Научная статья на тему 'Вхождение Забакальского края в ДФО: территории опережающего развития и "китайский фактор" как инструменты сглаживания межрегиональных различий'

Вхождение Забакальского края в ДФО: территории опережающего развития и "китайский фактор" как инструменты сглаживания межрегиональных различий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕРРИТОРИЙ / ADVANCED DEVELOPMENT TERRITORIES / FREE ECONOMIC TERRITORIES / REGIONAL INEQUALITY / COMPETITIVE ADVANTAGES OF TERRITORIES / 超前发展区 / 经济自由区 / 区域不平等 / 区域的竞争优势

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковальчук Людмила Борисовна, Кравцова Светлана Александровна

Проблема ускоренного социально-культурного развития в Забайкальском крае рассматривается в контексте вхождения в состав субъектов ДФО. Необходимость поиска механизмов ускорения развития обусловлена значительным отставанием показателей социально-экономического развития Забайкалья от других субъектов ДФО. Создание территорий опережающего развития рассматривается в качестве одного их таких механизмов. Возможность их создания оценивается с позиций исторического опыта, который имеет Забайкалье в создании территорий и зон с льготными условиями и преференциями. Даётся оценка исторического опыта, анализируются факторы, обусловливающие результаты использования представленных механизмов. Показано, что создание территорий с льготными условиями предпринимательства на всех этапах создания не оказывали существенного влияния на темпы экономического роста и результаты социального развития в Забайкальском крае. В качестве конкурентных преимуществ, с опорой на которые создавались особые экономические зоны, свободные экономические зоны и территории опережающего развития использовались обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами и географическое положение на границе с КНР. В целях оценки перспектив создания территорий опережающего развития в Забайкалье представлены известные теоретические подходы П. Кругмана, Н. Зубаревич; показано, что конкурентные преимущества «природного» характера не обеспечивают устойчивого социально-экономического роста. Обосновано, что ускорение развития территорий и сглаживание социально-экономических различий возможно на основе развития человеческого потенциала и развития социальных услуг. Авторами высказано опасение? что в сложившихся условиях социально-культурной деградации Забайкальского края создание ТОРов является проблематичным. Перспективное использование льгот и преференций, которые заявлены в проекте создания ТОР «Забайкалье», требует приоритетного развития социального сектора, обеспечения социального выравнивания. Необходимость активизации социальных процессов и формирования региональной программы развития, адекватной сложности социально-экономической ситуации, обусловлена растущим уровнем конкуренции субъектов макрорегиона за привлечение инвестиционных ресурсов, в том числе из Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ковальчук Людмила Борисовна, Кравцова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zabaikalsky Krai Joining the Far Eastern Federal District: Territories of Advanced Development and the Chinese Factor as Instruments of Levelling Inter-Regional Differences

The issue of accelerated social-cultural development in Zabaikalsky Krai is considered in the framework of its joining the Far Eastern Federal District. The search for mechanisms of accelerating development is necessitated by social-economic indicators of the development of Zabaikalsky Krai considerably lagging behind some other territories of the Far Eastern Federal District. Creating territories of advanced development is viewed as one of such mechanisms. An opportunity to create them is evaluated from the viewpoint of the historical experience that Zabaikalsky Krai has in creating territories with favourable conditions and preferences. The historical experience is evaluated, the factors, that the results of the introduced mechanisms depend on, are analyzed. The article demonstrates that creating territories with favourable conditions for entrepreneurship at all the stages did not have a significant impact on the economy’s growth rate and the results of social development in Zabaikalsky Krai. They used mineral resources availability and geographical location on the border of China as competitive advantages that creation of special economic territories, free economic territories and advanced development territories was based on. To evaluate prospects of creating advanced development territories in Zabaikalsky Krai well-known theoretical approaches by P. Krugman and N. Zubarevich are introduced. The article demonstrates that competitive advantages of natural origin are not responsible for sustainable social-economic growth. The article proves that accelerating territory development and leveling social-economic differences is possible if based on developing human potential and developing social services. The authors are concerned that under existing conditions of social-economic degradation of Zabaikalsky Krai creating advanced development territories is problematic. Future use of favourable conditions and preferences that are stated in the project on creating Zabaikalye advanced development territories asks for priority development of the social sector, ensuring social levelling. The necessity to activate social processes and to form a regional programme of development that corresponds to the social-economic situation is due to the growing level of competition between the subjects of the macro-region in an attempt to attract investment, including that one from China.

