Научная статья на тему 'Видение жизненного цикла проекта развития судоходной компании с позиций различных его участников'

Видение жизненного цикла проекта развития судоходной компании с позиций различных его участников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненный цикл проекта / участники проекта / риски / стратегия.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. Л. Семенчук

Рассмотрен жизненный цикл проекта развития судоходной компании с конкретизацией участников на каждой его фазе. А также предложены группы рисков в привязке к жизненному циклу проекта обновления (пополнения) флота судоходной компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NAVIGABLE COMPANY DEVELOPMENT PROJECT LIFE CYCLE FROM ITS PARTICIPANT’S POINTS OF VIEW

The navigable company development project life cycle is considered with detalization of its participants on each phase. Also risk groups according to the project life cycle are proposed

Текст научной работы на тему «Видение жизненного цикла проекта развития судоходной компании с позиций различных его участников»

Посилання на статтю_

Семенчук Е.Л. Видение жизненного цикла проекта развития судоходной компании с позиций различных его участников/Е.Л. Семенчук// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007 - №3(23). С. 95-102.

УДК 656.611.2:711.16

Е.Л. Семенчук

ВИДЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ С ПОЗИЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЕГО УЧАСТНИКОВ

Рассмотрен жизненный цикл проекта развития судоходной компании с конкретизацией участников на каждой его фазе. А также предложены группы рисков в привязке к жизненному циклу проекта обновления (пополнения) флота судоходной компании. Рис. 3, ист. 9.

Ключевые слова: жизненный цикл проекта, участники проекта, риски, стратегия.

К.Л. Семенчук

БАЧЕННЯ ЖИТТеВОГО ЦИКЛУ ПРОЕКТУ РОЗВИТКУ КОРАБЕЛЬНОТ КОМПАНП З ПОЗИЦ1Й Р1ЗНИХ ЙОГО УЧАСНИК1В

Розгляданий життевий цикл проекту розвитку корабельноТ компанп з конкретизац1ею учасниюв на кожнм його фаз1. Також запропонован групи ризигав у прив'язц1 до життевого циклу проекту оновлення (поповнення) флоту корабельноТ компанп. Рис. 3, дж. 9.

K.L. Semencuk

THE NAVIGABLE COMPANY DEVELOPMENT PROJECT LIFE CYCLE FROM ITS PARTICIPANT'S POINTS OF VIEW

The navigable company development project life cycle is considered with detalization of its participants on each phase. Also risk groups according to the project life cycle are proposed.

Постановка проблемы. Формирование стратегических перспектив деятельности является залогом успешного развития всякой компании. В зависимости от того, в каком периоде жизненного цикла находится компания, стратегические перспективы определяют траекторию ее развития. В данной работе в качестве проектов, реализующих стратегию развития судоходной компании рассматриваются проекты обновления (пополнения) флота [1].

Видение проекта выводится из требований заказчика и определенных обстоятельств, а реализация происходит под воздействием многочисленных участников. Продукт проекта является конечным результатом проекта; по сути, это то, для чего осуществляется проект. Применительно к проектам обновления (пополнения) флота продуктом проектов являются суда, которые следует "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23) 1

отнести к наиболее сложным и дорогостоящим объектам инвестирования. Для таких объектов характерны две основные группы требований: строительные и эксплуатационные.

К строительным относятся: серийность строительства, строительная стоимость, условия и сроки строительства; условия надежности эксплуатации и долговечности судов, отдельных узлов и оборудования; степень технического совершенства и оснащенность; специализация; грузоподъемность и др.

К эксплуатационным требованиям следует отнести: выполнение своей основной функции (т.е. перевозочного процесса) в меняющихся условиях плавания, с обеспечением сохранной доставки грузов; район плавания и др.

Поэтому важно четко сформировать основные требования к судам, которые должны быть заложены при их строительстве с учетом определенных вариантов эксплуатации.

