Научная статья на тему 'VI Всероссийский конкурс вожатых'

VI Всероссийский конкурс вожатых Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВОЖАТЫХ / ЛУЧШИЕ ВОЖАТСКИЕ КАДРЫ СТРАНЫ / КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ / ЗРЕЛОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / МИССИЯ ВОЖАТОГО / COUNSELOR'S MISSION / ALL-RUSSIAN COMPETITION OF COUNSELORS / THE BEST COUNSELORS OF THE COUNTRY / COLLECTIVE CONSCIOUSNESS / MATURITY OF INTELLECTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шопина Людмила Павловна

Конкурс проверка зрелости мышления, понимания высокой миссии вожатого. Ценности в работе современного вожатого детского оздоровительного лагеря. Социальное моделирование личности современного вожака, идеолога и практика. Алгоритмы социального проектирования и моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VI Всероссийский конкурс вожатых»

VI ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВОЖАТЫХ

Людмила Павловна Шопина,

доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

В августе прошлого года в Анапе завершился VI Всероссийский конкурс молодых специалистов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодёжи. Шестой раз лучшие ребята, выбравшие профессию вожатого, приезжают к тёплому морю, чтобы испытать свои силы, познакомиться с новыми идеями и методиками.

• Всероссийский конкурс вожатых • лучшие вожатские кадры страны

• коллективное сознание • зрелость мышления • миссия вожатого

К0

1 Хл

онкурс уникален тем, что позво-яет диагностировать коллективное сознание лучших из лучших молодых людей, представителей стратегически важной для страны социальной общности. Здесь предельно точно выражены настроения, стремления, специфика менталитета, уровень притязаний, планы, мечтания молодёжи. Иными словами, если понять, что хотят вожаки, куда готовы вести, что от них ждать, то можно прогнозировать, куда пойдут, что захотят наши подростки завтра, определить, насколько их планы совпадают с позитивными тенденциями развития общества.

Каждый такой конкурс — проверка зрелости мышления, понимания высокой миссии вожатого — ведущего, водителя, человека, указывающего путь.

Жюри оценивало ценностный потенциал, природосообразность мышления, лидерские качества,

отношение к здоровьесберегающим технологиям, уровень экологичности мышления конкурсантов, представляющих лучшие вожатские кадры страны. Конкурс позволил определить, существует ли

преемственность в педагогических технологиях, не прервалась ли нить, связывающая колоссальные наработки корифеев ХХ века и тех, кто сегодня принял высокое звание вожатого.

На основании наблюдений за конкурсантами попробуем выявить сущностные черты, содержание и структуру аксиологической компоненты в работе современного вожатого детского оздоровительного лагеря. Она может выглядеть следующим образом:

• вожатый способствует гармоничному развитию ребёнка, означающему сопряжённый рост составляющих человеческого капитала: витального, интеллектуального, духовно-нравственного и ценностного;

• пространство современного лагеря способно формировать человека и социально-духовного и экономического. Воспитание

социологического, политического, экономического мышления — не цель, а средство гармоничного развития подростка. Оно воспитывает творческие личности, которые способствуют социальному, экономико-политическому росту государства;

• в ментальном поле современного лагеря идёт интуитивный поиск диалектического разрешения дилеммы: бытие определяет сознание или сознание определяет бытие. В гармоничных лагерных социумах достигается состояние, когда внутри воспитательного пространства одно перетекало в другое, существуя в неразрывной связи. По сути, лагерь способен воспитывать людей устойчивой, эволюционно обусловленной нематериальной цивилизации, способных к длительному интеллектуальному и эмоциональному напряжению, проявляющемуся и как патриотизм, и как гражданственность, как творческая самоотдача, как героизм, как высокое самопожертвование.

Работая с вожатыми, мы имели возможность наблюдать разные типы социализации личности: альтруистов и прагматиков, вожаков и ведомых, творцов и исполнителей. Причём мы понимали, что каждый конкретный тип формировался не только по генетическим параметрам, но и сознательно «подстраивался» под среду, максимально точно выражая её ожидания. Налицо социальное моделирование личности современного вожака, идеолога и практика.