Текст научной работы на тему «Вхождение Забакальского края в ДФО: территории опережающего развития и "китайский фактор" как инструменты сглаживания межрегиональных различий»



УДК 332.1(571.56/.6+571.55)

Л.Б. Ковальчук

Читинский институт Байкальского государственного университета, Чита, Российская Федерация

Вхождение Забакальского края в ДФО: территории опережающего развития и "китайский фактор" как инструменты сглаживания межрегиональных различий

Аннотация. Проблема ускоренного социально-культурного развития в Забайкальском крае рассматривается в контексте вхождения в состав субъектов ДФО. Необходимость поиска механизмов ускорения развития обусловлена значительным отставанием показателей социально-экономического развития Забайкалья от других субъектов ДФО. Создание территорий опережающего развития рассматривается в качестве одного их таких механизмов. Возможность их создания оценивается с позиций исторического опыта, который имеет Забайкалье в создании территорий и зон с льготными условиями и преференциями. Даётся оценка исторического опыта, анализируются факторы, обусловливающие результаты использования представленных механизмов. Показано, что создание территорий с льготными условиями предпринимательства на всех этапах создания не оказывали существенного влияния на темпы экономического роста и результаты социального развития в Забайкальском крае. В качестве конкурентных преимуществ, с опорой на которые создавались особые экономические зоны, свободные экономические зоны и территории опережающего развития использовались обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами и географическое положение на границе с КНР. В целях оценки перспектив создания территорий опережающего развития в Забайкалье представлены известные теоретические подходы П. Кругмана, Н. Зубаревич; показано, что конкурентные преимущества «природного» характера не обеспечивают устойчивого социально-экономического роста. Обосновано, что ускорение развития территорий и сглаживание социально-экономических различий возможно на основе развития человеческого потенциала и развития социальных услуг. Авторами высказано опасение? что в сложившихся условиях социально-культурной деградации Забайкальского края создание ТОРов является проблематичным. Перспективное использование льгот и преференций, которые заявлены в проекте создания ТОР «Забайкалье», требует приоритетного развития социального сектора, обеспечения социального выравнивания. Необходимость активизации социальных процессов и формирования региональной программы развития, адекватной сложности социально-экономической ситуации, обусловлена растущим уровнем конкуренции субъектов макрорегиона за привлечение инвестиционных ресурсов, в том числе из Китая.

С.А. Кравцова

Читинский институт Байкальского государственного университета, Чита, Российская Федерация

Дата поступления: 04.03.2019

Дата принятия к печати: 10.06.2019

Ключевые слова. Территории опережающего развития, свободные экономические зоны, региональное неравенство, конкурентные преимущества территорий.

64

©Ковальчук Л.Б., Кравцова С.А., 2019

ittrnmmmmixm

Kovalchuk L.B.

ш.тш

Kravtsova S.A

ш.тт

£110^:2019^40 №0^:2019^100

ттштп"Фттш'

т&ттшш&.шггтшттш&^шшт

EraM,^7P.KmgmaninN.Zubarevich^№i£

Zabaikalsky Krai Joining the Far Eastern Federal District: Territories of Advanced Development and the Chinese Factor as Instruments of Levelling Inter-Regional Differences

Abstract. The issue of accelerated social-cultural development in Zabaikalsky Krai is considered in the framework of its joining the Far Eastern Federal District. The search for mechanisms of accelerating development is necessitated by social-economic indicators of the development of Zabaikalsky Krai considerably lagging behind some other territories of the Far Eastern Federal District. Creating territories of advanced development is viewed as one of such mechanisms. An opportunity to create them is evaluated from the viewpoint of

Kovalchuk L.B.

