Научная статья на тему 'Видный государственный и общественный деятель, деятель образования (к 100-летию со дня рождения М. М. Меджидова)'

Видный государственный и общественный деятель, деятель образования (к 100-летию со дня рождения М. М. Меджидова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Видный государственный и общественный деятель, деятель образования (к 100-летию со дня рождения М. М. Меджидова)»

Вестник института ИАЭ. 2010. № 4. С. 139-144.

ХРОНИКА

Г.Ш. Каймаразов

ВИДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ДЕЯТЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ (К 100-летию со дня рождения М.М. Меджидова)

Я давно собирался написать об этой замечательной личности, и не только в силу своего профессионального интереса и долга. Но и потому, что Магомед Меджидович внес весомый вклад в развитие экономики и культуры нашего многонационального края.

Зная, что в 2010 г. М. М. Меджидову исполнилось бы 100 лет, и решив в связи с этим опубликовать небольшой очерк о его жизни и деятельности, просмотрел свои архивные записи и обратил внимание на Указ Президиума Верховного Совета ДАССР от 22 ноября 1940 г. о присвоении директору Буйнакского педагогического училища Меджидову Магомеду Меджидовичу «за особо выдающиеся успехи в развитии народного образования» почетного звания заслуженный учитель школы республики. Заслуженный учитель школы ДАССР в возрасте 30 лет! Факт весьма редкий, однако отнюдь не случайный. Тому убедительным свидетельством служит жизненный и плодородный творческий путь Магомеда Меджидовича Меджидова.

Родился Магомед Меджидов в большом, широко известном селе Урахи ныне Серго-калинского района в крестьянской семье. Мать Магомеда умерла рано, когда мальчику едва минуло 10 лет. Отцу нелегко было кормить многодетную семью, и он вплоть до 1930 г. работал сезонным рабочим на железной дороге и рыбозаводах. Трудные материальные условия жизни вынудили Меджида отдать Магомеда в Буйнакский детский дом, где он воспитывался до 1925 г. Здесь, в детском доме, Магомед окончил школу первой ступени, а затем перевелся в первый Дагестанский педтехникум г. Буйнакска, который окончил в

1929 г. В том же году одаренный юноша, успешно сдав вступительные экзамены, становится студентом физико-математического факультета Северо-Кавказского (Горского) педагогического института (г. Владикавказ). Однако болезнь заставила Магомеда Меджи-довича на время прервать учебу. Он возвращается в Дагестан и с октября 1930 по сентябрь 1935 г. работает преподавателем и заведующим учебной частью Сергокалинского (Даргинского) педтехникума.

В 1935 г. Магомед Меджидович возобновляет учебу в Горском пединституте и в 1938 г. успешно оканчивает его. Наркомпрос РСФСР направляет молодого, но уже имеющего опыт педагогической работы специалиста заведующим учебной частью Буй-накского педучилища, считавшегося в те годы одним из лучших специальных учебных заведений республики. До августа 1941 г. Магомед Меджидович работает директором и завучем педучилища. На этом посту ярко проявились незаурядные организаторские способности, педагогический талант Магомеда Меджидовича, его умение направлять усилия преподавательского коллектива на творческий поиск и добиваться совершенствования уровня теоретической и специальной подготовки будущих молодых учителей.

Магомед Меджидович сумел не только сохранить традиции одного их ведущих специальных средних учебных заведений республики, но и творчески развил их, обогатил новым содержанием.

В предвоенные годы престиж Буйнакского педучилища в системе среднего специального образования республики еще больше возрос. Признанием роста авторитета учебного заведения, его вклада в подготовку педагогических кадров и роли в этом руководителя педучилища и явилось присвоение Магомеду Меджидовичу Меджидову, в числе четырех виднейших дагестанских педагогов (Криштопа В. М., Омаров С.М., Петров В.Н.), почетного звания заслуженного учителя школы республики.

В связи с началом Великой Отечественной войны государственное и партийное руководство страны и республики выдвинуло в качестве важнейшей задачу мобилизации всех материальных и духовных сил народа на отпор врагу, перестройку на военный лад всей жизни государства и общества. Огромное значение приобретали вопросы военнопатриотического воспитания населения, развертывание наступательной агитационнопропагандистской работы, разоблачение человеконенавистнических, грабительских планов и дел фашистских захватчиков.

