форм и к адаптации традиционных. В становлении этих различных жанров особенно явно видны возможности взаимодействия поэта и языка, поэта и художественной действительности, специфические особенности развития поэтической системы в целом.

Евгения Евтушенко относят к поэтам - «шестидесятникам». Под словом «шестидесятники», обычно подразумевают не только поэтов, а в целом представителей интеллигенции и творческих профессий, чьи политические и эстетические взгляды сформировались во многом под воздействием процессов десталинизации и частичной демократизации в период «оттепели» середины 1950-х - середины 1960-х гг.».

В это время представители творческой интеллигенции начинают открыто спорить с властью, выступать за свободы, призывать к переменам. Они, разочаровавшись советской действительностью, выступали в роли оппонента соцреализма, стремясь к общечеловеческим идеалам.

Таким образом, можно сделать вывод, что шестидесятники - это люди со своеобразным мировоззрением и взглядами, которые ярко выражались в их творчестве. Данное утверждение в полной мере относится и к Е. Евтушенко. Его взгляды, сформировавшиеся в 1950-х - 1960-х гг., определили видовое и тематическое разнообразие всей лирики поэта.

Это ярко демонстрирует гражданская лирика Евтушенко, которая имеет социально-политические и исторические мотивы. Особое место гражданской лирики в творчестве Е. Евтушенко подчеркивает литературовед В.П. Прищепа. «Поэт обращается к насущным, на его взгляд, первостепенным проблемам времени: проблемам гражданских свобод, борьбы за социальную справедливость, жестокости и беспощадности современного мира» [1].

Стоит отметить, что Е. Евтушенко много путешествовал, как по СССР, так и за границей. Поэтому в его произведениях отражены жизнь и исторические события не только СССР, но и других стран. Он остро реагирует на социальную и политическую несправедливость, происходящую в любом уголке Земли, активно выступает против насилия, жестокости и войны. «Гражданственное звучание поэзии Евтушенко рождает отклик в сердцах многих читателей. В разное время пишет он об антифашистах Чили, о сражающихся патриотах Вьетнама, о расизме в Южной Африке. В том, что сегодня в Киеве стоит над Бабьим Яром памятник жертвам фашизма, есть доля гражданской заслуги поэта Евгения Евтушенко» [2].

Ключевые слова:

поэт,

гражданская лирика, произведение, лирический герой, любовная лирика.

Наиболее яркими произведениями пацифистского характера в творчестве Е. Евтушенко являются стихи «Хотят ли русские войны?..», «Цветы лучше пуль», «Бабий Яр», «Тореро», «Танки идут по Праге» и др. В них автор ярко противопоставляет жизнь и смерть. Например, в стихотворении «Цветы лучше пуль» он пишет:

Тот, кто любит цветы, Тот, естественно, пулям не нравится. Пули - леди ревнивые. Стоит ли ждать доброты? Девятнадцатилетняя Аллисон Краузе, Ты убита за то, что любила цветы [3].

Описывая борьбу вечных противоположностей, он одновременно призывает присоединится к этой борьбе на стороне жизни, помочь ей, стать ее частью:

Собирайтесь, цветы, на войну! Защитите прекрасное! Затопите шоссе и проселки, Как армии грозный поток, И в колонны людей и цветов Встань, убитая Аллисон Краузе, Как бессмертник эпохи - Протеста колючий цветок! [4].

С гражданской лирикой тесно связана и патриотическая. В данных произведения наблюдается некая двоякость. С одной стороны поэт нередко выступает с критикой в адрес России и русского народа. Особенно ярко это выражается в произведениях периодов исторических потрясений или наоборот застоя. В 70-е годы Евтушенко в своих произведениях обличительно показывает «русский строй души» (А.А. Блок) своих героев, не принимая конформизм «утреннего народа» (едущего и идущего на работу) и способность его к существованию без идеала. Это была особенность психологии, сформировавшаяся в период правления Брежнева. «Достается» от поэта и Родине, России, которую поэт не может любить такой, какой она есть на самом деле.

А, собственно, кто ты такая,

с какою такою судьбой, что падаешь, водку лакая, а все же гордишься собой? А, собственно, кто ты такая, когда, как последняя мразь, пластмассою клипсов сверкая,

играть в самородок взялась. («Одной знакомой», 1974)» [5].

В то же время в других своих произведениях Е.А. Евтушенко пишет о любви к родине и русских людях, всем сердцем переживая за их судьбы. Например, свое единство с судьбой России Евтушенко выразил в стихотворении «Что я скажу тебе, Россия?»:

Россия - женский образ Бога. Твои хлеба - мои хлеба. Твоя печаль - моя тревога. Твоя судьба - моя судьба. [6]

Такой дуализм можно объяснить искренностью переживаний поэта за страну и народ и нежеланием замалчивать проблемы, даже, если подобное вызовет неприятие, как со стороны читателей, так и со стороны власти.