Chita Institute of Baikal State University, Chita, Russian Federation

Kravtsova S.A.

Chita Institute of Baikal State University, Chita, Russian Federation

Received: March 4 2019 the historical experience that Zabaikalsky Krai has in creating

Accepted: June 10 2019 territories with favourable conditions and preferences. The

historical experience is evaluated, the factors, that the results of the introduced mechanisms depend on, are analyzed. The article demonstrates that creating territories with favourable conditions for entrepreneurship at all the stages did not have a significant impact on the economy's growth rate and the results of social development in Zabaikalsky Krai. They used mineral resources availability and geographical location on the border of China as competitive advantages that creation of special economic territories, free economic territories and advanced development territories was based on. To evaluate prospects of creating advanced development territories in Zabaikalsky Krai well-known theoretical approaches by P. Krugman and N. Zubarevich are introduced. The article demonstrates that competitive advantages of natural origin are not responsible for sustainable social-economic growth. The article proves that accelerating territory development and leveling social-economic differences is possible if based on developing human potential and developing social services. The authors are concerned that under existing conditions of social-economic degradation of Zabaikalsky Krai creating advanced development territories is problematic. Future use of favourable conditions and preferences that are stated in the project on creating Zabaikalye advanced development territories asks for priority development of the social sector, ensuring social levelling. The necessity to activate social processes and to form a regional programme of development that corresponds to the social-economic situation is due to the growing level of competition between the subjects of the macro-region in an attempt to attract investment, including that one from China.

Keywords. Advanced development territories, free economic territories, regional inequality, competitive advantages of territories.

Вхождение Забайкальского края в состав ДФО, в соответствии с Указом Президента РФ от 3.11.208 г., предусматривает использование на его территории механизмов социально-экономического развития, уже опробованных на Дальнем Востоке. Необходимость в таких механизмах продиктована крайне низкими позициями Забайкальского края по показателям социально-экономического развития среди субъектов РФ (табл. 1).

Представленные в таблице показатели отчётливо демонстрируют низкий уровень жизни населения Забайкальского края, его отстаивание по наиболее важным параметрам жизнеобеспечения и развития. 66

Усугубляет ситуацию прогрессирующее увеличение показателей потребления алкогольной продукции, заболеваемости, естественной убыли, миграции населения (табл. 2).

Динамика представленных показателей позволяет констатировать процесс социально-культурной деградации Забайкальского края.

В этой ситуации Правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти Забайкальского края, научная общественность стремятся определить наиболее эффективные механизмы развития, закрепить их законодательно и разработать адекватные стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.

Таблица 1.

Место Забайкальского края в составе субъектов РФ по основным показателям социально-экономического развития, 2017 г.

№ Наименование показателя Место в составе субъектов РФ

1. Валовый региональный продукт на душу населения 63

2. Основные фонды в экономике 49

3. Отгруженных товаров собственного производства по видам эконом. деятельности:

добывающая промышленность 23

обрабатывающая 75

обеспечение электроэнергией 50

4. Продукция сельского хозяйства 60

5. Ввод в действие жилых домов на 1 000 чел. населения 77

6. Удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования 51

7. Число персональных компьютеров на 100 работников 70

8. Среднедушевые доходы в месяц 60

9. Уровень занятости 74

10. Уровень безработицы 78

11. Площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя 74

12. Число студентов, обучающихся по программам высшего образования на 10 000 чел. населения 52

13. Число зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения 2

[ По данным http://www.gks.ru/]

Таблица 2

Показатели социальных процессов в Забайкальском крае

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доля расходов домохозяйств на 1,7 1,8 1,9 2,5 2,2 2,2 2,3

алкогольную продукцию, %

Заболеваемость на 1 000 чел. населения 741,2 725,1 737,5 737,5 763,7 695,2 660,5

Коэффициенты естественной убыли

населения, на 1 000 чел. 2,0 2,2 3,1 3,4 3,5 2,5 2,3

Миграционный прирост на 10 000 чел. -46,0 -84,0 -69,0 -78,0 -62,0 -66,0 -60,0

[Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/]

Острая необходимость в таких механизмах обусловлена ещё и заметным отставанием уровня социально-экономического развития Забайкальского края от уровня развития прежде всего тех субъектов ДФО, которые находятся в южной части макрорегиона, в сопоставимых социально-экономических условиях.

