Научная статья на тему 'ВХОДНЫЕ ГРУППЫ ЦИРКА'

ВХОДНЫЕ ГРУППЫ ЦИРКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИРК / ВХОДНЫЕ ГРУППЫ / АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ / CIRCUS / ENTRANCE GROUPS / ARCHITECTURE OF BUILDINGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чепусова К.Д., Шаповалова К.В., Харитонова К.В.

На основе анализа аналогов и фото и документальных данных, рассмотрены входные группы нескольких цирков России. Выявлены недостатки их организации с учетом ГОСТа и эстетических норм. В статье предложены варианты исправления данных недостатков. Цирки. как сооружения относятся к группе зрелищных и уникальных объектов. Эмоционально здание цирка связано с праздником, яркими огнями прожекторов и пр. Тут зритель наблюдает за безграничными возможностями человеческого тела, чудесами отваги и ловкости. Дети с замиранием сердца следят за фокусниками, стараясь разгадать их секреты. Поэтому важную роль играет как само здание цирка, так и входная группа, которая может вызвать эстетическое наслаждение и предвкушение, так и испортить первое впечатление. Входная группа это комплекс конструкций на входе внутрь здания. Она включает в себя установку дверей, остекление входа и прилежащей территории. Это защита помещения от холода, дождя и других погодных условий. Рассмотрим несколько вариантов организации входных групп различных цирков:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCUS ENTRANCE GROUPS

Based on the analysis of analogues and photos and documentary data, the entrance groups of several circuses of Russia are considered. The shortcomings of their organization are identified taking into account GOST and aesthetic standards. The article suggests options for correcting these shortcomings. Circuses. how buildings belong to the group of spectacular and unique objects. Emotionally, the circus building is associated with the holiday, the bright lights of the searchlights, etc. Here the viewer observes the limitless possibilities of the human body, the wonders of courage and dexterity. Children with bated breath follow the magicians, trying to unravel their secrets. Therefore, an important role is played by both the circus building itself and the entrance group, which can cause aesthetic pleasure and anticipation, as well as spoil the first impression. The entrance group is a complex of structures at the entrance to the building. It includes the installation of doors, glazing of the entrance and the surrounding area. This is a protection against cold, rain and other weather conditions. Consider several options for organizing input groups of various circuses:

Текст научной работы на тему «ВХОДНЫЕ ГРУППЫ ЦИРКА»

УДК 004.02:004.5:004.9

Чепусова К.Д. студент Шаповалова К.В.

студент Харитонова К.В. студент

2курс, факультет архитектуры и градостроительного развития Институт архитектуры и строительства

ВОЛГГТУ

научные руководители: Матовникова Н.Г.

Самойленко П.В.

РФ, г. Волгоград

ВХОДНЫЕ ГРУППЫ ЦИРКА

Аннотация: На основе анализа аналогов и фото и документальных данных, рассмотрены входные группы нескольких цирков России. Выявлены недостатки их организации с учетом ГОСТа и эстетических норм. В статье предложены варианты исправления данных недостатков. Цирки. как сооружения относятся к группе зрелищных и уникальных объектов. Эмоционально здание цирка связано с праздником, яркими огнями прожекторов и пр. Тут зритель наблюдает за безграничными возможностями человеческого тела, чудесами отваги и ловкости. Дети с замиранием сердца следят за фокусниками, стараясь разгадать их секреты. Поэтому важную роль играет как само здание цирка, так и входная группа, которая может вызвать эстетическое наслаждение и предвкушение, так и испортить первое впечатление. Входная группа это комплекс конструкций на входе внутрь здания. Она включает в себя установку дверей, остекление входа и прилежащей территории. Это защита помещения от холода, дождя и других погодных условий. Рассмотрим несколько вариантов организации входных групп различных цирков:

Ключевые слова: цирк, входные группы, архитектура зданий.

