ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА
В.В. БЫКОВ, проф. каф технологии машиностроения и ремонта МГУЛ, д-р техн. наук, К.И. ЕРХОВА, асп. каф. технологии машиностроения и ремонта МГУЛ
Основой своевременного и эффективного фирменного сервисного обслуживания транспортных и технологических машин лесного комплекса является обеспечение сервисных предприятий запасными частями. Несмотря на существенные структурные изменения в системе технического сервиса, по-прежнему остро стоит проблема рационального обеспечения ремонтного и обслуживающего производства запасными частями.
Повышение надежности и увеличение ресурса машин возможно только при условии выпуска продукции высокого качества. Это требует непрерывного совершенствования технологии производства и методов контроля качества. Поэтому на машиностроительных заводах и при эксплуатации машин в различных областях хозяйства применяется входной контроль, который дает значительный технический и экономический эффект.
В системе технического сервиса входной контроль это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю, предназначенной для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации транспортных и технологических машин. Здесь основным принципом организации входного контроля является установление соответствия
[email protected]; [email protected]
качества продукции необходимым требованиям с целью своевременного предъявления претензий поставщикам, а также для оперативной работы с поставщиками по обеспечению требуемого уровня качества продукции.
В современных условиях, когда на рынок поступают запасные части не только заводов-изготовителей, но и других производителей, роль входного контроля значительно возрастает. Его применение в эксплуатации, сервисных и дилерских центрах позволит обеспечить не только высокую надежность и долговечность машин, но и увеличить техническую готовность транспортных и технологических машин за счет восстановления или своевременной замены дефектных изделий.
В соответствии с ГОСТ 24297 - 87 «Входной контроль продукции. Основные положения» нами для сервисных и дилерских центров рекомендуются следующие виды входного контроля деталей и сборочных единиц:
- контроль внешнего вида, химического состава, механических свойств;
- контроль геометрических размеров, поверхности;
- физико-технический контроль.
По используемым средствам контроля различаются измерительный, регистрацион-
Рис. 1. Факторы, влияющие на достоверность входного контроля
62
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Таблица
Возможные дефекты деталей и узлов (запасных частей)
Наименование
дефекта
Трещины
Риски и задиры
Рванины и надрывы
Черновины
Несоответствие геометрических размеров, сколы, несоответствие шероховатости
Несоответствие материала, приводящее к повышенным деформациям
Дефекты
поверхности
Краткая
характеристика дефекта
Влияние дефекта на качество готового изделия
Трещины на поверхности являются результатом В готовом изделии
возникших внутренних трещины - брак
напряжений
Риски (продольные царапины) возникают на внутренних и наружных поверхностях. Задиры возникают в процессе прессования
Дефекты портят внешний вид, уменьшают точность размеров изготовленных изделий, а иногда приводят к браку
Рванины и надрывы являются результатом дефектов штамповки
Приводит изделие к браку
Черновины являются результатом непрошлифованных участков
Дефект способствует быстрому износу изделия, портит внешний вид и мешает работе с определенной точностью
Дефект способствует быстрому износу изделия
Дефект способствует быстрому износу и браку
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012
63
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Рис. 2. Основные направления повышения эффективности входного контроля качества запасных частей в технологической подготовке предприятий технического сервиса
ныи, органолептическим, визуальный способы, а также по контрольному образцу (путем сравнения признаков качества продукции и образца) и технический осмотр.
На качество входного контроля влияет множество факторов, среди которых для предприятий технического сервиса можно выделить следующие (рис. 1):
- наличие, технический уровень и качество средств измерений;
- метрологическое обеспечение точности измерений;
- доступность измерений.
При производстве готовых изделий возникают дефекты. В таблице представлены возможные дефекты поверхности запасных частей.
Организация входного контроля на сервисном предприятии в ряде случаев позволит избежать использования бракованных запасных частей.
На машиностроительных предприятиях на участках входного контроля используют универсальные измерительные приборы с штриховой и цифровой индикацией (штан-ген- и микрометрические инструменты; нутромеры и др.).
При организации системы входного контроля качества запасных частей в технологической подготовке технического сервиса недостаточно оснащать сервисные предприятия дорогостоящим цифровым измерительным инструментом, увеличивать количество
64
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2012