Как показывают исследования, различия по уровню экономического развития, измеряемые, в соответствии с общепринятыми научно-методическими подходами, коэффициентом вариации показателей ВРП на душу населения среди указанных субъектов, составляют 26 %. По принятой в статистике оценке, коэффициент вариации от 10 до 20 считается средним, от 20 до 30 — значительным, значение коэффициента вариации более 33 % свидетельствует о неоднородности показателей социально-экономиче-

ского развития пространства. Таким образом, дифференциация по уровняю экономического развития между Забайкальским краем и субъектами ДФО представляется весьма заметной. Однако наибольшую озабоченность в контексте определения перспектив развития вызывают различия, сложившиеся между Забайкальским краем и субъектами ДФО, по показателям качества жизни и социально-культурного развития. Как показывают расчеты, коэффициент вариации интегральных показателей качества жизни составляет 33,7 %.

Представляется, что без мероприятий и механизмов, обеспечивающих выравнивание представленных показателей, вхождение Забайкальского края в состав ДФО не только не придаст ускорение его социально-экономическому развитию, но обусловит ещё большую асимметрию

и поляризации всего макрорегиона. При этом следует отметить, что проблема выравнивания пространственной неравномерности социально-экономического развития и сглаживания различий между субъектами, входящими в один федеральный округ, не имеет однозначного решения [1].

Одним из механизмов, доказавших свою результативность в стимулировании социально-экономической активности в регионах ДФО, является создание территорий опережающего развития (ТОР). На сегодняшний день результатами созданиями 18 ТОРов на территории ДФО являются: привлечение 251 компаний-резидентов с общим объёмом инвестиций в размере более 2 трл. руб, в расчёте на создание 42 904 рабочих мест.

Правительством Забайкальского края предпринимаются активные попытки распространить опыт субъектов ДФО в создании ТОРов на Забайкалье. Однако в Забайкальском крае имеется собственный, достаточно большой, опыт создания подобных зон и территорий.

В 1988 г. в г. Маньчжурии (КНР) была создана особая зона (экспериментальный экономический район), в котором резидентам предоставлялись льготы и преференции в области внешней торговли и международного бизнеса сроком на 10 лет.

С идеей создания аналогичной зоны в районе станций Забайкальск и Мациевская (на границе с КНР, г. Маньчжурия) выступило руководство Читинской области. При этом идея состояла в распространении некоторых льгот и преференций участникам внешнеторговых сделок с целью расширения и развития внешнеторговых связей между Читинской областью и КНР1. Создание небольшой по площади территории зоны, должно было опираться на реально существующее конкурентное преимущество — географическое положение, соседство с интенсивно развивающимся районом КНР. При этом предполагалось использование имеющихся на этой территории объектов транспортной, торгово-логистической инфраструктуры сопредельных государств. Торгово-экономический характер взаимодействия двух регионов позволял чётко сформулировать цели создания СЭЗ, таможенные и налоговые льготы, определить механизм их распределения.

К началу 1990 г. была разработана необходимая документация, содержащая технико-экономи-

1 О первоочередных мерах по развитию СЭЗ в Калининградской и Читинской областях [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров РСФСР от 25 сент. 1991 г. № 497: (ред. 13 окт. 2002 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

ческое обоснование для создания на территории п. Забайкальск локальной свободной экономической зоны транспортно-логистической ориентации.

В конце 1990 г. пакет документов, необходимых для создания свободной экономической зоны, прошёл экспертизу в Государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике. Однако несмотря на положительное заключение специалистов предлагаемый вариант не прошел процедуру согласования в заинтересованных министерствах. Сложившаяся на тот период политическая конъюнктура требовала масштабных проектов и нестандартных решений сложных социально-экономических проблем, с которыми повсеместно сталкивались регионы. Одной из наиболее острых представлялась проблема неравенства регионов по уровню социально-экономического развития.

