Научная статья на тему 'Вхождение республики Таджикистан в ЕАЭС'

Вхождение республики Таджикистан в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1150
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Договор о Евразийском экономическом союзе / Таджикистан / Евразийский экономический союз / интеграция / положительные и негативные последствия объединения / экономическое развитие / мигранты. / the Treaty on the Eurasian Economic Union / Tajikistan / the Eurasian Economic Union / integration / positive and negative consequences of unification / economic development / migrants

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теймур Гахраманович Рзаев, Елена Валерьевна Александрова

В статье анализируются проблемы вступления Республики Таджикистан в Евразийский экономический союз. Исследуются перспективы развития дальнейшего сотрудничества. Особое внимание уделено последствиям от интеграции Таджикистана и Евразийского экономического союза. Рассмотрены возможные пути преодоления барьеров перед вступлением Таджикистана в Союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the integration of Republic of Tajikistan and the Eurasian Economic Union

This article analyzes the problems of the Republic of Tajikistan joining the Eurasian Economic Union. Prospects for further cooperation are explored. Particular attention is paid to the consequences of the integration of Tajikistan and the Eurasian Economic Union. Also, possible ways of overcoming the barriers before Tajikistan's accession to the union are considered.

Текст научной работы на тему «Вхождение республики Таджикистан в ЕАЭС»

УДК 341.12 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10037 ББК 67.9

ВХОЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ЕАЭС

Правовой анализ

Теймур Гахраманович РЗАЕВ, аспирант кафедры конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции E-mail: rzaev.teymur@mail.ru

европейское право

Аннотация. В статье анализируются проблемы вступления Республики Таджикистан в Евразийский экономический союз. Исследуются перспективы развития дальнейшего сотрудничества. Особое внимание уделено последствиям от интеграции Таджикистана и Евразийского экономического союза. Рассмотрены возможные пути преодоления барьеров перед вступлением Таджикистана в Союз.

Ключевые слова: Договор о Евразийском экономическом союзе, Таджикистан, Евразийский экономический союз, интеграция, положительные и негативные последствия объединения, экономическое развитие, мигранты.

В современном мировом пространстве развитие определяют интеграция и глобализация. Интеграция является инструментом для создания условий стабильного развития, всесторонней модернизации, обеспечения экономического роста, повышения благосостояния населения, а также политической стабильности в мире. Создание Евразийского экономического союза (далее — Союз) явилось закономерным результатом развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Участниками данного объединения, которое начало функционировать с 1 января 2015 г., стали несколько государств — участников Таможенного союза ЕврАзЭс, а именно: Российская

Елена Валерьевна АЛЕКСАНДРОВА, доцент кафедры конституционного и международного рава Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), кандидат юридических наук, доцент

— международное право;

Annotation. This article analyzes the problems of the Republic of Tajikistan joining the Eurasian Economic Union. Prospects for further cooperation are explored. Particular attention is paid to the consequences of the integration of Tajikistan and the Eurasian Economic Union. Also, possible ways of overcoming the barriers before Tajikistan's accession to the union are considered.

Keywords: the Treaty on the Eurasian Economic Union, Tajikistan, the Eurasian Economic Union, integration, positive and negative consequences of unification, economic development, migrants.

Федерация, Республики Беларусь и Казахстан, затем в Союз вступили Республики Армения и Кыргызстан.

Договор о Евразийском экономическом союзе прямо указывает на то, что Союз открыт для вступления любого государства, которое разделяет его цели и принципы1. На данный момент наиболее вероятным потенциальным участником можно считать Республику Таджикистан. Аргументировать данный факт можно тем, что Таджикистан как бывшая республика СССР тесно связан со всеми нынешними участниками Союза историческими корнями и, что немаловажно, торговыми отношениями, а также крайне тесно связан с Россией как в политическом и социальном плане, так и в экономике.

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.10

№ 2/2018

Это объясняется тем, что Россия является одним из основных торговых партнеров Таджикистана, проявляющая интерес к Евразийскому экономическому союзу.

На данном этапе идет процесс рассмотрения со стороны Таджикистана целесообразности вступления в ЕАЭС. Однако Таджикистан не спешит вступать в Евразийский экономический союз. Одной из причин такой неспешности присоединения к Союзу является желание оценить практические плюсы и минусы от участия в интеграции на примере недавно присоединившихся Армении и Кыргызстана. Основной же причиной можно считать организационную и правовую неготовность Таджикистана к вступлению в Союз на данный момент.

Следует отметить, что присоединение Таджикистана к Союзу будет значительным шагом на пути интеграции экономических связей с Россией и другими странами Союза. Но ожидаемый эффект на данном этапе оценки будет скорее противоречивым, чем однозначно положительным. Для этого следует для начала рассмотреть благоприятно влияющие факторы на рассматриваемую страну после присоединения, а затем и факторы, которые, на наш взгляд, возможно, отразятся негативно.

Несомненно, положительным фактором для экономики Таджикистана после вступления в Союз будет являться беспошлинный доступ таджикской продукции на рынок ЕАЭС, что поспособствует значительному доходу от импорта, а это, в свою очередь, положительно повлияет на экономику регионов Таджикистана.

Положительным фактором после объединения следует считать стимул для притока инвестиций и рост производства в стране. Привлечение прямых иностранных инвестиций может повлиять на изменение совокупной производительности в экономике через трансфер технологий и повышение конкуренции, что даст дополнительный ресурс роста экономического потен-циала2.

