Научная статья на тему 'Входящий и текущий контроль уровня знаний по физике студентов младших курсов'

Входящий и текущий контроль уровня знаний по физике студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL CONTROL / QUALITY OF EDUCATION / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Н. А., Минкин В. С., Садыкова А. Ю.

В статье рассматриваются вопросы о входящем и текущем контроле уровня знаний студентов с использованием компьютерных технологий, использование которых является действенным «инструментом», способствующим повышению качества обучения. Приводятся экспериментальные данные по текущему контролю уровня знаний студентов по различным частям курса общей физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузина Н. А., Минкин В. С., Садыкова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the incoming and current control of the level of the students knowledge using computer technologies, being the working instrument while improving the quality of training. Experimental data of the current control of the level of the students knowledge in various parts of the course of general physics is presented.

Текст научной работы на тему «Входящий и текущий контроль уровня знаний по физике студентов младших курсов»

УДК 53(075.8)

Н. А. Кузина, В. С. Минкин, А. Ю.Садыкова ВХОДЯЩИЙ И ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ

СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Ключевые слова: педагогический контроль, качество обучения, компьютерные технологии.

В статье рассматриваются вопросы о входящем и текущем контроле уровня знаний студентов с использованием компьютерных технологий, использование которых является действенным «инструментом», способствующим повышению качества обучения. Приводятся экспериментальные данные по текущему контролю уровня знаний студентов по различным частям курса общей физики.

Keywords: pedagogical control, quality of education, computer technologies.

The article is devoted to the incoming and current control of the level of the students knowledge using computer technologies, being the working instrument while improving the quality of training. Experimental data of the current control of the level of the student’s knowledge in various parts of the course of general physics is presented.

Одной из составляющих повышения качества обучения в высшей школе является контроль знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об: уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, приобретенных в процессе изучения нового материала, его повторении, закреплении и систематизации; памяти, мышлении, речи студентов; понимании общих подходов и эффективности методов обучения. Процедурой контроля можно стимулировать процесс обучения: положительная оценка нацеливает на успешную

дальнейшую учебу; справедливая критика - пробуждает желание повысить уровень подготовки. Известно, что чем строже и разнообразнее формы контроля знаний, тем они прочнее, а изученный материал дольше сохраняется.

Система проверки знаний и умений студентов - неотъемлемая часть учебного процесса. Целью контроля знаний в вузе является установление обратной связи «студент -преподаватель», а учет результатов контроля позволяет оперативно корректировать учебный процесс и влиять на качество обучения.

Педагогический контроль - это способ оперативного получения информации о состоянии учебного процесса и его качестве. Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен не только на деятельность студентов и собственную деятельность, но также на взаимодействие студентов и педагога.

По целям различают следующие формы педагогического контроля:

• диагноз (что может студент?);

• констатация (что знает и умеет студент?);

• прогноз (чего может добиться студент?).

Готовясь к проведению контроля, преподаватель задумывается над тем, что и как контролировать. Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка [1].

Различают три основных вида контроля: входящий, текущий, итоговый. Остановимся подробнее на входящем контроле.

Входящий контроль необходим для получения сведений об исходном уровне знаний студентов. Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям конкретного контингента студентов. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, проводить входящий контроль с помощью программированных тестов. Особенно это важно при проведении лабораторных и практических занятий по физике.

Внедрение программированного тестирования является одним из направлений совершенствования системы контроля знаний студентов технического вуза. Оно позволяет получить объективную оценку знаний, умений и навыков, выявлять индивидуальный темп обучения, а также проблемы в подготовке каждого студента. Программированные тесты позволяют перейти к созданию технологий и методик адаптивного - более приспособленного к условиям обучения - контроля.

Для проведения мониторинга качества и контроля уровня подготовленности студентов необходимы современные технологии контроля качества знаний.

В техническом вузе наличие объективного критерия оценки базовых знаний у студентов по курсу общей физики является крайне актуальным, так как эти знания являются основополагающими в компетенциях будущих бакалавров и магистров, специалистов-технологов и механиков [2,3,4].

Авторами статьи с целью оценки качества знаний студентов, начинающих изучать курс общей физики на кафедре физики КГТУ (Казанский государственный технологический университет) в 2009 г., было разработано и издано учебно-методическое пособие «Информационные и педагогические аспекты использования входящего контроля уровня знаний по физике студентов младших курсов», содержащее тестовые задания по разделу курса «Механика и молекулярная физика». Данное учебно-методическое пособие представляет собой набор тестовых заданий, сгруппированных по 8 разделам изучаемого курса. В каждом разделе содержится от 15 до 22 вопросов, среди которых есть задания по конструированию формул или определений физических величин. Каждый вопрос имеет несколько вариантов ответов. Причем, среди вариантов ответов должно быть несколько правильных. При этом неполный, но верный ответ считается неправильным, и оценка за него не ставится.

Вопросы имеют различную степень сложности и, соответственно, оцениваются по своей индивидуальной шкале баллов, что позволяет как студенту, так и преподавателю реально оценить и остаточный уровень знаний по различным разделам, текущий уровень знаний при изучении курса физики. Преподаватель имеет возможность выделять наиболее существенные пробелы по всем читаемым разделам и осуществлять дифференцированный подход к студентам, давая им индивидуальные задания, как на практических и лабораторных занятиях, так и при выполнении ими СРС в течение учебного семестра.

Особенностью практического применения методики, изложенной в учебнометодическом пособии, является то, что удалось практически связать информационные и педагогические аспекты входящего контроля в рамках процесса изучения курса общей физики студентами младших курсов технологического университета. Фактически создана информационная база для определения уровня знаний студентов на первом курсе обучения, которая в дальнейшем позволит, как преподавателям, так и самим студентам оценить их реальный уровень знаний.