Создание свободной экономической зоны, охватывающей территорию всего региона, рассматривалось в качестве одного из механизмов решения проблемы регионального неравенства. Именно этот вариант был использован на территории Читинской области и получил закрепление в Постановлении Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях» и Положении о свободной экономической зоне в Читинской области. Таким образом, 25 сентября 1991 г. на территории Читинской области появилась свободная экономическая зона «Даурия»2.

Следует отметить, что в условиях значительных различий в уровне социально-экономического развития районов Читинской области, неравномерного закреплении по территории области конкурентных преимуществ, значительной площади территории и низким уровнем развития транспортной инфраструктуры, недостаточного правового обеспечения функционирования свободной экономической зоны, кадрового потенциала, органам управления оказалось крайне сложно четко определить цели и задачи по её организации и развитию, выработать механизмы распределения предоставляемых льгот, создать стимулы для привлечения иностранных инвесторов. В результате, иностранные инвестиции и господдержка оказались распылёнными по значительной территории с большими различиями в уровне развития

2 О первоочередных мерах по развитию СЭЗ в Калининградской и Читинской областях [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров РСФСР от 25 сент. 1991 г. № 497: (ред. 13 окт. 2002 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

производительных сил, трудового потенциала, а планируемый эффект от создания свободной экономической зоны в виде повышения уровня жизни населения края получен не был.

Тем не менее, идея придания особого статуса локальной зоны (субзоны) небольшим, ограниченным территориям с действующими производствами, инфраструктурой, обеспеченной трудовыми ресурсами, где концентрация иностранных инвестиций могла бы создать некую критическую массу, в правительстве Забайкальского края сохранилась и поддерживалась научным сообществом. Такие субзоны рассматривались в качестве драйвера, способного вывести район, на территории которого она располагалась, на более высокий уровень развития и постепенно расширить границы, распространяя технологии организации и управления производством, свой производственный и финансовый потенциал на соседние районы [2].

После принятия в 1991 г. Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (в котором свободным экономическим зонам была посвящена целая глава), существенно расширяющего законодательную базу создания и управления свободными экономическими зонами Правительством Читинской области был подготовлен проект создания субзон (прообразов сегодняшних ТОРов).

В представленном Правительством Читинской области в 1994 г. проекте предполагалось создание трёх свободных экономических субзон [3].

1. На севере Читинской области рассматривался вариант создания свободной экономической зоны концессионного типа (Удоканско-Чинейской СЭЗ). Целью создания свободной экономической зоны на этой территории являлось освоение минерально-сырьевого потенциала северных районов Читинской области, входящих в зону Байкало-Амурской магистрали.

2. В международном аэропорту «Кадала» планировалась создание свободной таможенной зоны, которая должна была обеспечить увеличение транзитных грузопотоков в страны АТР.

3. В пос. Забайкальск, на границе с КНР, предлагалось создать свободную экономическую зону торгово-транспортной ориентации. Создание зоны в пос. Забайкальск должно было обеспечить резкое увеличение пропускной способности железнодорожных пунктов Забайкальск и Маньчжурия, создание условий для роста перевозок автомобильным транспортом и развития международного сотрудничества в приграничных районах России и Китая.

К сожалению, приходится констатировать, что реализовать предложенные проекты в полном объёме не удалось. Но осуществление даже относительно небольшой части заявленных мероприятий оказалась для Забайкалья весьма значимой. В частности, была осуществлена реконструкция международного аэропорта «Кадала» в г. Чита, международного автомобильного пункта пропуска в пос. Забайкальск, разработан механизм освоения месторождений полезных ископаемых на основе Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции», получен положительный опыт в использовании налогового кредита для банков, обеспечивающих прямые инвестиции и льготное кредитование товаропроизводителей. Обобщающим результатом реализации указанных мероприятий стало преодоление информационной закрытости Забайкальского края, позиционирование его при-родно-ресурсного потенциала на международных рынках и расширение масштабов внешнеэкономической деятельности.