Анализ последних исследований и публикаций. На сегодняшний день не существует единого инструментария планирования жизненного цикла (ЖЦ) проекта, увязанного с миссией и стратегией предприятий; отсутствует единый критерий разделения проекта на фазы, а также не исследован ЖЦ проекта судоходной компании с точки зрения позиций различных участников. Так, в соответствии с известным представлением в [2],г ЖЦ проекта делится на предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную фазы, для каждой из которых определены основные признаки начала (окончания). В [3] ЖЦ развития судоходной компании представлен в делении на периоды: предынвестиционный, инвестиционный и постинвестиционный. В [1] к проектам развития судоходных компаний отнесены проекты пополнения и обновления флота, использования инновационных технологий, интеграции в состав логистических и транспортных систем, поскольку само по себе развитие предполагает переход из одного состояния в другое, более совершенное, которое обеспечивает развитие самой компании.

В работах [4,5]и исследован процесс реализации инвестиционного проекта судоходной компании с учетом ситуаций риска на основе метода анализа чувствительности при принятии решений в проектах пополнения и обновления флота. В [6]павтор выделил для каждой фазы ЖЦ свой продукт проекта транспортного предприятия.

Большое число публикаций свидетельствует о проблеме видения ЖЦ проекта и его представления для проектов в отдельных отраслях народного хозяйства; также существует проблема использования имеющегося инструментария для оценки группы рисков в каждом периоде ЖЦ, разрешение которой способствует формированию технологической зрелости компании во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами (участниками).

Целью данной работы является конкретизация жизненного цикла продукта проекта обновления (пополнения) флота для различных участников проекта и его синхронизация с жизненным циклом судоходной компании, а также идентификация основных групп рисков для каждого периода ЖЦ проекта.

Основной материал. Судоходство относится к одной из самых капиталоемких отраслей в мире. По оценке брокерской компании «Кларксон» (Великобритания), судоходные компании инвестировали на постройку судов во всем мире в течение 2005 года около 75 млрд долл. США, а за последние три года - 207 млрд долл. США. В предшествующие периоды такая сумма

соответствовала объему инвестиций в развитие мирового флота за

1

десятилетие .

1 Источник: WTO Trade Statistics 2007 (www.wto.org)

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

Строительство объектов производственного назначения может быть осуществлено только при наличии соответствующих проектов, а развитие всякого предприятия следует рассматривать как результат успешного их выполнения. Начальным моментом проекта можно считать возникновение некой идеи. Выбор идеи проекта с позиций судоходной компании оценивают, используя ряд показателей, в том числе:

- необходимые инвестиции;

- совместимость с целями предприятия;

- ожидаемые объемы перевозок;

- сроки выполнения работ;

- уровень риска;

- ожидаемый уровень эффективности.

Проекты развития могут реализовываться только у зрелых компаний, с точки зрения их ЖЦ, поскольку «по мере развития цикла от фазы к фазе, традиционные стратегии конкуренции обычно теряют свою эффективность» [7, с. 81]. Обычно стратегические перспективы или возможности используются благодаря реализации инноваций. В данном случае инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде судна-новостроя либо судна, прошедшего модернизацию. На рис. 1 представлена концепция ЖЦ судоходной компании в составе следующих фаз: создание, рост, зрелость, точка бифуркации (критическая точка), переход к новой стратегии либо ликвидация компании. Пунктирными линиями показаны возможные сценарии развития.

ЖЦ судна можно представить как очередность следующих периодов [7]:

- технико-экономическое обоснование проекта и утверждение технико-эксплуатационных требований на разработку;

Потенциал компании

Зрелость

Рост

Создание

/ Переход ^ у новой 41 """ стратегии

Рис. 1. Концепция жизненного цикла судоходной компании

Время

- переговоры и заключение контракта со специализированной проектной организацией; проектирование объекта; утверждение проекта;

- заключение контракта с судостроительной верфью (заводом-изготовителем); строительство объекта;

- сдаточные испытания и приемка судна, ввод в эксплуатацию объекта;

- эксплуатация судна;

- вывод из эксплуатации.