Современная наука предлагает много моделей социального становления личности, некоторые из них продуктивны, некоторые описывают лишь частные случаи социокультурного пространства. Одна из наиболее известных и востребованных разработана А. Маслоу. Но социальное проектирование лагерного пространства всегда было принципиально иным: более оптимальным, целесообразным, содержательным и глобальным. Аксиологические доминанты исторических и смысловых пластов социальных стратов рассматривались в лагерях всегда по-иному, и время доказало их целесообразность.

Иерархия А. Маслоу не оптимальна!

Первый уровень, самый мощный — физиологические потребности: голод, жажда, половое

влечение. Второй уровень — физиоло-го-психологические потребности (в том числе в безопасности). Третий — психолого-социальные потребности. Затем социальные потребности (в уважении, почитании, успехе, одобрении, признании). Далее — познавательные потребности, эстетическая сфера и стремление к культурно-творческой деятельности.

Весь опыт лагерной педагогики, начиная с О. Газмана, С. Шмакова, Ю. Иванова, Ф. Шапиро, М. Коваль и других, доказал, что эта модель не оптимальна. Лагеря всегда имели цели более высокие, созидательно-альтруистические, с ярко выраженным гуманистическим потенциалом. Именно формируемый ими (в том числе) тип людей был способен на самопожертвование, на испытания, лишения при сохранении веры в счастливое будущее. Их социальный оптимизм позволил поднять разрушенную войной экономику, добиться успехов в космосе, медицине, искусстве.

«Жизнь для улыбки товарища»

Классическая педагогика летнего лагеря выработала систему ценностей, в которой смысловые ментальные блоки выстраиваются в следующей иерархии:

1. Психолого-социальные потребности — потребность в принадлежности

и любви. Принадлежность к позитивной общности, желание быть признанным, любить и быть любимым.

2. Альтруистические потребности защищать, опекать более слабых, понимать, поддерживать, создавать идеальный порядок социального бытия без лжи, несправедливости и страха.

3. Стремление к культурно-творческой деятельности. Потребности в самоактуализации, реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

4. Интересы функционирующего деятеля. Познавательные потребности. Знать, уметь, понимать, исследовать. Вести за собой, открывать новое, помогать в создании позитивных социумов.

5. Социальные потребности (потребность

в уважении, почитании. Компетентность, достижение успеха, одобрение, признание).

6. Интересы развивающего деятеля (эстетические потребности. Гармония, порядок, красота).

У большинства вожатых, участвовавших в 2006—2011 годах во Всероссийских конкурсах вожатых, в основном, сохраняется этот позитивный потенциал. По крайней мере, бесспорный факт, что профессия вожатого отодвигает на второй план весь комплекс физиологических и физиолого-психологических потребностей. В уравновешенном обществе они входят в интимную, неафишируемую сферу, решаясь в частном порядке индивидуально и никогда не поднимаясь выше границы, отделяющей морально-этические ценности от бытовых. Лагерь в этом плане — некая матрица, помогающая подростку в общении с умным вожатым прийти к пониманию ген-дерных норм.

Рассмотрим алгоритм уникальной педагогической лагерной технологии «переделывания» человека-«для себя» в светоносную личность, живущую интересами «для всех». Технологии, лежавшей в основе удивительной эффективности деятельности не только классических лагерей О. Газмана и С. Шмакова, но и современных. Этот алгоритм выстраивается следующим образом: на первом этапе педагогического общения ребёнок попадал в атмосферу абсолютного доверия и полного принятия. Изначально не подвергался сомнению позитивный потенциал его личности. Далее в человеке начинали выделять положительные задатки, показывали, что благодаря им подросток или молодой человек достоин уважения. Доброжелательная позитивная среда начинала моделировать отношение к миру,

раскрывать творческий потенциал. Юношеская искренность и молодая энергия внутри креативного доброго пространства формировали романтический менталитет «жизни для улыбки товарища». В процессе такого социального моделирования формировался оптимальный для государства тип личности патриота, гражданина, чувствующего ответственность за всё, происходящее вокруг и готового помочь в любой беде. Работала своего рода психоэмоциональная «сеть», в которой благо каждого было условием блага для других.