Еще один шанс использовать отдельные механизмы, распространённые в особых экономических зонах, Забайкальскому краю предоставил принятый в 2014 г. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ". В соответствии с этим законом, территории, не получившие статус особой экономической зоны (ОЭЗ), имеют возможность развиваться за счет предоставленных им льгот и преференций3.

Важной особенностью ТОРов, имеющей значение для Забайкальского края, является то, что в отличие от особых экономических зон, в ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых, которые представляют собой основное конкурентное преимущество края. Для резидентов ТОР предусмотрены следующие преференции: льготное налогообложение, льготные арендные платежи, предоставление особых услуг от государства, привлечение иностранной рабочей силы без учета квот, возможность применения процедуры свободной таможенной зоны и др. Льготный режим осуществления предпринимательской деятельности на территории опережающего развития предоставляется в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвести-

3 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2014 г. № 473-ФЭ // Российская газета. 2014. 31 дек.; Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 г.: постановление Правительства Забайкальского края от 26 дек. 2013 г. № 586. // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/ document/410804127.

ций. Учитывая уже имеющийся неудачный опыт использования различных преференций и льгот на территории Забайкальского края, важным аспектом, требующим теоретического обоснования, является определение факторов, обусловливающих возможность использования указанных в законе преференций в ТОРах, стимулирования их социально-экономического развития и достижения дивергенции прилегающих территорий по показателям развития экономики и качества жизни населения [4].

С позиции теорий, объясняющих существование пространственного неравенства в развитии территорий, причинами его формирования являются факторы «первой» и факторы «второй» природы [5].

К факторам «первой природы» относят обеспеченность природными ресурсами, особенности географического положения, физико-географические условия.

Среди фактов «второй природы» ключевую позицию занимает человеческий капитал. Концентрируясь в крупных городских агломерациях и центрах, человеческий капитал, вместе с финансовыми, технологическими, производственными ресурсами, обеспечивает возможность создания инноваций, которые вызывают скачкообразное развитие самого центра или агломерации и, распространяясь на прилегающие территории, способствуют сглаживанию различий между центром и периферией [6]. Таким образом, центры, крупные городские территории выполняют роль точек роста территорий опережающего развития.

С позиций представленных теоретических концепций создание ТОРов в Забайкальском крае в первую очередь может опираться на факторы «первой природы». Среди факторов «первой природы», обеспечивающих конкурентные преимущества, которые можно использовать при создании ТОРов в Забайкальском крае, можно выделить минерально-сырьевой потенциал, который определяет его специализацию в реализации крупных инфраструктурных и сырьевых проектов.

Кроме этого, существенное конкурентное преимущество создаёт соседство с КНР — страной с одной из самых крупных и стремительно развивающихся экономик мира. В Забайкалье расположен восточный участок российско-китайской границы (около 1 000 км). На территории края находится самый крупный российско-китайский пункт пропуска Забайкальск, который обеспечивает большую часть грузооборота с Китаем.

В крае имеются значительные рекреационные ресурсы, что позволяет развивать специализированные виды туризма: лечебный, активный, экстремальный, познавательный, событийный туризм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе факторов «первой природы» на сегодняшний день в крае разработаны 15 «якорных» проектов ТОР «Забайкалье».

Среди них: освоение горнорудных месторождений, заводы по производству пеллет и погрузчиков, переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания и т.д. Всего запланирован объём инвестиций в размере 136, 3 млрд руб., с созданием 9 276 рабочих мест.

При этом следует отметить, что использование факторов «первой природы» в Забайкалье затруднено в связи с существующими барьерами: низкой плотностью автодорог общего пользования, низким уровнем развития приграничной инфраструктуры, высокими тарифами на энергетические ресурсы, низкой плотностью населения, отсутствием крупных городских агломераций. Однако главным препятствием для реализации проектов создания ТОР «Забайкалье», по нашему мнению, является низкий уровень обеспеченности факторами «второй природы», прежде всего, человеческим капиталом: ощущается дефицит трудовых ресурсов, отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень профессионального образования.