СНвртога К.Б.

student Shapovalova K. V.

student Kharitonova K. V.

student

2nd year, faculty of architecture and urban development Institute of Architecture and Construction

VOLGGTU

scientific advisers: Matovnikova N.G.

Samoilenko P.V.

RF, Volgograd

CIRCUS ENTRANCE GROUPS

Annotation: Based on the analysis of analogues and photos and documentary data, the entrance groups of several circuses of Russia are considered. The shortcomings of their organization are identified taking into account GOST and aesthetic standards. The article suggests options for correcting these shortcomings. Circuses. how buildings belong to the group of spectacular and unique objects. Emotionally, the circus building is associated with the holiday, the bright lights of the searchlights, etc. Here the viewer observes the limitless possibilities of the human body, the wonders of courage and dexterity. Children with bated breath follow the magicians, trying to unravel their secrets. Therefore, an important role is played by both the circus building itself and the entrance group, which can cause aesthetic pleasure and anticipation, as well as spoil the first impression. The entrance group is a complex of structures at the entrance to the building. It includes the installation of doors, glazing of the entrance and the surrounding area. This is a protection against cold, rain and other weather conditions. Consider several options for organizing input groups of various circuses:

Key words: circus, entrance groups, architecture of buildings.

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.

Один из самых старых цирков России. Представления здесь всегда интересны и разнообразны: множество дрессированных животных, артисты разных цирковых жанров. Они превращают свое выступление в настоящее шоу. Только здесь вы увидите настоящее чудо техники — пять уникальных манежей, сменяющих друг друга во время представления! Можете себе такое представить?

Изначально цирк Никулина, был создан артистом Альбертом Саломонским. В начале 1880 года Саламонский приехал в Москву с идеей построить и открыть в столице новый цирк. Архитектором выступил Август Вебер. Площадку для строительства выбрали на месте бывшего цветочного рынка, рисунок 1.

В 1983 году руководителем назначили Юрия Никулина— советского клоуна и киноактера, который к тому моменту проработал в цирке на Цветном бульваре 36 лет. Благодаря его усилиям была наконец реализована давно назревшая необходимость перестроить здание — за целый век работы старый цирк сильно обветшал и не мог вместить всё необходимое для современных представлений

В 1985 году вековой цирк Саламонского разобрали. Строительство нового здания постоянно откладывалось из-за бюрократических проволочек и проблем с финансированием.

До декабря 1986-го на этом участке был только пустой котлован. Проект нового здания подготовили архитекторы Владилен Красильников, Александр Агафонов и Николай Кудряшов, строительные работы проводила финская компания «Polar». Внешний облик фасада и зрительного зала сохранили практически неизменными, в то время как размер остальных помещений был увеличен в несколько раз, появился отдельный манеж для репетиций.

Как мы видим сейчас, здание цирка имеет ту же величественность, что и в 1880.Большое количество входов, для посетителей, что очень радует. Достаточно выразительный вход, благодаря лепнине лошадей. Поручни для подъема по ступенькам, рисунок 2.

Единственное, что нас огорчило, это отсутствие козырька над входом. Возможно это и не такой большой минус, но все же выходя после представления с ребенком, хотелось бы какую-нибудь зону ожидания на улице. Так же недостаток большого количества ступенек (не спорю, это, безусловно, делает вход более презентабельным) это отсутствие пандуса. И на наш взгляд, можно было бы добавить поручни к центральному подъему.

Рисунок 1. Цирк на Цветном будьваре,1959 год.

Рисунок 2. Современное здание цирка.

Рассмотрим следующий цирк:

Пермский государственный цирк.

Первое цирковое представление в здании пермского цирка на улице Уральской состоялось ровно 47 лет назад - 6 августа 1970 года. До этого в Перми артисты в разное время выступали на улице и как минимум в четырех деревянных зданиях.