Подобное социальное проектирование опровергает постулаты пирамиды Маслоу. Не только педагогика лагерей, но и другие социальные модели (воспитательно-развивающие центры, коллективы) работали примерно по такой же схеме, причём, тогда не зафиксированной в научных терминах, но передаваемой через особую «магию общения». Существование своеобразного «энергетического поля» в передаче психоэмоциональных посылов, в характере «заражения» признавали все, кому выпало счастье работать в этой педагогической среде. Н.В. Климанов рассказывает: «Особая аура в «Маяке» (подмосковный лагерь РАО) была тоньше, чем в «Прометее»1. Она привлекала молодёжь неодолимо. Поэтому в лагерь, невзирая на сложности, любыми путями пытались попасть все, кто когда-либо прикоснулся к этому чуду. Музыкант А. Егоров приезжал из Ленинграда, большинство бывших вожатых — из Липецка. Сначала мы оборудовали под жильё комнатушку, где хранилась хлорка, и, несмотря на жуткий запах, были там абсолютно счастливы. Потом пристроили на чердаке одного из корпусов мансарду, которая стала негласным местом ночных бесед молодёжи. «Аура» этих бесед до рассвета незабываема, особое ощущение единения, сопричастности, доверия не имеет аналогов в нашей взрослой жизни».

1 «Маяк» — детский оздоровительный лагерь, который курировал Минатом СССР. «Прометей» — ДОЦ, идеологию которого разработал С.А. Шмаков.

Налицо разрушение первого уровня пирамиды Маслоу: потребность в общении, обмене добрыми чувствами, взаимозависимость для этого социального сообщества оказываются выше потребности в комфорте, пище и защищённости. Эта модель поведения сохранялась во всех жизненных ситуациях. Защищая чужое имущество, от руки бандитов погиб один из самых ярких вожатых 1960-х годов Вячеслав Байрачный. Хотя мог пройти мимо преступников, пытавшихся проникнуть в чужой гараж, и не ввязываться в конфликт. Инспектор по делам несовершеннолетних В.П. Белова рассказывала о тесной связи Липецкого педагогического института и органов защиты правопорядка в 1960-90-е годы. Об отказе в просьбе о помощи милиции не могло быть речи. Студенты по трое суток могли находиться в засаде, чтобы обезвредить правонарушителей. Говорить о личной безопасности было неприлично.

Маслоу одной из базовых потребностей человека считает секс. В условиях искусственно моделируемых сред (в частности, в оздоровительных лагерях, в отношениях между вожатыми), куда более значимой доминантой, нежели гендерные различия, было уважение друг к другу и профессиональные качества. Физиологические доминанты приглушались культурными стереотипами, невзирая на естественный в молодом возрасте интерес к противоположному полу. Примат первых уровней пирамиды Маслоу (пища, секс, безопасность) был в принципе невозможен в социумах, моделируемых классической лагерной педагогикой.

Анализ работы лучших современных вожатых и их блистательных предшественников позволяет выстроить следующую последовательность слома бытовых психологических установок и «переключения» личности на более высокий уровень бытия:

• в начале общения внутри новой среды — «снятие» привычных культурных (или бескультурных) стереотипов и приведение личности в естественное состояние (близкое к ощущениям детства, хотя многие это ощущение полностью утратили).

Принципы бытия в новом пространстве:

• открытость и доверие к миру, готовность воспринимать позитивное руководство — ос-

нова для принятия новых установок, мыслей и чувств;

• презумпция невиновности и позитивности;

• виртуозное педагогическое руководство, создающее у подростка иллюзию полной самостоятельности в принятии решений.