Потребность в квалифицированных кадрах для реализации проектов только в горнорудном секторе составляет 15 000 чел. Среднегодовой выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального образования соответствующего профиля составляет в среднем 170 чел. в год. Среднегодовой выпуск специалистов, обучающихся по программам высшего профессионального образования для горнорудной промышленности, составляет не более 80 чел. Учитывая инерционность процесса подготовки кадров, удовлетворение потребности в специалистах для проектов горнорудной промышленности, заявленных для регистрации в ТОР, возможно только на основе привлечения кадров из других регионов [7]. Для этого потребуется кардинальное изменение условий и качества жизни населения в Забайкальском крае.

Профессор Н. Зубаревич отмечает: «Наличие факторов первой природы не обеспечивают опережающего роста без факторов второй природы. В целях стимулирования социально-экономического развития и сглаживания пространственного

неравенства нужно ориентироваться на факторы «второй природы» [8]. Следовательно, создание ТОРа «Забайкалье», которое должно способствовать сглаживанию неравенства в уровне социально-экономического развития между субъектами ДФО и Забайкальским краем, возможно только на основе приоритетного развития социального сектора. Как справедливо отмечает академик П.А. Минакир, только накопленный человеческий капитал, который формируется с помощью развития социальных услуг, обеспечивает устойчивость и высокое качество роста [9; 10]. Таким образом, использование механизмов развития, используемых в субъектах ДФО, в том числе создание ТОРОв, в Забайкальском крае возможно при условии повышения уровня человеческого капитала, снижения отставания Забайкальского края от субъектов ДФО по уровню социально-культурного развития.

При этом, несмотря на трудности и барьеры, которые возникали при создании и функционировании зон льготного предпринимательства в Забайкальском крае, этот инструмент рассматривается нами в качестве механизма ускоренного развития территории, способствующего социальному и экономическому выравниванию уровня социально-экономического развития Забайкальского края среди субъектов ДФО. Перспективы его использования зависят от активности и результативности процессов развития социального сектора. При этом необходимо осознавать, что входящие в состав макрорегиона, субъект РФ, находящиеся на разных уровнях социально-экономического развития, формируют и представляют инвесторам свои конкурентные преимущества в условиях жесткой конкуренции, стремясь обеспечить максимальный приток инвестиционных ресурсов на свои территории.

Список использованной литературы

1. Самаруха А.В. Актуальные направления оздоровления экономики регионов и муниципальных образований Сибири [Электронный ресурс] / А.В. Самаруха // Baikal Research Journal. -2018. - Т. 9, № 3. - DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).7. - Режим доступа: http://brj-bguep.ru/ reader/article.aspx?id=22233.

2. Цвигун И.В. Инновационное развитие экономики Иркутской области в контексте российско-китайского сотрудничества / И.В. Цвигун, Е.Ю. Сизых // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2016. - № 36. - С. 87-94.

3. Региональный хозяйственный механизм в условиях трансформации экономики России / под ред. Д.Э. Селютина. - Чита, 1998. - 250 с.

4. Чистякова О.В. Производственно-технологическая инфраструктура инновационной предпринимательской деятельности в ресурсно-ориентированных регионах / О.В. Чистякова // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - Т. 28, № 4. - С. 682-693. - DOI: 10.17150/25002759.2018.28(4).682-693.

5. Krugman P.R. Geography and Trade / P.R. Krugman. - Cambridge : MIT Press, 1991. - 85 p.

6. Вихорева М.В. Развитие приоритетных направлений социально-экономической деятельности региона / М.В. Вихорева, Т.К. Кириллова // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 1. - С. 166-172. - DOI: 10.17150/25002759.2019.29(1).166-172.

7. Суходолов А.П. «Прагматический поворот» траектории развития высшей школы: уроки истории / А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 167-174. - DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(2).167-174.

8. Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики / Н.В. Зубаревич // Мир новой экономики. - 2017. - № 2. - С. 46-57.

9. Минакир П.А. Трансформация региональной экономической политики / П.А. Минакир // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 1. - С. 34-47.

