Научная статья на тему 'Вибрафон: история и сфера применения'

Вибрафон: история и сфера применения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
910
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИБРАФОН / "FOUR-MALLET STYLE" / ПЕДАЛИЗАЦИЯ / МУЗЫКАНТЫ-ВИБРАФОНИСТЫ / ХЕРМАН УИНТЕРХОФ / ГЕНРИ ШЛУТЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казарьян Рафаэль Завенович

Статья посвящена исследованию истории происхождения музыкального инструмента под названием «вибрафон», способам игры на нем, анализу его художественных возможностей. Опираясь на англоязычные источники, автор считает, что возникновение вибрафона связано с экспериментами в области звука, а необычные возможности нового инструмента обусловили интерес к нему маститых и менее известных композиторов XXХХI веков, как в музыке академической традиции, так и в джазе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вибрафон: история и сфера применения»

УДК 78 ББК 85.315 К 14

Казарьян Р.З.

Вибрафон: история и сфера применения

(Рецензирована)

Аннотация: Статья посвящена исследованию истории происхождения

музыкального инструмента под названием «вибрафон», способам игры на нем, анализу его художественных возможностей. Опираясь на англоязычные источники, автор считает, что возникновение вибрафона связано с экспериментами в области звука, а необычные возможности нового инструмента обусловили интерес к нему маститых и менее известных композиторов XX- XXI веков, как в музыке академической традиции, так и в джазе.

Ключевые слова: вибрафон, «four-mallet style», педализация, музыканты-

вибрафонисты, Херман Уинтерхоф, Генри Шлутер.

Проблема происхождения и применения вибрафона практически не отражена в отечественном музыковедении, несмотря на то, что этот инструмент достаточно широко распространен в композиторской исполнительской практике. Как известно, вибрафон относится к классу металлических идиофонов с определённой высотой звучания и имеет индекс по классификации Хорнбостеля-Закса - 111.22. В семействе клавишных ударных инструментов вибрафон появился сравнительно недавно. Его появление на свет -результат экспериментов, целью которых был поиск новаторских выразительных средств в области звука.

Конструкция вибрафона представляет собой своеобразное сочетание принципов акустического музыкального инструмента и технического приспособления, работающего с помощью электричества. Совершенно очевидно, что подобный инструмент мог появиться только лишь в эпоху технического прогресса.

В 1916 г. служащий Leedy Manufacturing Company Херман Уинтерхоф для воспроизведения «эффекта человеческого голоса» сконструировал «стальную маримбу», снабдив ее мотором, производящим механическое вибрато. Инструмент Уинтерхофа (вернее, его идея) довольно быстро стал пользоваться популярностью. Однако он был все еще несовершенен. В 1921 г. принцип этого инструмента был существенно доработан. К нему были добавлены диски, которые, вращаясь, попеременно открывали или закрывали верхние части резонаторных трубок. Повторяющиеся таким образом равномерные перерывы в звучании вызывали серию пульсаций, скорость которых могла регулироваться.

Безусловно, Уинтерхоф стал изобретателем вибрафона, однако, современный вид инструменту придал главный настройщик компании J. C. Deagan, Inc. Генри Шлутер. Именно он впервые заменил стальные клавиши вибрафона на алюминиевые, добившись тем самым более «сочного» звука. Кроме того, он несколько усовершенствовал размеры и строй клавиш, полностью исключив встречающиеся в конструкции Уинтерхофа диссонансные гармонии. И, наконец, именно Генри Шлутер впервые оснастил вибрафон демпфером, который контролировался ножной педалью.

Модернизированная конструкция Шлутера пользовалась намного большей популярностью, нежели первоначальный вариант Уинтерхофа. Однако название, придуманное Шлутером (он окрестил свой инструмент вибрахарпом), не прижилось, как и другие варианты: «вибрабеллс» (Jenco Company, USA) и «харпафон» (Premier Drum Company). За инструментом закрепился термин, придуманный сотрудником все той же Leedy Manufacturing Company Джорджем X. Уейем - вибрафон.

Сфера применения вибрафона обусловливается, прежде всего, новыми технологиями исполнения, позволившими расширить фактурное разнообразие репертуара для этого инструмента. Первоначально вибрафонисты использовали две палочки (как и ксилофонисты). Педализация на вибрафоне очень напоминала педализацию на рояле. И лишь в середине 1960-ых годов выдающийся американский джазовый исполнитель и композитор Гари Бертон одним из первых начал использовать «four-mallet style» (стиль игры в четыре палочки), позволивший вибрафону наконец-то раскрыть все его возможности.

Главными достижениями «four-mallet style» стали:

а) возможность использовать на вибрафоне многоголосие. Это позволило ему стать солирующим инструментом, так как многоголосные произведения для вибрафона вполне могут исполняться без сопровождения каких-либо других инструментов;

б) усложненная система педализации. Способы употребления педали на вибрафоне и на рояле стали значительно различаться, так как многоголосие на вибрафоне имеет свою специфику.

Говоря о технике педализации на вибрафоне, невозможно не упомянуть о таких весьма характерных для вибрафона техниках, как «dampening techniques», которые подразделяются на «mallet dampening», «slide dampening» и «hand (finger) dampening».