Следующий этап: принятие личностью ответственности за безусловно более слабых, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и защите. Происходит переключение с личного на общественное, личность начинает жить в иной морально-этической плоскости, по иным нравственным законам.

По свидетельствам многочисленных участников педагогических сообществ, психотехнологии позитивного мироощущения обладают необыкновенной эмоциональной притягательностью. Они словно воспоминание о потерянном рае, о неиспорченном исконном состоянии человека. Технологии социального моделирования при общей фундаментальной альтруистической доминанте имеют отличия, зависящие от характера лидера направления.

Алгоритмы социального проектирования, внедрённые О.С. Газманом

Есть категория современных вожатых, работающих по этим алгоритмам.

• Ребёнок принимается в новую среду с гарантированным авансом доверия, симпатии, любви.

• Естественным считается абсолютное принятие всех его особенностей, проблем, сложностей. Ребёнка принимают целиком, уважая его индивидуальность.

• Выделение позитивных задатков. Он интересен, его за это ценят.

• Включение его в тончайшую систему эмпатийных взаимоотношений, в новую позитивную созидательную среду.

• «Точечные» влияния, не фиксируемые подростком, создают пространство,

чётко ограниченное этическими нормами и правилами чрезвычайно высокого интеллектуального уровня.

• Не рекламируемое социальное проектирование, изменение, коррекция нежелательных черт характера. Коррекция проходит деликатно, уважается личностное пространство ребёнка и его право на ошибки. Сроки изменений тоже индивидуальны, никто не имеет права в них вторгаться.

• В итоге личность формируется по новым правилам и законам оптимального человеческого бытия.

Алгоритм социального моделирования С.А. Шмакова

В основном современным вожатым ближе этот алгоритм. Его этапы выстраиваются следующим образом:

• процесс начинается с принятия ребёнка или молодого человека на равных в фееричное пространство жизни-праздника;

• поведенческие и ментальные стереотипы «снимаются» через потрясение, удивление, радость;

• провоцируется раскачивание косных оснований личности через ежеминутную практику праздничного бытия;

• далее включение ребёнка в систему мироощущения «жизнь как подарок», как счастье, неиссякаемый восторг;

• результат — формирование фееричной вневременной личности гиперталантов, гиперпатриотов (иногда оторванных от реального бытия, иногда, к сожалению, обладающих повышенной самооценкой);

• начинается новый круг концентрического развития: принявший новую для него систему ценностей молодой человек начинает жить, «согревая и освещая» пространство вокруг себя, опекает более слабых, испытывая к миру чувство любви и потребность в заботе.

Приоритет здоровьесберегающей деятельности

Лето — уникальный период восстановления сил, накопления эмоций, расширения круго-

зора ребёнка, и здесь его совместная деятельность с педагогом, вожатым обретает особую значимость. Молодые педагоги, вожатые из разных концов страны показывают свои лучшие наработки. Наиболее интересными были следующие проекты:

Ирина Комарова, заместитель директора одного из лагерей ФДЦ «Смена» (Анапа, 2010) показала мастер-класс по климатотерапии: рассказала о талассотерапии (лечении морем), литотерапии (лечение камнями), ароматерапии, музыкотерапии, аэротерапии, сказкотерапии, словотерапии. Грамотный вожатый может помочь ребёнку стать здоровым. Природа дала человеку для этого уникальные и роскошные возможности.

Наташа Кашеурова из Томска (2011) провела жёсткий, на грани психологического срыва мастер-класс по профилактике курения среди молодёжи. Наглядность, богатый фактологический материал настолько эффективно подействовали на участников, что несколько человек (дети из лагеря) тут же отказались от вредной привычки. Наташа стала победителем Конкурса-2011 в номинации «Лучший вожатый».

