Научная статья на тему 'VI Международный семинар по вопросам естественного билингвизма имежкультурной коммуникации'

VI Международный семинар по вопросам естественного билингвизма имежкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VI Международный семинар по вопросам естественного билингвизма имежкультурной коммуникации»

Методическая работа за рубежом: семинар в Австрии

Сиденко Елена Александровна

старший преподаватель АПКиППРО

г. Москва

J ^

VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР

ПО ВОПРОСАМ ЕСТЕСТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА

и межкультурной коммуникации

л____________________._____________________г

23-28 июля в Австрии в городе Раттен прошел очередной ежегодный семинар по проблемам билингвального образования. Семинар «Билингвальное (полилингвальное) образование и межкультурная коммуникация в 21 веке» был организован обществом «ИКаРуС - межкультурная коммуникация и русский язык» (ФРГ) при участии фирмы Виктора Андерса и Татьяны Малер «Weltsprachen» (Австрия). На конференцию приехали специалисты из 14 стран: РФ, Белоруссии, Украины, КНР, ФРГ, Латвии, Казахстана, Испании, Армении, Грузии, Узбекистана, Татарстана, Кыргызстана, Италии, ФРГ, Норвегии, Китая и других. Семинар был посвящен повышению квалификации педагогов ДОУ и начальной школы, работающих с естественными билингвами и путям внедрения инновационных УМК, разработанных для билингвов, в странах СНГ и за рубежом. Билингвизм сегодня - явление повсеместное, причем, не только в Европе и мире, но и в РФ и странах СНГ. Ситуация, когда родители говорят между собой

на одном языке, а в школе и во дворе ребенок говорит на другом, встречается часто. Поэтому все специалисты, принимавшие участие в семинаре, имели как позитивный опыт работы с билингвами, так и осознанные проблемы преподавания и изучения.

Всех нас объединяла тема семинара и те цели, с которыми мы приехали: каждому были интересны инновации в области обучения билингвов русскому языку и опыт зарубежных коллег по работе с многоязычными детьми. Наиболее интересными докладами были: Геращенко И., Белоруссия: «Опыт работы на двух языках с детьми от 6 месяцев до 11 лет» (как бизнес-проект); Ершова Е., КНР «Пропедевтикум с фонетико-логопедической доминантой для естественых билингвов с немецко-русским двуязычием» и «Творческая мастерская: анимация от создания персонажа до создания мультфильма»; Смолякова Т., Испания, к.п.н.: «Презентация учебника «Мамина школа» и мастер-класс по проведению занятий в детском

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

41

Методическая работа за рубежом: семинар в Австрии

графическом ансамбле»; Топай Н., ФРГ: «Разработка материалов по поддержке русского языка в условиях двуязычия. Тест по русскому языку для мультилин-вальных детей»; Соболева О., РФ, автор учебников, методист: «Стереоскопический эффект» в обучении дошкольников и младших школьников технологии обучения грамоте и активизации речевого ресурса; Кудрявцева Е., ФРГ, к.п.н.: «Тандем-обучение как путь сохранения естественного билингвизма и овладения иностранными языками»; Бадагулова Г., Казахстан, доцент: «Обучение второму языку в условиях билингвизма. Этнолингвистический аспект (на примере проекта «Улытау»)»; Салимова Д., Татарстан, д.ф.н.: «Еще раз о поволжском языковом союзе: к вопросу о татарско-русских языковых пересечениях»; Рудяков А., Украина, д.ф.н., проф., засл. работник обр. Украины, действ. член АПиСН (г. Москва): «Георусистика и проблема билингвизма»; Метревели Медея, Грузия, проф.,

д.п.н.: «Результаты научно-исследовательской работы, проведенной в русско-грузинских, русско-итальянских и грузинско-итальянских семьях»; Матевосян Л., Армения, проф., д.н.: «Стереотипный пласт языкового сознания: социо- и психолингвистическое обоснование»; Кудрова Т., Россия, к.н.: «Влияние игровой деятельности на формирование фонематических процессов у старших двуязычных дошкольников»; Сиденко Е., Сиденко А., Россия: «Подготовка учителя русского языка к формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий» и др.