10. Коробова О.В. История создания свободных экономических зон в России: проблемы и перспективы / О.В. Коробова, Н.В. Наумова // Социально-экономические явления и процессы. -2010. - № 6. - С. 92-96.

References

1. Samarukha A.V. Topical Trends of Improving Economy of Regions and Municipal Entities in Siberia. Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).7. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22233. (In Russian).

2. Tsvigun I.V., Sizykh E.Yu. Innovation-Based Development of the Irkutsk Region in the Light of Russian-Chinese Cooperation. Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii = Strategy of Sustainable Development of Russia's Regions, 2016, no. 36, pp. 87-94. (In Russian).

3. Selyutin D.E. (ed.). Regional'nyi khozyaistvennyi mekhanizm v usloviyakh transformatsii ekonomiki Rossii [Regional economy mechanism in terms of transforming Russia's economy]. Chita, 1998. 250 p.

4. Chistyakova O.V. Production and Technological Infrastructure of Innovative Business in Resource Regions. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University,

2018, vol. 28, no. 4, pp. 682-693. DOI: 10.17150/25002759.2018.28(4).682-693. (In Russian).

5. Krugman P.R. Geography and Trade. Cambridge, MIT Press, 1991. 85 p.

6. Vikhoreva M.V., Kirillova T.K. Priority Directions Development of the Region's Social and Economic Activity. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University,

2019, vol. 29, no. 1, pp. 166-172. DOI: 10.17150/25002759.2019.29(1).166-172. (In Russian).

7. Sukhodolov A.P., Maidachevsky D.Ya. The «Pragmatic Turn» in the University Education Development. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 2, pp. 167-174. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(2). 167-174. (In Russian).

8. Zubarevich N.V. Development of the Russian Space: Barriers and Opportunities for Regional Policy. Mir novoi ekonomiki = The world of new economy, 2017, no. 2, pp. 46-57. (In Russian).

9. Minakir P.A. Transformation of Regional Economic Policy. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science of Modern Russia, 2001, no. 1, pp. 34-47. (In Russian).

10. Korobova O.V., Naumova N.V. History of Making Free Economic Areas in Russia: Problems and Prospects. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Processes and Phenomena, 2010, no. 6, pp. 92-96. (In Russian).

Информация об авторах

КовальчукЛюдмила Борисовна — кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебной и научной работе Читинского института Байкальского государственного университета, 672000, Российская Федерация, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: kovalchuklb@mail.ru.

Кравцова Светлана Александровна — кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой мировой экономики, предпринимательства и гуманитарных дисциплин Читинского института Байкальского государственного университета, 672000, Российская Федерация, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: kravts_sv@mail.ru.

Kovalchuk l.b. -

672000,<®^МШЗД,^±§, Anokhin kovalchuklb@mail.ru.

Kravtsova S.A. -

672000,{ШШШЪ,^т, Anokhin

kravts_sv@mail.ru.

Authors

Kovalchuk L.B.— PhD in Economics, Associate Professor, Deputy Director for Academic Affairs and Research of Chita Institute of Baikal State University, 56 Anokhin str., Chita, 672000, Russian Federation, e-mail: kovalchuklb@mail.ru.

Kravtsova S.A.— PhD in Economics, Associate Professor, Head of Department of World Economy, Entrepreneurship and Humanities, Chita Institute of Baikal State University, 56 Anokhin str., Chita, 672000, Russian Federation, e-mail: kravts_sv@mail.ru.

Для цитирования

Ковальчук Л.Б. Вхождение Забакальского края в ДФО: территории опережающего развития и "китайский фактор" как инструменты сглаживания межрегиональных различий / Л.Б. Ковальчук, С.А. Кравцова // Российско-китайские исследования.— 2019.—Т. 3, № 2.— С. 64-73.

For citation

Kovalchuk L.B., Kravtsova S.A. Zabaikalsky Krai Joining the Far Eastern Federal District: Territories of Advanced Development and the Chinese Factor as Instruments of Levelling Inter-Regional Differences. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 2, pp. 64-73. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.