Размышления Евтушенко о связи и взаимодействии народа и власти включают в себя еще один компонент - личность поэта и назначение его творчества. Продолжая традиции, заложенные Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами, развивая мысль о предназначении поэта, Евтушенко формирует культ личности поэта, подчеркивая его особую роль. Он считал, что поэт - это связующее звено между властью и народом. «Культ вождя -культ поэта - культ народа - неразъединимая общность, триединство, в котором последние составные части - наиболее важные, значимые для Евтушенко». [7]. Евтушенко считал почетным и незавидным предназначением поэта - быть посредником между властью и народом, настолько же необходимым государству и народу, насколько и они необходимы ему самому.

Среди стихотворений о месте поэта можно назвать произведения «Поэт», «Памяти Есенина», «Поэт в России больше, чем поэт», «Стихотворенье надел я на ветку» и др.

Все выше названные темы творчества Е. Евтушенко можно отнести и к философской лирике. Они наполнены размышлениями о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях, о том, какое место в мире занимает человек, о боге. Кроме того чисто философский пафос имеют такие стихи, как «Людей неинтересных в мире нет», «Идут белые снеги», «Дай бог», «Со мною вот что происходит», «Молитва», «Когда мужчине сорок лет» и др.

Особое место в произведениях Е. Евтушенко занимает любовная лирика, которая часто носит откровенный, эротический характер. «Тема любви является в творчестве поэта сквозной и во все периоды занимает в нем важное место. Уже ранняя любовная лирика Е. Евтушенко отличается смелым новаторством, связанным с воплощением в стихах открытого эротизма, откровенного разговора о самых интимных сторонах человеческих отношений. Примерами подобного рода могут служить стихотворения «Ты спрашивала шепотом...» (1957), «Из воды выходила женщина.» (1958), «Всегда найдется женская рука.» (1961), «Благодарность» (1968) и др. Интимной лирики в подобном понимании не было ни у одного советского поэта той поры, и творчество Е. Евтушенко, так откровенно ориентированное на сферу приватного, во многом стало его вкладом в борьбу с официозом» [8].

Тема любви сопровождает все творчество поэта. «В зрелом творчестве Е. Евтушенко, даже среди произведений, написанных в 2000-е годы, немало стихотворений о любви, многие из которых имеют автобиографический характер и посвящены женщинам, когда-то любившим поэта и любимым им. Так, сборник «Стихи ХХ1 века» открывается включающим 13 стихотворений циклом «Люди женские»» [9].

В любовной лирике поэта подчеркивается его трепетное отношение к женщине, желание защитить ее от мужской грубости и жестокости. «Любовь становится мировоззренческой платформой лирического героя Е. Евтушенко, который видит в ней жизненную основу, жизнеутверждающую и жизнедарующую силу и требует от мужчин бережного отношения к Женщине. Стремление глубоко

проникнуть в женскую психологию, понять ее буквально «по-женски» рождает новаторский, нетипичный для русской поэтической культуры текст («Мужчины женщинам не отдаются»), лирический герой которого, оставаясь мужчиной, готов, противопоставив себя грубому мужскому большинству, быть женщинам сестрой и подругой, не претендуя на гендерное превосходство в любви» [10].

Подводя итог, можно говорить о том, что поэзия Е. Евтушенко по видовому разнообразию весьма разнопланова. Она включает в себя гражданскую, патриотическую, философскую, любовную лирику. Как поэт - «шестидесятник» Е. Евтушенко часто наполняет свои произведения радикализмом суждений и откровенностью личностного отношения, особенно в темах пацифизма, отношений народа и власти, предназначения поэта и его творчества. Он одинаково откровенен как в описании смерти и жестокости, так и в описании жизни и любви.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Прищепа В.П. Российского Отечества поэт (Е.А. Евтушенко: 1965-1995 гг.). Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,1996. - С. 344.

2. Сидоров Е. Голосом времени (Заметки о поэзии Евгения Евтушенко). Евтушенко Е.А. Собрание сочинений в трех томах. Т. 1 - М.: Художественная литература, 1983.

3. Евтушенко Е. Стихотворения и поэмы: 1965-1974, Т. 2 - М.: Слово, 2007. - С. 1149.

4. Евтушенко Е. Стихотворения и поэмы: 1965-1974, Т. 2 - М.: Слово, 2007. - С. 1149.

5. Прищепа В.П. Российского Отечества поэт (Е.А. Евтушенко: 1965-1995 гг.). Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,1996. - С. 344.

6. Евтушенко Е. Собрание сочинений - М.: Litres, 2020. - С. 659.

7. Прищепа В.П. Российского Отечества поэт (Е.А. Евтушенко: 1965-1995 гг.). Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,1996. - С. 344.

8. Козлова А.Г. Особенности воплощения темы любви в поздней лирике Евгения Евтушенко / А.Г. Козлова // Русская филология. - 2016. - № 4. - С. 38-43.

9. Козлова А.Г. Особенности воплощения темы любви в поздней лирике Евгения Евтушенко / А.Г. Козлова // Русская филология. - 2016. - № 4. - С. 38-43.

10. Козлова А.Г. Особенности воплощения темы любви в поздней лирике Евгения Евтушенко / А.Г. Козлова // Русская филология. - 2016. - № 4. - С. 38-43.

11. Кравцова О.В. Социоантропологическая доминанта лирики Е.А. Евтушенко 1950-1990-х годов: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Кравцова Ольга Владимировна. -Ставрополь, 2009 - С. 210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.