При наличии прототипа из вышеперечисленных периодов ЖЦ судна исключается первый и второй периоды проекта. Если строительство судов уже

к

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

3

освоено на верфи, то, как правило, нет необходимости разрабатывать рабочие чертежи, может потребоваться лишь их корректировка. При покупке готового судна или бывшего в эксплуатации - предусматривается фаза его испытаний и приемки.

Первой фазой ЖЦ проекта развития судоходной компании является подготовка предложений к формированию требований к объекту и инициации проекта.

Проектирование - обязательный элемент процесса обновления техники и флота в частности. На этой стадии ЖЦ необходимо тщательно изучать, сопоставлять и оценивать условия приобретения судов на отечественном и мировом рынках, в первую очередь, в связи с повышением требований в части безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и окружающей среды, а также учитывать конъюнктуру фрахтового рынка. В настоящее время проектирование судов выполняют специализированные отечественные и зарубежные проектные организации, имеющие соответствующие лицензии. Финансирование подобных работ осуществляется за счет средств судоходной компании (заказчика).

В ходе подготовки предложения по заключению контракта на строительство подрядчик конкретизирует стратегические решения с заказчиком по проекту. Определяются участники проекта, уточняются сроки осуществления проекта, составляется календарный план.

Реализуемый проект проходит все фазы ЖЦ, на каждой из которых работает широкий круг участников, и общий уровень эффективности проекта формируется под влиянием используемых методов управления.

Участники проекта - это отдельные лица и организации, которые активно привлечены к работам в проекте, либо интересы которых могут каким-либо образом повлиять на результат выполнения проекта в целом. Именно участники обеспечивают реализацию замысла проекта и являются основным элементом его структуры. В зависимости от типа проекта в его реализации может принимать участие различное число организаций. У каждой свои задачи, функции, степень участия и мера ответственности.

В [9] представлен ЖЦ объекта проекта, а на рис. 2 конкретизирован ЖЦ судна с позиций разных участников проекта обновления (пополнения) флота судоходной компании. На рис. 2 пунктирными стрелками показана непрерывность процесса реализации проекта, так как разработка плана начинается еще на предынвестиционной стадии. Следует отметить, что для инвестора ЖЦ проекта может быть завершен в различные моменты времени в зависимости от условий погашения кредитной задолженности; подобная ситуация отражена несколькими стрелками. Такие ситуации могут быть обусловлены различными схемами погашения кредита (равномерная, неравномерная схемы, с предоставлением льготного периода, а также с возможным досрочным погашением кредитной задолженности).

Каждый период ЖЦ проекта развития судоходной компании характеризуется определенными рисками, классификация которых представляет собой сложную задачу из-за многогранности их сущности и взаимосвязанности между собой. На рис. 3 представлена классификация основных групп рисков в соответствии с периодами ЖЦ проекта развития судоходной компании. Рассмотрим каждую группу рисков отдельно.

Стратегические риски возникают из-за изменений целей компании или неправильного выбора стратегии. По мнению аналитиков, около 60% организаций не связывают проекты развития со стратегиями, и как следствие, менее 10% корпоративных стратегий выполняются эффективно, а 40%

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

инвестиций не имеют ничего общего со стратегией [9]. Следует также отметить тот факт, что даже тщательно спланированная стратегия не гарантирует ее успешную реализацию через отдельный проект или программу.

Экономические риски порождаются нестабильностью экономической ситуации и финансовых рынков, состоянием финансовых средств судоходной компании и перспективами развития, что оказывает влияние на возможные колебания будущих доходов компании в целом на протяжении всего ЖЦ судоходной компании.