Практически все доклады вызывали оживленную дискуссию - в первую очередь, между педагогами-прак-тиками и представителями профессорского коллектива ведущих вузов РФ, Казахстана и др. стран.

В конце семинара участники выразили свое отношение к услышанному: была подчеркнута содержательность и научность в сочетании с практичностью, перспективность внедрения технологий, методик, УМК, представленных авторами-разработчиками, инновационность и несомненная оригинальность авторских подходов. Участники отметили, что организация семинара была на очень высоком уровне, каждый увез с собой как научно-методический багаж, так и массу положительных эмоций и новых контактов. Кроме того, было высказано единодушное мнение, что подобные семинары играют важную роль в повышении качества образовательного процесса и обеспечивают рост профессионального мастерства педагогов; дают возможность прямого диалога между авторами учебных пособий и их адресатами.

В начале семинара участников приветствовал бургомистр города Томас Хайм. Он пожелал всем творческих успехов, новых открытий и плодотворного сотрудничества, а также подчеркнул важность подобных встреч для открытия окна в мир для жителей Австрии. Пожелания бургомистра исполнились: всеми участниками было отмечено, что семинар помог расширить про-

42

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Методическая работа за рубежом: семинар в Австрии

ширить профессиональные горизонты, открыл новые перспективы развития и главное - за время работы на семинаре мы стали одной командой! Теперь, когда мы так хорошо узнали друг друга и познакомились с областью профессиональных интересов каждого, у нас появилось огромное желание встретиться снова, а в промежутке между семинарами продолжить общение и разработку совместных научно-исследовательских проектов.

Параллельно с данным семинаром проводился европейский семинар на английском языке под руководством Томаса Хенчеля, на котором на примере различных УМК обсуждалась методика преподавания английского и французского языка как иностранного. Все участники увидели для себя множество перспектив для профессионального роста и повышения качества

обучения. Обсуждались такие вопросы, как: теория коммуникаций, изучение и преподавание иностранного языка, обучение культуре страны изучаемого языка, использование фильмов на занятии, языковые тесты, обучение на разных уровнях, обучение через интернет и другие вопросы. По окончании участникам были выданы сертификаты.

В заключении хотелось бы выразить благодарность Екатерине Кудрявцевой как руководителю и идейному вдохновителю вот уже Шестого международного семинара по вопросам билингвизма и межкультурной коммуникации (Седьмой семинар пройдет в Германии, в Грайфсвальде в августе 2013 года).

Спасибо Вам за работу - мы понимаем, какой труд, желание и опыт стоят за этим успехом! До новых встреч!

J

Барабан Наталья

Директор Пушкинская школа русского языка и искусств г. Лейден Нидерланды

V.

всё ХОРОШЕЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСТРЕТИТСЯ

Л

г

Мне сон не случайно приснился, Повсюду разбросаны краски.

В том месте, где Рембрандт родился, Гуляют волшебные сказки.

Пестреют на солнце тюльпаны,

И ветер живёт в парусах,

Не люди везде - великаны, Раскрашены стены в стихах.

И Петр, как и прежде в Зандаме При встрече помашет рукою. Захочешь, Ван Гог в Амстердаме По залам пройдётся с тобою.

Вмиг радуга всеми цветами Распишет прозрачное небо,

Попробуй коснуться руками Той сказки, в которой ты не был.

Все мы, когда-либо попадали в сказку, в тот мир, где оживают любимые герои, где исполняются заветные желания, туда, где тебе весело и хорошо или боязно и грустно. У каждой сказки есть свой конец. Но хочется продолжать верить

в то, что всё хорошее обязательно встретится на твоём пути.

Оказавшись в другой стране без знания её языка, особенностей, традиций - очень легко потеряться, стать чужим, или превратиться в невидимку, даже если

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.