Историк, педагог и краевед Владимир Верхоланцев рассказывал, что первые цирковые труппы начали приезжать Пермь в конце 19 века, выступали в деревянном здании, рисунок 3, где сейчас находится Пермское музыкальное училище.

I

I

Рисунок 3. Пермский государственный цирк 19 века.

В 1905 году цирк переехал в квартал между школой №9 и стадионом «Динамо». Затем перекочевал на Октябрьскую площадь, но в 1923 году помещение сгорело. Через четыре года построили деревянный зимний цирк на 1500 мест в Рабочем поселке Мотовилихи. Но в ночь на 24 января 1943 года сгорело и оно. До открытия здания на Уральской артисты выступали в цирках шапито, которые устанавливались на центральных площадках города, рисунок 4.

'III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ

гт; Й

Рисунок 4. Выступление артистов государственного Пермского цирка в

цирках шапито.

Новое здание начали возводить в 1965 году на месте старой горной выработки, рисунок 5 (полость, которая образуется в горном массиве после того, как из него произведена выемка полезных ископаемых и пород.). Пустоты пришлось заливать десятками тонн бетона.

Рисунок 5. Возведение нового здания государственного Пермского цирка.

«Цирк - это целый комплекс зданий. Он будет сооружен на Городских горках. Здание цирка, рассчитанное на 2090 мест, будет универсальным. По желанию его можно превратить в концертный зал, организовать в нем демонстрацию кинофильмов, провести собрание трудящихся и так далее», -писали тогда в газете «Звезда».

Проект крыши над зрительной частью здания - знаменитой «фуражки» - выполнили по чертежам Георгия Напреенко. Конструкцию самого здания разработал заслуженный архитектор России Саломея Гельфер. Подобные цирки были также в Уфе, Самаре, Донецке, Кривом Роге, Новосибирске, Луганске, Воронеже, Харькове и Брянске. Здание имеет вид амфитеатра, высота которого 18 метров. В нем располагались костюмерные, помещения для животных и реквизита, гостиница, рисунок 6,

Рисунок 6. Современное здание государственного Пермского цирка.

Конечно, зданию давно требуется хороший ремонт, ведь на гастроли в Пермь приезжают известные российские и зарубежные артисты, для которых на несколько недель здание на Уральской становится домом. Да и самим горожанам, конечно, было бы приятнее смотреть представления на обновленной арене. Руководство цирка говорит, что ремонт - в планах. Нам

кажется, что на начальном этапе можно убрать яркую, бросающуюся в глаза - рекламу, и сделать пандусы для инвалидов.

Так же можно заменить двери цирка на более современные и выразительные, добавить красок, а также сделать отдельную доску для объявлений представлений, рисунок 7.

Рисунок 7. Современное здание государственного Пермского цирка.

Следующий цирк, который мы рассмотрим

Цирк Чинизелли

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк - первый каменный стационарный цирк России. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание артисты, видавшие на своем европейском гастрольном пути немало цирков.

Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, - Гаэтано Чинизелли.

Проект нового цирка выполнен художником О. Майем. При воплощении проекта были внесены изменения в убранство фасада. Новое более легкое пластическое решение органично сочеталось с назначением здания. Первый каменный цирк России открылся в 1877 г. и поражал величием и изяществом, богатым декором, особенно нарядным со стороны главного подъезда. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание.

Прямоугольный объем нарядного, эклектичного ризалита контрастирует с четырехъярусным куполом и цилиндрической формой здания. Но этот контраст не нарушает общей гармонии сооружения, благодаря правильно найденному соотношению объёмов. В проёмах арочных окон архитектор поместил скульптурные изображения муз: Мельпомены - в центре, Эвтерпы - в левом и правом окнах фасада и Эрато -

в боковых окнах ризалита.

