Научная статья на тему 'Вибропоглощающий термоэластопласт ВТП-1В'

Вибропоглощающий термоэластопласт ВТП-1В Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
222
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Сытый Ю. В., Кислякова В. И., Ткачев А. А., Абакумова Н. М., Румянцева Т. В.

Одним из способов снижения шума в салоне и кабине самолетов является применение вибропоглощающих материалов, снижающих вибрацию фюзеляжа из-за работы двигателей. Приведены свойства вибропоглощающего термоэластопласта ВТП-1В, который имеет коэффициент механических потерь η≥0,1 в интервале температур от -60 до +60°С. Вибропоглощающий материал ВТП-1В является атмосферостойким, самозатухающим и имеет водопоглощение ≤1%. ВТП-1В рекомендуется для изготовления методом экструзии эластичных профилей и листов, которые наклеиваются на внутреннюю поверхность фюзеляжа и обеспечивают повышение звукоизоляции панели на 4–8 дБ. Табл. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вибропоглощающий термоэластопласт ВТП-1В»

Приведенные данные показывают (см. табл. 1 и 2), что поливинилхлоридная пленка ПДОАЗм-23 не отвечает требованиям АП-25 по пожаробезопасности - тепловыделение чистой пленки и в составе трехслойной панели составляет соответственно 75 и 104,2 кВт/м при норме до 65 кВт/м .

Разработанная многослойная защитно-декоративная пленка «Полиплекс» по пожаробезопасности не уступает зарубежной пленке АегШш ЬНК

По сравнению с ПДОАЗм-23 материал «Полиплекс» обладает следующими квотами превосходства:

- по горючести - материал является трудносгорающим (вместо самозатухающего);

- по дымообразованию - слабодымящим (вместо среднедымящего), оптическая плотность

дыма меньше в 6-10 раз;

- тепловыделение пленки на металлической подложке меньше в ~11 раз.

Трехслойные сотовые панели, декорированные пленкой «Полиплекс», полностью отвечают требованиям ИКАО и АП-25 по пожаробезопасности по всем трем показателям: по горючести (самозатухающие), дымообразованию (слабодымящие) и тепловыделению (ниже 65 кВт/м2).

Проведенные расширенные испытания пленки «Полиплекс» показали, что материал грибостоек (1-2 балл) и может применяться в контакте с алюминиевыми сплавами с анодно-оксидными и другими защитными покрытиями в соответствии с отраслевой документацией.

В случае загрязнения материал «Полиплекс» может подвергаться влажной чистке моющими средствами, рекомендованными для павинолов (5%-ный раствор мыла, стирального порошка и др.), возможна кратковременная чистка чистящим порошком «Пемолюкс» и бензином.

Подобран термопластичный клей и отработана технология соединения многослойного материала «Полиплекс» со стеклопластиками, изготовленными на основе связующих различной природы.

На материал «Полиплекс» оформлены ТУ 8729-022-003003311-2003 и дополнение к паспорту.

Материал выпускается в одноцветном исполнении, гладкой фактуры.

Недостатком материала «Полиплекс» является возможность его использования только для деталей плоских или с одинарной кривизной.

Материал многослойный защитно-декоративный марки «Полиплекс» рекомендуется для декорирования деталей стеклопластиков и трехслойных сотовых панелей, а также для ремонта декоративных покрытий деталей интерьера салонов самолетов и вертолетов. «Полип-лекс» может эксплуатироваться в интервале температур от -60 до + 80°С.

УДК 678.073

Ю.В. Сытый, В.И. Кислякова,

А.А. Ткачев*, Н.М. Абакумова, Т.В. Румянцева

ВИБРОПОГЛОЩАЮЩИЙ ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТ ВТП-1В

Одним из способов повышения конкурентоспособности самолетов и вертолетов является снижение шума в салоне и кабине, т. е. повышение акустической комфортности. Частично снижение шума от работы силовых установок, вызывающих колебания фюзеляжа, достигается применением звукоизолирующих материалов. Однако в ряде случаев, особенно в области низких частот, этого недостаточно, и без снижения уровня вибраций фюзеляжа невозможно добиться требуемого уровня звукоизоляции.

* Сотрудник ЦАГИ.

Одним из способов снижения уровня вибраций фюзеляжа является применение эластичных имитаторов силовых элементов, которые наклеиваются на внутреннюю поверхность фюзеляжа между стрингерами и шпангоутами. Имитаторы представляют собой профили прямоугольного сечения, которые изготовляются из резины В-14 на основе нитрильных каучуков.

Однако указанная резина имеет низкий коэффициент механических потерь: 0,14, что ограничивает эффективность ее применения в качестве вибропоглощающего материала.

В связи с изложенным, авторами разработан вибропоглощающий материал ВТП-1В. Он представляет собой термоэластопласт со специальными добавками для повышения дис-сипативных свойств, атмосферостойкости и пожаробезопасности.

Особенностью термоэластопластов является их высокая эластичность, в том числе при отрицательных температурах до -60°С, и в отличие от резин способность перерабатываться литьем под давлением и экструзией, как обычные термопласты. Это позволяет получать материал в виде пленок, листов, профилей и деталей сложной конфигурации.

В таблице представлены результаты сравнительных испытаний вибропоглощающих материалов ВТП-1В и резины В-14.

Сравнительные свойства вибропоглощающих материалов

Свойства Показатели свойств

термоэластопласта ВТП-1В резины В-14

Объемная плотность, кг/м3 Коэффициент механических потерь Динамический модуль Юнга, МПа Модуль потерь, МПа Прочность при растяжении, МПа Относительное удлинение при разрыве, % Водопоглощение за 24 ч, % Горючесть 1140 0,30 44 13,6 20 300 0,95 Самозатухаю 1300 0,14 40 5,6 11 160 щий

Примечание: акустические характеристики определены при комнатной температуре в диапазоне частот 80-250 Гц.

Представленные в таблице результаты испытаний показывают, что вибропоглощающий термоэластопласт ВТП-1В по сравнению с резиной В-14 аналогичного назначения имеет в 2 раза более высокие коэффициент потерь, модуль потерь, прочность и относительное удлинение при разрыве.

Стендовые акустические испытания натурных панелей с эластичными имитаторами из термоэластопласта ВТП-1В показали, что применение таких имитаторов позволяет повысить звукоизоляцию на 4-8 дБ в диапазоне частот от 80 до 1500 Гц. Имитаторы представляли собой профили прямоугольного сечения 10x40 мм и длиной 1,5 м, которые были наклеены между стрингерами панели Ил-96 в количестве 8 шт.

Разработанный вибропоглощающий материал ВТП-1В может также применятся в виде покрытий, которые наклеиваются на внутреннюю поверхность фюзеляжа. Как показали акустические испытания натурной панели в ЦАГИ, эффект повышения звукоизоляции при использовании покрытий из ВТП-1В толщиной 2 мм практически такой же, как от применения эластичных имитаторов, т. е. достигается снижение шума на 4-8 дБ.

Термоэластопласт ВТП-1В паспортизован и поставляется по ТУ1-595-9-771-2004 в виде рулонов или листов толщиной от 0,5 до 10 мм и шириной 300-400 мм в зависимости от толщины, а также в виде профилей прямоугольного сечения. Для его приклеивания к обшивке фюзеляжа можно использовать клеи холодного отверждения ПУ-2 и ВК-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.