Коммерческие риски возникают на инвестиционном и постинвестиционном периоде ЖЦ проекта и связаны с финансовой несостоятельностью и деловой репутацией участников проекта (возможность неплатежей, банкротств участников, срывов договорных отношений). А также к подобным рискам относятся производственно-технологические сбои и отказы при эксплуатации судна (аварии), повышение требований (например, 1МО), предъявляемых к судам, возраст которых превышает установленный стандарт (12-15 лет).

Кредитные риски связаны с опасностью непогашения основного долга и невнесением платежей за пользование кредитом, а также с неудачным выбором финансовых инструментов для инвестирования и изменением плавающей (переменной) процентной ставки. Такая ставка характеризуется регулярно пересматриваемым уровнем по соглашению сторон в разрезе отдельных интервалов общего периода начисления. Необходимость пересмотра обуславливается изменением темпа инфляции и прочими условиями.

Важное место занимают информационные риски, поскольку они связаны с неточностью и (или) отсутствием информации в течение всего ЖЦ проекта развития.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

5

Формирование требований к судну

Проектирование судна

Статья I. судна

Жизненный цикл

проекта для проектировщика (проектного института)

Ввод судна в эксплуатацию

Эксплуатация\

судна

Жизненный цикл проекта для судостроительной верфи

Жизненный цикл проекта для инвестора (инвестиционный проект)

Вывод судна > из

эксплуатации

► > ►

Жизненный цикл проекта для владельца объекта (судоходная компания)

Рис. 2. Жизненный цикл судна с позиций разных участников проекта обновления флота судоходной компании _ — —^ - продолжение жизненного цикла каждого объекта в составе проекта обновления флота судоходной компании; < ► - продолжительность для участника

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

Предынвестицион-ный период

Стратегические риски 1.

2.

3.

Риск изменения целей и стратегии компании.

Риск новизны, сопротивление

внутри компании.

Риск неправильного выбора

объекта проекта.

Риск ошибок при разработке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бизнес-плана проекта --

Кредитные риски

1. Невозможность судоходной компании погасить основной долг по проекту и проценты за пользование кредитом.

2. Рост плавающей процентной ставки.

3. Недостаточная эффективность проекта

Риск финансовой неустойчивости. Нехватка ресурсов. Превышение фактических расходов над плановыми. Срочность реализации проекта

Информационные риски

Риски, связанные с неполнотой, неточностью, несвоевременностью или отсутствием информации

Недобросовестность или неплатежеспособность фрахтователей. Отказ партнеров от фрахтования судов возрастом свыше 20 лет. Риск, связанный с производственно-технологическими сбоями или

Экологические риски

Риски вследствие загрязнения окружающей среды и стихийных бедствий

Рис. 3. Классификация рисков в соответствии с ЖЦ проекта развития судоходной компании

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

7

Экологические риски являются следствием загрязнения окружающей среды, а также экологических катастроф и бедствий.

Основополагающая цель деятельности всякого предприятия, в том числе и судоходного, - это эффективное решение производственных задач и задач развития в условиях ограниченных ресурсов. Для достижения цели следует:

- оптимальным образом формировать набор проектов развития компании на основе использования системы критериев, учитывающих специфику прикладной сферы и различные периоды жизненного цикла компании;

- вырабатывать сбалансированные и обоснованные управленческие решения в различные периоды жизненного цикла проектов;

- повышать качество планирования, исполнения и контроля отдельных проектов и проектной деятельности компании в целом.

В связи с этим необходимо сформировать систему критериев для обоснованного выбора проектов развития, учитывающую стратегические цели судоходной компании, инвестиционную привлекательность и риски проектов.

В качестве финансовых критериев могут служить общеизвестные

показатели эффективности проектов: чистая современная стоимость (NPV); внутренняя норма прибыльности (IRR); срок окупаемости (PP); объем инвестиций (I0).