Основным и наиболее положительным фактором будет являться единый рынок труда. Участие страны в интеграционном объединении позитивно скажется на мигрантах, работающих в странах ЕАЭС, а именно, свободная иммиграционная политика без квот и ограничений позволит трудовым мигрантам свободно работать и пользоваться такими же социальными правами, что и граждане принимающей страны. При этом мигрантам не потребуется получать разрешение на работу в государстве трудоустройства,

а это подразумевает, что дети мигрантов пойдут в детские сады и школы, и все члены семьи будут получать обязательное медицинское страхование.

Важно отметить, что объединение повлияет на снижение криминальной составляющей нелегальной трудовой миграции3. Прежде всего, оно устранит барьеры, которые препятствуют нелегальным таджикским трудовым мигрантам перейти в категорию легальных. В частности, дать трудовым мигрантам возможность получать бесплатную юридическую помощь4.

Рассмотрев существенные плюсы объединения, необходимо выделить и минусы интеграции Таджикской республики и ЕАЭС, которые тормозят вступление, а они, безусловно, имеют место.

Таджикистан является членом Всемирной Торговой Организации, в связи с чем могут возникнуть трудности объединения, так как на стране лежит ряд обязательств, которые могут противоречить нормам Таможенного союза ЕАЭС.

Проблемы, которые возникнут в случае вступления Таджикистана в ЕАЭС, связаны с вопросами согласования тарифных ставок. В Таджикистане тарифные ставки более однородные, чем в ЕАЭС. Тарифное расписание в Таджикистане содержит всего шесть различных уровней, тогда как в зоне ЕАЭС таких уровней более двадцати.

Средний тариф в Таджикистане с учетом обязательств перед ВТО равен около 8%, что немного ниже среднего тарифа Таможенного союза, равного 9,45%. Такая разность тарифного регулирования отрицательно проявится на внешнеторговой деятельности республики, а также в связи с вынужденным повышением таможенных сборов на товары из стран, не входящих в ЕАЭС, может привести к росту инфляции в стране. В результате могут пострадать таджикские потребители, которые после объединения потеряют доступ к дешевым товарам из Азии5.

Что касается мер нетарифного регулирования, следует отметить, что в ЕАЭС применяются антидемпинговые пошлины, квотирование при ввозе и вывозе товаров, чего не осуществляет Таджикистан. В Таджикистане нетарифное регулирование соответствует мировым стандартам и направлено на соблюдение технических и санитарных мер. Гармонизация тарифов в соответствии со стандартами ЕАЭС может негативно повлиять на товарооборот со странами,

№ 2/2018

не входящими в ЕАЭС, а именно, подорожает импорт из Китая, Ирана, Турции6. Это может привести к банкротству владельцев малого и среднего бизнеса, которые занимаются импортом из вышеуказанных стран и осуществляют реализацию на территории республики, что, в свою очередь, приведет к снижению доходной части государственного бюджета республики и трудностям выполнения социальных обязательств государства.

К прочим возможным минусам интеграции можно отнести также и то, что при стимулировании увеличения трудовой миграции Таджикистан рискует потерять значительное количество трудовых ресурсов и вызвать тем самым застой своей экономики, которая недополучит ресурсов для своего развития. При присоединении число выезжающих на трудоустройство жителей Таджикской Республики может увеличиться на значимый процент. Кроме того, следует ожидать и увеличения длительности срока пребывания мигрантов за рубежом7.

Главным препятствием перед вступлением Таджикистана в ЕАЭС можно считать неподготовленность правовой базы и серьезные экономические проблемы в стране. Сложность составляет и то, что Таджикистан не участвовал в подготовке договорно-правовой базы ЕАЭС и работу тут придется проводить «с нуля». Серьезный внешний долг вместе со слабой налоговой системой, с одной стороны, и полное отсутствие анализа правовой базы ЕАЭС для адаптации собственного законодательства — с другой, могут серьезно затормозить вступление Таджикистана в Союз.

Также следует отметить, что через Таджикистан проходит крупный транзит наркотрафика, а объединение упростит ввоз наркотиков на

территорию стран — участниц ЕАЭС. Это однозначно является нежелательным последствием от вступления Таджикистана в Союз.

Несмотря на все вышеуказанные возможные негативные последствия и барьеры перед вступлением Таджикистана в союз, объединение с ЕАЭС выглядит наиболее верным шагом для запуска процесса экономического развития в стране. Чтобы вступление Таджикистана в Союз не носило исключительно политический характер, должна быть подготовлена экономическая база в стране.

1 Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 г. (ред. от 08.05.2015 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017 г.) // http:// www.pravo.gov.ru

2 Восканян P.O., Ордов К.В. Развитие инновационных предприятий в период импортозамещения // Экономика устойчивого развития. 2016. № 3 (27). С. 106—109.

3 Трудовая миграция и трудоемкие отрасли в Кыргызстане и Таджикистане: возможности для человеческого развития в Центральной Азии / Под ред. B.C. Перебое-ва. СПб.: ЦИИ Евразийского банка развития, 2015.

4 Чумакова О.В. О возможности применения в Российской Федерации зарубежного опыта по обеспечению качества бесплатной юридической помощи // Мониторинг правоприменения. 2017. № 2 (23). С. 19—24.

5 Хопёрская Л.Л., Харченко ВА. Таджикистан и ЕАЭС: векторы присоединения или уклонения? // Гос. и муниципальное управление. Уч. записки СКАГС. 2017. № 4. С. 141—146.

6 Мысливский П.П. Признаки и определение понятия «Наднациональная международная организация» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6. С. 352—355.

7 Асламов А.И. Перспективы развития интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза: взгляд из Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ. 2015. № 2. С. 17—26.

№ 2/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.