Уже в первые месяцы войны Дагестанский обком ВКП (б) направил многих наиболее подготовленных специалистов на работу в идеолого-пропагандистские подразделения обкома, горкомов и райкомов партии, руководить агитпунктами, органами печати и другими средствами массовой информации.

В августе 1941 г. Магомед Меджидович назначается заведующим отделом пропаганды и агитации Буйнакского горкома ВКП (б). На этой ответственной должности Магомеду Меджидовичу очень пригодился наработанный в предыдущие годы опыт тесного общения с населением, учащейся молодежью, деятельности с большим педагогическим коллективом. За короткий срок в городе были широко развернуты разносторонняя агитационно-массовая работа и лекционная пропаганда. Хорошо зарекомендовал себя созданный в первые месяцы войны агитколлектив учителей г. Буйнакска, о работе которого не раз рассказывалось в те годы на страницах республиканской периодической печати.

В феврале 1942 г. решением партийного руководства республики Магомед Меджи-дович переводится на работу в обком ВКП (б), где возглавляет сектор информации его организационного отдела. В аппарате обкома партии он проработал всего несколько месяцев и в июле того же года Меджидов Магомед Меджидович на пленуме Акушинского райкома ВКП (б) избирается первым секретарем райкома. Время было крайне напряженное, враг приближался к границам Дагестана. На случай крайнего осложнения обстановки в районе создается и подпольный райком ВКП (б), первым секретарем которого становится Магомед Меджидович. Но в самом начале 1943 г. советские войска перешли в решительное наступление, и вскоре фашисты были изгнаны из пределов Северного Кавказа.

Акушинский район - один из крупнейших районов республики почти со ста сельскими населенными пунктами, с традиционно развитым животноводством, широко известный производством высококачественного картофеля и другой сельскохозяйственной продукции.

За сравнительно небольшой срок работы руководителем партийной организации Магомед Меджидович, опираясь на актив, в тесном общении с широкими массами сельских тружеников, сделал многое, чтобы увеличить вклад района в общую борьбу народа против германского фашизма. Несмотря на огромные трудности, лишения, вызванные войной, акушинцы, как и население всего Дагестана и страны, наращивали поставки государству, фронту продуктов земледелия и животноводства, помогали пополнить Фонд обороны, укрепить мощь Советских Вооруженных Сил.

О самоотверженных трудовых буднях акушинцев в суровую военную пору, о том, как районное руководство собирается использовать имеющиеся резервы для наращивания производства сельскохозяйственной продукции и вклада жителей района в завоевание победы над врагом, ярко и убедительно говорил первый секретарь райкома партии на пленуме обкома ВКП (б) в сентябре 1942 г.

В феврале 1943 г. Магомед Меджидович Меджидов назначается заместителем председателя Совнаркома ДАССР. Одновременно он возглавляет временный чрезвычайный орган при правительстве республики - отдел по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В характеристике, подписанной первым секретарем Дагестанского обкома ВКП(б) А.-М.К. Алиевым, говорилось, что Магомед Меджидович Меджидов успешно курировал вопросы социально-культурной сферы деятельности правительства республики, а как руководитель отдела по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих проделал огромную работу по оказанию помощи семьям военнослужащих.

В мае 1943 г. Магомед Меджидов выступил на пленуме обкома ВКП (б) с докладом «О мерах улучшения работы советских органов и местных парторганизаций по оказанию помощи семьям военнослужащих». В решении пленума констатировалось, что создание при правительстве, районных и городских исполкомах Советов депутатов трудящихся отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих значительно улучшило работу в этой области.

Действительно, в течение одного только 1943 г. республиканским и местными отделами была оказана материальная и другая помощь 24440 семьям военнослужащих, предоставлены льготы 37745 семьям военнослужащих по госпоставкам и 49271 семье по налогам и сборам. 1300 детей было определено в государственные детские дома, открыто 24 колхозных детских дома с охватом 2260 детей, приобретено несколько сот путевок в лагеря для детей военнослужащих.