В работе [3]L отмечается, что результативность проекта в целом определяется суммой составляющих показателя чистой современной стоимости в инвестиционный и постинвестиционный периоды. В таком представлении общее значение чистой современной стоимости равно:

NPV = NPV' + NPV",

где NPV', NPV" - составляющие чистой современной стоимости проекта в инвестиционный и постинвестиционный периоды соответственно. При определении чистой современной стоимости проекта в постинвестиционный период в нормативе дисконтирования используется процентная ставка, равная WACC (средневзвешенная цена капитала).

Особого внимания заслуживают исследования, связанные с анализом чувствительности проекта. Подобный анализ должен быть направлен на исследование результатов варьирования следующих параметров: объем перевозимого груза; фрахтовая ставка за перевозку 1 т груза или таймчартерная ставка; норматив постоянных и переменных расходов; изменение цен на суда; объем инвестиционных затрат; длительность инвестиционного периода.

Проанализировав возможные варианты реализации проекта и выбрав параметры, относительно которых разработчики проекта не имеют однозначного суждения, определяют степень изменения данного параметра. Затем производится расчет эффективности проекта по исходной информации, учитывающей изменения варьируемых параметров.

Проектный подход существенно повышает управляемость компании, помогает определить, какие проекты следует принимать к реализации, а какие нет, какие проекты находятся в зоне риска с точки зрения их безубыточности, а какие - высокоприбыльны. Это позволяет принимать в оперативном режиме обоснованные управленческие решения, эффективно распределять ресурсы, избегать потерь и в конечном итоге увеличивать прибыль компании.

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

Выводы по работе и направления дальнейших исследований

1. Изложенный взгляд на жизненный цикл проекта развития судоходной компании позволяет определить состав участников проекта и их распределение по периодам жизненного цикла.

2. Определение групп рисков в привязке к жизненному циклу проекта обновления (пополнения) флота судоходной компании показывает возможные виды рисков в отдельные периоды ЖЦ, что позволяет систематизировать разработку соответствующих моделей, методов и механизмов их оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенчук К.Л. Процеси управлшня проектами розвитку судноплавних компаний: Автореф. дис., кан. тех. наук: 05.13.22/ Одеський нац. мор. ун-т. - Одеса, 2006. - 22 с.

2. Шапиро В. Д. Управление проектами. - СПб.: "ДваТрИ", 1996. - 610 с.

3. Лапкина И. А., Семенчук Е. Л. Периоды жизненного цикла проекта судоходного предприятия // Тези доповщей мiжнародноí науково-практичноТ конференцп "Управлшня проектами: стан та перспективи". - К.: НУК, 2005. - С. 91-93.

4. Болдырева Т. В. Виды риска в инвестиционной деятельности судоходных предприятий // Розвиток методiв управлшня та господарювання на морському транспорта Збiрник наукових праць. - Одеса: ОГМУ, 1999. - Вип. 3. - С. 72-79.

5. Лапкина И.А., Болдырева Т.В. Анализ эффективности инвестиционного проекта судоходной компании в условиях риска // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем: Збiрник наукових праць. - Одеса: ОДМУ, 2002. - Вип. 1. - С. 2842.

6. Ковтун Т.А. Методический подход к инициализации параметров продуктов проекта транспортного предприятия// Тези доповщей четвертоТ мiжнародноТ науково-практичноТ конференцп "Управлшня проектами у розвитку сусптьства". - К.: КНУБА, 2007. - С. 103-106.

7. Краев В.И., Пантина Т.А. Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте / Под ред. проф. В. И. Краева. - СПб.: СПбГПУ, 2003. - 299 с.

8. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.

9. Ципес Г.Л. Философия и практика проектного управления // Тези доповщей четвертоТ мiжнародноТ науково-практичноТ конференцп "Управлшня проектами у розвитку сусптьства". - К.: КНУБА, 2007. - С. 155-156.

Стаття надмшла до редакцп 14.08.2007 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 3(23)

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.