Единая методика системы оценки знаний, содержащая различные по степени значимости вопросы по разделам «Механика» и «Молекулярная физика», таким образом, становиться главным фактором при проведении текущего контроля знаний.

Вопросы, предлагаемые в качестве тестов, запрограммированы, таким образом входящий контроль осуществляется с применением компьютеров, что позволяет проводить индивидуальную оценку знаний каждого студента в академической группе «одномоментно» в компютерном классе.

После прохождения тестирования каждый студент получил свой образовательный маршрут, который он должен пройти для корректировки своих знаний. Планируется, что в дальнейшем такое тестирование будет проводиться на первой неделе обучения, чтобы своевременно и адресно помочь каждому первокурснику устранить пробелы, имеющиеся в знаниях школьного курса физики.

Внедрение вышеизложенной системы входящего контроля, несомненно поможет первокурсникам быстрее адаптироваться к требованиям, при изучении курса общей физики, что не может не сказаться на повышении качества знаний студентов в целом.

Престиж учебного заведения во многом определяется качеством и эффективностью системы контроля. Применение информационных технологий открывает неограниченный простор для модернизации, как имеющихся, так и новых технологий контроля качества знаний.

Разработанная авторами информационно-педагогическая методика, в рамках изложенной схемы, входит в единую программированную систему оценки знаний студентов на кафедре физики. Она может эффективно применяться для оценки уровня знаний и рубежного контроля знаний студентов всех форм обучения (дневной, вечерней, заочной), поскольку является универсальной.

Необходимо отметить, что такой подход методически и педагогически оправдан, поскольку он составляет продолжение разработанного на кафедре физики и внедренного в учебный процесс электронного учебника по физике, доступного каждому студенту.

Учебно-методическое пособие «Информационные и педагогические аспекты использования входящего контроля уровня знаний по физике студентов младших курсов» может быть использовано как для группового (преподавателем), так и для собственного индивидуального контроля студентами, в особенности, при дистанционном обучении с анализом и разбором ошибок при подготовке к программированному коллоквиуму и сдаче лабораторных работ, а также при выполнении студентами индивидуальных заданий. Кроме того, оно может быть использовано в лицеях, колледжах, других технических высших учебных заведениях [3].

Таким образом, качественная и эффективная система контроля уровня знаний, позволяет сравнительно легко и быстро оценить знания студентов, а также скорректировать учебный процесс в соответствии с полученными результатами контроля, поскольку объем и качество знаний студентов, их технические компетенции, в конечном счете, определяют их итоговую рейтинговую оценку.

В качестве примера, влияние проведения входящего контроля на повышение рейтинговой оценки знаний студентов младших курсов прошедших компьютерное тестирование, представлено в разработанной нами таблице по всем видам учебной деятельности студентов в течение семестра (табл. 1).

Таблица 1 - Данные по текущему контролю уровня знаний студентов

Группа I часть «Механика и молекулярная физика» III часть «Оптика и атомная физика»

Входящий контроль (оценка) Коллоквиум без пересдачи (средний балл) Экзамен без пересдачи (средний балл) Входящий контроль (оценка) Коллоквиум без пересдачи (средний балл) Экзамен без пересдачи (средний балл)

1 3,0 3,4 3,4 3,0 3,8 3,9

2 3,1 3,1 3,4 3,1 3,7 3,8

3 3,8 3,6 3,9 3,4 4,0 4,1

Анализ данных, приведенных в табл. 1, позволил использовать результаты входящего контроля уровня знаний студентов по физике для дальнейшей корректировки учебного процесса с учетом полученных результатов, о чем свидетельствуют данные роста рейтинговой

оценки группы. Обсуждение со студентами результатов входящего контроля, проведенного с использованием компьютерных технологий позволяет, с одной стороны, усилить объективность требований, предъявляемых преподавателем, к каждому конкретному студенту, что в свою очередь укрепляет связь «студент-преподаватель», что, в совокупности позволяет эффективно и гибко регулировать учебный процесс и повышать качество знаний студентов в процессе их обучения при трехсеместровой программе обучения курса физики.

Литература

1. Куприянычева, Н.И. Психологический аспект творческой деятельности студентов в техническом вузе / Н.И. Куприянова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, №1. С.303-309.

2. Минкин, В. С. Информационные и педагогические аспекты использования входящего контроля уровня знаний по физике студентов младших курсов Программированные тесты по разделу «Механика и молекулярная физика»: учебно-методическое пособие / В.С. Минкин, Т.Ю. Старостина, Н.А. Кузина, С.А. Казанцев [и др.] - Казань: АртПечатьСервис, 2009. - 46 с.

3. Минкин, В.С. Информационные и педагогические аспекты использования входящего контроля уровня знаний по физике студентов младших курсов. Ответы к Программированным тестам по разделу «Механика и молекулярная физика»: учебно-методическое пособие / В.С. Минкин, Т.Ю. Старостина, Н.А. Кузина, С.А. Казанцев [и др.] - Казань: АртПечатьСервис, 2009. - 5 с.

4. Казанцев, С.А. Электронный комплект учебно-методических материалов по физике / С.А. Казанцев [и др.] - Казань 2009.

© Н. А. Кузина - асс. каф. физики КНИТУ, kunata1980@mail.ru; В. С. Минкин - д-р хим. наук, проф. каф. физики КНИТУ; А. Ю. Садыкова - канд. физ.-мат. наук, доц. каф. физики КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.