В январе 1944 г. Меджидов Магомед Меджидович возглавил также Постоянную комиссию по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны при СНК ДАССР.

Огромные усилия прилагал заместитель главы правительства, чтобы социальнокультурная сфера без серьезных срывов функционировала в суровых условиях военного времени и чтобы профильные наркоматы, ведомства, местные властные структуры делали все возможное для обеспечения бесперебойной работы общеобразовательных школ, специальных учебных заведений, учреждений культуры, искусства и здравоохранения.

В сентябре 1944 г. Магомед Меджидович поступает в Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б). Однако за шесть месяцев до окончания школы решением ЦК ВКП (б) он был направлен Наркомом (с 1946 г. - министром) просвещения ДАССР.

Следует отметить, что в первые послевоенные годы вопросы образования приобрели чрезвычайную актуальность и занимали важное место в деятельности государственных и партийных органов. В трудных условиях восстановления народного хозяйства, когда государство в силу огромных материальных потерь не в состоянии было выделять в достаточном объеме средства на социально-культурную сферу, нужно было найти пути, изыскать резервы для восстановления и дальнейшего развития в кротчайшие сроки школьной

сети, ее материальной и учебной базы, пострадавшей в годы войны системы подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации. Большое значение приобретало вовлечение общественности, населения республики в благородное дело оказания помощи школе, чтобы добиться охвата обучением всех детей школьного возраста.

Глубоко и всесторонне изучив состояние дел в системе просвещения республики, нарком (министр) М. Меджидов пришел к выводу, что без поддержки и помощи широкой общественности не решить сложных проблем школьного строительства, восстановления и развития сети семилетних и средних школ, охвата всех детей школьным обучением. Он явился одним из инициаторов широкого развертывания в республике соревнования между районами по подготовке школ к новому учебному году. Вопросы подготовки школ к занятиям регулярно обсуждались правительством и Дагестанским обкомом ВКП (б). Такие обсуждения проводились ежегодно исполкомами райгорсоветов депутатов трудящихся и райгоркомами ВКП (б).

Бывая в районах Дагестана, министр просвещения не ограничивался посещением руководителей райкомов ВКП(б), райисполкомов, заведующих районо, а часто выезжал в села и лично знакомился с готовностью школ к занятиям, условиями быта учителей. Весной 1948 г. мне самому довелось быть свидетелем его продолжительной беседы по итогам поездки по школам Кайтагского района с заведующим ОНО этого районо Абдуллой Рустамовичем Качмасовым. До деталей запомнилось содержание беседы министра и одного из лучших заведующих районо республики, который в годы войны был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1946 г. дагестанцы оказали министру просвещения Меджидову огромное доверие, избрав его депутатом Верховного Совета СССР, а в 1947 г. - депутатом Верховного Совета ДАССР.

В декабре 1948 г. Магомед Меджидович Меджидов избирается секретарем Дагестанского обкома ВКП(б) и членом его бюро. В официальной характеристике на Магомеда Меджидовича, данной в тот период, говорится, что он проявил себя инициативным, волевым и энергичным работником, способным преодолевать все трудности, связанные с выполнением важнейших государственных заданий. Отмечались его честность, аккуратность и принципиальность.

На посту секретаря обкома ВКП(б), курировавшего вопросы социально-культурной сферы, Магомед Меджидович плодотворно проработал до начала октября 1951 г., когда он был назначен на высокий пост Председателя Совета Министров Дагестанской АССР.

Выдвижение Магомеда Меджидовича Меджидова на ответственную должность руководителя правительства республики явилось заслуженным признанием его авторитета, высоких деловых и человеческих качеств. В роли главы дагестанского правительства Магомед Меджидович Меджидов внес большой вклад в социально-экономический и духовный прогресс республики.