Слово «damp» в одном из своих значений переводится на русский язык как «заглушать (звук)». Соответственно, все вышеперечисленные техники связаны с тем или иным способом прекращения звучания клавиши. В случае «mallet dampening» для того, чтобы заглушить звук, используется головка палочки, в «slide dampening» - скользящее движение головки палочки, а в «hand (finger) dampening» - для прекращения звука используется палец или рука. Таким образом, вибрафонист имеет возможность (в отличие от пианиста), не снимая педаль, «убрать» один или несколько звуков из продолжающего звучать аккорда. В какой-то степени это может быть сравнимо с полупедалью пианистов.

Существуют также и специальные техники, направленные на то, чтобы добиться необычного, экстраординарного звучания. Например, использование наряду с обычной вибрафоновой палочкой палочки для ксилофона («slide dampening») или же использование вместо палочек смычков от контрабаса.

Помимо того, что вибрафон первоначально широко использовался в эстрадном ревю и мюзиклах, он занял очень важное место в семействе джазовых музыкальных инструментов. Значительную роль в продвижении вибрафона в джазе сыграли такие вибрафонисты как Рэд Норво, Кеннет Норвилль, Лайонел Лео Хамптон и, наконец, Г ари Бертон и Лей Ховард Стивенс. В целом же сферу применения вибрафона можно разграничить:

а) использование вибрафона в партитуре симфонических произведений;

б) применение вибрафона в составе группы ударных инструментов;

в) использование вибрафона в составе группы ударных инструментов (с добавлением одного или двух неударных инструментов).

Первым композитором, который ввел вибрафон в современный оркестр, был А. Берг. У А. Берга вибрафон играет особую, принципиально отличающуюся от остальных ударных инструментов роль. Его тембр вплотную связан с характеристикой главной героини оперы - Лулу и как нельзя лучше передает ее эротичность. Звучание вибрафона сопровождает Лулу на протяжении всей оперы. Кроме того, композитор использует вибрафон для дублирования вокальной партии героини.

А. Берг очень изобретателен, используя различные комбинации вибрафона с другими инструментами симфонического оркестра. На протяжении всей оперы мы наблюдаем следующие сочетания инструментов: вибрафон и скрипки; вибрафон и 4 валторны; вибрафон и 2 флейты; вибрафон и 2 кларнета; вибрафон и альт; вибрафон и фортепиано; вибрафон и саксафон альт; вибрафон и 2 трубы; вибрафон, 2 гобоя и английский рожок; вибрафон, флейта, кларнет, басовый кларнет, валторна, арфа и

фортепиано; вибрафон, арфа и первые скрипки; вибрафон, фортепиано и труба; вибрафон, арфа, фортепиано и 2 кларнета [2: 102].

Кроме того, Берг использует вибрафон и как соло в оркестре. Примером этому может служить лейтмотив электрического звонка, постоянно звучащий в ключевых моментах оперы, который изображается с помощью звучания вибрафона в высоком регистре на тремоло.

Другим западноевропейским композитором, использующим вибрафон в оркестровых сочинениях, был О. Мессиан: «Три маленькие литургии», «Турангалилу», «Хронохромию», «Святой Франциск Ассиский», (где используется соло вибрафона) и др. Тембр оригинального инструмента в комбинации с другими клавишными ударными инструментами в трактовке О. Мессиана напоминает звучание индонезийского «гамелан-оркестра», состоящего исключительно из ударных инструментов.

Традиции «гамелан-оркестра» прослушиваются и в камерной кантате ученика О. Мессиана П. Булеза «Le marteau sans maître» («Молоток без мастера»), написанной на стихи Рене Шара. Ее инструментарий состоит из альтовой флейты, альта, гитары и группы ударных, среди которых немаловажное место занимает вибрафон.

В качестве примеров использования вибрафона в составе группы ударных инструментов (с добавлением неударных или без) мы можем назвать «Рефрен» К. Штокгаузена, а также «Короля Дании» М. Фельдмана. В пьесе Штокгаузена вибрафон выполняет художественные функции челесты и фортепиано и используется без вибрации. В «Короле Дании» автор предписывает игру на вибрафоне без помощи палочек, только пальцами и кистями (также без вибрации).

Чаще всего вибрафон используется композиторами как оркестровый и ансамблевый инструмент, однако во второй половине ХХ века появились произведения, написанные для вибрафона соло. Среди композиторов, сочиняющих для этого инструмента, назовем Г. Бертона, З. Финка, Р. Винера, Д. Сэмюэлса, Д. Фридмана, М. Глентворда, В. де Врье Робе, М. Холлифа, Г Гибсона, М. Пташинску, Е. Подгайца и многих других.

В качестве предварительных итогов выделим:

- возникновение вибрафона связано с эпохой технического прогресса, т. к. его конструкция представляет собой своеобразное сочетание принципов акустического музыкального инструмента и технического приспособления, работающего с помощью электричества;

- применение в качестве техники игры «four-mallet style» существенно расширило возможность фактурного разнообразия произведений для вибрафона, а также технические возможности исполнителей;

- использование педали и мотора, создающего вибрацию, открыло новые перспективы в области исполнительского интонирования;

- вибрафон получил широкое распространение в музыке XX- XXI веков, а в джазе стал одним из лидирующих инструментов.

Примечания:

1. Денисов Э.В. Ударные инструменты в современном оркестре. М.: Сов. композитор,

1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.