Об интересном опыте социальной реабилитации и восстановления социально неблагополучных детей рассказала молодой педагог Ольга Шарова из Тамбова — одна из самых харизматичных и одарённых участниц за всю историю конкурса. Талантливая девушка работает с детьми-«маугли», детьми, пережившими насилие, девиантными подростками. При этом не только помогает им вернуться из «зазеркалья» в реальный мир, но и сама сохраняет здоровую, уравновешенную психику. Ольга — представитель педагогической династии, имеет прекрасное образование, внешность фотомодели и манеры аристократки. Она умна, целеустремлённа, блестяще владеет любой аудиторией, профессионально танцует. И не мыслит для себя другой судьбы, нежели служение, помощь детям, оказавшимся «на дне» социума.

Её подопечные — дети, не умеющие говорить, ребёнок, которого пьяная мать бросила в кипяток, мальчик, у которого несколько лет не проходят шрамы от побоев. Что может предложить им наша педагогика? А Ольга может и предлагает! С безрассудством юности и вечной материнской мудростью берёт на себя ответственность за искалеченные судьбы. Жалеет, любит, помогает и счастлива, когда видит результат. Бог в помощь тебе, Оля!

Интересный уровень работы, инновационный и очень востребованный, продемонстрировал вожатый из Казани Тимур Исмаев. Тимур разносторонне талантливый молодой человек, студент КГУ, член университетской команды КВН «Любовь». Получает второе образование переводчика с английского, состоит в студсове-те КГУ, увлекается аргентинским танго. В лагерь «Территория МЫ» попал три года назад в качестве «ребёнка». Уже следующим летом стал помощником вожатого, а ещё через год вожатым. Два года обучался в Республиканской школе профессионального развития вожатых. Направление работы лагеря, где работает Тимур — формирование эмоционального интеллекта молодёжи. Согласно исследованиям психологов, успешность человека в большей степени зависит от степени раскрытия его эмоционального мира, интуиции, эмпатичности, нежели от логической сферы. Люди, владеющие эмоционально-чувственным сознанием, легко схватывают суть проблем, они раскованы в творческих поисках. И когда столь кропотливым делом, как раскрытие эмоционального интеллекта, начинают заниматься летние загородные лагеря, это вызывает только уважение. Вот некоторые темы мероприятий лагеря «Территория МЫ»:

• «Тренинг развития эмоционального интеллекта «Самоосознание. Правда о моих чувствах».

• «Театр переигрывания «Эмоциональный взрыв».

• «Эмпатия: быть ближе».

• «Игра на моральный выбор «Я так не сделаю».

• «Тренинг развития эмоционального интеллекта «Саморегуляция: шифр твоего настроения».

• «Тренинг развития эмоционального интеллекта «Тому, кто чувствует, как я».

Некоторые инновации, предложенные талантливым юношей из Казани, вызывают неоднозначное отношение. Но в целом Тимур был бесспорным лидером в ряде конкурсных испытаний, проявив профессиональную выдержку, талант и тот самый эмоциональный интеллект, о котором так грамотно рассказывал.

Победитель 2011 года в номинации «Старший вожатый», молодой педагог из Алтайского края Ольга Скрипни-ченко представила красивый, этнически ориентированный проект восстановления душевных и физических сил человека. Это происходит посредством семейного отдыха в «славянском поселении», где родители под тонким руководством психолога управляют формированием моти-вационно-потребностной сферы своего ребёнка, через проникновение в духовную сущность национального быта, символики, одежды, отношений. Интересен был и её мастер-класс на тему организации личного времени.

Понятие аксиологической, интеллектуальной, здоровьесберегающей среды оздоровительного загородного лагеря включает в себя массу параметров, условий и факторов. Здесь важно многое: политика и экономика, социокультурная ситуация, ментальность микросреды, в которой живёт вожатый, средовые условия, формирующие качества его личности, условия отдыха, организации досуга, внерабочих интересов. Задача сегодняшнего дня — направить все факторы на синхронную работу во благо детства и будущего страны.

Шестой конкурс вожатых показал, что лагерная система жива, что она наследует лучшие инновационные находки классиков — О.С. Газмана, С.А. Шмакова и других, что современный вожатый — стратег, интеллектуал, лидер, художник, способен стать инженером человеческих душ, в чём всегда состояла миссия этой чудесной вечной профессии. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.