В 50-е годы Дагестан значительно продвинулся вперед в развитии индустрии, сельского хозяйства, духовной сферы. Так, в 1957 г. объем валовой продукции промышленности по отношению к 1950 г. составил 205 %, а производительность труда в отрасли возросла на 55 %. Более чем на 54 тыс. га возросли посевные площади всех хозяйств, значительно повысилась урожайность сельскохозяйственных культур, увеличилось поголовье продуктивного скота. В социально-культурной сфере было завершено введение всеобщего семилетнего образования, почти вдвое увеличилось число средних общеобразовательных школ, более чем вдвое - выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений. Расширилась сеть и заметно укрепилась материальная база учреждений культуры, искусства и здравоохранения.

С декабря 1956 по декабрь 1957 г. Меджидов Магомед Меджидович - слушатель годичных курсов секретарей обкомов, крайкомов КПСС, председателей советов министров автономных республик при ЦК КПСС. После их окончания он назначается ... министром просвещения ДАССР. Человек долга, на редкость обязательный, привыкший ценить людей не по занимаемой должности, а исключительно по деловым и личным качествам, Ма-

гомед Меджидович с присущими ему энергией и знанием дела вновь взялся руководить этой важной сферой социально-культурной жизни республики. Хотя неожиданное понижение в должности после учебы не могло не вызвать недоумения у тех, кто близко знал этого незаурядного человека, государственного деятеля.

В бытность Магомеда Меджидовича министром просвещения до начала 1960 г. в жизни дагестанской школы произошли существенные позитивные перемены. В республике успешно вводилось всеобщее восьмилетнее обучение, возросло количество средних общеобразовательных школ, при школах были открыты сотни ученических мастерских и учебных кабинетов, заметно улучшилась связь общеобразовательной школы с производством, с жизнью. На селе стали работать сотни ученических производственных бригад старшеклассников. Педагогические коллективы существенно пополнились квалифицированными молодыми специалистами, в том числе командированными из различных районов страны.

Мне доподлинно известно, какую огромную заботу проявлял министр просвещения о приезжих учителях, их обустройстве, создании благоприятных условий для их труда и жизни. Того же он требовал от руководителей районных, городских отделов образования и школ. Именно в 50-е годы в сельских районах республики широко развернулось строительство жилых домов для приезжих учителей. Истинный интернационалист, Магомед Меджидович добивался, чтобы в многонациональных школьных коллективах (а в Дагестане они практически везде были такими) царила атмосфера дружбы, товарищества, взаимного обогащения творческим педагогическим опытом.

В 40-50-е годы в общеобразовательных школах, районных и городских отделах образования, педагогических училищах, в научно-методических и методических учреждениях системы Министерства просвещения республики плодотворно трудились замечательные педагоги, снискавшие своим самоотверженным служением высокому призванию любовь учащихся и искреннее уважение родительской общественности, всего населения: А. Дандамаев, А. Скрабе, М. Махатилов, М. Мустанова, П. Виноградова, А. Качмасов, А. Махарадзе, Г. Бабаев, А. Багиров, В. Гранкина, М. Кропотов, Х. Даибов, Д. Абдуллаева, А. Насиров и многие другие. Министр просвещения придавал огромное значение изучению и распространению их опыта по воспитанию и обучению детей и молодежи, требовал от работников местных органов образования, чтобы они добивались создания для этого максимально благоприятных условий.

Думаю, не согрешу против истины, если отмечу, что плодотворной творческой деятельности упомянутых выше и многих других прекрасных тружеников системы образования республики во многом способствовали высокопрофессиональное руководство ею министра М. Меджидова, его заботливое отношение к педагогическим кадрам.

Однако продолжить успешную, огромной государственной важности работу по руководству делом просвещения в масштабе республики Магомеду Меджидовичу не было суждено. В январе 1960 г. решением бюро Дагестанского обкома КПСС он был освобожден от занимаемой должности. Поводом для этого послужил действительно позорный факт издевательства хулиганов над приезжей учительницей в одном из аулов Левашин-ского района. Министра просвещения обвинили в непринятии мер, которые предотвратили бы случившееся. Освобожден был от должности также первый заместитель министра - высокопрофессиональный педагог и перспективный работник Мирза-Магомед Мирза-магомедов. Наказание понесла большая группа партийных и советских работников Ле-вашинского района.