В. А. Кенель решил по-новому техническую задачу установки купола. Вместо традиционного использования колонн, архитектор применил такой способ, который позволил замкнуть круглое пространство диаметром 49,7 метра без единой внутренней опоры. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола, спроектированная инженером О. Е. Крелем и арх. Р. Б. Бернгардом, как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Такое конструктивное решение стало широко применяться в строительстве подобных сооружений. Купол изнутри был обтянут холстом, расписанным изображениями из циркового мира, среди которых выделялся сам владелец цирка Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница. Освещался цирк роскошными газовыми люстрами. Малиновый бархат, золото, зеркала украшали зрительный зал и единственное фойе на первом

этаже, рисунок 8.

Рисунок 8. Внутренний интерьер цирка.

И ярус, и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз. Можно представить какое количество зрителей вмещала галерея, если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.

Бесспорным украшением интерьера была царская ложа, в которую вела пятая слева дверь на фасаде ризалита. Ложа была декорирована малиновым бархатом, архитектурной лепкой, сверкала зеркалами. Ее архитектурные достоинства были отмечены контрольной комиссией при Министерстве Императорского Двора.

Рисунок 9. Скульптурные композиции на фасаде цирка Чинизелли.

Цирк реставрировался на протяжении 2х лет(2013-2016).При проведении реставрации было воссоздано старинное внутреннее убранство зала, фойе, гримерок, а также скульптурные композиции на фасаде здания, рисунок 9. Царской ложе возвратили ее первоначальное предназначение — последние десятилетия она использовалась в качестве складского помещения.

В здании провели обновление купола, спроектированного Василием Кеннелем без поддерживающих колонн. Ему возвращена историческая высота — 22,6 м без учета высоты фонарика и шестиметрового стального шпиля. При этом его значительно укрепили: теперь запас несущей способности составляет порядка 300 т, что позволит использовать самое сложное современное оборудование для полетных номеров. Также было полностью обновлено световое и звуковое оборудование.

Вход в здание непримечательный. Парадность в данном случае не показалась бы лишней, тем более для здания с подобными мероприятиями. Козырек находится слишком низко, создает большую тень у входа, что неуместно при столь шикарном убранстве самого сооружения, это придает ему блеклость и, следовательно, неудобство для посетителей (снаружи вход не освещается), рисунок 10.

Рисунок 10. Фасад современного цирка Чинизелли.

Также не хватает ступеней, вход сразу предстает перед нами, что с эстетической точки зрения принимается в штыки. Если делать чисто символический подъем, то необходимо установить пандус для инвалидных колясок.

«Нет придела совершенству» - говорил Сократ. Да, пусть, во многих из сегодняшних зданий цирка не соблюдены госты входных групп, но и не перестают быть шикарными архитектурными произведениями, и радуют наших глаз.

Результаты исследования: Проведя предпроектный анализ входных групп цирков, мы пришли к выводу, что технические требования и старые Госты устарели, в ряде случаев не учитываются интересы маломобильных групп и инвалидов. Эстетические решения возможно улучшить. Дальнейшее исследования будет направленно на решение этих проектных задач.

Использованные источники:

1. Фотографии с гастролей советского цирка в 1960-х годах https://1001.ru/articles/post/plohih-artistov-ne-posylali-19499

2. Проект Росгосцирка «Цирковые в годы Великой Отечественной войны» http: //www.circus .ru/proj ects/documentary-proj ects/222/

3. Издание Минкульта России «Цирк в годы Великой Отечественной войны»https://web.arcЫve.org/web/20180916200833/http://circus.pobeda1945.su /book.html#features/3

4. 2.Город 342. Пермский городской портал © 2020.Пермский республиканский ипподром https://gorod342.ru/stati/o-permi/permskii-respublikanskii-ippodrom.html

5. На первое представление пришли строители: как в Перми открывали новое здание цирка на Уральской https://59.ru/text/gorod/50748561/

6. История цирка Чинизелли https://antennadaily.ru/2019/06/01/circus/

7. Цирк Чинизелли (цирк на Фонтанке) https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/fontanka3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.