Тот, кто близко был знаком с «левашинским эпизодом», понимал, сколь несправедливым в отношении министра и его заместителя, вызывающим недоумение являлся такой суровый приговор партийного органа. По официальной, неафишировавшейся версии на принятие решения повлияло сильное давление «руководящих функционеров» центральных партийных инстанций. Действительно, давление имело место. Возможно, те, кто оказывал такое давление, не знали, что не мог министр просвещения Меджидов быть невнимательным к судьбе приезжей русской учительницы. Но ведь руководство республики

тех лет хорошо знало Магомеда Меджидовича, подлинного интернационалиста, глашатая дружбы и братства народов многонациональной страны, человека, создавшего вместе с замечательной русской учительницей Марией Степановной прекрасную семью, вырастившую и воспитавшую детей в лучших традициях дагестанцев, достойных наследников старшего поколения Меджидовых.

Какую громадную пользу принес бы Магомед Меджидович Дагестану, его многонациональному народу и какой огромный вклад внес бы он в их экономический и духовный прогресс, руководя сферой своего призвания в масштабе республики. Его лишили такой возможности. В возрасте 49 лет!

Последующие годы жизни и деятельности Магомеда Меджидовича Меджидова, вплоть до ухода на заслуженный отдых, были посвящены обучению и воспитанию детей и молодежи. Работал он, как всегда, плодотворно, находился постоянно в творческом по -иске, общении с молодыми педагогами, с которыми щедро делился своим богатым профессиональным и жизненным опытом.

Магомед Меджидович Меджидов был видным общественным деятелем, многократно избирался в руководящие органы комсомольских и партийных организаций республики. Он избирался также депутатом Верховного Совета СССР и депутатом Верховного Совета ДАССР нескольких созывов. С 1948 г. до назначения председателем Совета Министров ДАССР исполнял обязанности председателя Верховного Совета ДАССР.

Заслуги Магомеда Меджидовича перед государством и народом отмечены орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями, ему присвоены почетные звания заслуженного учителя школы РСФСР, ДАССР, отличника народного просвещения России.

Магомед Меджидович Меджидов был высокообразованным человеком. Будучи по базовому образованию физиком и математиком, он проявлял огромный интерес, обладал обширными знаниями в области общественных наук. Любил классическую литературу, отечественную и зарубежную, знал в оригинале произведения даргинских поэтов, серьезно интересовался творчеством народных поэтов Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы. Любил общаться и со знанием предмета обсуждал с деятелями литературы и искусства вопросы развития художественной культуры в республике. По воспоминаниям крупного языковеда профессора Гаджи Муркелинского, Магомед Меджидович сыграл значительную роль в организации, становлении первого в республике и на Северном Кавказе комплексного академического научного комплекса - Дагестанской научноисследовательской базы, а затем и Филиала Академии наук СССР.

Занимая многие годы высокие должности в руководстве республики, Магомед Меджидович неукоснительно следовал прекрасной традиции, зачитателями которой были первые руководители послереволюционного Дагестана Джелалутдин Коркмасов, Алибек Тахо-Годи, Саид Габиев, Нажмудин Самурский и другие - во время командировок в вузовские центры страны неизменно встречался с дагестанским студентами, интересовался их учебой, планами на будущее, давал советы, оказывал помощь нуждающимся.

Кому довелось общаться с Магомедом Меджидовичем, не могло не броситься в глаза его умение четко, емко и, я бы сказал, удивительно грамотно и изящно излагать свои мысли. Выдающийся дагестанский педагог Саид Омаров не раз говорил мне: «Если ты хочешь слышать хорошую, чистую родную речь, послушай Магомеда Меджидова». На мой взгляд, такой же «хорошей, чистой», с еле заметным «урахинским» акцентом была и русская речь Магомеда Меджидовича.

В Магомеде Меджидовиче Меджидове счастливо сочетались справедливая строгость, требовательность с удивительной добротой. Мы часто слышим: «о многом говорит улыбка человека». У Магомеда Меджидовича была на редкость красивая улыбка. Красивой, глубоко содержательной в полном смысле этих слов, поистине замечательной личностью был и сам Магомед Меджидович Меджидов - верный и достойный сын многонационального Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.